В поисках восьмого чуда света

     В новогодние каникулы 2015 года мы отдыхали большой компанией в Тайланде, в городе Паттайя. Было нас шестеро: дочь Татьяна с зятем Дмитрием, его родители – Юрий Иванович и Нелли Алексеевна и мы с женой Валентиной. Поездку в Камбоджу заранее не планировали, решение поехать и посмотреть древний архитектурный комплекс Ангкор Ват созрело спонтанно – в новогоднюю ночь за праздничным столом. Желание посмотреть восьмое чудо света у всех было уже давно. Не смущала даже дальняя дорога протяженностью в 450 километров в одну сторону и продолжительность экскурсии - двое суток, из которых две ночи по 8 часов в дороге.
     Выехали из отеля поздно ночью на комфортабельном микроавтобусе Тойота, рассчитанном на пятнадцать пассажиров. Меня, как самого крупного, посадили вперёд – рядом с водителем. На первый взгляд, наш водитель был очень молодого возраста (возраст тайцев сложно определить, если у них нет явных признаков старости).
     Дороги в Тае отличные, поэтому большую часть пути по территории этой страны мы ехали со скоростью 110-120 километров в час. Из-за того, что в Тайланде на дорогах левостороннее движение, всё время казалось, что мы едем по встречной полосе, а с учётом скорости движения, я всю дорогу находился в напряжённом состоянии – всё время хотелось притормозить и схватиться за руль, чтобы выехать на «правильную» полосу движения.
     Через пять часов пути мы остановились в придорожном кафе на завтрак. Наступал рассвет, сопки окутал густой туман, но так, что закрывал только их среднюю часть, а очертания подножий и вершин хорошо просматривались. Утро наступало очень быстро, из-за сопок появилось зарево, которое очень скоро захватило полнеба. Вокруг стояла звенящая тишина, только редкие птицы, просыпаясь, подавали свой голос. Кафе находилось на берегу озера, а столики располагались на деревянном настиле прямо над водой. В озере было неимоверное количеству рыбы, причём довольно крупной – каждая особь килограммов по пять.
     Рыба, видимо, была уже приучена к тому, что в это время подъезжают туристы и с удовольствием кормят её. В воде творилось что-то невообразимое – десятки, если ни сотни крупных рыбин кишели на довольно небольшом пятачке, стараясь ухватить куски хлеба, которые туристы щедро бросали в воду.
     Появились первые солнечные лучи и высветили диковинные очертания сопок, покрытых тропическими лесами. Над водной гладью озера поднимался густой сизый туман, а в свежем ароматном воздухе зазвучал разноголосый птичий хор, который становился всё громче и громче. Картина вокруг нас была идеалистической. В голове мелькнула мысль: «Вот же он рай земной!»
     Но впереди ещё ждала треть пути и, как бы нам ни хотелось остаться в этом райском уголке, ехать было нужно. До государственной границы между Тайландом и Камбоджей оставалось уже сосем немного пути. Проехали мы его без особых приключений. В нашей группе была молодая пара с младенцем на руках в возрасте пяти – шести месяцев. Для нас это обстоятельство было несколько странным. Поездка в такую даль с малышом, тем более в такую бедную страну, как Камбоджа, для нас казалась нелепой и опасной. Ребёнок, конечно, чувствовал дискомфорт и постоянно плакал, в остальном никаких неудобств не было.
     С приближением к границе с Камбоджей всё чаще навстречу нам попадались грузовики, доверху загруженные какими-то тюками. Как впоследствии выяснилось, это были мешки с необработанным рисом. Дело в том, что в Камбодже своей промышленности по переработке риса почти нет и большинство собранного урожая камбоджийцы вынуждены продавать по низким ценам в соседней стране. Тайланд на этом хорошо зарабатывает и занимает второе место в мире по производству риса, большая часть которого выращивается в Камбодже.
     Граница между Тайландом и Камбоджой выглядит, как граница между цивилизациями и напоминает большой муравейник. Пункт пропуска со стороны Тайланда оборудован по современным технологиям и никаких неприятных ассоциаций не вызывает. Совсем другая картина со стороны Камбоджи…
     Сразу же, как только мы перешли через пограничный переход, нас встретил новый гид и повел к автобусу, который находился в некотором отдалении – метрах в трёхстах. На этом небольшом участке пути мы оказались среди массы бедных, если не сказать нищих людей, спешащих с большими баулами на плечах в обе стороны. По дороге двигалась масса разных грузовиков, каких - то повозок с различными видами тяги – людской, мопедной, гужевой и т.п. Повозки были нагружены очень большими баулами, тюками, мешками. Удивительно было то, как такой груз можно перевозить на таких средствах передвижения. Естественно, все это было старым и убогим. Под стать технике были и люди – бедно и грязно одетые, измученные непосильным трудом, видно было, что хлеб насущный им достаётся нелегко.
     На площади нас ожидал экскурсионный автобус, очень похожий на родной российский ПАЗик. Нас с Валей это немного напрягло, потому что оставшуюся часть маршрута (порядка 200 километров) нам предстояло ехать на этом автобусе, а в нашей памяти были ещё свежи воспоминания от приключений в поездке по Карелии в
2013 году (я об этом писал в рассказе «Карельские пороги»)…
     Водитель был из местных, худощавый и непривычного для местных жителей высокого роста, вёл он себя достаточно уверенно. Усевшись в конце салона, я принялся изучать окружающий ландшафт из окна автобуса. Справа и слева вдоль дороги раскинулись рисовые поля.
     Рис в Камбодже выращивают, в основном, с использованием ручного труда. Уборку урожая на больших плантациях производят комбайнами, далеко не первой свежести. Редкие населенные пункты, попадавшиеся на пути, как правило, располагались вдали от дороги, поэтому рассмотреть особенности камбоджийской деревни из окна автобуса было затруднительно. Изредка у дороги встречались отдельные жилища рисоводов, представляли они собой деревянные каркасные дома на высоких сваях, оббитые железными листами. Как пояснил экскурсовод, дома строятся на сваях во избежание проникновения в дом ядовитых змей, которых в округе огромное количество. Вокруг дома никаких оград нет, пространство между сваями под домом используется для хозяйственных нужд.
     Еще одним промыслом камбоджийцев в этих местах является отлов змей, сбор насекомых – стрекоз, кузнечиков, саранчи и другой живности.
     На рисовых чеках водится большое количество разнообразных змей, как ядовитых, так и безвредных. Местные жители используют их для приготовления пищи, в медицине, а также сдают в рестораны. Насекомых отлавливают оригинальным способом: на рисовых полях ставят специальные ловушки, представляющие собой бумажный или тканевый экран площадью примерно в один квадратный метр, сверху крепится светильник, а под экраном таз с водой. Ночью насекомые летят на свет, натыкаются на экран и падают в таз, откуда выбраться уже не могут. Таким способом за одну ночь можно отловить до килограмма насекомых. Используют их в пищу, правда,чаще эти деликатесы предназначаются для иностранных туристов, а для местных жителей это слишком дорогое удовольствие. Выгоднее сдать добычу в ресторан, или продать на рынке, а на вырученные деньги купить традиционную пищу для всей семьи. Нам предлагали попробовать жареных кузнечиков, но природное чувство брезгливости не позволило нам сделать этого.
     В Камбодже движение правостороннее, на дорогах машин совсем мало, намного чаще нам попадались мопеды, здесь это основной вид транспорта. Примерно через три часа пути мы добрались до места назначения - город Сием Реап.
     Это живописный город, расположенный на северо-западе страны в одноимённой провинции, известный благодаря Ангкору – центру древней Кхмерской империи. Название города переводится, как «победа над Сиамом». Население составляет порядка 200 000 человек.
     Сием Реап самый популярный город страны – ежегодно его посещают более миллиона путешественников. С открытием храмового комплекса в конце 19 века, в городе начал развиваться туризм. Первый отель открыли ещё в 1923 году, как нам сказал гид, сейчас их более шестисот – на разный вкус и достаток. Здесь есть что посмотреть, но основная достопримечательность, из-за которой сюда едут люди со всего мира, в том числе и мы – храмовый комплекс Ангкор Ват.
     Сием Реап – является административным центром одноименной провинции, известной тем, что здесь в сентябре 1975 года зародилось движение сопротивления режиму красных кхмеров, сразу же после прихода режима Пол Пота к власти.
     В отеле мы встретились с гидом, который должен был провести с нами экскурсию в Ангкор. С гидом нам очень повезло – он оказался очень интересным человеком:
Во-первых – он проводил экскурсию для нашего Премьера Медведева Д.А. во время его визита в Камбоджу в 2014 году. Во-вторых – он пережил режим Пол Пота, как раз в том возрасте (14-15 лет), когда его сверстников забирали в отряды красных кхмеров и те творили геноцид.
     Избежать этой участи нашему гиду удалось благодаря тому, что его семья сумела скрыться в джунглях от солдат Пол Пота (с его слов). В-третьих – после ликвидации режима Пол Пота он обучался в СССР, в Алма-Атинском педагогическом институте: окончил его по специальности – преподаватель русского языка и литературы, поэтому свободно разговаривал на русском языке. Из его очень содержательного рассказа мы узнали многое об истории Камбоджи, её современном состоянии и, конечно, об истории удивительного храмового комплекса Ангкор и его храмов.
     В переводе с кхмерского слово Ангкор означает «столица». Это уникальный крупнейший храмовый комплекс в мире, аналогов которому нет. Ангкор был столицей кхмерского государства с IX по XIV века н.э. Его строительство было начато в 812 году и продолжалось на протяжении четырёхсот лет. В этой столице правило двадцать пять королей и каждый вносил свою лепту в строительство столицы. Ангкор был огромным городом, население которого насчитывало более 1,5 миллиона человек, город занимал около 3000 квадратных километров. До наших дней дошла только малая часть – всего около 900 строений. На территории комплекса находится несколько храмов, самый главный из них Ангкор Ват.
     Ангкор Ват окружает ров с водой и стена, длиной порядка десяти километров. Всего в городе-храме пять входов, являющихся точными копиями друг друга. Через ров в город ведут пять мостов. Каждый мост защищают пятьдесят четыре фигуры богов и асур (демонов), которые держат длинную змею, являющуюся перилами моста. Несмотря на то, что Ангкор Ват стоит в окружении водоёмов, его территория никогда не затапливается даже в сезон дождей.
     Интересна легенда о происхождении храма: «Кхмерскому принцу удалось побывать у бога – отца Индры. Красота его небесного дворца с изящными башнями поразила юношу. Тогда бог решил подарить сыну Преа Кет такой же храм, но на земле».
     Ангкор Ват – восьмое чудо света, является самым величественным храмом в мире, случай его сооружения – особенный. Историки и археологи до сих пор не могут определить цель постройки сооружения такого величественного сооружения – должен это быть храм Вишну (бог в вишнуизме), место захоронения царя или то и
другое вместе. Храм представляет собой поистине удивительное сооружение, масштабы его поражают...
     Ангкор Ват строился с 1113 по 1150 год – всего тридцать семь лет... Согласно современным подсчетам ученых, строительство должно было вовлечь огромное количество рабочих рук, потому что построить такой храм менее чем за 40 лет в XII столетии – удивительно. Весь храм построен из песчаника. Уникальной считается техника сооружения стен – кхмеры не использовали никаких связующих материалов, например, глины или цемента. Но сама конструкция имеет очень мощную фиксацию за счет использования техники кладки камней по принципу замка. Все сооружения храмового комплекса сложены из очень гладких, словно отполированных камней, плотно подогнанных друг к другу.
     В период гражданской войны 1975-1979 годов войска красных кхмеров под руководством Пол Пота часть храмов комплекса разрушили, длительные беспорядки привели к остановке реставрационных работ. Храмы оказались под угрозой разграбления. Джунгли стали вновь «поглощать» город. С 1992 года Ангкор Ват находится под защитой ЮНЕСКО.
     Гигантский храмовый комплекс поразил нас своей гармоничностью и плавностью линий. Здесь постоянно присутствует ощущение нереальности, чуда – невозможно понять и представить, как в джунглях, на болоте, люди смогли такое построить в те времена.
     Храм строился на песчаном холме сверху вниз, от центра к периферии. Прямоугольная конструкция размером 1300 на 1500 м состоит из трех ярусов, обозначающих природную стихию – землю, воздух, воду. Всего на главной платформе размещается пять величественных башен, каждая символизирует один из пиков мифической горы Меру.
     Центром храма является главная башня, расположенная на третьем уровне и возвышающаяся на 65 метров. Она строилась как обитель бога. Каменные стены комплекса украшены резьбой. На первом ярусе центральными являются три галереи идеальной прямоугольной формы. Третья галерея самая известная, она искусно декорирована великолепными двухметровыми в ширину барельефами, общая длина которых – больше семисот метров. На первом ярусе находятся внутренние дворики и две библиотеки. На втором разместились фигуры небесных танцовщиц апсар.
     Скульптуры удивительно сочетаются с архитектурой храма, везде чувствуется влияние двух культур – индийской и китайской. Третий ярус считается сердцем Ангкор Ват.
     Здесь архитектурный ансамбль храма больше всего символически напоминает гору Меру, у которой по легендам пять небесных пиков. Центральная башня исполняла роль алтаря – главного места поклонения Вишну. На этом ярусе изображены самые сложные по технике выполнения барельефы.
     Комплекс строился не для простых верующих, а предназначался для религиозной верхушки. По преданию – в нём хоронили королей, а три уровня храма предназначались для молитв религиозной знати. В верхней части храма – на его третьем уровне находится статуя бога Вишну.
     Место для отправления молитвы определялось в соответствии со статусом – чем выше положение священника, тем выше уровень, на котором он имел право молиться. Подниматься и опускаться в храме следовало только лицом к богу, это притом, что ступени между уровнями очень крутые, особенно между вторым и третьим.
     В этом мы убедились лично, пройдя все три уровня. Инициатором восхождения, как всегда, была Нелли Алексеевна. Хотя подъём на третий уровень дался всем очень нелегко, впечатление от того, что мы увидели – невозможно передать словами. Ни язык, ни фотография не в силах отразить странное, мистическое чувство, которое охватывает, когда ты видишь башни храмов, спокойные лица богов, и застывшие в странных гримасах, маски демонов…
     Интересно и загадочно расположение башен храма относительно друг друга. С какой бы стороны человек не подходил к храму, полюбоваться его красотой и величием, он никогда не увидит все пять башен, а лишь три из них.
     Вплоть до 1860 года город-храм оставался скрытым от глаз европейских исследователей – завесой непроходимых джунглей. Открыл и описал его французский учёный Анри Муо. До настоящего времени учёные не в состоянии объяснить, воссоздать технологии и величие храмов, которые держатся на своем весе, ничем не скреплены, а камни стен отточены и подогнаны идеально.
     Такие интересные факты говорят о том, что комплекс, возведенный в XII столетии, является архитектурным шедевром и это чудо света обязательно нужно увидеть.
     Мы его нашли и увидели!

БАЙОН

     Другой храм – Байон – один из удивительнейших храмов на территории храмового комплекса Ангкор.
     Он расположен в его центре, был и остаётся загадкой с XII века нашей эры… «Изюминкой» Байона являются башни с множеством ликов, высеченных из камня.
     Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находившихся под властью короля. К сожалению, на сегодня сохранилось только 37 башен. На 54 башнях храма находились 216 голов (по 4 на каждой башне). Если присмотреться, то одинаковых лиц нет — все они очень разные, хотя при первом рассмотрении выглядят похожими.
     Задумка у храма такая, что с каждой башни на тебя смотрят лица, и где бы ты не стоял, попадаешь под их пристальный взгляд. Эти лица богов, глядящие на тебя в закатных лучах солнца, производят неизгладимое впечатление. Энергетика безумная, после бессонной ночи и насыщенного дня экскурсий ни капли усталости.
     В зависимости от освещения и времени суток выражение лиц меняются – они могут быть веселыми и добрыми либо грустными — и даже наводить ужас. В какой бы точке храма вы ни находились, на вас будут «смотреть», по крайней мере, пять-шесть каменных лиц и всё время присутствует такое ощущение, что на тебя обращен чей-то живой взгляд.
     Построен храм в период с 1181 по 1220 гг. и не раз достраивался и перестаивался. Изначально все башни храма были покрыты золотом. Байон состоит из трех законченных ярусов: нижние два – квадратные, верхний – представляет собой круглую башню. Король хотел закончить храм при жизни, но не был уверен, что сумеет дождаться конца строительства, поэтому по его приказу мастера полностью заканчивали каждый ярус и только потом начинали строить следующий.
     Стены Байона покрыты искусно вырезанными барельефами, на 1200 метрах поверхности из камня вырезано 11 000 фигур, изображающих различные сцены камбоджийской жизни. Здесь запечатлены сцены из битв, падение Ангкора, сценки из повседневной жизни, королевская охота, поклонение богам...
     Лучше всего сохранились барельефы на первом ярусе. Храм имеет множество разрушений, восстановительные работы в Байоне начались ещё в 20-х годах XX века и продолжаются по настоящее время.
     От посещения храма Байон остаются только самые яркие эмоции и ощущения. Безмятежные массивные каменные лица, таинственные улыбки и прикрытые глаза всюду следуют за тобой. Это место восхищает! Впечатление от посещения храма можно выразить словами: Храм великолепен! Даже не верится, что это можно было создать руками человека!»

ТА ПРОМ

     Старинный храм Та Пром был основан в Ангкоре в конце XII – начале XIII столетия, как буддистский университет и монастырь.
     Страна пребывала в зените своей славы – на троне сидел просвещенный монарх, ирригационная система позволяла собирать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери, и он уважил, построив в память о ней храм-монастырь.
     На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2740 священнослужителей, 2232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3140 деревень, с населением в 79 365 человек.
     Взамен на это богатство храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор.
     В Камбодже монастыри представляли собой настоящие небольшие города. Монахи несли службы в каменных постройках, посвященных богам, и владели некоторым количеством дарованного им королем и паствой имущества.
     Вокруг монастырей, с их капиталами, шла вполне мирская жизнь: в деревнях выращивали рис, за оградой из каменных стен шла бурная торговля, проходили театрализованные представления. Так вот, Та Пром был ОЧЕНЬ богатым монастырем. В центре храма есть башня, стены внутри которой были украшены драгоценными камнями величиной с кулак каждый, но во время многочисленных войн с Сиамом храм был разграблен, а камни похищены, остались только следы – углубления в стенах.
     Храм удалось обнаружить только при проведении программы по восстановлению храмов Ангкора в XX столетии.
     Та Пром остался практически в том состоянии, в котором его нашли – руины храма с вросшими в него джунглями. Особую славу храм Та Пром снискал благодаря удивительному существованию каменных строений и опутывающих их деревьев с большими корнями. Стены и крыши увенчаны огромными диковинными деревьями, которые вплетаются в камни. Во всю высоту стен деревья выпустили огромные свисающие корни, вросшие прямо в мягкий песчаник стен и перекрытий. А уже там, над стенами, распустили крону.
     Именно такое причудливое состояние храма сделало его одним из самых посещаемых храмов Ангкора и самой Камбоджи.
     Его ещё называют храмом Анжелины Джоли в память о том, что на территории храма снимался голливудский фильм с участием кинозвезды.
     Мы бродили по территории храма и не могли скрыть немого восторга от фантастических картин, которые окружали нас повсюду.
     На территории храмового комплекса находится ещё очень много других интересных исторических и архитектурных объектов, некоторые из них мы осмотрели: Террасу Прокаженного короля, Слоновью террасу, Лабиринты, Дворец Пхименакас.
     Для того чтобы осмотреть все достопримечательности Ангкора, нашей двухдневной экскурсии было явно недостаточно. На прощанье мы погуляли по территории храмового комплекса, покормили обезьян, увидели огромные тиковые деревья, лианы. Вглубь джунглей самостоятельно мы не заходили, так как нас предупредили, что здесь могут быть змеи и неразорвавшиеся мины.
     В память об этом удивительном месте, настоящем чуде света мы с удовольствием сфотографировались.


Рецензии