Три периода жизни

(Текст из МАНУскрипа 16)       

        В Индии традиционно жизнь человека разделялась на четыре периода. Начальный период – период ученичества. Родители отдавали мальчика на обучение Гуру, последователю определенного адепта, или философской школы. И мальчик проходил путь чела, ученика. Гуру при этом брал на себя не только роль учителя, но и его карму. Закончив период ученичества и совершив обряд возвращения домой, "дваждырожденный" должен был как можно скорее вступить в брак. Он становился грихастха - домохозяином. Вторая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Брак был религ. необходимостью и социальной обязанностью. Он преследовал 3 цели:
1) исполнение религ. долга посредством жертвоприношений,
2) продолжение рода для обеспечения нормального посмертного существования предков и
3) чувственное наслаждение (кама).
        Примерно в возрасте рождения внуков человек оставлял все свои земные дела, уходил из семьи и поселялся где-нибудь на краю деревни в хижине, питаясь подаянием и помогая людям добрым советом. А потом принимал санньясу, уходил из хижины, взяв с собой только миску и одеяло, становился странствующим монахом, отказавшись от материальной жизни и пребывая в духовной работе. Конечно, далеко не все следовали этому правилу. Некоторые становились санньясинами в молодости, другие не покидали своих домов и в старости.
        В позднем послеведическом индуизме, как и в теософии, существует понятие Тримурти («три лика»), триада объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона - Брахму-Создателя, Вишну -Хранителя и Шиву-Разрушителя в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана, Абсолюта. Брахма — высшее божество, которое выступает в роли сотворителя мира, и соответственно, в силу своей роли он указывается первым в составе триады божеств. Через энергию Вишну Брахман проявляет себя как охранитель и осуществитель творения. Энергия Шивы – сжатие, разрушение, трансформация.
        Так почему нас может заинтересовать Тримурти, эта индийская троица, три аспекта Единого? В самом прямом и буквальном смысле. Мы сталкиваемся с ними каждый день, везде и всюду. Каждый объект и субъект, каждый процесс, возникающая ситуация, взаимоотношения, любой эгрегор, от парного, группового до этнического, так или иначе, проходят эти три фазы существования, - Брахма-Вишну-Шива, создание, осуществление, растворение, либо трансформация. Что такое яблоко? Это не плод на столе – это процесс от цветка на дереве и маленького плода (время Брахмы), через зрелое яблоко (время Вишну) до полного увядания и распада (период Шивы). Молодая фирма, группа людей в творческом подъеме получает заказы, энергично растет (идет мощный приток брахманической энергии из тонкого плана), потом наступает момент стабилизации энергии. И вот, по непонятным причинам, всё сжимается и распадается, либо трансформируется в новое объединение (энергия уходит обратно). Но в любой период текущего процесса может существовать как энергия растворения, так и осуществления, и нового творчества. Пропорции разные.
В жизни конкретного человека так же есть эти три фазы существования. Время Брахмы, ученичества, становления – примерно до 29-30-и лет. Идет активное формирование личности. И к завершению периода «душа» полностью «просыпается», то есть обретает все те качества, которые она обрела в прошлом воплощении. Это не значит, что течет только энергия творения.       Параллельно происходит и активное осуществление, и стремительный распад тех или иных процессов и явлений. Кстати, эта фаза завершается примерно во время первого транзита Сатурна. Космические часы работают. Приблизительно к 59-60-и годам, ко времени второго транзита Сатурна, завершается вторая фаза – время Вишну, осуществления, в процессе которого человек и обретает все должные опыты, совершая маленький подъем в эволюции души, исполняя свою дхарму, следуя намеченному Учителями Пути. Конечно, этот этап можно разделить на фазы, например, раннюю, исполненную молодой энергии, среднюю, уравновешенную, и завершающую, когда очень хочется уже вздремнуть после обеда. Но ты еще идешь (уже не бежишь) по буйным джунглям. В затылок светит ласковое солнце. И еще кажется, что всё впереди. Но вдруг, совершенно неожиданно, впереди возникает стена с большой железной дверью. Конечно, ты много читал про эту стену, но никак не думал о ней. И вот тебе нужно открыть дверь. Она с трудом, со скрипом открывается. Сзади еще светит солнце, а впереди – тундра, мелкий дождик, за ним гроза и вязкий туман на берегу реки. Какое-то время ты держишься за косяк, но потом делаешь шаг вперед. Нужно привыкнуть, принять и понять, что это очень важный жизненный этап. Завершение гештальтов, осмысление, иное понимание Сути, Бога, Жизни. Кстати, вокруг много интересного – красивые камни, мох, деревца и кустарники. Можно продолжать творить. Энергия Брахмы не закончилась, осуществлять должное - Вишну тебе улыбается. Но самое важное – смотреть на танец Шивы. В большинстве культур с необычайным пиитетом относятся к этой третьей фазе жизни. Но, увы, традиционно, в нашей западной культуре, любая болезнь, старость, смерть воспринимается как проигрыш.
        Конечно, далеко не все у нас, даже в почтенном возрасте, переходят в третью фазу, порой так и оставаясь во второй, а, зачастую, и в первой. Как далеко не все в Индии становятся санньясинами.
Не знаю, пригодится ли кому-то мой рассказ. Но вдруг? Спасибо!


Рецензии