Легенды и мифы абхазии

               

                ЛЕГЕНДА ОБ ОЗЕРЕ РИЦА

          Трудно себе представить, что когда-то красавицы Рицы не было, а на этом месте находилась глубокая котловина, окруженная высокими горами и девственными лесами. И текли там две бурные речки – Лашипсе и Юпшара, а в лесах обитало много зверей и птиц. Жили на самом дне этой котловины земледельцы и охотники из рода Апшицба, люди мирные и трудолюбивые. И только невзгоды заставили их поселиться вдали от моря, плодоносной земли и побережья и мира людей. В ту пору жадные да богатые были охочи грабить бедняков. А еще досаждали чужеземцы, которые сеяли смерть и голод на земле Апсны.

           Куда деваться людям, трудом своим добывающим хлеб? Вот и выбирали они для жилья места довольно неприступные. Под защитой высоких гор, непроходимых дремучих лесов жил народ общины. Жил так и род Апшицба в поселке Рица, что значит «Их дно». Жизнь их протекала спокойно: охота была удачной, умножались тучные стада, и воды было достаточно в Лашипсе и Юпшаре. Не знали только Апшицба, что течет в Лашипсе священная вода и повелел верховный бог сурово наказать человека, пьющего из реки Лашипсе.
 
           Беда их подстерегала и наконец подстерегла. Однажды ночью услышали они страшный грохот. Небо было черным, ни звезд, ни друг друга не видно. В ужасе пали они на колени и стали молить бога богов пощадить их. Но тот был непреклонен. Бросил он на Рицу водопады, каких никогда не видел и не увидит человек. А всего водопадов было девять. И затопила вода котловину в один миг.

           Погибли и люди, и животные, и птицы. А наутро солнце, поднявшись высоко в небе, было несказанно удивлено: на него глядела синь прекрасного озера, обрамленного скалами. И это озеро получило название Рица – в честь поселка, находившегося когда-то на дне котловины.

                О ВОЗНИКНОВЕНИИ ОЗЕРА АМТКЕЛ

           Когда-то там, где теперь в ожерелье из огромных известняковых глыб лежит озеро Амткел, было глубокое тенистое ущелье. В излучине реки, в средней части ущелья, находилась большая поляна, всегда покрытая свежей, сочной травой. Однажды, спасаясь от заслуженной кары, бежал по ущелью конокрад. Увидел он поляну, окруженную обрывистыми скалами, и рек, спокойно несущую свои воды. Понравилось ему это место вдали от людей. Вскоре все конокрады Абхазии знали эту поляну и сгоняли туда свою добычу, а затем переправляли ворованных коней через перевал.

          Неподалеку, в Дальском (Кодорском) ущелье, жила-была вдова охотника-абхаза с маленьким сыном. Была у вдовы кобыла с жеребенком. Сын вдовы очень привязался к жеребенку. Ходил с ним по лесистым холмам, рвал ему вкусную траву, отгонял назойливых мух. А перед сном обязательно желал жеребенку спокойной ночи.

          Но однажды случилось несчастье. Зловредные конокрады украли лошадь с жеребенком. Затосковал мальчик, ни пить, ни есть не мог, все плакал и просил найти своего друга. Бросилась мать к соседям с просьбой помочь, но и они ничего не могли сделать: в надежном месте спрятали жеребенка воры.

          Прошло немного времени, и совсем плох стал мальчик. Посмотрел его знахарь, покачал головой и сказал: «Не выгнать злого духа, умрет твой сын».
Заломила мать в отчаянии руки, кинулась вон из хаты и стала осыпать страшными проклятьями обидчиков-конокрадов. Требовала она, чтобы горы обрушились на негодяев, погубивших ее сына. И дрогнули горы, а далекий гул прокатился многократным эхом по вершинам.

          Конокрады между тем спокойно ждали момента, чтобы перегнать новую добычу за перевал. На сочной траве полянки в тени нависших утесов резвился жеребенок. Но не успели негодяи уйти за перевал. Однажды под вечер услышали воры, как ветер стал странно подвывать, будто оплакивал кого-то, как женщина-плакальщица на похоронах. Ветер крепчал, все грознее становился его вой, вместо плача гнев звучал в нем, призыв к мести и расплате за зло. Испугались конокрады, никак не могли понять, что случилось, однако почувствовали, что надвигается какая-то опасность.

          Перерос вой ветра в дикий вопль, в проклятие… И вдруг стих. А в наступившую тишину стал вползать сначала тихий шорох, затем легкий треск. Увидели воры, как на них медленно поползла скала, посыпались на свежую траву мелкие камни. Бросились конокрады врассыпную, да поздно. Гора заслонила небо, наклонилась и рухнула в ущелье.
 
          Огромные глыбы, перекатываясь друг через друга, заполнили его от края до края, запрудили спокойную реку, вспенили ее, поднялись двухсотметровой плотиной. И стала вода заполнять образовавшееся пространство. Цвет нового озера был грязно-белым от растворившихся в нем крошек известняка. На водной глади плавало несколько обрывков одежды конокрадов. Проклятие несчастной матери свершилось.
 
                КАК ВОЗНИКЛО ПОСЕЛЕНИЕ ГАГРА

          Апсха был родом из Акуа.(Сухум). Жил он безбедно, любимый и почитаемый родственниками. Лишь в одном не везло ему пятнадцать лет подряд: как только у него рождался сын, в первую же ночь младенец исчезал из люльки. И никакие мольбы, обращенные к богам, не могли избавить несчастного отца от злого рока. Так потерял Апсха тринадцать сыновей. Тогда обратился он к мудрецам: «Как быть? Что мне делать?»

          Ищи землю обетованную, ответили мудрецы.  Там родит жена твоя ребенка, останется он при тебе.Собрался Апсха в дорогу. Нагрузив большую лодку всем необходимым, взял с собой жену и близких родственников. Три дня носило в море лодку. На четвертый пристала она к пустынному берегу, окруженному горами. По вкусу пришлась Апсхе и его спутникам эта земля. Много тут было дичи и плодов. Решил Апсха поселиться здесь навсегда.

          Прошел год, и жена его в четырнадцатый раз должна была стать матерью. А в это время некто Адгур Ачба из урочища Псху охотился в горах. Увидел он с вершины горы Мамзишха море и спустился к нему. Долго блуждал Ачба по берегу. Вдруг он почувствовал запах дыма и поспешил к тому месту, где построил себе жилье Апсха.

          По-царски был принят Ачба в доме Апсхи. Рассказал хозяин гостю о своих злоключениях и поделился радостью: нынче ждал появления наследника. Действительно, ночью родила жена Апсхи мальчика. Положила его в люльку, а поутру, к ужасу своему, обнаружила, что люлька пуста. Долго искал Апсха похитителей, но безуспешно. Потом только выяснилось, что ребенка унес гость.

          Адгур Ачба жил с четырьмя братьями. Они-то и воспитали царевича. Когда он стал юношей, спустился Ачба с ним и со своими братьями к морю и сказал Апсхе: «Этот юноша – твой сын. Когда рассказал ты мне о своем несчастье, решил я помочь тебе уберечь твоего сына, чтобы не украли его, как крали всех твоих сыновей.» Горячо поблагодарил Апсха Ачбу:

          «Бери в награду все, что хочешь: коней, плоды, драгоценности».
Спасибо, хозяин, - ответил Ачба. – Подарки подарками, только перенесет ли твой сын разлуку с нами? Посели нас на своей земле. Будем жить сообща, богато и весело.
          Призадумался Апсха, очень не хотелось ему иметь соседей. А тут и говорит ему сын: «Если не исполнишь просьбу Ачбы, уйду с ним в горы и не видать тебе меня вовек». Испугался Апсха и согласился. Раздал он свое царство. Одному из братьев Адгура дал землю в районе теперешнего Сочи, другому – местность Абжуаа, третьему – Лыхны и четвертому – Окум. Зажили они богато и счастливо. От них и пошел род абхазов. А Апсха с сыном и женой остались на своей земле и построили здесь крепость Абаата. (В Гаграх)

                ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ НАЗВАНИЕ ГУДАУТА
 
          Давным-давно в маленькой бедной пацхе на месте нынешнего города Гудауты жил абхаз по имени Гуда. Это был красивый, ловкий юноша. Он прекрасно управлял лодкой, случалось, сопровождал заморских купцов в далекие страны и даже изучал иностранные языки.

          Однажды на корабле, возвращаясь к родным берегам, юноша познакомился с дочерью генуэзского купца. Девушку звали Утой. Она ехала к отцу, у которого недалеко от местечка, названного впоследствии Гудаутой, имелась вилла. Молодые люди стали часто встречаться у устья реки. Там обычно от непогоды прятал свою лодку Гуда. В хорошую погоду они выходили в море на лодке и долго любовались живописными берегами и покрытыми снегом вершинами кавказских гор. Гуда и Ута крепко любили друг друга и решили пожениться.

         Однако отец, узнав об этом, отослал дочь в Геную и распустил слух, будто она вышла замуж за богатого вельможу. Гуда не мог перенести разлуки и в отчаянии покончил жизнь самоубийством. Прошло несколько лет. Девушка снова приехала к отцу в гости. Ута не забыла любимого и мечтала о новой встрече. Люди рассказали ей, что произошло с Гудой в ее отсутствие. Потрясенная Ута последовала за возлюбленным: она тоже бросилась в стремительные воды реки. Так погибли двое влюбленных. Местные жители их именами назвали реку, а потом и город.

                КАК ПСХУВЦЫ ОБРЕЛИ СВОБОДУ

          Давно это было, тогда, когда урочище Псху еще жило полнокровной жизнью. Вблизи Псху находился дворец князя – верховного вождя псхувцев. Он был жесток и несправедлив, часто совершал набеги и на низинных жителей Абхазии, и на горцев Западного Кавказа. Однажды его дружина разорила целое село, уничтожила всех его жителей, и лишь одного маленького мальчика Марутхву князь оставил в живых и забрал к себе.

           Прошло время, мальчик вырос, стал красивым и отважным юношей. Княжеская дочь полюбила его, и он платил ей тем же. Однажды княжеская челядь донесла старому князю, что его дочь тайно встречается с Марутхвой. Разгневанный князь решил казнить юношу. Но по законам псхувцев человека можно было предать смерти только за измену. Князь пошел на хитрость. Он сказал, что выдаст любимую дочь за Марутхву, если тот совершит героический поступок, достойный уважения всего псхувского народа.

           В присутствии старейшин села он позвал к себе юношу и сказал:
 «Я знаю, ты любишь мою дочь, и я отдам ее тебе, если ты вернешь принадлежащие псхувской общине сокровища, спрятанные в гроте на самой вершине отвесной скалы, возвышающейся над Псху, вблизи горного потока». Юноша ответил, что готов на все.

           На следующий день с восходом солнца Марутхва, забивая колышки и цепляясь за камни, стал карабкаться на скалу. Когда солнце зашло за горизонт, он уже приблизился к заветной цели, но едва протянул руку к гроту, как оттуда вылетел рой ос. Они накинулись на юношу и стали жалить его. Потеряв сознание, он сорвался со скалы и упал в горный поток.

            Стоявшая внизу княжна, увидев это, бросилась с обрыва вслед за Марутхвой. Другу Марутхвы удалось спасти девушку, но юноша погиб, увлеченный водами бурной реки.

            Разгневанная толпа бросилась на князя и убила его. Псхувцы поклялись, что не допустят более княжеской власти и впредь станут свободной общиной, управляемой лишь старейшинами. А княжна вышла замуж за своего спасителя – сына простого крестьянина.
 
                КАК В СУХУМЕ ПОЯВИЛСЯ СИНОП

          Перед русско-турецкой войной 1877-1878 гг. старший брат знаменитого художника Ивана Айвазовского – епископ Гавриил Айвазовский часто бывал в городе Сухуме. В один из своих приездов он подарил картину брата «Синопский бой» начальнику Сухумского военного отдела полковнику А.Н. Введенскому. У Введенского на восточной окраине города была дача с парком, который он разбил в 1872 г. и назвал "Флора". Полковник повесил картину на даче и с гордостью показывал ее гостям.

          Во время русско-турецкой войны Синоп был оставлен русскими войсками, и город заняли турки. Штаб турецкого командования разместился на даче Введенского. Однажды паша – командующий турецкой армией – обратил внимание на висевшую в зале картину.

          Паша вызвал старого садовника, единственного из прислуги не успевшего уехать, и спросил: «Не знаешь ли, что изображено на этой картине?»
    Садовник, усмехнувшись, ответил:
          Знаю, господин. Это Синопский бой, во время которого русские моряки разбили ваш флот у Синопского мыса.
          Паша, придя в ярость, приказал своей челяди повесить картину на дереве в саду и, выстрелив в нее, воскликнул: Вот вам, русские, Синоп.
          За ним стали стрелять офицеры. Изрешеченная турецкими пулями картина была подобрана старым садовником, когда турки бежали восвояси.

          Впоследствии об этом акте турецкого варварства садовник рассказал ставшему в 1888 г. новым хозяином "Флоры" великому князю, который в память о погибшей картине назвал парк "Синопом".


                СЛУЧАЙ НА СВЯТОЙ ГОРЕ

          Святилище Дыдрипш в настоящее время является главным и наиболее почитаемым в Абхазии. Даже скот не щиплет траву на святой поляне на вершине горы. Вот один случай, во что обходится посягательство на святое место. Рассказывает житель села Ачандара Джамфер Царгуш:

          «Как-то в середине 1970 годов начали прокладывать дорогу для вывоза леса. Начальник строителей решил провести её прямо через святилище Дыдрыпш. Когда у подножья святой горы загремели взрывы, ачандарские старики во главе со жрецом Чичба стали убеждать их, что этого делать ни в коем случае нельзя. Однако главный инженер раздраженно отмахнулся от них: «тут такое важное дело, а вы со своими местными суевериями». Работы были продолжены.
          И тут на строителей одно за другим посыпались несчастья. Один человек погиб, другие получили ранения при взрыве динамита, бульдозер сорвался в пропасть. Строители зароптали и отказались работать. Приехала «высокая» комиссия из Тбилиси, решили пустить дорогу в обход.»

                ОТКУДА ПОШЕЛ НАРОД АПСНЫ

          Откуда пришли они, никто уже не помнит, разве что самые древние старики... Давным-давно, в незапамятные времена, жили абхазы в далеком краю Мысыр - теперь его называют Египет. Там жили люди белые, а рядом, в Абассии - черные. Были у них свои цари, и долгое время пребывали они в мире. А чтобы мир тот был прочен и нерушим, отдавали они своих сыновей на воспитание друг другу. У белых людей во дворце рос наследник черного царя, а у черных - наследник царя абхазского.

           Однажды отлучился абхазский царь из своей столицы: призвали его дела на самый край царства, к горькому морю. И случилась без него беда. Черный царевич играл в саду со своими сверстниками. Ненароком толкнули его, упал он в куст роз и острые шипы выкололи ему глаза. Ослеп черный царевич.

           В страхе собрался народ, стали думать, судить да рядить. Как сказать своему царю о беде, когда он вернется? Что будет, когда черный царь узнает о страшном несчастье, постигшем сына? Страшились абхазы за свою судьбу, ибо знали: жесток у черных людей закон - око за око, зуб за зуб. И боялись они не зря. Узнал черный царь, что сын его ослеп, и повелел ослепить абхазского царевича. И началась война.

          Черных воинов было, что саранчи в пустыне, абхазских же совсем мало. Храбро бились они, лучших бойцов теряли, но не могли остановить врага. Вот уже царь и все люди царского рода погибли. Вот уже совсем мало осталось абхазов. И тогда обратился к народу мудрый столетний старик.  «Люди - сказал он. Приснился мне вещий сон. Будто стоим мы все тут и ждем чего-то. А с юга, с высокой горы, низвергается черный потоп. Многих большая вода захлестнула, многие утонули. Тогда вдруг явилась мне покойная бабушка Хапашава. Протянула, нам свой платок и повела за собой на север. Кто пошел за ней - спасся, кто остался - погиб. Слушайте, люди! Надо бежать на север».

          Собрались абхазы и пошли па север - через пустыни безводные и горы бесплодные. Шли день и ночь, устали, проголодались, истомились от жажды. И вот остановились они у подножия гор, сплошь покрытых лесами. Ночью разбудил абхазов далекий грохот. Заволновались люди. Начали спрашивать друг друга: "Кто это гонится за нами с юга? Какой еще ждать беды?"

          И тогда неведомо откуда из ночной темноты вышла дряхлая, седая старушка, точь в точь покойная бабушка Хапашава. Вздохнула она тяжело и промолвила: «Гонится за вами пророк черных людей Хазара-таалы. Мчится он на колеснице, запряженной арашем Дулдулом. А видом этот араш подобен жирафу, но голова у него ослиная, а копыта железные. Скоро он будет здесь, и вам от него не уйти. Всех потопчет свирепый араш Дулдул».
 
          Заплакали люди, заметались от горя. И тогда сказала им старушка:  «Утрите слезы, есть еще надежда. Дайте мне сито, муки самой белой и соли». Принесли ей все, что она просила. Просеяла старушка муку и соль, замесила круто и испекла на углях большой плоский хлеб.

           Заклубилась пыль с юга, налетел из пустыни пророк Хазаратаалы па своей колеснице. Страшен был его конь-араш Дулдул! Искры летели из-под его железных копыт. Но тут вышла вперед старушка и положила перед Дулдулом абхазский хлеб с солью - апсуа рчеп-жика. И остановился перед ним араш Дулдул как вкопанный.

           Не мог понять Хазаратаалы, почему не скачет Дулдул на врагов, почему не топчет их железными копытами. Замахал мечом, закричал, начал понукать араша. А Дулдул ни с места. Тогда соскочил пророк Хазаратаалы с колесницы и увидел перед собой апсуа рчен-жика. Но законам предков не мог он переступить через хлеб-соль и вложил меч в ножны.

          Долго уговаривал Хазаратаалы абхазов покориться и вернуться в Мысыр, обещал им пощаду, если заплатят выкуп за кровь. Но ответили ему абхазы: Мы выкуп свой кровью уже заплатили и назад не вернемся.

          Повернулся тогда Хазаратаалы к беглецам спиной и ускакал на своем араше в пустыню. А люди пошли дальше на север. Добрались они до высоких гор, дошли до большой Лыхненской поляны, окруженной дремучим лесом. И тут остановились.

          От этих людей и ведут счет своим поколениям нынешние абхазы. Но не все беглецы остались здесь, другие двинулись дальше и осели на реке Кубани, От них пошли абазины.

          Так ли это было или не так - никто не знает, только до сих пор чтят люди Апсны (Абхазии) священный закон хлеба-соли. И не преступают его никогда.

                КРЕПОСТЬ НАРЧХОУ

     Некогда на юго-востоке Абхазии стояла могучая крепость - обиталище героя Нарчхоу. Никто из врагов не осмеливался посягать на нее. Даже сейчас, спустя много веков, это место неприступно, а тогда, глядя на мощную стену и угрюмые башни, каждый понимал, что это обитель великана. Суров с друзьями и безжалостен к врагам был Нарчхоу. Но с женой он всегда был нежен и ласков. Она жила недалеко, в крепости поселка Гарухы-Акыт.

     Нарчхоу часто ходил к ней, она - к нему, и они нежно любили друг друга.
Между крепостями был протянут железный канат, и когда кто-то из супругов хотел видеть другого, он дергал за канат. Так они сообщали друг другу о предстоящей встрече.

     Шло время, и счастливы были Нарчхоу и его жена. Но однажды жена не отозвалась на сигнал Нарчхоу. Она проголодалась раньше времени, а потом, поев, задремала. Договор супругов был нарушен, и страшно разгневался Нарчхоу. В ярости он взбежал на холм за крепостной стеной, схватил огромный камень и метнул его в крепость, где жила его жена. К счастью, камень пролетел мимо и упал недалеко от крепости Гарухы-Акыт. Он лежит там и сейчас.

     От падения огромного камня вздрогнула земля. Поняла тогда жена Нарчхоу, что сильно прогневила своего супруга. В отчаянии распустила она свои длинные волосы и, рыдая, босиком бросилась к мужу, чтобы вымолить себе прощение. И ее приближенные тоже плакали и причитали вместе с ней. Гневен стоял Нарчхоу, отвернувшись от жены. Но наконец сжалился над ней и простил.

     Долго они жили в любви и согласии и умерли в один день - суровый Нарчхоу и его жена. Много веков прошло с тех пор, но у абхазов стало обычаем распускать плакальщицам волосы, и они босиком идут за тем, кого провожают в последний путь.

                БЕСЛЕТСКИЙ МОСТ

     В далекие времена пришли из-за моря на нашу землю чужестранцы. Они жгли города и угоняли в рабство людей. Казалось, не быть больше священной земле Апсны, погибнет славный народ абхазов . Заполнили чужеземцы все побережье. Только горстка храбрецов – абхазов еще сражалась и совершала набеги на завоевателей с предгорий Кавказа.
 
     Они поклялись освободить родную землю. Их решимость вселяла в слабых духом уверенность в победе. Решили храбрецы и примкнувшие к ним воины повергнутых абхазских отрядов напасть на армии завоевателей из глубокого тыла. Но для этого нужно было построить мост через ущелье. А под рукой был только камень с горных круч, да песок. И тогда прошел по земле Апсны клич: "Каждый, кому дорога свобода, пусть даст гонцам куриное яйцо."
 
     Удивлялся народ, никто из них догадаться не мог, как куриное яйцо может принести освобождение. За один день и ночь было собрано сорок тысяч яиц. Опытные мастера приготовили замес из песка и яиц, построили за одну ночь мост, а когда прошло еще три дня, горстка храбрецов ударила в тыл завоевателям. Враг был сброшен в море. Обрели земля Апсны и люди этой священной земли долгожданную свободу и радость.

     Историческая справка: Беслетский арочный мост, сохранившийся с глубокой древности и почти не тронутый временем, находится в 9 км от Сухума, в начале живописного ущелья, где протекает река Басла (Беслетка). Это единственное древнеабхазское сооружение подобного рода. Свод моста, представляющий однопролетную каменную арку длиной 13 м, сложен из квадратных плит известняка. Камни свода обтесаны в форме клиньев и скреплены прочным известковым раствором.

     В старину здесь проходила важная дорога в горные долины, и мост имел военно-стратегическое значение. Возле моста и сейчас виднеются две печи для обжига известняка, составляющего ближние горы.   Легендой о сборе яиц по всей Абхазии люди пытались объяснить необычную прочность моста. Однако этот мост сооружался без яичного белка и тем не менее уже 800 лет стоит целый и невредимый. А всё дело в том, что раскаленный в печах известняк гасили в ямах, заливая его водой. Камни распадались на так называемую гашеную известь и в виде раствора его и использовали для кладки и моста, крепостных стен и храмов.
 
                ПИЦУНДСКИЙ ХРАМ

     На мысе Пицунда  стоит древний храм, окруженный прочной каменной оградой. Прекрасен и  величественен этот храм. И если бывали вы в храме, то вам непременно должны были рассказать эту легенду и показать небольшое углубление в куполе. Ведь легенда связана именно с этой отметиной, которой уже не менее тысячи лет.

     Зодчий и мастер, строивший водопровод на мысе, поспорили, кто скорее выполнит свою работу. Проигравший должен был лишить себя жизни – сброситься с крыши храма.

     Поднимался все выше и выше Пицундский храм. И водопровод прокладывался быстро. Однажды встретился зодчий с соперником. Тот повел его на свои работы и показал водопровод, который уже был закончен.

     Делать нечего, поднялся зодчий на недостроенный купол храма, бросился вниз на камни и разбился насмерть. А на куполе осталась отметина – след его ног, углубление в растворе, которым скрепляли камень.

          Достроил Пицундский храм молодой его преемник. И если внимательно вглядется, то можно заметить, где кончил строить старый зодчий и где продолжил молодой. Но красоты не убавилось. Храм по сию пору стоит на мысе Пицунда. И нет на земле храма подобного Пицундскому.
 
                О СТЕНЕ ПИЦУНДСКОГО ХРАМА

          Посмотрите на ограду Пицундского храма. Она сложена будто второпях, словно ее строителям отпущено было времени в обрез и возвели они стену в считанные дни. Так и было. Нахлынули тогда на землю нашу завоеватели-иноверцы, все круша на своем пути. Как полчища саранчи оставляют за собой только тлен и пустошь, так и пришельцы расправлялись со священной землей Апсны. Стоял стон великий на земле, и герои падали, пораженные насмерть тучей неприятельских стрел. Что могли они сделать против великого множества захватчиков?

          Храму в Пицунде грозило разорение, ибо не был защищен он ничем, кроме патриаршего благословения. Тогда патриарх обратился ко всему народу, призвал спасти великую святыню в Пицунде. И прислушался народ к его голосу. Тысячи и тысячи людей собрались тогда возле храма. Только стена высотой 50 локтей могла спасти его. Но неприятель подошел уже близко.

          «Торопитесь. Пусть каждый положит вокруг храма по камню – и будет в стене десять тысяч камней. А если каждый положит по пять камней – не взять врагу святыни, провозгласил патриарх».

          И работа закипела. С гор понесли люди к храму громадные валуны, издалека из разрушенных городов везли на повозках и несли на руках камни. Когда народ принялся возводить стену, солнце едва вставало. А в лучах заходящего солнца все увидели стену, воздвигнутую собственными руками. Люди сами не верили сотворенному чуду, думали, что само провидение помогло им. Подошел враг к Пицунде, и был страшно изумлен, ведь еще утром лазутчики доносили, что храм беззащитен. А сейчас громадная стена окружала святыню, и была она неприступна.

                БЕДИЙСКИЙ ХРАМ

          Легенда гласит, что на месте знаменитого Бедийского храма во времена Абхазского царства находился летний царский дворец. В этом дворце родилась у царя дочь. Но была она очень слаба. Однако целебный воздух Абхазии восстановил силы хрупкого ребенка. И тогда родители заказали самым лучшим мастерам золотую люльку, торжественно положили в нее девочку и на царской золотой колеснице в сопровождении огромной процессии медленно направились в главную резиденцию царства.

          Прошло много лет, царская дочь выросла красавицей и вышла замуж за царя соседней дружественной страны. Когда царевна должна была родить первенца, ее отправили в летнюю резиденцию отца, где она раньше срока родила сына. Царевна дала обет, что если сын выживет, то она попросит его построить здесь невиданный по красоте храм. Так и случилось. Новый царь – властелин Кавказа – на месте
 дворца воздвиг прекрасный Бедийский собор.
 
                О ВЕЛИКОМ ЗОДЧЕМ

          Рассказывают, что когда задумал абхазский царь Леон возвести собор близ Очамчиры, где сливаются реки Моква и Дваб, созвал он мастеров-строителей со всей абхазской земли. Пригласил еще и заморских зодчих. Сулил царь каждому из них несметные богатства, если сумеют они угодить ему.

          А угодить действительно было трудно. Царь Леон хотел построить необычный по форме собор. Чобы были видны с главного купола храма все соборы священной земли Апсны. Слушали великие мастера-зодчие царя, качали головами: не построить такого собора! И уходили один за другим с царского двора. Ибо знали, что если возьмутся за дело и не выполнят его, то не сносить им головы. Жесток и суров был царь Леон.

          Но нашелся все-таки один зодчий. Смелый это был человек. Решил он рискнуть и принял царские условия. Закипела работа на высоком островке. Месяц минул, полгода прошло, стал подниматься ввысь голубой Моквский собор. Не мог народ на него налюбоваться – так он был красив и строен, словно не из камня складывали его, а из теплых ветров, пряных запахов и морской пены…

          Вот уже покрывают чистым золотом купол и на тысячу локтей вверх поднимают крест, какого никто никогда не видел. Приехал царь Леон к собору с огромной свитой посмотреть, выполнил ли его условия смелый зодчий. И привезены были туда сундуки с золотом и серебром – обещанная зодчему награда. Но лукав был Леон. Осмотрел собор – все понравилось ему. Поднялся потом на главный купол: видны ли храмы священной Апсны с высоты Моквского собора. Спустился мрачный, ни на кого не смотрит, гневается.

          «Не выполнил ты моего условия,  сказал он зодчему. Не видно с высоты собора всех храмов Апсны». Опечалился зодчий, но решил все же проверить сказанное царем. Полез он по приставленной лестнице на самую маковку, что была в тысяче локтей от земли. Но когда зодчий достиг маковки, повелел царь убрать лестницу, ибо жаль ему было золота и серебра для зодчего и не хотел царь, чтобы построено было на свете еще что-нибудь подобное прекрасному Моквскому собору.
               


                КАК ПОЯВИЛИСЬ КАМАНЫ

          Были у святого Иоанна Златоуста не только друзья, но и враги. Вот они-то, долгое время ходатайствуя перед византийским императором, добились наконец ссылки Златоуста из благодатной Арабиссы на побережье негостеприимной Питиус. Обрядили Златоуста в черное рубище. Двое стражников были даны в провожатые святому, и весь путь длиною в три месяца не давали злонравные эти люди ни отдыха Златоусту, ни покоя.
 
          Не знал Златоуст снисхождения от стражей своих. Один из них издевался над Иоанном особенно рьяно. Его очень раздражало, если встречные просили пощадить хилого старца. Тогда он бил Златоуста палицей наотмашь. И в дождь, и в знойный полдень выводил он пленника на улицу. Не позволял он Златоусту заходить в селения и города, дабы подкрепиться пищей или вымыться в бане.

          Так шли они – святой и его стража – пока не достигли наконец города Каманы. Здесь они остановились на ночлег в уединенной церкви мученика Василиска, епископа команского. Ночью, когда погрузились люди в сон, явился страждущему Златоусту Василиск и сказал: «Мужайся, Иоанн. Завтра мы будем с тобою вместе».

          А наутро Златоуст стал умолять остаться в церкви хотя бы до полудня, ибо надеялся святой сложить с себя к тому времени тяжкое бремя жизни. Но не послушали его мучители. Как гонят скотину, так погнали они мученика по пыльным дорогам, под нестерпимо палящим солнцем вперед, сами не ведая куда.
 
          И тут совсем занемог старец, и упал на землю, причитая. Только после этого решили мучители вернуться в обитель у Каман. Предчувствуя скорую кончину, Златоуст уже не принимал пищи и питья. Он облачился с ног до головы в белую одежду и прочитал привычные слова молитвы: «Слава богу за все!» После чего он умер. Тело праведника похоронили в каменном саркофаге в церкви Каман.

                ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОЙ АБХАЗСКОЙ СТЕНЕ

      Владетель Абхазии, имени которого теперь уже никто не помнит, устал от бесконечных войн, не дававших отдыха Апсны. Он велел собрать лучших зодчих, которых только знала Абхазия. Когда они пришли в его прекрасный дворец, владетель сказал им такие слова: «Будет век благодарен наш народ тому из вас, кто построит стену, которую солнце обходило ровно по кругу – от Ингура до Келасура. И чтоб всадник объезжал эту стену за пять дней, но человеческое слово облетало бы ее со скоростью стрелы… Кто возьмет на себя такой труд, ответьте.

      Неделю думали зодчие над словами повелителя и ничего не могли придумать.
Тогда пришел к нему один молодой пастух, поклонился низко и сказал: Стройте стену так, чтобы горы были у вас за спиной, полукругом от Ингура до Келасура. Всадник объедет эту землю за пять дней. А чтоб человеческое слово облетело ее со скоростью стрелы, возведите две тысячи башен. А когда возведете башни, поставьте на каждую из них по воину. От башни к башне, от начала стены нашей и до конца полетит весть добрая или злая со скоростью стрелы.

      Обрадовался властелин. Велел наградить смышленого юношу всем, чего тот пожелает. Но отказался пастух от подарков, ибо дороже всего на свете была для него родная земля.


Рецензии