Сергей Васильевич Шервинский о Наталье Львовне Дру

Поэт и переводчик древних римских поэтов Сергей Васильевич Шервинский о Наталье Лвовне Дружининой

В Музее Пушкина вечер памяти Натальи Львовны Дружининой. Говорит Сергей Васильевич Шервинский* о Наталии Львовне: «Прежде всего она была личность, человек цельный, целеустремленный. Но я начну с другого.

Когда-то много лет назад на пароходе Волжских пароходств появились две незрелые девочки лет 11 или 12 с довольно странным багажом,  видно было,  что это случайные путешественницы.  Эти почти маленькие девочки почти не скрывали того,  что они куда-то едут,  а куда – не знают. В некотором недоумении,  но с чувством внутреннего горения.  К ним подошёл небольшого роста человек с шевелюрой. Он узнал, что эти девочки пустились в романтическое путешествие по Волге, они исполняли одну из своих детских фантазий. Когда этот человек отошёл, перед этими девочками появился торт, конфеты,  перед ними появился принц-не принц и стал их осыпать прелестными знаками внимания.

На одной из далёких пристаней девочки вышли и были переданы человеку,  который взял их под свою опеку и доставил домой. Тот добрый дух,  которых их лелеял в дороге, был поэт Максимилиан Волошин. У него был вкус к авантюрам, к романтике. Это было прологом к жизни Натальи Львовны, окрашенной иногда суровым романтизмом.

Путь Натальи Львовны романтический, положительное в нём – всегда порыв,  горение, мужество в вопросах искусства. Минус то, что этот путь не всегда организует карьеру.

Познакомились мы с Натальей Львовной при непонятных обстоятельствах. Когда я пришёл первый раз в дом Натальи Львовны и Серафима Николаевича, когда нас напоили чаем, то она предложила послушать игру на альте или на скрипке - (Сергей Васильевич обращается к Феде Дружинину в этот момент, спрашивая его...).  Вышел мальчик,  который произвёл на меня на всю жизнь необыкновенное впечатление. Этот мальчик был похож на мальчиков итальянцев эпохи Возрождения. Очаровательный мальчик лет 11, он уверенно и спокойно играл что-то из классического репертуара.

Вторая встреча с Натальей Львовной была профессиональная. Шёл всемирный год Данте Алигьери. Наталья Львовна, будучи чтецом, сделала огромную композицию Данте из нескольких песен «Ада». Она обратилась ко мне, сделав мне эту честь,  прослушать, прорежиссировать её, ибо к Данте надо подходить осторожно. Мы стали заниматься.

В первую минуту я был в недоумении, но после того, как  Наталья Львовна произнесла десятка два терцин, я  успокоился. Наталья Львовна чувствует Данте, она наделяет его всей присущей ей эмоциональностью. Потом она часто эту программу исполняла успешно. Потом этот Данте сказался в работе диктора радио и исполнительницы стихов Ирины Ложкиной.

Наталья Львовна обзавелась хорошими преданными людьми. Почему она не сделалась артисткой? Это участь, судьба всех хороших чтецов. Это разные типы людей. На наших глазах средний артист Дмитрий Николаевич Журавлёв сделался прекрасным чтецом. В ходу было распространено всяческое экспериментаторство. Можно было ломать что хочешь, если при этом выявлять своё творческое «я». Текст поэта это тот костяк, на котором вырастет тело произведения... Наталья Львовна эту точку зрения, что чтец является не слугой, а другом и братом создателя текста,  пронесла всю свою жизнь – раскрытие подлинника со всем богатством...

Я это называю здоровым направлением художественной школы – без штук, без тщеславия, без эгоцентризма. Я считаю её работу с чтецами её огромной заслугой. Это была работа над теми живыми человеческими душами, которые доверчиво отдали себя в её руки. У всех её учеников был повышен их духовный потенциал, их коэффициент добра. Я говорю это с большой ответственностью, так как некоторые руководители сеют «не доброе и вечное», а...

Она умела не только зажечь, но и поддержать огонь Весты в человеческих душах.  А мы так привыкли к искусственному свету, электрическому, дневному, что мы забыли, как можно ощущать живой огонь, как можно греть свои пальцы и нести его с собой всегда и всюду. Этот огонь живёт во всех тех, кто хоть раз прикоснулся к Наталье Львовне.

Однажды я шёл по улочке в Бухаре, вдруг в каком-то закоулке приоткрылась дверь с прелестным полукруглым верхом и вышла женская фигура в белом, она несла в руке светильник, пламя вздымалось в её ладони,  то производило фантастическое впечатление. Из дома она вынесла настоящий, живой огонь. Я этот огонь вижу всегда и стараюсь и сам хранить его и другим напоминать, что есть настоящий, жгучий, но живой огонь. И этот огонь Наталья Львовна  несла в себе всю жизнь.

Играет Фёдор Дружинин: «Я сыграю произведения авторов, которых мама боготворила и некоторые произведения, которые я играл в последние часы её жизни: 1. Моцарт – Вариации из Дивертисмента. 2. Брамс – Вигенли.  3. Бах – Анданте из сонаты ре мажор. 4. Дебюсси – Чудный вечер».

В фойе после вечера я подошла к Сергею Васильевичу Шервинскому, просила его почитать мои стихи.  «Вы во время ко мне обратились: я стал слеп, глух и глуп». Однако, он дал мне свой телефон.

*

* Сергей Васильевич Шервинский - литератор, автор оригинальых стихов,  переводчик древних поэтов Овидия Назона, Катулла, Тибулла..., сын знаменитого врача Василия Дмитриевича Шервинского, друг Ахматовой.

Дети С.В. Шервинского и Н.Л. Дружининой Екатерина и Фёдор поженились.

Фотография актрисы, великолепного чтеца и дивного человека Наталии Львовны Дружининой, моей крёстной матери.


Рецензии
Читая ваши тексты прикасаешься к живым историям..
Спасибо.

Алекс Разумов   14.01.2024 09:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Алекс!

Галина Ларская   24.01.2024 21:29   Заявить о нарушении