с чего начинается... школа...

Добрая умная песня:
с чего начинается Родина?
С чего же она начинается?

Необъяснимое школьное образование: набираться знаний, усваивать знания о том, что далеко (это, безусловно, необходимо), и не знать, что вокруг (что вызывает, по крайней мере недоумение).
Ещё в юности озадачился я таким открытием: я не знаю (то есть знаю совсем немного).
Я не знаю названия трав луговых и лесных, не знаю, какие птицы живут в наших лесах, не знаю, какие рыбы живут в нашей речке, не знаю названия многих ручьёв, покосов, долов и гор нашей местности, не знаю, какие деревья и кустарники произрастают у нас, не знаю, какие грибы растут в наших лесах, не знаю…
То есть что-то я знаю: в речке водятся пескари, «малявки» и «ханыги», а как правильно они называются? С трудом отличал ель от пихты. Берёзку с осинкой, конечно же, различал, а ильм от вяза, а ольху серую от ольхи чёрной нет. А про жостер, крушину и слыхом не слыхивал.
Долго считал, как и все ребята, что медянка может укусить.
А растения? Здесь вообще знания были минимальны.
Мы, ребята с улицы Спартака, - чернореченские. А новостроевские с какой улицы начинаются?

Тихая моя родина…
Чтобы так проникновенно сказать, как сказал о ней поэт, надо много пережить и много узнать. И знание это должно быть – «переживательным», практическим.

Фраза о любви к родному краю останется фразой, пустой и безжизненной, если в ней нет глубинного содержания. Своеобразие и особенности родного края надо увидеть и прочувствовать, надо знать. Надо познавать. Только в деятельности и через деятельность, через познание – начинается родина.
На уроках истории, географии есть темы, посвящённые краеведению. Но этого недостаточно. Изучение страдает отвлечённостью, мало связано с жизнью.
А ведь это так наглядно и естественно, что ребята с большим интересом и эффективнее выполняют задания, если они связаны с личными впечатлениями, с возможностью самим что-то наблюдать, анализировать. делать выводы.

С чего начинала Людмила, а я ей «вторил» на уроках ИЗО и МХК?
Сама подбирала  к урокам русского и литературы местный материал. Ученики заинтересовались необычностью заданий и тоже захотели принять участие в такой работе. Стали собирать материал из газет, книг, различных сборников. Выполнение индивидуальных заданий (особенно дома) позволяли получать «хорошие» и «отличные» оценки, проявлять себя.
Так началась совместная работа учителя и учеников по собиранию, систематизации краеведческого материала, из которого и получилась большая книга заданий, упражнений, иллюстраций  по краеведению.
Обучая – воспитывать.
Научить любить – невозможно, а вот научить уважать – вполне.

Мы хотели преодолеть общераспространённое мнение, что вот где-то там всё удивительно и необычно, а у нас так себе, средненько и серенько.
О нашей горно-заводской зоне говорят – Уральская Швейцария.
Пусть Швейцария остаётся Швейцарией, а Южный Урал – Южным Уралом.
Пусть где-то воздух, как сладкий морс…

В работе по краеведению мы продвигали свою главную идею-постулат:
способствовать действенному обретению знаний учащимися, практическому освоению русского языка.
Говорю о русском языке особо, потому что здесь для нас были большие сложности.
Материал подбирали так, чтобы к концу изучения школьного курса русского
языка ученики не только узнали о родном крае много интересного и своеобразного, но и составили из своих работ как бы мозаику на тему «Тихая моя родина».
В заданиях (русский язык, литература, история, ИЗО, МХК)  представлена была и топонимика, и животный, и растительный мир, географическое положение, климат, погодные изменения, история городов и деревень, история Урала, хозяйственная деятельность, быт, будни и праздники, история семьи, родословные, семейные традиции, взаимоотношения с братьями нашими меньшими, интересные наблюдения, культурная жизнь, литературное творчество, детское творчество.
Основа – сказы П. П. Бажова. Это наш уральский писатель-сказочник.
Богат, красив, своеобразен язык его произведений. На текстах сказов можно выполнять разнообразные лингвистические задания.
Например, при изучении темы «Причастие» в 7 классе:
- Выписать словосочетания, разобрать их:
существительное + причастие; существительное + прилагательное;
местоимение + существительное;
- Дать лексическое толкование словам (Работа со словарём Даля, этимологическим словарём Шанского);
- Почему в названных предложениях встречаются «непонятные» слова?
Чем объяснить?
- Найти в предложениях причастия, выписать. Обозначить суффиксы. Объяснить знаки препинания.
большинство таких заданий было домашними. Ребята дома читали сказки, шли в библиотек, рылись в словарях, обращались за помощью к взрослым.
Включение краеведческого материала не предполагало выделения для этого специального времени. Учитель отрабатывал умения и навыки учащихся на материале учебника и краеведческого материала.
Людмила привлекала на урок, а я «поставлял» детское изобразительное творчество, как необходимый зрительный ряд, понятный и близкий ученикам.
Пробовали сочинять сказы.

На ИЗО много работали по топонимике. Составляли рисунки-ребусы.
Ребята самостоятельно и дополнительно работали по теме.
Например, «Посёлки и окраины Ашинского района».
Колослейка ( коло «круг» + С + лейка);
Топорки (два маленьких топорика);
Решетово (решето + ВО);
Киселёвский ключ (кисель + ключ);
Коза-поляна (коза + лужайка);
Вороново (ворон + В в О);
Канатная улица (канат + «улица»);
Задание было такое: составить ребус и рассказать об одном из посёлков, или окраине, или  улице).

К рисункам обязательно «прилагался» устный рассказ.
Тема: «Времена года». Нарисовать, рассказать в чем особенности осени (зимы, весны, лета) в нашем районе. Почему, как это можно объяснить?

Тема «Летние работы».
Нарисовать, составить, используя данные ниже глаголы, рассказ «Как сено заготавливают». У глаголов определить спряжения  и отметить личные окончания.
Глаголы для составления устного рассказа: косить, грести, сушить, вянуть, мокнуть, переворачивать, класть, сложить, топтать, набивать, ставить, утягивать, солить.

Тема «Уральские горы», «Казарменный гребень».
Используя глаголы в неопределённой форме, составить устный рассказ «Покорение Казарменного гребня». Как назывался Казарменный гребень раньше, почему? Определить спряжение глаголов.
Глаголы для составления устного рассказа: идти, прыгать, ползти, обходить, скакать. отдыхать, брести, карабкаться, цепляться, карячиться, слышать, плакать, задыхаться, смотреть, восхищаться, ворчать, любоваться.

На детском рисунке изображено существо неопределённого вида (лесное диво). Опиши его, употребляя неопределённые местоимения:
когда(то), кое(кто), что(то), сколько(нибудь), кое(какой), кое(кому).

Прочитайте статью из газеты. Выпишите словосочетания с предлогами, слова с частицами и объясните их правописание.
«Чудеса чайного гриба…Автор Г. Воробъёва ( «Стальная искра» от 21 августа 1996 года).

Девочка Марина написала рассказ о своём любимом домашнем животном, не разделяя слова и не соблюдая пунктуацию. Найдите для Марины убедительные доводы о необходимости соблюдать правила и разделять слова.

«Сониныкотятаунасживёткошкасоняунеё…»

Рисунки по топонимике на тему лексическое значение слова.
«Гора Весёлая» - хоровод девушек;
«Гора Шалашовая» - рисунок шалаша;
«Гора Кленовая» - груда кленовых листьев.

Тематика детских рисунков, используемых на уроках русского языка и литературы.

«Мой дом»,  Мама», «Наша семья», «Родословная», «Улицы нашего города», «Окраина», «Праздники и будни», «Праздничный стол», «День рождения»,
«Во дворе», «Завод», «День цветов», «Новый год», «Времена года», «Горы»,
«Мосты», «Родники и ручьи», «Домашние животные и птицы», «Лес», «В деревне», «Цветы и травы», «Лесные животные и птицы», «Насекомые»,
«Сочиняю сказку», «Мечта».

А теперь об администрировании.
Работу по краеведению мы с Людмилой начинали в 90-ые годы, а в 2001 вышел один из приказов Главного управления образования и науки, который гласил:

«Образовательная область «Филология» в базисном областном учебном плане представлена предметами: русский язык, литература и иностранный язык.
Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциям в развитии языкознания, актуализаций проблем коммуникации в современном мире, а также становлением коммуникативной культуры личности. В связи с этим предполагается реализовать в системе языкового образования в основной школе модульные курсы, имеющие целью повышение общей языковой культуры учащихся, обучение родному языку как средству коммуникации во всех сферах человеческого общения.
Региональная специфика учебного предмета «Литература» заключается в осмыслении языка и литературы как средства культурной самореализации личности, её духовного самоопределения и преподавании литературы как учебного предмета, обладающего огромным нравственным потенциалом, позволяющим приобщить учащихся к культурным традициям региона и воспринять связь поколений.
В курс литературы на всех ступенях обучения рекомендуется включать модуль «Литературное краеведение», обеспеченный региональными программами.»

Далее идёт рекомендация использовать учебное пособие «Литература России. Южный Урал» в старших классах.

Ещё выписки из административных распоряжений (инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка и литературы и учебно-методического обеспечения областного базисного учебного  плана
в 2003 – 04 учебном году).

«Предмет «Русский язык» исключительно важен для формирования национального и личностного самосознания и духовной культуры учащихся, для приобщения их к национальным культурным ценностям…
Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциям в развитии языкознания, актуализацией проблем коммуникации в современном мире, становлением коммуникативной культуры личности. В связи с этим базовый курс русского языка (как в старшей школе, так и в основной) рекомендуется   дополнить модульными курсами по выбору, имеющими целью повышение языковой и коммуникативной культуры учащихся, углубление знаний по теории и истории русского языка, обогащение словарного запаса школьников: «Исторический комментарий к фактам русского языка», «Лингвистическое краеведение», «Культура устной и письменной речи», «Риторика», «Стилистика», Лингвистический анализ текста», Русская словесность».

«Литература.
Литература – один из самых важных предметов для формирования личности школьников, их литературно-художественного вкуса, интеллекта, самосознания. Особенности развития России, её национальной культуры и традиций гуманитарного образования исторически обусловливают важную роль литературы в духовном развитии человека…
Литературное образование школьников включает в себя региональный компонент…
Содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традиция региона…
Нельзя обучать, не обращаясь к региональному материалу, не извлекая из него всё лучшее, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям».
Казалось бы дело сдвинулось с мёртвой точки. Сдвинулось и – замерло. По крайнеё мере в школе, где работала Людмила.
Издали хрестоматию по литературе Южного Урала, и это была большая помощь учителю, занимающемуся литературным краеведением.
Читаем, пробуем определить, а в чём своеобразие произведения, позиции автора. Познаём своё край и через литературное краеведение.
Людмила в этом направлении работу начала, но многое так и осталось в задумках.
Ребятам нравилось работать с хрестоматией: удобно, произведения небольшие, а авторы – «свои». Это была некая «смена деятельности».

Задания были по русскому и литературе. Задания обучающие и познавательные.
Доброе знание рождает и доброе чувство.
Прочитали рассказ Л. Сейфуллиной «Тургояк». Выполнили упражнение по русскому языку и – по желанию, а желание было почти у всех, написали сочинение-миниатюру «Моя речка (озеро, пруд)», «Самые известные реки и озёра Южного Урала».

Читали стихи и прозу М. Гроссмана. Конечно, ребят очень трогает рассказ «Сердце турмана». Отклик – очень эмоциональный. У ребят и своих впечатлений-рассказов о домашних животных много.
Пожалуйста: устный рассказ, рисунок, сочинение-миниатюра.

Много было вопросов и заданий по лексикологии, работы со словарём.
Толкование значения слов и выражений:
соборный протоирей, уездное захолустье, пономарь, стричь под гребёнку. буркалы, шаньга , набедокурить, аспидная доска.

Интересно было сравнить учащимся школу современную и школу 19 века по материалам произведения А. Протасова «Мои школьные годы».
А домашнее задание на «отгадывание» слов:
делопроизводитель, брандмейстер, обыватель, волость, баять…

«Сказка о счастье» Ястребова М.
А в чём же оно, счастье, заключается? Какое оно?
Словарная работа: притча, полштоф, порожняком…

Южноуральские поэты:
Б. Ручьёв, Л. Татьяничева, М. Гроссман, С. Черепанов…
Выразительное чтение избранных стихотворений. Выставка детских рисунков.

Одно из самых увлекательных занятий  «Легенды, предания, сказания, былички Южного Урала».
Расспрашивали взрослых, искали в книгах объяснения тому или иному топониму. Сами писали маленькие сочинения-объяснения того или иного названия.

Но самый важный «краеведческий материал» - личные впечатления, «личное пространство»: дом, улица, друзья, Липовая гора, река Сим, Остров, походы в кино, походы в лес, игры.

Была ли в целом успешной работа в этом направлении? Трудно сказать.
По крайней мере частичку уважения к родному краю Людмила своим ученикам привила. А дальше?
А дальше – жизнь-путь и постоянный выбор, и постоянный вопрос:
что взять с собой в дорогу?

80 - 90-ые годы; 2000-ые годы;


Рецензии