Адини. Великая княжна. Глава 18. Летний день

Глава 18. Летний день
Около девяти утра позвонила кузина Маша. С восхищением рассказывала, как они вчера весь вечер слушали плеер с моими песнями и романсами, подпевали и подтанцовывали. Маша просила разрешения приехать им всем троим прямо сейчас ко мне в гости. Я ответила, что не против, даже с радостью жду визита. Однако хотела бы, чтобы кузины приезжали ко мне не все сразу, а по одной. Сейчас я жду одну Машу, завтра – Лизу, а послезавтра – одну Катю. Обосновала это тем, что очень скоро сёстры расстанутся, им надо привыкать жить и действовать по одиночке. Маша с этим согласилась.
Бедные сестры Маша и Лиза! Удастся ли нам предотвратить их гибель в молодом возрасте? В нашем мире великая княжна Мария Михайловна умерла от туберкулёза в 21 год, замужем не была. А великая княгиня Елизавета Михайловна умерла в 18 лет при родах, будучи герцогиней-консортом Нассау. Только Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург -Стремницкая прожила относительно долго, 66 лет, родила четырех детей, унаследовала Михайловский замок и всё имущество великого князя Михаила Павловича.
Вместе с Олей, Машей, Женей и Елизаветой Карамзиной я пошла осматривать концертные залы Царского села, чтобы наконец-то решить, где будет наше выступление. Нас сопровождали наставник Василий Андреевич Жуковский, один немолодой уже титулярный советник из дворцового хозяйства и молодой парень-слуга из того же хозяйства.
Первым мы осмотрели концертный зал тут же, в Александровском дворце. Заодно смотрели и другие интересные помещения этого дворца: парадную анфиладу, облицованную белым мрамором, зал с полуротондой, портретный зал, малиновую гостиную, угловую гостиную с библиотечными комнатами. Концертный зал находился в левом флигеле. Мне он не очень понравился.
Потом мы пошли осматривать здание придворного Китайского театра, которое находилось слева от главного входа в Александровский сад. Нам рассказали, что это здание построил для Екатерины Великой архитектор Антонио Ринальди. Всё выполнено в стиле рококо и “китайщины”. В те времена в Европе была мода на всё китайское. Однако в настоящем Китае знали мало, поэтому китайский стиль европейских архитекторов иногда имел мало общего с настоящей архитектурой Китая. Само здание Китайского театра смотрелось довольно экзотично: загнутые кверху углы кровли, как в Китае, пестрый карниз.
Когда зашли в зал, я сразу обратила внимание на золотистый шёлковый занавес со сценками из китайской жизни. В зале находилось много предметов китайского декоративно-прикладного искусства. На ложах, сцене и плафонах были прикреплены изготовленные из фольги и цветного картона фигурки китайцев, драконов, существ из китайской мифологии, знаков зодиака, предметов китайской утвари.
Посоветовавшись со своими спутницами, я решила давать концерт здесь. Чиновнику было поручено узнать, сколько дней понадобится, чтобы привести этот запущенный зал в порядок. Высказала пожелание, чтобы все это не заняло более недели.
Потом мы пошли осматривать другие достопримечательности Александровского парка. По пути мы встретили моих младших братьев Николая и Михаила, в сопровождении воспитателя совершавших утреннюю прогулку. Я радостно обняла каждого из них. Предложила им присоединиться к нашей экскурсии.
Уже более крупной компанией осмотрели китайскую деревню. К деревне вели три моста. Драконов мост украшали четыре цинковые фигурки крылатых драконов, а Большой китайский мост украшали розовые гранитные вазы и иммитации ветвей кораллов.
Сама китайская деревня представляла собой небольшие домики в китайском стиле и восьмиугольную куполообразную обсерваторию. Эти домики использовались для приема и проживания именитых гостей. Деревня тоже была построена по заказу Екатерины Великой, когда была мода на все китайское. Строили ее по китайской гравюре, а не по китайским проектам и чертежам.
А потом мальчики повели нас в Белую башню. Она была построена по указанию Николая Первого для своих сыновей, чтобы те проходили в ней начальную военную подготовку. Белая башня представляла собой здание в стиле средневековогорыцарского замка. Фасад башни украшали чугунные скульптуры средневековых европейских рыцарей и русских витязей. Коля и Миша сразу же потащили меня показывать, где они занимаются гимнастическими упражнениями. В башне находились также столовая и буфет, камердинерная, гостиная, кабинет и спальня, гардеробная и библиотека. Мальчики здесь и ночевали. Потом всех нас повели на верхний этаж, где находилась мастерская придворного живописца, который давал мальчикам  уроки рисования и живописи. На крыше находилась открытая площадка, из которой можно было любоваться прекрасными видами окрестностей.
Выйдя из Белой башни, наша компания проследовала к Гроту над родником. Это был небольшой, но очень красивый навес из необработанного камня над родником, дающим начало ручейку, текущему в Ламский пруд. Возле гранитных ступенек, ведущих к роднику, мы повстречали самого императора собственной персоной! Папенька был в хорошем настроении, тоже прогуливался. Предложил нам попить с ним водички из родника. Объяснил нам, что ежедневно ходит пить сюда воду, потому что вода эта освящена, очень целебная.
Узнав, что мы осмотрели и выбрали для концерта Китайский театр, а теперь совершаем экскурсию для нашей германской гостьи, император соизволил присоединиться к нам. Повел нас всех в Арсенал – павильон, стоявший рядом с родником. Здание снаружи выглядело внушительно, имело высокие окна с подлинными европейскими средневековыми витражами. Внутри – изящные лёгкие своды, ажурные росписи на стенах и этих сводах. В прихожей стояли манекены в доспехах, создавая иллюзию, будто  стоят на карауле настоящие средневековые рыцари. Центральную часть Арсенала занимал так называемый Зал рыцарей, где размещалась лучшая часть собрания оружия, принадлежавшая Николаю Первому. В каждой комнате находились разные группы вооружений. В Албанской комнате были предметы из императорской коллекции персидского, турецкого, японского и китайского оружия. Потом мы прошли в Кабинет, где император показал нам красивейшие испанские, итальянские и немецкие шпаги. А лучшие образцы старинного русского и польского оружия размещались в комнате, которая называлась Библиотекой.
Покинув Арсенал, мы прошли к Ламскому павильону и Ламскому пруду, куда впадал ручеек, который мы видел накануне. Здесь мы увидел величественных южноамериканских лам. Их прислали в подарок ещё императору Александру Павловичу из Латинской Америки. Для этих животных специально построили здесь помещения, и ламы, на удивление, прижились здесь, на Севере Европы.
В северной части  Александровского парка находилась Императорская ферма с постройками и обширными лугами для выпаса скота. Это была папенькина гордость: Николай Павлович приказал построить эту ферму в 1828 году не только для обслуживания императорского двора, но и для селекции и отбора лучших пород скота, чтобы распространить их на всю Российскую империю.
Молочные продукты с фермы шли для нужд Высочайшего двора, а излишки продавались всем желающим.
А ещё папенька провел нас к Пенсионерской конюшне и кладбищу лошадей. На этой конюшне доживали свой век любимые лошади императора. Император проведал их, потрепал некоторых по голове, сказал им несколько ласковых слов. Над Пенсионерской конюшней возвышался двухэтажный павильон с круглой лестницей-башней, в которых размещались квартиры смотрителя и конюхов.
Потом мы с Николаем Павловичем пошли на кладбище лошадей, где виднелись каменные плиты с высеченными на них именами любимых лошадей императора. Царь, а за ним и все остальные мужчины, в том числе мальчишки, сняли головные уборы. А я вот только поморщилась: ну, вот не люблю и всё, когда умершим животным оказывают почести большие, чем людям!
Вдруг к императору подбежал адьютант, подал какой-то пакет. Император вскрыл его, прочитал,  извинился перед нами, потому что должен срочно нас покинуть. А мы продолжили экскурсию дальше. Я с удивлением узнала от Ольги, что здесь есть Детский пруд с островом, на котором стоит Детский домик голубого цвета. Сейчас этот домик заброшен, а раньше мы, старшие дети императорской четы любили играть и даже жили там. Есть там гостиная и четыре небольшие комнаты: для великого князя Александра и великих княжон Марии, Ольги и Александры. У меня там есть своя комната!
Попасть на остров оказалось непростым делом! Когда-то здесь был паром, а потом на остров можно было попасть только на лодке. Наши сопровождающие послали слугу найти лодочника и вскоре нас за несколько приемов перевезли лодкой на остров. Кроме Детского домика на острове была ещё и небольшая деревянная кухня. В самом домике пахло плесенью, запустение, но нашим мальчикам понравилось и они принялись упрашивать Василия Андреевича похлопотать перед папенькой, чтобы им разрешили здесь жить.
Мы осмотрели уютные спальни с детской мебелью, из которой мы с Олей уже выросли. У цесаревича мебель была обтянута кожей, а в наших комнатах – красивой материей. Ольга мне сказала, что эта ткань называется кретоном. Эта хлопчатобумажная ткань вырабатывается во Франции из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент, который  дополняется орнаментом, выполненным по технике набойки.
Когда мы возвратились в свои покои, то обнаружили там двух фрейлин императрицы, которые с нетерпением дожидались нас.
Фрейлины присели в книксене перед нами с Ольгой и одна из них сказала, сначала представившись:
- Ваши Императорские Высочества! Графиня Адлерберг Анна Владимировна и графиня Апраксина Наталья Владимировна! Её Императорское Величество приглашает вас безотлагательно прийти к ней! Мы вас проводим!
- А к чему такая спешка? – спросила я. – Что-то случилось?
- Нет, Её Императорское Величество пригласила модисток. Будем заказывать вам новые платья. Для бала и не только.
- Дату бала уже установили? – спросила Ольга. – Или всё ещё никак не могут определиться?
- Бал будет в следующую среду в большом Екатерининском зале. Пригласительные уже рассылают!
- А я здесь замешана каким Макаром? – спросила я, не обращаясь ни к кому конкретно. – Вроде ещё по возрасту не подхожу?
- Ваше Императорское Высочество! – ответила одна из фрейлин. – Я слышала, как Ваши родители разговаривали о том, чтобы сделать этот бал вашим первым взрослым балом! Её Императорское Величество спорила с Его Императорским Величеством, что в Германии принцессы впервые приглашаются на бал в 15 лет, а у нас в 16. Нужно и нам поступать, как в Германии. И Его Императорское Величество вроде бы на это согласился.
- Мне тоже уже есть 15, - отозвалась Маша, - буду тоже проситься на бал!
Пошли все вместе к Императрице. Мне заказали целых пять платьев: три белых для бала, а также розовое и бирюзовое для других выходов в свет. Маман подтвердила, что этот бал будет первым моим выходом во взрослый мир. Приказала мне, чтобы оставшиеся до бала дни, я позанималась с хореографом и церемониймейстером. Вспомнила все бальные танцы и элементы этикета для того, чтобы не было за меня стыдно на балу.Я конечно пообещала очень внимательно тщательно подготовиться. Обрадованно обняла и поцеловала мамочку, сказала:
- Вы у меня самая лучшая мама в мире! Люблю вас!
Ольге маман тоже заказала три платья. Но так как они на балу была не а не первый раз, то платья были розовое, персиковое и голубое.
Выбор платьев, их фасонов и деталей занял не один час. Когда всё закончили, то оказалось, что уже подошло время обеда. Пошли в Зеленую столовую Екатерининского дворца. Из царской семьи отсутствовали цесаревич Александр Николаевич и младшие братья. Зато была наша старшая сестра великая княгиня Мария Николаевна с мужем герцогом Максимилианом Лихтенбергским. Я его видела впервые и впечатлилась, каким он был красавцем!
Император пришел на обед с немолодым уже мужчиной в штатском мундире тайного советника. Оказалось, что это и есть министр народного просвещения граф Сергей Семенович Уваров! Отец сдержал слово, устроив мне встречу с министром, а вот я так и не успела переговорить с Пылиным. Извинилась и вышла в коридор, нашла телефон и позвонила инженеру. Сказала ему, что меня назначают директором департамента по радиовещанию, попросила незамедлительно приехать Тот пообещал и уже через час был во дворце. К тому времени уже все отобедали, перешли к чаепитию. Император пригласил меня и Уварова пересесть за отдельный столик ближе к окну. Приказал принести туда отдельный самовар. Я сказала, что сейчас должен подъехать инженер Пылин. Николай Павлович подозвал адьютанта, распорядился встретить инженера и привести его немедленно сюда.
Потом была многочасовая беседа вчетвером: я, император, Пылин и Уваров. Из столовой уже давно все разошлись, остались только мы. Обсудили организацию работы департамента и студии, необходимые кадры и предполагаемые программы. Для студии император предложил несколько комнат в левом крыле Александровского дворца. Это на летний период. Когда переедем в Санкт-Петербург, то надо подумать, где лучше будет эту студию разместить. Пылин рассказал о планах радиофикации столицы, а потом и всей страны в течение ближайших лет. Уже организовано акционерное товарищество с уставным фондом миллион рублей. А ещё обрадовал, что сделаны большие успехи по передаче изображения на расстояния! Уже через несколько месяцев можно будет разместить в Зимнем, Аничковом и Михайловском дворцах телевизоры, по которым можно будет показыватьочень многое. Так что я к тому времени должна буду обдумать идею телестудии. Я попросила инженера организовать учебу техников по звуку и изображению.
После встречи я проводила Пылина до автомобиля и попросила его организовать доставку сюда тех самых электромузыкальных инструментов и человека, который бы помог эти инструменты установить и наладить. Инженер пообещал это сделать завтра с утра. Пока провожала Пылина меня нашли мои фрейлины, Лиза и Женя и мы направились смотреть помещения, которые нам выделили под студию. Подобрала себе кабинет с большой приемной, комнаты для журналистов, техработников, бухгалтерии. Вызвали чиновника из управления двора и приказали ему, чтобы за два дня была оборудована комната звукозаписи и расставлена мебель согласно схемы, которую мы тут же набросали.
Подошло время вечернего чаепития, где император меня снова упросил исполнить несколько песен. А после этого я закрылась в своей спальне с двумя фрейлинами и мы долго обсуждали наши перспективы: радиовещание, подготовка к концерту и к балу.
Потом подвели итоги дня. Многое сделать я так и не успела: на репетицию людей не собрала, своих скрипача и балалаечников с поезда так и не разыскала.
Набросала в блокнотик, что нужно сделать завтра.
1. Встретить машину от Пылина и разгрузить электроинструменты.
2. Собрать своих музыкантов на репетицию.
3. Разыскать своих скрипача и балалаечников, узнать как  и где их поселили.
4. Узнать о том, когда Китайский театр будет готов к концерту.
5. Смотреть за ходом работ в студии.
6. Договориться о времени занятий с хореографом и церемониймейстером.
7. Заказать таблички на двери в студию: “Директор Департамента радиовещания великая княжна Александра Николаевна Романова”, “Приемная”, “Студия звукозаписи и эфира”, “Бухгалтерия”, “Журналисты” и другие.
8. Дать объявления о наборе журналистов, о прослушивании для отбора дикторов.
Отпустила Женю и Лизу отдыхать. Поговорила с ними о напряжённом графике работы. Предложила, чтобы они работали по очереди, через день. Или, например, по три дня: три дня работа, три дня отдых.
Потом позвонила Пушкину:
- Добрый вечер, Александр Сергеевич! Извините, уже поздно, не разбудила вас?
- Здравия желаю вам, Александра Николаевна! Нет, я не сплю, сию минуту пишу путевые заметки.
- А я сегодня Высочайшим указом назначена директором департамента радиовещания при министерстве народного просвещения!
- Поздравляю от всей души! И чем же вы будете заниматься на этой должности.
- О, это будет грандиознейший проект! Очень интересный и захватывающий. Приезжайте завтра в Царскосельский дворец, всё расскажу и покажу. Возможно, что и вам найдется у меня хорошая должность. Я сейчас подыскиваю кадры для своего департамента. Можете мне порекомендовать кого-то из своих друзе-журналистов или писателей?
- Давайте я завтра подъеду и мы вместе всё обсудим.
- Как дела дома, как детишки?
- Слава Богу, все нормально.
- Передавайте от меня привет Наталье Николаевне!
- Непременно передам!
- Спокойной ночи!

На фото Екатерининский дворец в Царском селе.


Рецензии