Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Введение

   
    ХАМИТЫ И СИМИТЫ. ДВУПОЛЯРНЫЙ МИР. Том 1. ПОТОП

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

       В1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
       В2. ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ
       В3. ЯЗЫКОВАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ
       В4. СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Введение. http://proza.ru/2023/12/28/33/)

    Часть 1. ПЕРВОЕ ВРЕМЯ

       Глава 1.1. КЛИМАТ

         1.1.1. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
         1.1.2. ТЕКТОНИКА ЗЕМНОЙ КОРЫ
         1.1.3. ОКЕАНИЧЕСКАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-1. http://proza.ru/2023/12/28/59/)

       Глава 1.2. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-2. http://proza.ru/2023/12/28/105/)

       Глава 1.3. СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

         1.3.1. ВЫСЫХАЮЩЕЕ МОРЕ
         1.3.2. КРИЗИС СОЛЁНОСТИ
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-3. http://proza.ru/2023/12/28/110)

        Глава 1.4. АТЛАНТИДА
 
            1.4.1. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОТОП
            1.4.2. АТЛАНТИДА ПЛАТОНА
            1.4.3. ИЩУТ ПОЖАРНЫЕ, ИЩЕТ МИЛИЦИЯ
            1.4.4. ЧЕРНОМОРСКИЙ И ДРУГИЕ ПОТОПЫ
                1.4.4.1. ЭГЕЙСКИЙ ПОТОП
                1.4.4.2. ЧЕРНОМОРСКИЙ ПОТОП
                1.4.4.3. ВЕЛИКИЙ ПОТОП
                1.4.4.4. ПОНТ ЗАЛИВАЕТ
                1.4.4.5. ПОТОПНЫЕ МИФЫ ГРЕКОВ
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-4. http://proza.ru/2023/12/28/814/)

        Глава 1.5. АДАМИТЫ

            1.5.1. ГАПЛОГРУППА T
            1.5.2. ЛЕВАНТЫ   
            1.5.3. МИФЫ ГОВОРЯТ   
            1.5.4.  МОЛЧИТ НАУКА?
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-5. http://proza.ru/2023/12/28/906/)

    Часть 2. ПОСЛЕ ПОТОПА

        Глава 2.1. НОИТЫ

            2.1.1. ТИБЕТ    
            2.1.2. ТИБЕТСКИЙ ЭДЕМ    
            2.1.3.. ПОДГОТОВКА К МИССИИ
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-1. http://proza.ru/2023/12/28/1159/)

        Глава 2.2. ХАМИТЫ

            2.2.1. ИЗ РАЯ В РАЙ
            2.2.2. ГОРОД И БАШНЯ
            2.2.3. ХАНААН
            2.2.4. ХАНААНСКИЕ СОСЕДИ
                2.2.4.1. АМОРЕИ
                2.2.4.2. ХАТТО-ХУРРИТЫ
            2.2.5. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
            2.2.6. КУШИТЫ
            2.2.7. ФУТИТЫ
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-2. http://proza.ru/2023/12/28/1205/)

        Глава 2.3. СИМИТЫ

            2.3.1. КАМБЕЯ 
            2.3.2. ДВУРЕЧЬЕ 
            2.3.3. ШУМЕР
                2.3.3.1. НАШЕ ВСЁ 
                2.3.3.2. БОГИ ШУМЕРОВ 
            2.3.4. АРАТТА. МЕЛУХХА И МАГАН
                2.3.4.1. АРАТТА 
                2.3.4.2. МЕЛУХХА И МАГАН
    (Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-3. http://proza.ru/2023/12/28/1354/)


    ВВЕДЕНИЕ

    СОДЕРЖАНИЕ

        В1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
        В2. ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ
        В3. ЯЗЫКОВАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ
        В4. СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА


    В1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 

    В настоящей книге речь пойдет о Древнем мире, о том, что связывает такие на первый взгляд разнородные этносы как: камбейцы, хараппцы, шумеры, египтяне, финикийцы, пеласги, этруски, венеты и другие. А также их древние ВЕЛИКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИНДСКУЮ (включая цивилизация КАМБЕИ (Камбейского залива) и ХАРАППЫ), МЕСОПОТАМСКУЮ (включая цивилизации ШУМЕРА, ВАВИЛОНА и АССИРИИ), ЭГЕЙСКУЮ (включая цивилизации МИНОЙСКУЮ и МИКЕНСКУЮ), ЕГИПЕТСКУЮ, ФИНИКИЙСКУЮ, ЭТРУССКУЮ, ГРЕЧЕСКУЮ, РИМСКУЮ и др., которые мы объединяем под условным названием - ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ.

    "Раз придумали Последнее время, то, наверняка, есть и Первое?", - подумает догадливый читатель. Да, есть. ПЕРВОЕ ВРЕМЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ - автор заимствовал эти понятия из древнеегипетских текстов, где они означают время богов, доисторические, допотопные цивилизации, наследниками которой и считали себя древние египтяне. "А ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ автор тоже заимствовал - из Библии?", - наш читатель умеет быть саркастичным.

    Но он прав, хотя и отчасти. Этим понятием оперирует апокалиптическая эсхатология. Иудеи за начало Последнего времени принимают гибель Второго храма (70 г.), за окончание - ожидаемый приход Машиаха (Мессии). Христиане, которым сидится на двух стульях - иудаизме и павлинизме - не очень комфортно, продолжают плодить нелепости типа: "Последнее время уже пришло (с первым пришествием Христа), но еще не наступило (ждет второго пришествия)" [1]. А что за ним (Последним временем)? Для иудеев - Царство Божие, для христиан - Царство Небесное. Навсегда.

    А вообще говоря, под "последним" автор понимает "последний в списке; наш список короткий, всего из двух позиций: Первое время и Последнее время, длящееся и поныне, в котором современными историками принято выделять периоды: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время [В: Периодизация истории; W: List of time periods].

    (Автор отдает себе отчет в не совсем корректном (с точки зрения современной науки) использовании термина "цивилизация", особенно когда он говорит о Первом времени. Скорее, здесь нужно говорить о преемственности сменявших друг друга культур, достигших на поздних этапах своего развития статуса цивилизаций. Однако, с учетом скудности информации о Первом времени, автор надеятся на снисходительность своего читателя и правильное понимание смысла сказанного [В: Цивилизация; В: Культура].)

    Основная идея книги - связать цивилизации Первого и Последнего времени историей одного великого рода, сыгравшего главную роль в их становлении и развитии - рода носителей ГАПЛОГРУППЫ T [В: Гаплогруппы; В: Гаплогруппа Т (Y-ДНК); W: Haplogroup]. Реализация данной идеи привела к авторскому взгляду на историю ДВУПОЛЯРНОГО ДРЕВНЕГО МИРА, во многом определяемую ВЕЛИКИМ ПРОТИВОСТОЯНИЕМ ДВУХ ДРЕВНИХ РОДОВ Т - ХАМИТОВ И СИМИТОВ, а также их ролью ЦИВИЛИЗАТОРОВ ДРЕВНЕГО МИРА.

    Несколько слов о том, как случилась эта книга. Собирая материалы о древнем и загадочном народе ПЕЛАСГОВ, автор обратил внимание на определенную схожесть их с ЕВРЕЯМИ [П8]:

    "Итак, уважаемые читатели, что вы скажете о народе, который:
    - немногочисленный;
    - не имеет собственной земли;
    - сохраняет этническую идентичность;
    - превосходит по цивилизационному развитию соседей;
    - гоним другими народами;
    - пассионарен;
    - имеет миссию на земле.

    Возможно, мнения будут разными.
    - "Похоже, армяне", - задумаются одни читатели.
    - "Это - евреи!",- отрубят другие.

    "Тепло", "еще теплее", но правильный ответ - это пеласги! Хотя признаем, что и названные читателями народы в той или иной степени подходят под данное выше описание".

    Второе интересное обстоятельство касалось также евреев и другого древнего народа, ФИНИКИЙЦЕВ, прекрасных корабелов и отважных мореходов, в чем-то похожих на пеласгов [П8]:

    «А что бы вы сказали, уважаемые читатели, если бы вам рассказали историю, как один полудикий кочевой народ, не имевший своей письменности, вдруг заполучил фонетический алфавит, слегка изменил его, и сразу, без раскачки, принялся писать самую великую книгу всех времен и народов? Писал долго, но написал её! И с тех пор в главных героях на сцене истории. А соседний цивилизованный, оседлый народ, преуспевший в ремесле и торговле, давно создавший очень похожий алфавит,  ни разу не воспользовался им, не написал ничего, даже долговых расписок или книг по учету товаров! Подвизался в массовках, иногда в ролях второго плана, а затем и вовсе исчез с исторических подмосток. Реальна ли эта история? Если да, то о каких народах идет речь?

    "Ну, это совсем просто. Самая великая книга всех времен и народов - это БИБЛИЯ (имеется ввиду еврейская Библия, она же еврейское Священное писание, - ТАНАХ), а написали её евреи (это все знают). Значит, первый народ - это евреи, второй - финикийцы. Народы-соседи, скотоводы и торговцы, да и алфавиты практически совпадают. Все сходится", - ответят практически все читатели.

     О народах правильно, а что вы скажете о реальности рассказанной истории?
«Здесь все плохо. Вероятность описанных событий ничтожна. Как можно не уметь писать, но написать книгу книг, и уметь писать, но не написать ничего? В голове не укладывается. Похоже на химеру с "темными веками" в Европе, когда люди вдруг "забыли", что такое культура, а потом "вспомнили" внезапно и сразу натворчили массу шедевров», - ответят многие. И будут правы" [П8].

    Поневоле возникает подозрение о грандиозной мистификации, где по каким-то причинам финикийцы отдали свою культуру и историю евреям. Или сами назвались евреями?

    Пеласги, финикийцы, евреи ... Что общего между ними? О пеласгах и финикийцах известно очень мало, явно меньше той роли которой они, похоже, сыграли в истории Древнего (да и не только) мира. У евреев обратный случай, но и здесь большая странность: они много пишут о своей истории лишь с XIX-XX вв., а до этого якобы тысячи лет были немы (мы не говорим здесь о Талмуде, он вторичен по отношению к Торе (Мишна - "повторение Торы", Гемара - комментарии к Мишне)) [2]:

    "Где же исходная база их (евреев - авт.) знаний о еврейской истории? В списке литературы, приведённом в атласе Гильберта по истории евреев, почти все указанные в списке книги изданы в XX столетии, за исключением четырёх. Но и они были опубликованы в два последних десятилетия XIX века. Список литературы в конце двухтомной книги "История евреев" [Грейзель], хорошо известной и англоязычному, и французскому читателю, тоже состоит в основном из книг, напечатанных в XX или, в крайнем случае, в XIX веке. Так, в разделе "Произведения общего характера" только одна книга издана в конце XIX века. Это – знаменитый многотомник Грэца ... В списке литературы по периоду между разрушением первого и второго храмов – похожая картина: три произведения из XIX-го, а все остальные – из XX века. В литературе к периоду до 1000 года н.э. снова на фоне книг XX века фигурирует только одна книга, изданная еще в XIX веке, а именно Талмуд, который, как мы увидим ниже, едва ли годится на роль исторического источника ...

    Возникает законный вопрос: не есть ли еврейство на самом деле явление Нового времени, сброшенное историками в бездонный колодец древности в результате неверных представлений о динамике развития человеческой цивилизации? Существовала ли вообще у евреев историография, позволяющая говорить о безумной древности евреев? Что говорят на эту тему еврейские источники информации? Когда я заинтересовался этим вопросом, мне и в голову не могла прийти мысль о том, что еврейская история так мало обоснована историографически, как это оказалось на самом деле" [2].

    Что ж, бывает. Как говорили классики, "евреев понесло". С XX века.

    Интересной оказалась и статья [3], где пеласги связывались с гаплогруппой T (см. ниже) и Африканским Рогом в качестве места их происхождения: "... само название этого народа перекликается со словом "аист" (;;;;;;;; по-гречески). Аист - знаковая птица. Очень может быть, что, когда пеласги переселились в земли Древней Греции (корректнее - в земли Эгеиды, греки появятся на этих землях через тысячи лет - авт.), на вопрос: "Где ваша родина?" они отвечали: "Там, откуда прилетают аисты" ...

    Если рассматривать связь между пеласгами и аистами в подобном смысле, то родину пеласгов имеет смысл искать в местах зимовки этих перелетных птиц, откуда они мигрируют в Европу за тысячи километров. Эти поиски приводят нас в Центральную Африку на земли, расположенные южнее 15-го градуса северной широты. Сейчас здесь проживает народ фульбе численностью около 10 млн. чел, который говорит на языке фула …

    Указанный народ имеет в генотипе странный для Африки генетический маркер T, анклавы которого совершенно неожиданно встречаются в некоторых местностях Индии (55% мужского населения), Италии (22% мужского населения), Турции (20% мужского населения), Испании (10% мужского населения) и даже России (3% мужского населения). Что касается самой Африки, то наибольшая концентрация генетического маркера Т приходится на малоизвестную страну Джибути, расположенную на побережье Красного моря. 60% населения Джибути составляет народ исса, который имеет весьма интересные особенности. По мнению антропологов, исса больше походят на семитов, нежели на жителей тропической Африки" [3].

    Под "генетическим маркером T" имеется ввиду "гаплогруппа T" - термины недавно появившегося научного направления  Генетическая генеалогия (геногенеалогия), или ДНК-генеалогия, претендующего дать более объективную, научно обоснованную картину происхождения и миграции древних народов, нежели черепки глиняных горшков, трупоположения или эквилибристика с онимами и омонимами [4; В: Онимы; В: Омонимы]. Возникает вопрос: действительно ли специалисты ДНК-генеалогии могут подтвердить гипотезу Т.Льюиса о происхождении гаплогруппы T из Восточной Африки и о связи её с пеласгами, которые суть: "... Греция до греков, Палестина до евреев, Магриб до финикийцев, Италия до этрусков, Англия до кельтов.." [5]. Оказалось, это не так. Хотя, как водится, то ли в воздухе нечто витает, то ли за стеной что-то куют [6]:

    "Реконструируя основные черты мегалитической культуры, с большей или меньшей долей вероятности, можно предположить следующую картину. Не слишком многочисленный народ мореплавателей (ранние предшественники «народов моря»?), знакомый не только с искусством кораблевождения, но и с астрономией и прочим набором древних наук ... избороздил воды всех омывающих Европу морей. Полагают, что их цель состояла в поисках месторождений металлов. Это, вероятно, сопровождалось своего рода культурной миссией, состоявшей в распространении определенной суммы идей и знаний, в закреплении их среди местного населения, находившегося на более примитивной стадии развития, посредством коллективного воздвигания мегалитических сооружений.

    Ключевая фраза "не слишком многочисленный народ". Если и есть гаплогруппа, которая может претендовать на малочисленность и расселение на большой территории, так это гаплогруппа Т. Но её удел по современным понятиям - от 45 тысяч лет назад" [6].

    (Кстати, здесь самое время ввести и пояснить одну аббревиатуру, которая будет использоваться на протяжении всей книги: тлн - тысяч лет (тл) назад; "10 тлн" означает "за десять тл до 1950 г.".)
   
    И уж конечно, в воздухе постоянно витают подозрения историков типа: "Иногда кажется, что между египтянами, финикийцами и этрусками есть нечто общее". Или то же самое о шумерах и хараппцах.

    Всё перечисленное и многое другое и стало причиной написания данной книги. Она не содержит окончательных ответов (упаси Бог!), но лишь является попыткой логически увязать некоторые гипотезы, разрозненные и порой противоречивые факты древней истории с достижениями, пока скромными, ДНК-генеалогии.

    И действительно, многие считают, что история Древнего мира есть хронологически, этно-географически и т.п. плохо увязанная совокупность мифов и легенд. Легенды предпочтительнее, так как в отличие от мифов основа их реальна. Но доказать эту реальность, как правило, не реально. В нее остается только верить. Отчасти и потому, что материальные свидетельства зачастую или неверно интерпретируются, или просто фальсифицируются. В общем, видимо не далеки от истины те, кто считает, что ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ СОТКАНА ИЗ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И ЗЛОНАМЕРЕННЫХ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ.

    Яркий пример тому недавние сообщения о подделке Кумранских рукописей (Свитков Мертвого моря). А ведь их значение для доказательства реальности библейских сказаний трудно было переоценить [7]. До того мощный удар в то же болевое место нанес израильский археолог профессор З.Херцог, заявив, что евреи "никогда не были в Египте, не бродили по пустыне, не завоевывали землю в военной кампании и не передавали её 12 коленам Израиля" [W: Zeev Herzog], и что эти выводы он и его коллеги сделали на основании "археологических данных многочисленных раскопок в Израиле, Иордании, Сирии, Египте и Ираке". Почему-то не упомянул Ливан: на родине финикийцев евреи не копают …

    Ничего не поделаешь, в истории Древнего (и не только) мира царствует Его Величество Миф. Но не лучше обстоят дела с системной увязкой мифов. Главным системообразующим фактором здесь выступает хронология. Но читатель, конечно же, слышал о проблемах хронологии, многочисленные даты которой он зубрил в школе. Например о том, как дарданский беженец из Трои Эней финикийскую мигрантку Дидону в Карфагене полюбил, несмотря на разницу в возрасте в 400 лет. Или как на те же 400 лет крепко заснули греки-дорийцы, удобно расположившись на территории уничтоженной ими Микенской Аххиявы (совр. Греция). Или о "тёмном-претёмном средневековье" в Европе между Античностью и Возрождением. А также он, верно, слышал о существовании альтернативных хронологий (и историй заодно), радикально отличающихся от традиционной (официальной) [8].

   И что в такой ситуации делать автору? Писать нельзя не писать! Пусть читатель поставит запятую там, где сочтет нужным. Автор же, руководствуясь правилом: "Нельзя, но если очень хочется, то можно", решился отдать на суд читателей сей опус.

    В центре предлагаемой автором теории стоят не великие державы Древнего мира, деяния которых мы знаем по голливудским фильмам и (меньше) по школьным учебникам, а небольшой род, носитель гаплогруппы T [9; 10; В: Гаплогруппа T (Y-ДНК)], названный здесь АДАМИТАМИ, соперничество и борьба двух ветвей которого, T1 и T2, КАИНИТОВ и СИФИТОВ в Первом времени, а также ветвей T1a1 и T1a2,  ХАМИТОВ и СИМИТОВ рода НОИТОВ Т1а - в Последнем, реконструируют события древнейшей и древней истории, логика которых до сей поры была неясной.

    Например, как строились "город и башня", "смешались языки" и произошла "Великая неолитическая революция"? Кто и как постоянно боролся за Египет, вызывая Переходные периоды в его истории? Куда исчезли шумеры и кем были касситы? А гиксосы, "цари-пастухи", и участники "нашествия народов моря"? С кем и почему так яростно враждовала Ассирия?

    Или загадки происхождения древних египтян и шумеров, финикийцев и пеласгов, кушитов и фульбе, этрусков и венетов. Евреев, наконец. А что связывает известные города: Рим-на-Босфоре (Константинополь, совр. Стамбул), Рим-на-Тибре (совр. Рим) и Иерусалим? А пирамиды Гизы и Баальбек? Разве можно без них? И наконец, появление авраамических религий - иудаизма, христианства, ислама - а также великих христианских ересей. Оказывается, и здесь не обошлось без наших героев.

    В использовании автором имен библейских персонажей Каина с Сифом, сыновей Адама, равно как и Хама с Симом, сыновей Ноя, нет ничего вычурного; автор считает, что Библию написали финикийцы, ключевой народ-каинит, в ней они отразили свою историю на фоне истории рода T и древнего мира. При этом в Библии, как известно, мужскими именами называются и роды, и основатели этих родов. Но чтобы избежать ненужной путаницы, библейских персонажей, их роды и реальные роды - прообразы библейских мы будем называть по-разному. Например, Сим - библейский персонаж, сыны Сима - его род; симиты или симиты T1a2 - реальный род, прообраз библейских сынов Сима (не путать с сЕмитами - носителями языков семитской семьи афразийской языковой макросемьи).

    (Кстати, здесь отдельная занимательная история с географией, или ловкость рук профессиональных "наперсточников". СЕМИТСКУЮ ЯЗЫКОВУЮ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ И НАРОДОВ придумали немцы А.Шлёцер и И.Эйхгорн в конце 18 в. Языки, дескать, у них похожи. Затем не сразу, постепенно, исподволь языковая общность была заменена на этно-языковую и попросту на этническую. Всех языковых семитов отождествили с потомками библейского Сима, который стал таким образом реальным общим предком евреев, арабов, финикийцев и многих других народов Ближнего Востока. (И это невзирая на то, что по Библии те же финикийцы, или хананеи - сыны Ханаана, сына Хама, а Сим им дядька!) И потом, почему сИмиты говорили на сЕмитских языках? Да потому, учат нас семитологи, что Сим - это Шем на иврите! Ещё вопросы? Вопросов нет.)

    Так вот, сынами Адама, Каина, Сифа, Ноя, Хама, Сима, Иафета (Яфета) финикийцы в Библии назвали реальные конкретные роды, обозначаемые ныне в ДНК-генеалогии именами-кодами Т (М184), T1 (T-L206), T2 (T-PH110), Т1а (Т-М70), T1a1 (T-L162), T1a2 (T-L131), T1a3 (T-Y1151) [10] и называемые нами ниже АДАМИТАМИ, КАИНИТАМИ, СИФИТАМИ, НОИТАМИ, ХАМИТАМИ, СИМИТАМИ и ЯФЕТИДАМИ соответственно .

     Потомки древних каинитов и сифитов, и сейчас среди нас; их немного, но они есть, они рядом, оглянись кругом, читатель! Кто-то скажет, что все мы сифиты, так как Ной и сыновья - из сынов Сифа, а они единственные, кто умудрился не утонуть в библейском потопе. Но это, конечно, не так. Нельзя уж так фанатично верить мифам. Тем более заимствованным из других мифов (шумерских в данном случае). Наконец, нужно понимать, что есть Библия (в историческом смысле) и научиться правильно читать её.

     А научившись, вы, например, вполне можете признать правоту автора, утверждающего, что МОИСЕЙ был воином-кушитом, участником ПЕРВОЙ СИМИТО-ХАМИТСКОЙ ВОЙНЫ, случившейся в Египте до фараонов. Что, сам избежав плена в той войне, проигранной хамитами, Моисей сумел вывести из плена десятки тысяч протоегиптян, жителей МИЦРАИМА (прото-Египта), и привести их в Ханаан. Это и был ИСХОД. А не попал Моисей в "землю обетованную" только потому, что отправился с отрядом в Шумер, сердце симитов-захватчиков Египта, чтобы нанести им смертельный удар. Так появился АККАД, могильщик Шумера.

    А также то, что героями исхода являются вовсе не евреи; этноним "иври" - "еврей" появился в Библии в виде редких вставок (прямых упоминаний евреев-иври в Танахе всего 34, в том числе в книге Бытие - в 6 стихах, книге Исход - в 14, книге Второзаконие - в одном! [11]) на рубеже смены эр, где-то между II в до н.э. и 2 в., когда процесс Трансформации финикийцев был в основном завершён. Герои эти зовутся "сынами Израилевыми" и "израильтянами", что равносильно "сынам Каиновым" и "каинитам", так как "Израиль" означает "Богоборец", а первым богоборцем был, как известно, Каин, сын Адама.

    Так почему же многие считают их евреями? Все просто, в то же время, когда "иври" появились в Торе, её финикийские редакторы сделали еще одну вставку, рассказав захватывающую историю о ночной борьбе Иакова, внука Авраама и прямого потомка Сима с неизвестным. Последний оказался богом Яхве; удачливый Иаков так ему понравился, что Яхве наградил его вторым именем - Израиль, то есть Богоборец - тот, кто боролся с богом (в прямом смысле!). Удачей же редакторов Торы стало то, что все исходившие с Моисеем сыны Израилевы автоматически стали сынами Иакова-Израиля и симитами, ведущими свое родословие от Сифа, а не от Каина, как прежде, до появления вставки.

    Позже мы укажем конкретное место в Торе, где свершился этот "переворот" и обоснуем, почему оно суть редакторская вставка и зачем это нужно было финикийцам. Далее этот "перевертыш" закрепили сказками о царях Сауле, Давиде и Соломоне, которые якобы правили еврейским царством, имя которому … Израиль (но и в этих плевелах есть зерно истины!). И пошло-поехало; сегодня в эти сказки верят только самые упертые библейские максималисты.

    Мнение З.Херцога мы привели выше, аналогичную позицию занимает его коллеги И.Финкельштейн и Н.Зильберман [12]: "Содержащаяся в Библии историческая сага, от встречи Авраама с Богом и его путешествия в Ханаан до избавления Моисеем детей Израиля и Иудеи - была не чудесным откровением, а блестящим продуктом человеческого воображения". Мы можем согласиться с этим, но только отчасти, руководствуясь утверждением, что в каждой куче плевел есть хотя бы одно зерно.

    Финкельштейн с коллегами полагают, что евреи не были пришельцами ни из Ура Халдейского, ни из Египта, ни из других исторических мест, а стали продуктом "драматической социальной трансформации", "революции в образе жизни" ханаанских автохтонов. Культурная революция, приведшая (по их мнению) в конечном итоге к появлению нового этноса, начиналась с отказа от свинины и богато украшенной глиняной посуды, а главное, с введением обязательного обрезания [W: History of Ancient Israel and Judah].

    Развивая свою теорию, И.Финкельштейн пришел к выводу о существовании в разных местах и в разное время двух небольших еврейских царств - Израильского (возникло около 900 г. до н.э.) и Иудейского (около 700 г. до н.э.). Доказательная база гипотезы о культурной революции на основе обрезания и неприятия свинины весьма хрупка и сомнительна: для Израиля - в неоднозначном сопоставлении надписей ассирийских царей Адад-нирари III и Салманасара III на Черном обелиске и Курхском монолите [В: Адад-нирари; В: Черный обелиск Салманасара III; W: Kurkh Monolits]; для Иудеи - в надписи ассирийского же царя Синаххериба на т.н. Призме Тейлора, она же - Цилиндр Синаххериба [W: Sennacherib's Annals]. Что и говорить, любили ассирийские цари бахвалиться победами в многочисленных надписях, создаваемых всюду, куда они ходили; не знали только, что создают они также большие возможности для поздних фальсификаторов.

    Впрочем, сомнительность материальных свидетельств характерна для всех событий древней истории евреев, что и понятно - она сочинялась финикийцами (и не только) задним числом. Но это нисколько не влияет на наше утверждение, что ПЕРВЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ИУДЕЯМИ СТАЛИ ФИНИКИЙЦЫ (возможно, не все, а "избранные"), ПРИНЯВШИЕ ИУДАИЗМ, ИМИ ЖЕ РАЗРАБОТАННЫЙ, В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, вызванной необходимостью выживания после Ассирийских и Пунических войн [П8]. Позже, видимо, с легкой руки греков, иудеев стали называть евреями; экзоэтноним прижился и превратился в самоназвание.

    Где-то на рубеже "нашей" и "до нашей" эр финикийцы стали сходить с исторической сцены, предварительно подготовившись к этому (т.н. Трансформация финикийского народа [П8]). Часть из них, как уже говорилось, приняла иудаизм и позже назвалась евреями. А поскольку к тому времени финикийский народ оказался рассеянным в диаспорах по всей Ойкумене, со временем стали различать три ветви евреев: ашкенази (Европа), сефарды (Испания, Северная Африка) и мизрахи (Восток). (Возможно, среди сефардов действительно преобладают потомки пунов (финикийцев Северной Африки и Испании); среди ашкенази - потомки пеласгов (финикийцев Эгеиды), ушедших в Европу; среди мизрахим - потомки сиро-финикийских амореев и арамеев, оставшихся на Востоке.)

    Удивительный народ, эти финикийцы! Сыгравший ключевую роль в истории Древнего мира, он добровольно ушел в темноту, практически не оставив следов в виде материальных памятников своей культуры. Он является самым недооцененным народом в истории! Принижается и замалчивается всё: его древность, его вклад в историю и культуру человечества, его реальное отношение к евреям. Словно некая могущественная сила контролирует все значимые исследования, все публикации на эти темы. И в то же время другая, не менее могущественная сила отчаянно защищает вопиющие несуразности и противоречия официальной истории евреев.

    А может, это одна и та же сила? МОЖЕТ УШЕДШИЕ В ТЕМНОТУ ФИНИКИЙЦЫ ДО СИХ ПОР ПРАВЯТ МИРОМ?  И НЕ ЖЕЛАЮТ ВЫХОДИТЬ НА СВЕТ? Может, их "жрецы" и держатели Больших капиталов формировали "глубинные правительства" - "британцев" в Новом времени и "англо-саксов" в Новейшем? В противостоянии с симитскими визави - "германцами" и "европейцами"? И сегодня, в ответ на требования "мирового большинства"  сломать привычное мироустройство и заменить его неким многополярным (требуемое количество полюсов не называется), они привычно ввязываются в драку, предварительно подмяв под себя "партнёров" по бесконечно долгому двуполярному миру?


    В2. ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ
 
    Нам потребуются некоторые понятия генетики и ДНК-ГЕНЕАЛОГИИ (ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГЕНЕАЛОГИИ, геногенеалогии) [13; 14; В: Генетическая генеалогия]. Последняя оперирует, в частности, с мужской половой Y-хромосомой ДНК (Y-ДНК). Структурным элементом Y-ДНК является органическое соединение, называемоё нуклеотидом, важной частью которого является нуклеиновое основание. Существует всего 4 типа оснований, обозначаемых через A (аденин), G (гуанин), C (цитозин), T (тимин). Y-ДНК содержит последовательность из примерно 50-60 миллионов нуклеотидов [W: Y Chromosome].

    (Образно говоря, Y-ДНК конкретного носителя является длинным (60 млн позиций) словом, написанным алфавитом из четырёх букв: A, G. C, T.)

    В ней выделяются гены - части Y-ДНК, содержащие необходимую информацию для биосинтеза белков и нуклеиновых кислот (кодирующие последовательности ДНК). Совокупность всех генов Y-ДНК называется кодирующей Y-ДНК (примерно 2% всех нуклеотидов), остальная, не кодирующая Y-ДНК часть - "мусорной" Y-ДНК (около 98%). Считается, что мусорная Y-ДНК не имеет критически важной функциональности, поэтому её изменение не вызывают каких-то специфически последствий у носителя (по крайней мере в фенотипе [В: Фенотип]). Но именно мусорная Y-ДНК является объектом изучения ДНК-генеалогии. И вот почему.

    Как известно, Y-ДНК передается от отца к сыну без изменений. Почти. В ходе такой "передачи" осуществляются сложные процессы, связанные, в частности, с репликацией (синтезом копии, копированием) отцовской  Y-хромосомы, осуществляемой ферментом ДНК - полимеразой, а также определенным набором молекулярных инструментов "копировальной машины" [13; 15]. В сложных процессах, повторяемых к тому же многократно, неизбежны сбои, приводящие к ошибкам копирования, отличиям копии от оригинала, то есть к МУТАЦИЯМ. Считается, что сбои носят случайный характер; для их формализованного описания используются модели теории вероятностей и математической статистики.

    (Продолжая образ Y-ДНК как слова из 60 млн букв, её копирование при передаче от отца к сыну можно сравнить с перепечаткой слова машинисткой, а снип-мутацию (см. ниже) - с ошибкой машинистки всего в одной букве. А поскольку  снип-мутации случаются не часто, то понятно, что Природа сотворила нереально хорошую "машинистку" (копировальную машину): "… снип-мутация в Y-хромосоме образуется со средней скоростью 0,8х10-9 на пару оснований (часто пишут - на нуклеоид) в год, а поскольку в Y-хромосоме примерно 58 миллионов нуклеоидов, то снип-мутации образуются со средней скоростью одна за поколение (25 лет - авт.) [16].

    Для сравнения: профессиональная машинистка печатает со скоростью 350-400 знаков в минуту (с листа, видимо, меньше), допуская одну опечатку на каждые 600 знаков [В: Машинописные работы]. Работая по 180 часов в месяц она смогла бы перепечатать наше "слово" за 1,5 года, допустив 100 тыс. опечаток.)

    ДНК-генеалогия рассматривает мутации двух типов: SNP (снип-мутация [В: Однонуклеоидный полиморфизм]) и STR (стир-мутация [В: Микросателлиты]). Ниже рассматриваются в основном СНИП-МУТАЦИИ, или СНИПЫ, "точечные", связанные с заменой основания в одном нуклеотиде. Снип оставляет "зарубку", метку на Y-ДНК и, поскольку эта мутация практически необратима, такая же метка будет у всех прямых потомков по мужской линии меченого (мутанта) вплоть до её пресечения (последний на линии сын отцом не стал -  не родил сына). Линий таких может быть несколько, так как отец-мутант может иметь несколько сыновей; по той же причине по несколько линий может исходить от каждого из потомков мутанта, прерывающихся, как мы уже сказали, на потомках, не родивших сыновей.

    Из носителей конкретного снипа формируется структура типа "дерево", называемая СНИП-РОДОМ и возглавляемая снип-родоначальником, первым получившим снип-мутацию. Более чётким определением снип-рода будет, пожалуй, следующее: снип-род, соответствующий снип-мутации и возглавляемый получившим её первым снип-родоначальником - это группа людей, все мужчины которой возводят своё происхождение к снип-родоначальнику по одной линии - восходящей к нему цепочке, звенья которой связаны отношением "сын-отец" (отцовской (мужской) линией или патрилинейностью).

    Как видно из данного определения, к снип-роду относятся не только все живущие на момент рассмотрения мужчины, но и жившие в прошлом, возможно, весьма далёком, если снип-мутация достаточно древняя. И кроме актуальных линий там присутствуют многочисленные пресекшиеся: вероятность смерти молодого мужчины, не успевшего родить сына, во все времена (а в древности особенно) была значительной. Однако, определить какие-то параметры рода, например, время жизни его основателя, называемого также ОБЩИМ ПРЕДКОМ, можно лишь по тем ДНК конкретных членов рода, живых или ушедших, которые имеются в распоряжении исследователя.

    Понятно, что какой-то член рода может стать обладателем новой, "своей" снип-мутации  и новым снип-родоначальником. Тогда его новый снип-род станет частью старого, между ними возникнет отношение типа "потомок-предок", сами снип-роды образуют иерархическую древесную структуру (т.н. филогенетическое дерево [В: Филогенетическое дерево]. Вершины дерева - снип-роды - получают свои структурированные имена-коды (снип-этнонимы). Например, T1a  (ноиты) - потомок T1 (каиниты), потомка T (адамиты). Дерево снип-родов, очевидно, изоморфно (находится во взаимно-однозначном соответствии) с деревом соответствующих снип-мутаций; например, снип-мутации T-M70, T-L206, T-M184 соответствуют снип-родам T1a, T1, T.

    Нетрудно видеть, что в отличие от снип-этнонимов, наименования снип-мутаций не несёт важной информации об их иерархической упорядоченнности: буква кодирует лабораторию, обнаружившую соответствующий снип ("M" - лаборатория под руководством Peter Underhill, Stanford University (США); "L" - исследовательский центр Family Tree DNA`s Genomics Reseach Center (США)), число - внутренний учётный номер этого снипа в этой лаборатории [17]. Это создаёт определённые неудобства пользователям. У снип-этнонимов другая беда: меняются часто, отражая трудности бурного роста молодой научной дисциплины. В этой связи целесообразно использовать наименования снип-родов и снип-мутаций парами (парный код снипа).

    Итак, снипы находят различные группы исследователей (лаборатории), занимающиеся анализом ДНК ныне живущих мужчин или костных останков; они кодируют их и направляют в Международное общество генетической генеалогии (ISOGG) для включения в регулярно обновляемое филогенетическое дерево Y-хромосомы (дерево снипов) [18]. Построение такого дерева - проблема, требующая, по-видимому, наряду с понятными формальными инструментами использовать и неформальную информацию типа: "Праотец евреев и арабов Авраам пришёл в Ханаан 4 тысячи лет назад (тлн)". Или устраивать голосования "избранных" специалистов и чиновников.

    Действительно, ISOGG располагает некоторым (постоянно изменяющимся) множеством снипов. Между снипами устанавливается отношение "вышележащий-нижележащий", типа "предок-потомок»; образуются направленные "сверху-вниз" цепочки снипов, которые нужно "склеить", совместив одни и те же повторяющиеся в цепочках снипы. Возникает структура, которую математики называют ориентированным графом, вообще говоря, несвязным. Сделать из него "дерево" - задача кудесников (в хорошем смысле) ISOGG. И они это делают.

    Приёмы известны, например, ввести гипотетического "Y-хромосомного Адама" к восторгу тонко чувствующей публики особого склада, тут же заявляющей, что ДНК-генеалогия доказала сотворение первого человека еврейским богом. Или собрать не связанные друг с другом гаплогруппы вместе и объявить это "сводной гаплогруппой". А потом разобрать её, "обнаружив" снип-мутации без их носителей и создав уже древесную структуру.

    Но откуда это настойчивое стремление вырастить "дерево"? Все объясняется просто: родовая  структура человечества суть дерево. Род=>Племена=>Семьи, Дед=>Сыновья=>Внуки и т.п. А дерево снипов претендует на отражение именно родовой структуры. Но и здесь следует оговориться. Тора утверждает, что Яхве создал Адама в единственном экземпляре по своему образу и подобию, наградив его мусорной ДНК без снипов (по определению). Если этому верить, то структурой всех родов человеческих будет действительно "дерево", а его "корнем" - библейский Адам.

    Однако, если Адамов было создано несколько и разных (что нормально для живучести столь грандиозного проекта), как говорится, например, в шумерских мифах о сотворении человека или в "Притче о 10-ти Адамах", то вместо дерева мы получим "лес". И что тогда?  ISOGG менять методологию?. Нет! Достаточно ввести виртуального Адама Адамов, т.е. (страшно подумать!) самого Создателя в схему и вожделенное  "дерево" сохраниться. И все мы станем прямыми потомками Бога. (Но разве не на этом настаивали гностики?) И бог - общий предок человеков - окажется практически предвечным.

     Но вернёмся к нашим снипам. В результате компромисса заинтересованных сторон были выделены особые снипы - ГАПЛОГРУППЫ, обозначенные латинскими буквами от A до T [13]. Считается, что носителями этих гаплогрупп являются большие группы людей, имеющих этноисторическую и/или этногеографическую общность. Например, A - "африканская" гаплогруппа. В рамках этих гаплогрупп используется стандартная кодировка снипов (как это принято в древесных структурах). Например, T1a есть имя "внука", отцом которого является Т1, "дедом" - T. (При этом Т называют гаплогруппой или КЛАДОЙ, T1 и T1a - её с СУБКЛАДАМИ; термины "гаплогруппа", "клада" применяются также (в зависимости от контекста) и к T1, T1a.)

    Должны ли сами сами гаплогруппы A-T иметь древесную структуру? Конечно, в том случае, если они корректно выстроены, то есть "представляют собой непересекающиеся ветви филогенетического дерева Y-хромосомы" [W: Human Y-chromosome DNA haplogroup]. Трудно сказать, если даже верить, что всё началось с одного рода (корня дерева) и его родоначальника Y-Адама.

    Здесь своя занимательная история. Сегодня в ДНК-генеалогии принято ПОСТУЛИРОВАТЬ: "ВСЕ ЛЮДИ - РОДСТВЕННИКИ, они все происходят от одного предка"(см., например, [19]; под людьми здесь имеются ввиду мужчины.). Другими словами, постулируется существование Y-Адама (Y-хромосомного Адама [Y-chromosomal Adam]). Основание? "Внимательное рассмотрение маркеров и гаплотипов позволило сделать вывод, что все люди на Земле произошли от одного предка" [19]. Под "внимательным рассмотрением" понимается, видимо, компромисс "клириков и физиков" среди ведущих геногенеалогов.

    (В этой связи вспоминается П.-С.Лаплас, автор фундаментальной "Небесной механики", "библии" детерминизма, с его ответом на вопрос, а где же в его "библии" бог как причина всех причин: "В этой гипотезе (о существовании и единственности бога - авт.) я не нуждался!". Геногенеалоги, как видно, нуждаются; тот же А.Клёсов, как только речь заходит о евреях, в своих рассуждениях использует библейские мифы, выступая при этом с позиций библейского максимализма [20; В: Библейский максимализм].)

    О последствиях такого подхода судить рано. (Ликование семитологов: "Наука в очередной раз подтвердила историчность Библии!" - не в счёт.) Но вот интересный пример. Чтобы как-то объяснить гипотезу о существовании единственного Y-Адама, учёные скороговоркой делают оговорку: мол, возможно, существовали и другие "y-адамы", никак не связанные с нашим и даже постарше его, да все вышли, то есть их снип-роды пресеклись, не дожив до наших дней. И всё бы ладно, и Y-Адаму насчитали солидные 142 тысячи лет (тл), пока не грянула история с "адванулями" [13].

    Некий афроамериканец, известный нам как "потомок Перри", передал свою Y-хромосому в коммерческий цент генетического тестирования"; когда к 2013 г. нашли деньги и секвенировали его Y-ДНК, случилось открытие: была обнаружена новая гаплогруппа A00, не имеющая ни одной общей снип-мутации со всеми известными гаплогруппами и субкладами, то есть, не имеющая ничего общего с Y-Адамом-2013. Вскоре среди мужчин племён Мбо и Бангва (Камерун) нашли ещё десятка два носителей этой гаплогруппы [W: Haplogroup A (Y-DNA)]. Время жиэни их общего предка оценили в 220 тлн [13], что значительно старше Y-Адама-2013.

    (А сколько "перри" ещё не обратилось в генеалогические лаборатории?)

    Казалось бы, вот тот самый случай, когда нашёлся второй Адам, старше первого. И пусть потомство его невелико (пока), следует отказаться  от библейской концепции единственного Адама и строить не "дерево", а "лес" снипов. К тому же шумерские мифы, в отличие от библейских (финикийских), утверждают, что боги шумеров (Энки и Нинмах) слепили нескольких человеков, как минимум семерых [21]. Но нет, нииизя! Объявили A00 "глубоким корнем" дерева и пересчитали возраст Y-Адама. Оказалось 338 тл; заспорили, сошлись на 200-300 тл. Чудны дела твои, Господи!

    Вот как объяснил А.Клёсов принятое решение: да, Y-хромосома "адванулей" "отличается от всех людей на Земле, в том числе и от остальных африканцев, но гаплотипы (определяются стир-мутациями, см. ниже) хоть и отдалённо (! - авт.), но похожи на те, что есть у всех нас. Значит, общий предок был один и тот же, только очень древний" [19]. С логикой здесь совсем плохо. Ведь сравнивать гаплотипы и говорить, что они "отдалённо похожи", можно лишь тех их носителей, которые имеют общего предка. Клёсов же сравнивает их, не зная этого, но в надежде узнать. И узнаёт. (Напоминает не признаваемое судом доказательство вины подозреваемого, добытое незаконным путём.)

    Иными словами, он (А.Клёсов) вначале неявно предполагает, что все  мужчины "родственники", получает (некорректно) право на сравнение их гаплотипов, сравнивает и приходит к выводу, что да, они действительно "родственники"! Порочный круг, где для доказательства утверждения используется само утверждение [В: Порочный круг]. Он-то и служит "доказательством" существования и единственности Y-Адама, которого можно смело отождествлять с Адамом библейским. (Правда, первый старше второго раз в 30-40, но это пустяки, вопрос вполне решаемый.)

    Если же библейскому сотворению предпочесть эволюцию, то картина ещё более замутится, так как говорить надо будет о филогенетическом дереве или лесе животных, размножающихся половым путём, где собственно человеку принадлежит небольшой фрагмент с размытыми границами [W: Evolution of Sexual Reproduction]. Простой вопрос: от скольких самцов шимпанзе и/или горилл произошла худшая половина современного человечества - мужская? Ведь, к примеру, установили генетики, что у истоков всех современных коров (около 1,5 млрд. голов) стояли 80 самок одомашненного тура (Bos tourus) [22; 23]. А у человеков? Современная наука отвечает: от одного примата, предка Y-Адама. И, видимо, был он шимпанзе, у которого с человеком 95% общих генов. Так ли это?

    (Кстати говоря, у женщин своя ДНК-генеалогия, похожая на мужскую. У них мать передаёт дочери без изменений (если не было мутации) митрохондриальную ДНК (мтДНК) [В: Митрохондриальная ДНК]. Просто для истории, особенно древней, Y-ДНК как инструмент исследований предпочтительнее мтДНК в силу ряда причин, некоторые из которых изложены в [13; 24].)

    Несколько слов о СТИР-МУТАЦИЯХ. Было замечено, что в некоторых сегментах мусорной Y-ДНК у мужчин располагаются похожие повторяющиеся пары (тройки, четвёрки) нуклеотидов (т.н. "тандемные повторы"), например, AGAT/AGAT/…/AGAT (12 повторов). Повторяющийся фрагмент последовательности нуклеотидов называется мотивом, сама последовательность - аллелью, количество мотивов в аллели - её размером (значением). Сегмент и мотив фиксируются, кодируются и называются МАРКЕРОМ, или локусом (в нашем примере как DYS393; тот факт, что размер аллели равен 12, обозначается через DYS393=12).

    Если теперь взять 6 определённых маркеров, например (опуская DYS, что просто означает DNA Y Segment - сегмент Y-ДНК), т.н. "СТАНДАРТНЫЙ МАРКЕР":

    19 - 388 - 390 - 391 - 302 - 393,

то мы получим один из 6-маркерных ГАПЛОТИПОВ; его значением называется соответствующий набор размеров аллелей, например (т.н. "гаплотип коэна (еврейского священника)"):
 
    14 - 16 - 23 -10 - 11 - 12.

    Так, маркеру 393 соответствует аллель мотива AGAT размером 12, что  мы уже обозначали выше через DYS393=12; маркеру 19 - аллель мотива TAGA размером 14, DIS19=14 и т.д.. Отметим, что кроме простейших 6-маркерных гаплотипов, ДНК-генеалогия оперирует и с другими - 17-, 67-, 111-маркерными (и более размерными) гаплотипами.

    Оказывается, что, подобно снипу, значения всех гаплотипов передаются от отца к сыну неизменными, если не случится стир-мутации и размер аллели в каком-то маркере изменится; например, приведённое выше значение стандартного гаплотипа коэна-отца у коэна-сына может принять вид:

    14 - 16 - 23 - 10 - 11 - 13

(при копировании отцовской Y-ДНК появится один новый повтор мотива AGAT в аллеле маркера DYS393). Случится это может с вероятностью примерно 0,01, то есть с частотой: 1 мутация на 100 рождений [19]. (Вообще скорость стир-мутации принято измерять в количестве "мутаций на гаплотип за поколение" и для стандартного 6-маркерного гаплотипа она равна 0,0074, для 12-маркерного гаплотипа FIDNA - 0,046 и т.д. [13].

    Интересно, что для 99% людей размеры аллелей стандартного 6-маркерного гаплотипа изменяются в весьма ограниченных диапозонах [25]: маркер 19 - (13-17, 5 вариантов); 388 - (10-18, 9); 390 - (21-26, 6); 391 - (9-12, 4); 392 - (10-15, 6); 393 - (12-15, 4). А значит, различных значений стандартного гаплотипа всего 5х9х6х4х6х4 = 25920 (священное число, между прочим (см. ниже)). В то время как 99% мужского населения планеты составляет примерно 4 млрд. человек. Это значит, что каждое значение стандартного 6-маркерного гаплотипа имеет в среднем около 309 тыс. современных мужчин. То есть значение стандартного гаплотипа никак не может быть индивидуальным кодом человека. А что может?

    А.Клёсов, основатель российской школы ДНК-генеалогии, не устаёт повторять: "Гаплотип - это набор чисел, который является "личным номером ДНК-паспорта" любого мужчины, без исключения. А гаплогруппы, фигурально говоря, это обложка паспорта. Это не индивидуальная, а групповая характеристика" [26]. То есть, гаплогруппа (обложка ДНК-паспорта) плюс гаплотип (номер ДНК-паспорта) должны (по Клёсову) однозначно определять "любого мужчину без исключения". Но это противоречит в принципе фундаментальному посылу ДНК-генеалогии: от отца к сыну снипы и гаплотипы передаются, вообще говоря, без изменений; мутации носят случайный и, вообще говоря, редкий характер.

    А это значит, что у множества отцов-сыновей ДНК-паспорта окажутся одинаковыми, и это принципиально. Что в свою очередь означает невозможность ДНК-паспортизации. Как бы кому ни хотелось заменить ДНК-паспортами краниометрические циркули. Так что пока придётся по старинке, по морде, а не по паспорту.

    Главное же достоинство стир-анализа - умение по значениям выборки гаплотипов оценивать время жизни общего предка для любой группы сородичей (мужчин с одинаковой гаплогруппой, это принципиально важное условие, нарушенное в истории с Y-Адамом), например, выделившейся из рода и территориально обособившейся. А значит, как считается, по убыванию давности общего предка можно судить о миграциях различных групп одного и того же рода.

    (Сам алгоритм оценочного расчёта прост: для множества значений гаплотипов выборки строится медиана (базовый гаплотип), затем определяется среднее "расстояние" (количество мутаций) от неё до гаплотипов выборки. После чего осталось разделить это расстояние на скорость мутации и получить "время в пути" - время жизни общего предка группы сородичей, представленной гаплотипами выборки [13; 26].)

    Вернёмся, однако, к снип-мутациям (снипам) Y-ДНК. Отметим, что снип никак не определяет антропологические признаки (цвет кожи, кучерявость волос, форму черепа, размер носа, толщину губ и тому подобное) и в целом фенотип мужчины [В: Фенотип]. На это влияет его генотип [В: Генотип], который в значительной степени определяют женщины, встречающиеся на жизненном пути мужчин и имеющие от них сыновей. Снип остается у потомков по мужской линии надолго, но многое другое может радикально измениться уже через несколько поколений. Мамочки постараются.

    Отсюда же следует, что в чистом виде снип-род существует только теоретически. Действительно, ни снип-родоначальник, первым получивший снип-мутацию, ни его окружение о снипе и не догадываются. На практике (в идеале) РОД (не путать со снип-родом) образуется тогда, когда появляется лидер и группа мужчин, считающих, что они суть его прямые потомки/предки по мужской линии (неизвестно, что считают при этом их женщины; они знают, но молчат), с определенным самосознанием, выделяющим их из окружающих, и желанием обособиться и жить самостоятельно. Ясно, что шансы у такого рода включать носителей иных, чем у родоначальника, снипов очень велики. Другими словами, с большой вероятностью с момента своего появления реальный род включает носителей разных снипов с разными долями в численности рода, т.е. обладает определенной СНИП-СТРУКТУРОЙ.

      Тем более не отождествляемы снип-род и ЭТНОС [В: Этнос]. Напомним, что этнос (НАРОД) -  исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими культурой (включая религию и язык), территорией, психикой и самосознанием. При этом народ, как правило, включает несколько родов, близких и не очень, со всеми вытекающими из этого последствиями. Вот примерная снип-структура современного русского народа [В: Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира]: R1a1 - 47,0 (%); R1b1 - 7,0; I1 - 5,0;  I2 - 12,0;  N1c1 - 20,0;  E1b1b1 - 4,0; J2 - 3,0; G2a - 2,0. Ну и как работать с таким "миксом", если, например, нужно уточнить происхождение и миграции русских?

   Проще всего доминирующую (по численности) гаплогруппу R1a1 назвать"русской" и заниматься только ею. Что привело бы к выводу: русский народ появился на Русской равнине около пяти тысяч лет назад. Солидно. И приятно. Но такой подход не оценят многие другие народы, от белорусов до индусов, имеющие долю R1a1 в своих миксах даже большую, чем русские. Можно спуститься по ветке дерева снипов и попытаться найти такой, который был бы доминирующим у русских и только у них. Например, R1a1a1. Но такого может и не найтись, так как у неких "братских" народов и этот снип может оказаться "этнообразующим", но назваться русскими они категорически не захотят. Так что у некоторых современных этносов, стремящихся к обладанию собственной и к тому же древней гаплогруппой, могут возникнуть проблемы.

    (Поучителен в этом плане пример с поисками "еврейского снипа" и "маркера гениальности". Когда информация о возможностях геногенеалогии просочилась в массы, радетели еврейской "избранности" пришли в радостное возбуждение: кому как не евреям, на протяжении многих веков стремившихся сохранять этническую (а значит, и генетическую, как они рассудили) чистоту, иметь собственный снип?! На его поиски были выделены значительные средства, мобилизована армия учёных. Нашли. Таким снипом был объявлен характерный для самых "чистых" евреев жреческой касты - коэнов - J1c3 (переименована в J1a2b), или J-P58 (среди коэнов-ашкенази он у 51,6%, прочих коэнов - 38,7%). Каким же разочарованием было узнать, что среди бедуинов Аравии носителей "снипа коэнов" больше, чем у самих коэнов - 64,7%, йеменцев - 66,7%, иорданцев - 55,3%! [27; 28]. Похоже, "снип коэнов" занимал заметное место в снип-структуре арамеев, с ними появился у финикийцев, а затем и у евреев.
   
    Вообще же, было довольно странно надеятся найти еврейский снип в условиях, когда он передаётся по отцовской линии, а само еврейство - по материнской. Ведь еврей, женатый на нееврейке, не производит больше евреев; этническую принадлежность его сыновей, имеющих снип отца, определит мать или страна пребывания [29].)

    И главное. Ниоткуда не следует, что самый многочисленный род в составе этноса одновременно и определяющий все остальное: язык, культуру, самосознание. Хотя, конечно, размер имеет значение.

   Итак, род и этнос. И чем же они отличаются? Да вроде ни чем, и тот и другой имеют общий язык, культуру, территорию, психику и самосознание. И снип-структура имеется, правда у рода она де юре моносниповая, де факто - полисниповая, а у этноса - полисниповая и де юре, и де факто. Не претендуя на вклад в этнологию, автор дает новое определение рода - это этнос со снип-структурой, близкой к гомогенной (однородной); этнос же - это род с гетерогенной (неоднородной) снип-структурой (использовать можно лишь одно из определений, иначе - порочный круг).

    Ниже мы пользуемся терминами «род» и «этнос», «род» используем чаще. С учетом сделанных замечаний фразу «род T1a1 поселился на восточном побережья Левантийского моря» следует понимать так: этническая группа типа «род», куда входят доминирующие носители снипа T1a1, а также носители других, не указанных снипов, поселилось на восточном побережье Левантийского моря. Под доминированием при этом понимается не столько численное превосходство, сколько право на целеполагание и принятие важных решений, обычно принадлежащее правящей элите сообщества и его лидеру.


    В3. ЯЗЫКОВАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

    Что это? Это - что-то вроде генетической генеалогии для языков, используемой в первую очередь для т.н. генетической классификации языков [В: Генетическая классификация языков]. (На сегодняшний день насчитывается 5-7 тыс. языков; это много, а когда чего-то много, изучение его начинается со структуризации на основе агрегирования и создания иерархической структуры, чаще всего "дерева"; лингвисты пошли по этому же пути, другого просто нет.)

    В более широком плане языковая генеалогия (помимо структуризации языков) формализует некоторые аспекты эволюции/деградации языков, связанные с их изменением во времени, которые в ряде случаев можно рассматривать как своеобразные "мутации", аналогичные снип-мутациям ДНК-генеалогии. При этом автор отдает себе отчет о масштабе и сложности, о достижениях ЯЗЫКОЗНАНИЯ (ЛИНГВИСТИКИ) и не пытается (не дай Бог!) что-то привнести в эту науку. Только почерпнуть и вынести.

    Сразу оговоримся, что мы в своих рассуждениях ограничиваемся тем временем, когда понятие "род" имело вполне конкретное содержание, формализованное в ДНК-генеалогии как снип-род. Как мы уже знаем, каждому роду соответствует язык, объект достаточно сложный для наших целей, а потому язык мы представим моделью - некоторой частью его лексики (базовым словарем), взяв, например, 100-словный список Сводеша [30]. Таким образом, снип-роду, представляющему род, соответствует базовый словарь, представляющий язык.

    Выше мы описали, как мутирует Y-ДНК снип-рода; похоже мутируют и слова базового словаря, когда они заменяется на другие (обычно заимствованное здесь исключается). Теоретически можно считать, что каждая такая замена приводит к новому языку; однако, как и в ДНК-генеалогии, такой подход не продуктивен. Следуя [31], будем считать, что при совпадении базовых словарей где-то на 75% язык-мутант является ДИАЛЕКТОМ исходного языка (т.н. "тривиальное родство"). Это вполне отвечает ситуации, когда из исходного рода-предка выделяется род-потомок, обособляется, в том числе и территориально, и язык его со временем претерпевает некоторые, пока небольшие, изменения. Затем изменения эти растут; при совпадении словарей примерно на 50%, т.е. при полураспаде исходного языка, будем считать язык-мутант НОВЫМ ЯЗЫКОМ, потомком исходного языка-предка.

    Таким образом мы ввели отношение "предок-потомок" на множестве языков, позволяющее (возможно, с привлечение дополнительной информации) построить ЯЗЫКОВОЕ ДЕРЕВО, отталкиваясь от его корня (ствола) - исходного языка, который принято называть ПРАЯЗЫКОМ. В таком дереве можно выделить уровни, например:
- языки-потомки праязыка (т.н. "заметное родство" [31]) образуют его ЯЗЫКОВУЮ ГРУППУ; языки, потомки языков группы, совпадающие по базовому словарю с праязыком где-то на 25% (т.н. "конвенциональное родство" [31]), образуют ЯЗЫКОВУЮ СЕМЬЮ праязыка.

    При необходимости можно вводить надсемьи (макросемьи) и подсемьи (микросемьи), надгруппы и подгуппы, наднад-, надпод-, поднад-, подпод- и т.д. Понятно, также, что в качестве праязыка можно брать любой язык.

    Есть в языковой генеалогии и математические модели, аналогичные моделям ДНК-генеалогии, описывающие состояние базового словаря во времени (занимается подобными моделями научное направление ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ, что означает "учение о языке во времени" [В: Глоттохронология]). Базовая модель предполагают, что скорость изменения словаря пропорциональна его объему, что приводит к формуле:

                c = c(t) = exp(- dt)  ;  t = - ln(c) / d   
 
где c = c(t) - доля базового словаря, оставшаяся неизменной к моменту времени t , измеряемому в тысячах лет - тл, d = 0,14-0,17 - эмпирический коэффициент [31]. Аналогичная формула описывает радиоактивный распад и многие другие процессы; период полураспада, т.е. время, за которое словарь изменится наполовину, равен 4-5 тл;  за это время, как мы уже говорили, исходный праязык распадается на группу потомковых языков, а за время около 2 тл появляются его диалекты.

    И все было бы ясно и с родами, и с языками, и с соответствием одного другому, если бы мы с тобой, читатель, были бессмертными наблюдателями, которых создал бы Яхве  на шестой день творения (но до того как слепил Адама) для фиксации истории человечества. К сожалению, лингвистика и ДНК-генеалогия решают обратные задачи: как отталкиваясь от современных языков (5000) и современных человеков (8 млрд.) восстановить взаимосвязанные языковую и родовую структуры, описать их эволюцию и остаться при этом в живых.

    Пока наука далека от решения этих задач. В дереве снипов гаплогруппы Т [16] насчитывается порядка 550 снипов, распределенных по  уровням; по общему филогенетическому дереву, объединяющему гаплогруппы от А до Т, подобной информации у автора нет, да и ситуация здесь быстро меняется.

    В языковом дереве по некоторым данным насчитывается около 30 семей, 400 групп и 5000 языков; и здесь выдвигаются гипотезы о существовании единственного праязыка, породившего все языки теперешнего человечества. И в самом деле, если Y-хромосомный Адам - реальность (см. разд. В2), то должен же он как-то объясняться с окружающими. И если он объяснялся с ними с помощью речи, то такой язык должен был существовать. У него (языка) есть уже имя - борейский праязык. Он является предковым для праязыков макросемей: афразийской, ностратической, сино-кавказской, аустрической и др [31].

    Но здесь есть деталь, в которой может прятаться известно кто. А именно, существуют теории, что речи предшествовали жесты или пение (без слов). А если это так, то наш Y-хромосомный Адам мог вполне себе петь или жестикулировать, а заговорили впервые независимо друг от друга несколько его потомков. И тогда борейский язык не существует, а первыми праязыками были, возможно, праязыки перечисленных выше макросемей или иных языковых структур верхнего уровня.

    И уж совсем туманна связь праязыков верхнего уровня и гаплогрупп или снипов. Но только не в нашем случае: далее мы собираемся показать, что НОИТЫ Т1а БЫЛИ НОСИТЕЛЯМИ ПРАЯЗЫКА АФРАЗИЙСКОЙ МАКРОСЕМЬИ.

    Для целей настоящей книги введем несколько необычную, но простую терминологию, связанную с деревом языков. Его висячие вершины - листья - соответствуют ЯЗЫКАМ; веточки дерева, на которых растут группы листьев - ГРУППЫ ЯЗЫКОВ - соответствуют ПРАЯЗЫКАМ; ветки дерева, из которых растут группы веточек - ГРУППЫ ПРАЯЗЫКОВ - соответствуют ПРАПРАЯЗЫКАМ или 2ПРАЯЗЫКАМ; ветви дерева, из которых растут группы веток - ГРУППЫ 2ПРАЯЗЫКОВ - соответствуют ПРАПРАПРАЯЗЫКАМ или 3ПРАЯЗЫКАМ; стволу дерева, из которого растут ветви - ГРУППЫ 3ПРАЯЗЫКОВ - соответствует ПРАПРАПРАПРАЯЗЫК, или 4ПРАЯЗЫК, или БОРЕЙСКИЙ ПРАЯЗЫК.

   Мы шли по дереву языков снизу-вверх; изменим направление движения на сверху-вниз. Борейскому языку соответствует ГРУППА 3праязыков, СЕМЬЯ 2праязыков, МАКРОСЕМЬЯ праязыков и, наконец, вся СОВОКУПНОСТЬ языков. Понятно, что предлагаемая терминология достаточно универсальна и легко обобщается на любое количество уровней иерархии языкового дерева; например, в эту схему можно включить ДИАЛЕКТЫ, появляющиеся примерно через 2 тл после начала распада языка.

    Аналогичным образом можно описать и РОДОВОЕ ДЕРЕВО; по-видимому, в начале времен (Первого и Последнего) между родовым и языковым деревьями существовало взаимно-однозначное соответствие. Например:
    - 3прарод - ноиты, 3праязык - ноитский (около 16 тлн); при из распаде формируются группа 2прародов - хамиты, симиты и яфетиды - и соответствующая им группа 2праязыков - хамитский, симитский и яфетский (около 12 тлн);
    - при распаде 2прарода хамитов и их языка формируются группа прародов и их праязыков (мы назовем их позже); среди них - хананеи и хананейский язык (около 8 тлн);
    - при распаде рода хананеев и их языка формируется группа родов и их языков (мы назовем их позже); среди них - род сидонян (финикийцев) и их язык (около 4 тлн).

    Отметим также, что в литературе делаются попытки упорядочить временные эпитеты родов и языков. Так, например, предлагается  3пра род и язык называть ДРЕВНЕЙШИМИ (12-8 тлн), 2 пра - ДРЕВНИМИ (8-4 тлн), пра - СТАРЫМИ (4-0 тлн). Но без особого успеха. Хотя звучит неплохо: "древнейшие ноиты", "древние шумеры", "старые греки". Но, видимо, не для уха греков и европейцев, вышедших из греческой "шинели". Однако, по поводу всех этих "деревьев" устами Мефистофеля-Фауста великий поэт заметил так:

    "Теория, мой друг, суха,
    Но зеленеет жизни древо"

    (И.Гете, "Фауст"; перевод Б.Пастернака).


    В4. СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА

    В первых цивилизациях Последнего времени (Финикия, Шумер, Египет) были известны числа, которые называли священными, божественными и т.п.. То, что они упоминаются не только в текстах трех этих цивилизаций, но и далеко за их пределами, позволяет предположить, что пришли эти числа из далекого Первого времени. Более того, цивилизации Первого времени намеренно заложили эти числа в свои мифы и распространила их по миру, используя своих мореходов, ходивших по всем морям и океанам земли. Возможно, таким образом она пыталась сообщить другим народам и потомкам о циклической природе бытия и о грозящих людям опасностях в этой связи.

    Так, в самом знаменитом мифе об Исиде и Осирисе встречаются числа 360, 30, 12 и 72 [33]. Причем первые три число названы (число дней в году, в месяце, число месяцев в году), а вот последнее - 72 - интригует: «Тифон (Сетх - авт.) по возвращению Осириса стал готовить ему западню, втянув в заговор семьдесят два человека …» [34].

    А вот другие примеры [33]:
    - в норвежском мифе на бой с «Волком» из Валгаллы выступает 432 тыс. воинов;
    - допотопные боги-цари правили Шумером 432 тыс. лет;
    - китайские предания о потопе собраны в 4320 томов;
    - храм Боробудур на Яве имеет 72 ступы;
    - в «Календаре длинного счета» майя фигурируют периоды (в днях): 1 Катун - 7200, 1 Тун - 360, 6 Катун - 43200, 6 Тун - 2160;
    - в Ригведе 10800 строф, 432 тыс. слогов; в строфе 1:64 говорится о «колесе с 12 спицами, на которых стоят 720 сынов Агни»;
    - Пураны сообщают о четырех «Югах» продолжительностью (в «божественных годах»: Крита Юга - 4800, Трета Юга - 3600, Двапара Юга - 2400, Кали Юга - 1200; один божественный год равен 360 годам смертных, а значит, Кали Юга длится 432 тыс. лет.

    «Кстати, Кали - Юга … - наша эпоха. Рукописи утверждают, что «в век Кали (демона Кали - авт.) процветание будет приходить в упадок, пока род человеческий не приблизиться к гибели»» [33].

    Первые божественные числа были связаны, по-видимому, с космо-теогонией Первого времени, что нашло отражение и в космо-теогониях Шумера и Египта:
   
    - 1 - верховный бог, демиург, создавший сам себя (Атум у египтян; Намму у шумеров);
    - 2 - дети верховного бога (Шу (воздух), Тефнут (влага); Ан (небо), Ки (земля));
    - 3 - семья верховного бога  (Атум, Шу, Тефнут; Намму, Ан, Ки);
    - 5 - большая семья верховного бога: (Атум, Шу, Тефнут, Нут (небо), Геб (земля); Намму, Ан, Ки, Энлиль (воздух), Энки (вода)).

    Нетрудно видеть, что пятерки основных богов у египтян и шумеров схожи; видимо, такой же была и пятерка богов сифитов.

    Итак, первые божественные числа - 1, 2, 3, 5; попарные произведения дают: 2х3=6, 2х5=10, 3х5=15. Следующие священные числа, возможно, возникали так: (2х2)х(3)=12, т.е. 2 множителя равны 2  (2+2=4), 1 множитель равен 3 (1+3=4); индекс числа 12 равен 4. Самое совершенное число: множители 2 и 3, индекс 5: (2х2х2)х(3х3)=72. С индексом 6 два примечательных числа: (2х2х2х2)х(3х3х3)=432 и (2х2х2х2)х(3х3х3)х(5)=2160. С индексом 7 выделим одно число: (2х2х2х2х2)х(3х3х3х3)=2592.

    Внимательный читатель, конечно, заметил, что все эти числа связаны с прецессией - самым важным астрономическим открытием Первого времени и раннего периода Последнего времени. Но это лишь досужие упражнения древних жрецов-математиков. А были еще и более серьезные люди - древние жрецы-астрономы. Их многовековые наблюдения выявили тоже ряд фундаментальных чисел. Мы дадим их в современных значениях; думаем, что ученые Первого времени были к ним весьма близки:
    - сутки (средний промежуток времени (с.п.в.) между двумя последовательными восходами солнца) - 1 сут;
    - месяц (синодический; с.п.в. между двумя последовательными новолуниями) - 1 мес = 29,53 сут;
    - год (тропический; с.п.в. между двумя последовательными восходами солнца в день весеннего равноденствия) - 1 год = 365,24;
    - Большой год (цикл земной прецессии; с.п.в. между двумя последовательными нижними кульминациями звезд Пояса Ориона в день весеннего равноденствия) - 1 Бгод = 25765 год.

    Было замечено, что если «слегка подправить» астрономические данные, положив 1мес = 30 сут, 1 год =  360 сут, 1 Бгод = 25920 год, то будет достигнуто удивительное соответствие между священными числами и фундаментальными астрономическими параметрами. Так, по мнению древних, и создавалась и существует Вселенная: «Числа правят гармонией, гармония правит миром!». (Посвященный в египетские сакральности Пифагор упростил формулу: «Числа правят миром!») Действительно, тогда:

    - 360 (сут/год) : 30 (сут/мес) = 12 (мес/год); 12 - священное число, а Творец замыслил 12 месяцев в году; месяцам даются имена;

    - за 360 сут Земля проходит «окружность» вокруг Солнца, за сутки она проходит дугу, равную 1/360 части окружности; на эту дугу опирается угол, причем он один и тот же для 1/360 части всех окружностей вообще! Это - единица измерения углов, её называют градусом (град);

    - но ведь и точка весеннего равноденствия за Большой год (Бгод) описывает на небесной сфере «окружность»; тогда, если по аналогии с 1 год = 12 мес ввести  Большой месяц (Бмес), положив 1 Бгод = 12 Бмес, то получим: 1 Бмес = 25920 год:12 = 2160 год. Опять священное число! Такое количество лет точка весеннего равноденствия  будет находится среди звезд 1/12 части небесной сферы. В небесной сфере выделяют 12 частей так, чтобы в каждую попала группа звезд, на кого-то или на что-то похожая; группы эти называются созвездиями (Зодиака), им даются имена;

    - а за какое время точка весеннего равноденствия проходит 1 град, двигаясь по своей «окружности в течение Большого года? 25920 год : 360 град = 72 год/град, число, священнее некуда, означающее, что за 72 года точка весеннего равноденствия смещается на небесной сфере на 1 градус; это уже проверяемо в разумные сроки.

    Автор мог бы продолжать «поверять алгеброй гармонию» (А.Пушкин), но боится, что это отвлечет нас от основной темы. Понятно, что рассмотренные числа играли существенное значение для шумеров и египтян и в организации счета, и в формировании компактной записи больших чисел, и в создании систем счисления. Не понятно только, почему в параллельно развиваемых из одного центра цивилизациях  шумеры работали с числами 6 и 10, а египтяне - с 5 и 10, первые стремились к шестидесятиричной системе счисления или чему-то подобному, а вторые, стартовав несколько позже, сразу использовали десятиричную. Здесь два варианта: или сифиты, руководившие проектами, не были уверены, какая из систем лучше, или лучшую заведомо отдали Египту. Вторая версия вероятнее, учитывая, чем был Египет для сифитов (см. далее).

    Д.Уэст говорил [35]: «Такое впечатление, что каждая область знаний в Египте была развита с самого начала. В науках, технике изобразительного искусства и архитектуре, системе иероглифов нет ни малейшего признака "периода развития"; в сущности многие достижения ранних династий не были в дальнейшем не только превзойдены, но и даже достигнуты. ... Египетская цивилизация была результатом не развития, а наследования.»

    О Шумере так Д.Уэст не говорил.


    ПРИМЕЧАНИЯ

     1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";
    - "Q: Text" означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".

     2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/

     3. Представленный материал существенно опирается на работы автора:

    - П1. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. "Ридеро", 2023.

    - П2. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. "Ридеро", 2023.

    - П3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    - П4. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    - П5. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    - П6. Пеларгин В., Вязгина Ю. Два Рима. Два христианства. "Ридеро", 2023.

    - П7. Пеларгин В., Вязгина Ю. Мемориал цивилизации левантов. "Ридеро", 2023.

    - П8. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/



    ЛИТЕРАТУРА К Введению

    1. Паулин Д. Что Библия говорит о Последнем времени. М.: "Источник жизни", 1999.

    2.  Габович Е. История евреев под вопросом. https://dz-online.ru/article/6645/

    3. Льюис Х. Откуда пришли пеласги. https://sambib.ru/h/hamant_1/pelasgians/

    4. Клесов А. Кому мешает ДНК-генеалогия?  https:// ours-nature.ru/lib/book/1650379037/

    5. Афанасьев А. Филистимляне - забытый народ. https://his.lsept.ru/2020/no06/

    6. Юрковец В. http://dna-genealogy.ru/forum/30-гаплогруппа-т/

    7. Museum of the Bible. Dead Sea Scroll Collection. Scientific Research and Analysis.
    8. Фоменко А. Основания истории. М.: "Римис", 2005.

    9. ISOGG. Y-ДНК глоссарий. https://isogg.org/tree/ISOGG_Glossary.html/

    10. ISOGG. Y-ДНК дерево гаплогрупп. https://isogg.org/tree/index.html/

    11. Хапиру и происхождение этнонима "еврей". https://aquilaaquilonis.livejournal.com/524676/html/

    12. Финкельштейн И., Зильберман Н. "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии. М., 2001.

    13. Клёсов А. ДНК-генеалогия от А до Т. "Неформат", 2016.

    14. ISOGG. Y-ДНК глоссарий. https://isogg.org/tree/ISOGG_Glossary.html/

    15. Андреева М. Митоз и мейоз, амитоз и их биологическое значение. https:/novstudent.ru/mitoz-meyoz-i-amitoz/

    16. Клёсов А. Мутации в ДНК и радиация. https://dzen.ru/a/W2Xq6GLWrQCoLbos/

    17. Клёсов А. Кому мешает ДНК-генеалогия. Ложь. инсинуации и русофобия в современной российской науке. "Книжный мир", 2016.

    18. ISOGG. Y-ДНК дерево гаплогрупп. https://isogg.org/tree/index.html/

    19. Клёсов А. Что говорит ДНК-генеалогия о кавказцах. https://pereformat.ru/2013/09/kavkaz-dna/

    20. Клёсов А. И опять о ДНК-генеалогии евреев.
    21. Шумерский миф о сотворении человека.
    22. Генетики назвали родину всех КРС. https://ria7ru/20190712/155645.html/

    23. Ancient cattle genomics, origins, and rapid turnover in the FertileCrescent. https://science.sciencemag.org/content/365/6449/173/

    24. Маркина Н. МтДНК и Y-хромосомы хранят разную демографическую историю популяций Европы. https://генофонд.рф/?page_id=28466/

    25. Популярная генеалогия - DIS-маркеры и mtDNA-маркеры. https://future-2008.livelournal.com/42357html/

    26. Клёсов А. Гаплогруппы и гаплотипы: что это такое? https://dzen.ru/a/Ww16VJIcswH-XL5Y/

    27. Тюрин А. Геногенеалогия евреев по гаплогруппам Y-хромосомы и аутосомным маркерам.
    28. Ближневосточные гаплогруппы J1, J2, E1b1b1, G2a, T и др. Описание и связь с археологическими культурами. https://haplogroup.narod.ru/eur_hap2.html/

    29. Еврейство по материнской линии. https://jewish.ru/ru/traditions/articles/9094/

    30. Список Сводеша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_Сводеша/

    31. Бурлак С., Старостин С. Сравнительно-историческое языкознание. М., "Академия", 2005.

    32. YFull YTree T. https://yfull.com/tree/T/

    33. Хэнкок Г. Следы богов. М.: "Вече", 1999.

    34. Плутарх "Об Исиде и Осирисе". https://ru-egiptology.livejournal.com/45159.html/

    35. Згурская М. Древний Египет. М.: "Фолио", 2008.


Рецензии