Запись 4. Неуставные взаимоотношения

На фотографии - внутренний патруль по училищу. Начальник патруля - мичман (курсант 13 роты)
 
   Терпи казак - атаманом будешь.
   Н.В.Гоголь, "Тарас Бульба"
 
   В нашем училище по давно сложившейся традиции четвертый курс шефствовал над вторым, а третий над первым. Первые месяцы обучения старшекурсники приходили к нам в казарму и завязывали знакомства с первокурсниками. Искали среди новичков своих земляков, родственников, а найдя, всячески их опекали и поддерживали. А еще старшекурсники периодически разыгрывали доверчивых первокурсников.
 
   Юмористическое отступление
   Вот байка, основанная на реальном случае. Причем эта история с разными вариациями повторялась из года в год после каждого нового набора курсантов.
   Глубокая ночь. В расположении одной из рот 1-го курса раздается звонок. Дежурный по роте берет трубку и представляется:
   - Дежурный по роте младший сержант Петров!
   - Дежурный по училищу подполковник Д. Чем занимаетесь, сынок?
   Как вы догадываетесь, звонит не дежурный по училищу, а юморист- старшекурсник.
   - Наводим порядок в расположении роты!
   - Молодец! А мне вот не спится...
   - Может, вам книжку принести почитать? У меня есть интересная...
   - Нет, сынок. Я люблю в наряде повышать свою физическую подготовку. Принеси мне из роты пару гирь.
   Через полчаса. Комната дежурного по училищу. Звонок во входную дверь. Подполковник Д. нажимает кнопку открытия двери. В помещение вваливается весь красный и мокрый от пота дежурный по роте 1-го курса. В руках у него две пудовые гири.
   Младший сержант ставит гири на пол, выпрямляется и докладывает:
   - Товарищ подполковник, ваше приказание выполнено. Вот гири, которые вы просили...
   Дежурный по училищу морщит лоб, вспоминая, когда он отдал такой приказ. Потом спрашивает у дежурного по роте:
   - А зачем они мне?
   - Вы сказали, что по ночам в наряде повышаете свою физическую подготовку!
   Тут подполковник Д. бросает взгляд на с трудом сдерживающего смех помощника дежурного по училищу - курсанта 4-го курса (того предупредили о розыгрыше однокурсники) и врубается в ситуацию. Он подходит и пробует поднять одну из гирь.
   - Нет, тяжеловата. Неси обратно...
 
   Должен сказать, что иногда взаимоотношения между старшекурсниками и курсантами младших курсов принимали формы так называемой "дедовщины".
   Подобное явление было хорошо известно еще в военных училищах царской России и называлось "цук". Термин этот пришел из немецкого языка и имеет кавалерийскую природу. Zuck - резкий рывок поводьями, понукание лошади. Считается, что впервые до цука в отношении не лошадей, а салаг додумались юнкера из Николаевского кавалерийского училища. Потом эта "мода" распространилась по другим военным вузам. За каждым новичком -"зверем" закреплялся старшекурсник -"господин корнет" (первое офицерское звание в кавалерии). Кстати, у поэта Лермонтова наставником был тот самый Мартынов, который сделал роковой выстрел. Задачей цука было выработать у первокурсника беспрекословное подчинение приказу через круглосуточную муштру. Ради такой благой цели начальство закрывало на происходящее глаза. В наше время таких перегибов не было, но отдельные эксцессы все же случались.
   Однажды мы всем взводом задержались в столовой. Отмечали день рождения одного из курсантов. По этому случаю я, как комсгрупорг, организовал покупку тортов и подарка для именинника. Кушаем мы торты, и тут замечаем, что возле наших столов начинают группироваться курсанты-старшекурсники. Одеты они в поношенную ХБ форму. Нетрудно догадаться, что перед нами наряд по столовой. Один из "гостей" подходит к замкомвзвода Владимиру К. и что-то ему тихо говорит. Тот в ответ отрицательно качает головой. Нахмурившись, старшекурсник возвращается к своим. Посовещавшись, они перекрывают выходы из нашего расположения в столовой. Я догадываюсь, что наряд по столовой попросил Владимира К. оставить им в помощь несколько курсантов, но тот отказался.
   Тем временем наш праздничный ужин подходит к концу. Мы по команде встаем и сплоченной группой движемся к выходу. Старшекурсники пытаются нас задержать, но это им не удается. Вырвавшись на улицу, мы переводим дух и тут обнаруживаем отсутствие Владимира К. Наш замкомвзвода попал в "плен"! Нужно его выручать, и мы дружно возвращаемся в столовую. Зажатый между столами Владимир К. о чем-то разговаривает со старшекурсниками. Те возбужденно на него наседают. Мы подходим к спорящим. Силы сторон примерно равны. Оттеснив в сторону наряд по столовой, мы окружаем нашего замкомвзвода и начинаем двигаться к выходу. Старшекурсники возмущенно галдят, толкаются и громко требуют оставить им кого-нибудь для помощи в мытье посуды. Мы, молча, шаг за шагом продвигаемся к выходу. Но тот оказывается заперт. Ключ у наряда по столовой. Тут мы начинаем в свою очередь скандалить, говоря, что в роте нас уже ждут и скоро в столовую придет дежурный офицер. Наконец, наряд по столовой уступает, и мы вырываемся на свободу.
 
  ***
 
   Расскажу о еще одном случае, произошедшем со мной на первом курсе. На задворках училища тогда строилась баня. Мы, курсанты, тоже участвовали в ее строительстве. За стройкой располагался поросший будыльем пустырь, огороженный забором из бетонных плит. Здесь проходила "заячья" тропа самовольщиков. Разумеется, командование училища знало об этом и время от времени сюда наведывался внутренний патруль. Как-то раз попал в такой патруль и я. Нас, курсантов, было двое, а во главе патруля стоял дородный офицер с училищной кафедры.
   Вечереет. Наш патруль делает очередной круг по маршруту и сворачивает к бане. Тут из-за строения навстречу нам выходят двое курсантов-старшекурсников. Ремни расслаблены, воротнички расстегнуты, на лицах играют довольные улыбки. Самовольщики! Начальник патруля командует им: Товарищи курсанты, подойдите ко мне!
   Самовольщики бледнеют и деру со всех ног. Нам отдается команда: "Догнать!" Мы с товарищем срываемся с места и пускаемся вдогонку. В такие минуты просыпается охотничий инстинкт. Начальник патруля что-то громко кричит нам вслед. Но больше ничем помочь не может - при его комплекции бегать сродни подвигу. Вижу, что преследуемые испытывают сильный стресс. Они быстро выдыхаются и начинают спотыкаться на бегу. А может просто ребята хорошо покушали в самоходе. На полный желудок, как известно, не побегаешь. Беглецы и преследователи за считанные секунды пересекают пустырь, и вот уже впереди забор. Мы с напарником, как по команде, притормаживаем, и самоходчики успевают перелезть через препятствие. А мы останавливаемся перед забором, выражая крайнюю степень усталости и вытирая с лица пот. Понятно, что нужно дать время нарушителям скрыться. К тому же на нас чистая ПШ форма, а ее очень не хочется пачкать о бетонные плиты. Подходит начальник патруля. Он недоволен, а может просто делает вид. Ведь он тоже когда-то был курсантом и уж точно ходил в самовольные отлучки.
   На следующий день, когда наша рота маршировала строевым маршем по плацу, меня отозвали в сторону двое курсантов-четверокурсников. Это были те самые самоходчики. Я уже носил в то время сержантские лычки, поэтому с меня был основной спрос. В общем, меня хорошенько отругали, и, не смотря на оправдания, что мы, патрульные, бежали не в полную силу, автор получил оплеуху на память. Но я не держал на ребят обиду - им нужно было как-то компенсировать полученный стресс.
  Вот еще одна история, случившаяся на том же самом месте - на пустыре за баней.
 
  Юмористическое отступление
  Эту байку поведал курсантам преподаватель одной из кафедр училища - подполковник Б.. Он уверял, что описываемый случай произошел лично с ним.
  Назначили как-то раз Б. во внутренний патруль по училищу.
  Вечереет. Идут они с патрульными вдоль забора на пустыре за баней. И вдруг видят такую картину. Из-за забора показывается рука с зажатой в ней бутылкой вина 0,7 л, а потом - вторая рука с таким же грузом. Затем появляется голова курсанта. Самовольщик опускает взгляд и натыкается на лицо начальника патруля.
  Подполковник Б., улыбаясь, говорит:
  - Ну, чего уж там, давай перелезай. Пойдем к дежурному по училищу.
  На что курсант ему отвечает:
  - Товарищ подполковник, подержите, пожалуйста, бутылки, а то у меня там еще есть.
  Начальник патруля без тени сомнения берет в руки бутылки, а курсант скрывается за забором. Б. честно стоит и ждет. Патрульные топчутся рядом. Время идет, а курсанта все нет. И тут офицер понимает, что его просто-напросто обвели вокруг пальца.
  В конце рассказа подполковник Б. выражал крайнее негодование в адрес обманувшего его курсанта и очень сожалел, что не запомнил его лица и не знает фамилии пройдохи.

 
   По службе со старшекурсниками мы чаще всего сталкивались в карауле. Не всегда, но, бывало, что при приеме караульного помещения у старшего курса, сдающая смена отказывалась проводить уборку. Мотивировалось это тем, что мол мы свое уже отпахали... В таких случаях мы проявляли твердость характера и, несмотря на оказываемое психологическое давление, добивались наведения должного порядка и уставной передачи караула.
   По-моему, попытки получить какие-то преимущества над новичками со стороны более "старых" и опытных коллег, свойственны любому коллективу. Примером тому может послужить широко известная традиция угощать сослуживцев с первой получки. Говоря иначе, "проставляться, чтобы влиться в коллектив".
 


Рецензии