Золотая муза плагиатора. 2002

(Статья впервые опубликована на сайте Международного Совета Рериховских органицазий (МСРО) в 2002-м году.)



“Меня сегодня муза посетила,
немного посидела и ушла.”
В.Высоцкий, ”Посещение музы или песенка плагиатора”


28 января 2002 года в Российском культурно-информационном центре /РКИЦ/ в Софии состоялась очередная церемония по вручению наград “Золотая муза”. Эти награды вручаются каждый год болгарским организациям и лицам со значительным вкладом в дело популяризации русской культуры в Болгарии.


На этот раз, однако, в числе лауреатов оказался человек, который в последние годы популяризировал русскую культуру весьма необычным образом - болгарский бизнессмен Тодор Ялымов /Яламов/, бывший некогда членом Болгарского Общества Рерихов, а в настоящее время являющийся председателем так называемого клуба “Друзья Рериха”. Клуб “Друзья Рериха” существует с того момента, когда провалилась последняя, третья по счету попытка г-на Ялымова определять основные направления деятельности Болгарского Общества Рерихов на общем собрании в 1999 году. Тогда собрание устранило его из состава Правления Общества. Причины для этого были достаточно веские - на собрании Ялымов наотрез отказался сообщить на каких условиях приобретены им самарские компьютерные копии картин Н.К.Рериха, которые он привез в Болгарию для проведения выставок. До собрания же он давал в разное время отдельным лицам довольно противоречивую информацию - сначала, что эти копии являются подарком от Самарского “Центра Духовной Культуры”, потом выяснилось, что эти копии он собирается продавать. В общем, случай оказался аналогичным случившемуся в Эстонии и описанному К.Молчановой на круглом столе МСРО в 1998 году [1]. Не было предоставлено Ялымовым и никакого отчета о финансовом аспекте этой его деятельности, хотя проводил он ее от имени Общества. К тому же, по мнению большинства членов БОР, приоритетным для нашей организации должно быть сотрудничество с МЦР, а не распространение самарских компьютерных копий. И как только Ялымов перестал иметь возможность пользоваться “шапкой” Болгарского Общества Рерихов для своего бизнесса, он порвал всякие связи с Обществом и с двумя своими помощниками учредил клуб “Друзья Рериха”. Что ж, как говорится, вольному - воля. Но вся история на этом не кончилась.


Практически с момента своего создания, с 1993 года Болгарское Общество Рерихов проводило в РКИЦе лекторий “Философско-нравственное учение Живой Этики”, участвовало активно в деятельности РКИЦ, включилось в празднование 200-летия со дня рождения Пушкина, в мероприятия, посвященные 55-летию Победы СССР в Великой Отечественной Войне и др.
Лекторий включал в себя лекции, посвященные не только великой семье Рерихов, но и другим выдающимся представителям русской культуры - в первую очередь преподобному Сергию Радонежскому, а также Ф.М.Достоевскому, К.Э.Циолковскому, П.Флоренскому, Н.Бердяеву, А.Лосеву, А.Л.Чижевскому... Проводились совместные вечера с Обществом друзей русской книги и с Обществом Дружбы с народами России и СНГ. Был издан альбом с репродукциями картин Н.К.Рериха, в 1999 году вышло юбилейное издание-вестник, посвященное 125-летию со дня рождения Николая Рериха.
Это плодотворное сотрудничество было прекращено в октябре 2000 г. новым /с июля 2000 г. / директором Российского Культурно-информационного Центра А.Н.Луньковым. Причиной тому послужил отказ Болгарского Общества Рерихов принять в качестве гостя на своем лектории А.Н.Сенкевича, известного своими клеветами на Н.К.Рериха и МЦР. Заблаговременно посланное письмо от правления БОР не помешало г-ну Лунькову поместить в информационном бюллетене РКИЦ “Инфоросс” неверную информацию, что Сенкевич, дескать, является гостем на лектории именно Болгарского Общества Рерихов. Пришлось распространять опровержение через Болгарское Телеграфическое Агентство новостей /БТА/.


И что же в конце концов произошло? Сенкевича принял клуб г-на Ялымова и его друзей / как-то язык не поворачивается назвать их друзьями Рериха/ на торжественном открытии выставки самарских компьютерных копий картин Н.К.Рериха в мраморном зале РКИЦ. В предварительно опубликованной РКИЦ информации и в афишах выставки говорилось просто о “картинах Николая Рериха из музея в Нью Йорке” и создавалось впечатление, что это подлинники.
Правда, на открытии выставки Сенкевич не высказался, как об этом было предварительно сообщено в газетах, ибо в зале находились и члены Болгарского Общества Рерихов, которые могли задать ему достаточно неудобных вопросов.
Своеобразный вклад г-на Ялымова и клуба его друзей в популяризацию русской культуры однако не исчерпывается приглашением клеветников на великих русских культурных деятелей.


Оказалось, что он включает в себя еще и плагиат. Чтобы не быть голословными, предлагаем читателю самому сравнить отрывки из единственной опубликованной в Болгарии статьи Ялымова о Н.К.Рерихе в болгарском сборнике “Светликът на Живата Етика” /“Светоч Живой Этики”/ [3] с отрывками из предисловия Кима Смирнова к сборнику “Знамя мира” [2], изданным МЦР:
Ким Смирнов, 1995 г.
"Наше столетие до предела обострило противоречие между созидательными и разрушительными началами в истории, до предела обесценило жизнь человека, поставило под вопрос само существование человечества. Сосредоточив гигантские ресурсы смерти и разрушения, опробовав их в двух мировых войнах, люди начали отсчет срока вселенского апокалипсиса. И кажется: никакие интеллектуальные, моральные, духовные усилия уже не в силах остановить этот отсчет. И Дон-Кихотом представляется каждый, кто пытается остановить этот отсчет и верит, что красота спасет мир.


Самоубийство разума может наступить гораздо раньше, чем мы достигнем этого спасительного ориентира. Да и сам он, как показывает гибель сокровищ культуры в смертоносном пламени войн и межнациональных конфликтов, может оказаться лишь соломинкой, за которую хватается утопающий. И тем не менее..."
Тодор Ялымов, 1996 г.


"Наше столетие до предела обострило противоречие между созидательными и разрушительными началами в истории, до предела обесценило жизнь человека, поставило под вопрос само существование человечества. Сосредоточив гигантские ресурсы смерти и разрушения, опробовав их в двух мировых войнах, люди включили механизм отсчета срока вселенского апокалипсиса. И кажется, что никакие интеллектуальные, моральные, духовные усилия уже не в силах остановить этот отсчет.
И одиноким Дон-Кихотом представляется каждый, кто пытается остановить этот отсчет и верит, что красота спасет мир. Самоубийство разума может наступить гораздо раньше, чем мы достигнем этого спасительного ориентира. Да и сам он, как показывает гибель сокровищ культуры в смертоносном пламени войн и межнациональных конфликтов, может оказаться лишь соломинкой, за которую хватается утопающий. И тем не менее..."

Ким Смирнов, 1995 г.:

"Соломинка-то соломинкой, но вот уже целый век - страшный, кровавый век турецкого геноцида в Армении, Освенцима, Хиросимы, ГУЛАГа, Боснии и Чечни - она удерживает нас всех на той грани, за которой - обвал в первобытность. Не потому ли “мы все еще живы, мы все еще живы”? Мы-человечество. Так может, не так уж безнадежна для нас соломинка красоты?"


Тодор Ялымов, 1996 г.:

"Остается надежда, но вот уже целый век - страшный, кровавый век турецкого геноцида в Армении /в начале века/, Освенцима, Хиросимы, ГУЛАГа, Боснии и Чечни /в наше время/ - она удерживает нас всех на той грани, за которой - обвал в первобытность. Так может, не так уж безнадежна для нас спасение через красоту?"


Ким Смирнов, 1995 г.:

"Наш век породил немало пророков, уверовавших в ее спасительное начало. Но если надежда эта оправдается и в новом тысячелетии люди, разорвав замкнутый апокалиптический круг, придут к разумным устоям самоорганизации, самовыражения, предполагающим уважение к жизни, свободе, инакомыслию любой личности, тогда одно из первых слов благодарности они отдадут человеку, который все свои таланты, соизмеримые на шкале исторических оценок с гениальностью, положил на алтарь спасения сокровищ духа, науки, искусства и спасения таким путем нашего бытия на планете Земля.
Речь - о Николае Рерихе и его пакте - первом в истории общественном договоре,  взявшим эти сокровища под международную защиту."


Тодор Ялымов, 1996 г.:

"Наш век породил немало пророков, уверовавших в ее спасительное начало. Но если надежда эта оправдается и в новом тысячелетии люди, разорвав замкнутый апокалиптический круг, придут к разумным устоям новото общества, тогда одно из первых слов благодарности они отдадут человеку, который все свои таланты, соизмеримые на шкале исторических оценок с гениальностью, положил на алтарь спасения сокровищ духа, науки, искусства и спасения таким путем нашего бытия на планете Земля.
Речь идет о Николае Рерихе и его пакте - первом в истории общественном договоре, взявшим эти сокровища под международную защиту."


Ким Смирнов, 1995 г.:

"Чем больше публикуется документов по истории рериховского движения, тем это становится очевиднее. Ибо смыслом подвижничества Рериха было не служение той или иной политической доктрине, тому или иному государству, а утверждение в душах и в умах, в том числе и государственных лидеров, его доктрины о лидирующей роли  культуры в становлении полноценной жизни личности, общества, государства."


Тодор Ялымов, 1996 г.:

"Многочиленные документы, опубликованные на сегодняшний день, однозначно показывают, что основным смыслом подвига Рериха было не служение той или иной политической доктрине, тому или иному государству, а утверждение в душах и в умах, в том числе и государственных лидеров, его доктрины о лидирующей роли культуры в становлении полноценной жизни личности, общества, государства."


Ким Смирнов, 1995 г.:

"Выше было молвлено слово о спасительной соломинке красоты, культуры. В применении к Рериху оно оказывается неточным. Для него культура - краеугольный камень, прочный фундамент всего сущего в человеческом обществе - морали законов, государственных структур и даже финансовых систем.
И вскоре повторил эту мысль в словах, которые звучат невыученным уроком для многих политиков: “...памятники древности во всем их очаровании будут лучшими устоями государства. Ради красоты их усилится движение на путях, ради них министр финансов найдет особо убедительные определения в своих заключениях. Ведь без преувеличения сокровища Культуры являются оплотом народа. Все строительство, все просвещение, все духовное вдохновление, вся радость и спасение нарождаются на основах Культурных ценностей. Сперва опознаем и сбережем Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными.”


Тодор Ялымов, 1996 г.:

"В начале доклада мы упомянули о спасительной соломинке - надежде о красоте и культуре. Но у Рериха она является краеугольным камнем, прочным фундаментом всего сущего в человеческом обществе - морали законов, государственных структур и даже финансовых систем.
60 лет назад Н.Рерих произнес слова, которые звучат упреком и невыученным уроком для многих политиков: “...памятники древности во всем их очаровании будут лучшими устоями государства. Ради красоты их усилится движение на путях, ради них министр финансов найдет особо убедительные определения в своих заключениях. Ведь без преувеличения сокровища Культуры являются оплотом народа. Все строительство, все просвещение, все духовное вдохновление, вся радость и спасение нарождаются на основах Культурных ценностей. Сперва опознаем и сбережем Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными.”


Очевидно, что разницы здесь нет почти никакой. А там, где она есть, хотя бы в одном слове, налицо искажение авторской мысли Кима Смирнова и умаление идей Н.К.Рериха. Так, по Ялымову, спасет нас не сама красота и не осознание ее, а лишь надежда о ней...


Болгарское Общество Рерихов /с этого года Национальное Общество им. Рерихов Болгарии/ конечно, не осталось без крова и уже больше года осуществляет свою деятельность в Столичной Библиотеке на площади им.Славейкова в Софии. За это время были показаны 7 документальных фильмов о Рерихах и МЦР, проведены были вечер, посвященный гуманной педагогике Ш.Амонашвили, вечер, посвященный Оригену, вечера поэзии с участием молодых болгарских поэтов, а также вечер, посвященный защите имени и наследия Рерихов и одноименной конференции в МЦР в 2001 году.
И вдруг, как снег на голову, свалилось известие, что РКИЦ удостоил г-на Ялымова наградой “Золотая муза”. Слишком большой неожиданности для нас это не должно было бы представлять - отношение нового руководства РКИЦ к Рерихам было достаточно хорошо известным. И все же от факта, что была сделана попытка поставить Ялымова в один ряд с известными болгарскими культурными деятелями, другими лауреатами награды “Золотая муза”, радости не прибавилось.


В заключении хотелось бы поделиться некоторыми мыслями о предательстве как таковом, ибо деятельность г-на Ялымова и его клуба иначе как предательством назвать трудно.


“Эти люди предали предали свой родной город, что им после этого стоит предать и меня?” - сказал царь Филипп Македонский, приказавший казнить предателей, которые открыли ему ворота своего города. У совершившего предательство один раз уже не остается нравственных барьеров, которы могли бы помешать ему совершить предательство вторично, в том числе предать тех, ради которых он стал предателем. И суть предательства есть падение в духе, которое никакими наградами нельзя обелить.



Б.Златев, Национальное Общество им. Рерихов, Болгария


Литература:

1. "Мир Огненный, No 19 (1998)
2. “Знамя Мира”, сборник, М.: МЦР, 1995.
3. “Светликът на Живата Етика” /”Светоч Живой Этики”/, София: ЕОС-Дизайков, 1996.


Рецензии