Подвиг русской американки

   История войн, которые вела Россия на протяжении столетий, полна неожиданностей и загадок. Не стал исключением и отечественный подводный флот, боевая летопись которого насчитывает чуть больше столетия. В 1914-1917 году на Балтике и Черном море Россия вела активную подводную войну против Германии и Турции. Подлодок отечественной постройки не хватало, и поэтому у союзников по Антанте были заказаны субмарины очень удачной конструкции, которые в российской ВМФ получили название по имени их создателя - тип «Американский Голланда», или сокращенно «АГ».

   Основная часть их была собрана и введена в строй уже после революции 1917 года и Гражданской войны. На флоте эти лодки прозвали «русскими американками». Кто бы мог предположить, что подводные лодки, оказавшиеся в составе нашего флота в годы Первой мировой войны, успешно продолжат выполнение своих задач и в годы Великой Отечественной войны. И что примечательно, с ними связано имя и нашего замечательного земляка -  капитана 3-го ранга С.А. Цурикова, награжденного орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

   Сергей Антонович Цуриков родился в городе Луга Санкт-Петербургской губернии 19 сентября 1910 года. К сожалению, сведений о том, кем были его родители и в какой лужской школе он учился, пока обнаружить не удалось. Известно лишь, что Цуриков получил высшее образование, закончив в 1937 году Военно-морское училище ВМУ (впоследствии ВВМУ им. М. В. Фрунзе). Местом службы Сергея Антоновича стало Черное море, куда в 1938 году его назначили штурманом на «русской американке» -  подводной лодке «АГ-21». Эта лодка считалась «несчастливой» - 8 июня 1931 года она затонула в районе Севастополя у устья реки Бельбек в результате столкновения с эсминцем «Фрунзе» во время выполнения учебной торпедной атаки. Командир лодки Бебешин и еще два члена экипажа, покинув лодку, пропали без вести. Вероятно, они погибли при всплытии на поверхность. 23 члена экипажа остались на морском дне, а спаслось с «АГ-21» всего девять человек. Впоследствии лодку подняли, и после ремонта она снова вошла в строй. Несмотря на эту аварию, 2 октября 1931 года почетным краснофлотцем бригады подводных лодок Морских Сил Черного моря стал сам Иосиф Виссарионович Сталин.

   Цуриков попал на Черноморский флот в далеко не лучшие времена - здесь проходила очередная волна массовых политических репрессий, но очевидно, как вновь прибывший молодой военспец и отличник учебы, он не попал в поле зрения органов НКВД. Вскоре Цуриков становится помощником командира этой же подлодки. После прохождения специальных курсов командного состава подводного плавания Сергей Антонович проходил службу на более современной субмарине.

   1940 и начало 1941 года его служба проходила на «Щуке» - подводной лодке «Щ-207», также в должности помощника командира. 1 февраля 1941 года Цуриков получает под командование лодку уже хорошо знакомой ему конструкции АГ. На этот раз «А-3» (ранее «Марксист»), командиром которой он и встретил начало Великой Отечественной войны. Субмарина и еще четыре подводных лодки «американского» типа организационно входили в 6-й дивизион 2-й бригады подлодок Черноморского флота, который базировался на порт Поти.

   Цуриков, назначенный командиром подводной лодки «А-3», считался неплохим подводником. Всего за 1941-1943 годы его совершила 19 боевых походов и осуществила три торпедные атаки. Одной из ее побед в годы войны стало потопление румынского военного транспорта «Сулина» в 1942 году. Вражеский корабль имел внушительные размеры: длину 116, а ширину 15,5 метров. Его груз состоял из 4000 тонн овса и 510 тонн пшеницы.

   Между строчек рапорта румынского капитана, сохранившегося в архивах, как сквозь полумрак водной толщи и прошедших лет, проявляется реальная картина гибели транспорта. Две спасательных шлюпки правого борта при взрыве были разбиты и заброшены в кормовой трюм. А спущенная с левого борта шлюпка, согласно рапорту капитана, вместо спасения людей «с трудом занималась спасением секретных документов и навигационных приборов». Подошедшие к судну тральщики грузили, в первую очередь, немцев. Союзники-румыны должны были ждать, пока не спасут всех «истинных арийцев». Несмотря на это, эвакуация прошла почти без потерь: с «Сулины» были спасены около ста человек, среди которых были 41 румынский моряк, 21 человек из немецкого экипажа и 35 немецких саперов. В 9.55 на расстоянии 7 миль от Одесского порта судно скрылось под водой с креном на корму. Так 29 мая 1942 года закончился надводный период истории румынского сухогруза «Сулина», длившийся всего-навсего около трех лет. В наши дни, благодаря тому, что вражеский транспорт лежит на относительно небольшой глубине и не так далеко от берега, нырнуть к нему в поисках приключений в летний сезон выстраиваются очереди дайверов.

   В исторической справке, посвященной боевым действиям «АГ-23», говорится: «...Совершила 19 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 6 торпед...». 28 октября 1943 года, а по другим источникам 6 ноября 1943 года подводная лодка погибла со всем экипажем в районе мыса Тарханкут. Причинами ее гибели указывались атака вражеских противолодочных кораблей или подрыв на мине.

   Тарханкут - мыс на западе Крыма, на одноимённом полуострове. Сейчас это популярное место для дайвинга. C апреля по октябрь здесь всегда ярко светит солнце, а вода в июле-августе прогревается до +28 °C. Вблизи нет рек, поэтому вода кристально чистая. Это позволяет проводить соревнования даже по подводному фотографированию.

   На самом мысу расположен маяк, небольшой посёлок Маяк, а по соседству с ним село Оленевка или как его еще называют Караджа. Мыс плоский, с песчаными пляжами. Побережье к северо-востоку и юго-востоку от мыса обрывистое и скалистое, пляжи отсутствуют (исключение — бухта Очеретай). Северо-восточная часть Тарханкута носит название Джангуль, юго-восточная — Атлеш. На Атлеше расположены очень живописные скалы, поэтому он в своё время стал местом съёмок знаменитых фильмов «Человек-амфибия», «Пираты XX века», «Люди и дельфины». А где-то неподалеку воды Черного моря с 1943 года таят в себе секрет гибели «русской американки» - подводной лодки «А-3».

   В череде многих трагедий и загадок Великой Отечественной войны до сих пор остается точная дата и координаты места гибели подводной лодки Цурикова и его экипажа. «А-3» пока не найдена, а потопленный ею румынский военный транспорт «Сулина» теперь является одним из интереснейших объектов для дайверов Черного моря. Остается надеяться, что когда-нибудь на морском дне все же будет обнаружена пропавшая без вести подлодка, которая стала братской могилой советских подводников и их командира-лужанина, которые внесли свой достойный вклад в приближение Победы.

На фото: Капитан 3-го ранга С.А.Цуриков


Рецензии
На борту «А-3» в ее последнем походе было 32 моряка. Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны...

Олег Каминский   29.12.2023 20:36     Заявить о нарушении