Читательский дневник 6. Пейте соков

     С сочинениями великого и ужасного Козьмы Пруткова знакомы? Нет?! Не может быть!
     К сочинениям даровитого поэта, драматурга, мыслителя и проч. многие советские люди поколения моего отца, считавшие себя грамотными, относились совершенно серьёзно, любили с важностью цитировать. В 1955 году ГИХЛ издало Козьму (совокупно с его предками и потомком) тиражом 150 тысяч. Я учился, кажется, классе в 5-м и заинтересовался этой книгой, которую так усердно штудировал и в разговорах цитировал мой отец. Помню свою реакцию на прутковский проект о введении единомыслия в России. Вдумчивый юный (юннный) пионер/школьник недоумевал: зачем вводить? Мощное единомыслие процветало и, как я выразился бы сейчас, пёрло из каждого утюга.
     Автор предисловия Д. И. Заславский не смог удержаться и внёс свои «две лепты» в бессмертное дело К. Пруткова. Вот выдержка из его вступительной статьи:

     «Реакционный идеализм господствует в науке, в философии, в литературе и искусстве капиталистического мира.  <…>
     Социалистический реализм на основе диалектического и исторического материализма прочно утвержден в нашей литературе, в искусстве и помогает вести борьбу со всеми пережитками капитализма в сознании людей».

     Переборщил? Нисколько. С восторгом присовокупляю к братьям Жемчужниковым и графу А. К. Толстому их достойного советского коллегу  Д. И. Заславского.

     В нашей советской литературе, хотя она и преодолела идеализм и формализм, с потеплением идейного климата в шестидесятые годы минувшего ХХ столетия прутковизм  зашевелился. Деятели «Литературной газеты» породили достойного наследника Козьмы. Вы догадались, конечно, что я имею в виду ВЕЛИКОГО  ПИСАТЕЛЯ  ЗЕМЛИ  РУССКОЙ  (ВПЗР)  Евгения Сазонова. Писатель, прозаик, литератор, эссенизатор, а как вскоре выяснилось, и поэт родился задолго до дня своей всенародной известности. Это событие стряслось в 1936 г., в городе Бараний Рог. Его эпопея «Бурный поток» ныне забыта легкомысленным читателем, научившимся чтению на рекламных листках и баннерах.
     Но читатели старшего и, не побоюсь этого слова, дряхлого поколения благодарно помнят высокохудожественный роман великого людоведа-душелюба. Начинался, он, помнится, так:

     «Шли годы. Смеркалось».

     И самая драматичная, даже трагическая сцена:

     «Уше-еёл! — закричала Анна, и слезы бурным потоком хлынули по её красивой обветренной голове».

     Патриарха «ЛГ» уже нет на этом свете. Даже прах гениального его творения давно развеян над океаном русской, советской и мировой литературы.  Но современному душелюбу не обязательно тащиться в читальный зал и заказывать упомянутую газету  за  60-е годы. Бессмертный ВПЗР неплохо представлен в Сети. А я в мусоре нашёл вот клочок газеты с такими его стихами:

«ПЕЙТЕ СОКОВ НАТУРАЛЬНЫХ
Стихи, написанные в субботу у пункта «Прием стеклотары»

Спасибо, товарищ Мичурин,
За яблоки дивных сортов,
За то, что наш отдых культурен
В чертогах тенистых садов,

За то, что не пиво на пляже,
А (с книгой хорошей вдвоем)
В Сокольниках и Эрмитаже
Мы соки фруктовые пьем.

За то мы имеем причины
Отдать вам поклон поясной,
Что в нашей крови витамины,
Как пташки, щебечут весной,

И некогда нам тары-бары
За кофе-гляссэ разводить:
Нам к пункту «Прием стеклотары»
По-быстрому надо спешить.

Лишь здесь мы действительно сможем
Понять до конца и решить
И то, что здоровье дороже,
И то, что не надо спешить.

И то, что наш отдых культурен,
А дети разумны, тихи…
Спасибо, товарищ Мичурин,
Спасибо за эти стихи».

     Несколько многословно, пожалуй, но, как часто выражаются блиц-рецензенты на сайтах, «хорошо написано».


Рецензии