Переучивание на чешский Zlin-37A - Чмелак

     Шёл 2004 год, летал я регулярно на Як -52 самые разнообразные полёты, - на пилотаж, разные перелёты, показательные полёты, ознакомительные и инструкторские. А тут наш чешский друг Радек, что организовал на токмакском аэродроме аэроклуб и «таскал» туда из Чехии разные самолёты и планера, предлагает мне освоить новый для меня чешский самолёт Zlin-37A «Чмелак». Это переделанный из чисто «химического» самолёта в самолёт-буксировщик планеров. Сам Радек часто уезжает в Чехию, и ему нужен кто-то, кто бы в его отсутствие буксировал планера, чтобы его планерная часть аэроклуба не простаивала. Я с удовольствием был готов переучиться на новый для меня тип, да ещё и интересно было освоить буксировку планеров.

     Чмелак был довольно интересным самолётом, это был специально созданный в Чехии самолёт для авиахимических работ. Довольно удачный, в меру простой и неприхотливый самолёт, он широко использовался в малой авиации. С него убирали химический бак, и он позволял брать в кабину два-три «пассажира» или пару-тройку парашютистов. А также использовали его для буксировки планеров.

     Чмелак представлял собой низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом и поршневым двигателем мощностью 315 л.с. Управлялся он одним пилотом, сиденье которого стояло в левой передней части довольно большой кабины после убранного химического бака. Вот в этой кабине и размещались прямо на полу «пассажиры» или парашютисты.

     Обговорили с Радеком «организационные» моменты и приступил я к «провозке» на Чмелаке. На новом для меня типе. Перед этим проштудировал Инструкцию Чмелака или Zlin-37A (Z–37А / Зет-37А). В общих чертах изучил самолёт, его данные и характеристики, выучил режимы, двигатель почти такой же, что и на Як-52, правда, немного меньшей мощности. Но в Чмелаке нет двойного управления, как нет и места инструктора для «провозки». Будем импровизировать.

     В один из солнечных апрельских дней приступил я к «переучиванию» на Чмелак. Провёл Радек инструктаж, прошли с ним тренаж в кабине самолёта. На этом «наземная подготовка» закончилась. Сел я в пилотское кресло. Радек пристроился на корточках за моей спиной на полу кабины. Обзор, конечно, в Чмелаке отличный, сидишь высоко, «видишь далеко». Запустил я под присмотром Радека двигатель, прогрел и мы порулили. На Чмелаке установлена ручка управления, это привычнее штурвала.

     Взлёт на Чмелаке совсем не сложный, самолёт пустой, лёгкий. Разбег энергичный, короткий. На скорости 60 км/час по Инструкции полагается «задирать» хвост, но самолёт спокойно отрывается с трёх точек на 80. Чмелак имеет закрылки большой площади, есть взлётное и посадочное положение. Шасси, как и на Ан-2, неубирающиеся. Набор высоты производится на скорости 120 км/час. Сидит Радек сзади, даёт советы, подсказывает режимы. После Ан-2 и Як-52 пресловутый «шаг винта» меня уже давно не напрягает, проблем нет.

     В общем «провозит» меня Радек на «новом» типе, заодно и контролирует. Чувствую я себя в кабине «комфортно», расположение органов управления и приборов удобное. Всё под рукой. Самолёт послушный, лёгок в управлении, хорошо реагирует на отклонение рулей. Хороший самолёт.

     Набрали мы пятьсот метров, выполнили большой круг. Радек даже устроил мне «контрольную» проверку, - убрал обороты на малый газ и предложил мне выбрать площадку для вынужденной посадки, имитируя отказ двигателя. Здесь тоже больших проблем нет, - выдерживай скорость снижения не ниже 120, чтобы не свалится, и все дела. А мест, пригодных для вынужденной посадки вокруг полно. Везде большие и ровные поля, только успевай выбирать, да учитывай лесопосадки. Выбрал я подходящее пшеничное поле и планирую. В принципе, можно было реально сесть, - поле ровное, большое, пшеница ещё совсем низкая.

     Примерно на двадцати метрах Радек счёл, что проверку я успешно прошёл, дал полные обороты и мы стали набирать высоту круга. По кругу на трёхстах метрах стали заходить на посадку. При заходе на посадку и на самой посадке Чмелак тоже не доставляет проблем. После четвёртого разворота на предпосадочном планировании идёт устойчиво, как утюг, на скорости 140 км/час выпускаю закрылки в «первое положение», это же и «взлётное положение». Уменьшаю скорость до 120 км/час и выпускаю закрылки во «второе положение», то есть «посадочное». Дальше на планировании выдерживаю 110 км/час. Обзор у Чмелака на посадке просто отличный. Самолёт до самой посадки идёт спокойно, устойчиво. На выравнивании добираю плавно ручку, короткое выдерживание и мягкая посадка. Посадочная скорость 80 км/час. Короткий пробег. Полёт завершён. Заруливаем на стоянку.

     Радек «допускает» меня к самостоятельным полётам. Так добавился ещё один тип освоенного самолёта к моему списку из Л-29, МиГ-17, Як-28П, Су-27, Ан-2 и Як-52.
Но главной целью моих полётов на Чмелаке была буксировка планера, поэтому провёл ещё Радек со мной «занятие» по технике буксировки планера. Немного теории, а потом и слетали с ним на буксировку.

     Хотя Чмелак и прост в пилотировании и обращении с ним, полёт на буксировку планера имеет, конечно, свои особенности. Разбег начинать надо плавно, растягивая выведение максимальных оборотов двигателя. Натягивается трос, планер начинает движение. Самое интересное то, что планер отрывается от земли ещё до отрыва Чмелака. Самолёт ещё разбегается по рулёжке, а планер уже летит, чувствуется, что на хвосте «груз». Мотор Чмелака гудит натужно. В наборе высоты самолёт уже идёт плавно и вполне резво. Набор высоты производили по кругу с плавными разворотами.
После набора необходимой высоты, планер отцепляется, что хорошо чувствуется по «облегчению». Дальше нужно уйти от планера в сторону вниз и выполнить обычный заход на посадку, не забывая, что за тобой тянется буксировочный трос.

     В общем, договорились мы с Радеком, что буду я приезжать в Токмак буксировать планер, а также могу летать на Чмелаке, когда захочу. Всё это меня вполне устраивало.

     В дальнейшем я приезжал иногда в Токмак, буксировал планеры то на 600, то на 1000 метров, а то и на 1500. А иногда приезжал, чтобы просто полетать по кругу или по маршруту на замечательном Чмелаке. Нравилось мне на нём летать, - лёгкий в управлении, летучий, обзор просто шикарный. Здорово на нём было летать на предельно малой высоте…

- на фото: - Zlin-37A «Чмелак»

18.12.2023 – Севастополь


Рецензии