Открытый вопрос

На беседу о современных проблемах градостроительства в лекционной аудитории собралось неожиданно много людей. Все было как обычно, и лишь один из присутствующих внимал моим речам, сердито поджав губы и хмуря седеющие лохматые брови.

- Так что же по-вашему всё-таки главное у нас в стране, люди или деньги? - воскликнул вдруг мрачный слушатель, - Вы уже скоро час рассказываете о нравственных ценностях, укорененных в сознании наших сограждан. А между тем жизнью страны во всех сферах руководят в основном экономисты, наши успехи измеряются прибылями, наше образование подчиняется работодателям, а образовательные услуги превратились в прибыльный бизнес. Вы говорите о великом значении культурных традиций нашего народа и их воплощении в архитектурных и художественных формах. В то же время последние представители советского общества, верящие в равенство и братство всесторонне развитых людей, в многонациональный народ, как высшую общественную ценность - эти люди уходящего поколения получают мизерную пенсию и совершенно не востребованы системой образования и воспитания.
Или вы полагаете, что патриотизм и порядочность у наших людей качества присущие им от природы? Так над таким пониманием и объяснением способностей и талантов у людей смеялся ещё Гельвеций в восемнадцатом веке. Хотя и до него многие люди понимали, что человек становится человеком лишь в результате воспитания.
Вы полагаете, что это нормально, когда само государство торгует с собственным народом, продавая гражданам то, без чего люди вообще не могут прожить? Вода, необходимая пища, лекарства и медицинская помощь, одежда, жилища и, может быть самое главное, - условия сохранения и передачи новым поколениям человеческого способа жизни.
Мне кажется, что мои предки, да и я сам уже достаточно заплатили за то чтобы в своём государстве не замерзнуть зимой в остывшей квартире, не умереть от жажды или голода. Или, не научившись воровать, я оказался бесполезным в стране где родился и честно трудился всю жизнь?

Слушатель замолчал, глядя почему-то в окно, и словно утратив вдруг интерес к разговору.

- Мне кажется, вы уже знаете ответы на все вопросы, которых коснулись в своем монологе. Не так ли?
 
Реакция моего собеседника оказалась неожиданной.

- А какую идею, какую высшую ценность вы воплотили бы в монументе на центральной площади нового поселения? Или, по-вашему, это не проблема?
Народ в аудитории зашумел, всё живее обсуждая прозвучавший вопрос.
Неожиданно прозвенел звонок, свидетельствующий о конце лекции, и народ начал постепенно расходиться унося с собой вопрос, так и оставшийся сегодня открытым.


Рецензии