О труде праведном

                О труде праведном               
               
                Новелла                Леонид Немудрук
               
           Все свои жизненные блага человек добывает трудом. А труд это всякая систематическая деятельность человека, осуществляемая с целью получения пользы (выгоды). Можно добавить, как делают многие (википедия), что это и целенаправленная деятельность. Но систематическая деятельность людей, считаю,  не бывает бесцельной.


Замечу, что труд это не только систематическая, и разумная деятельность и деяния нравственные, а критерии нравственности народов и цивилизаций вырабатывались, в основном, их религиями и богословами и прописаны в «священных писаниях» религий.
И сразу же требуется оговаривать:
- кому будет польза (себе и «своим»), а кому, может, и вред;
Результаты же труда в жизни обычно распределяются:
- по «справедливости» (по договору);
- силой  (сильными и богатыми);
- обманом.


В жизни перед каждым встает вопрос о выборе пути и принципов, по которым жить. Нелегкий выбор и считаю уместным вспомнить Омара Хайяма:- «Запрет вина – закон, однако считающийся с тем, кем пьётся и когда, и много ли, и с кем…. Когда соблюдены все эти оговорки, пить – мудрость, вовсе не порок!». Мудрость очень нужна в жизни, это обобщенный опыт человечества.


И это лишь основные ограничения на порядок использования результатов труда.
Человеческая же история – это непрерывная борьба за распределение жизненных благ между людьми, народами и их союзами. и череда войн и национального характера и религиозных . Ведь в разное время, разные религии каждая по-своему трактовала принципы распределения благ, пытаясь определить некие нравственные границы….
 Но «всякая война – это драчка за деньги» (Маркес). А войны постоянный спутник людей.


Отмечу также, что рабочим органом трудовой деятельности человека является союз его «мозолистых» рук и ума, а не только руки (союз человеческого ума и тела). А труд может быть простым или сложным, физическим и умственным . А союз может образоваться, когда используется  ум одного человека, а руки и остальное - других людей.  Ведущую же, главную роль в этом союзом рабочем органе, играет человеческий ум. Умственный труд может быть не менее тяжелым и изматывающим, чем физический. И нередко баснословно результативным, поэтому всегда стоит сначала хорошо подумать, а потом делать, а детей обучать с детства, развивая их ум и воспитывать!


Вся история развития человечества это выбор использования своего главного рабочего органа союза ума и тела либо в сторону использования ума, или рук. А многое создано человеческим умом.
И всегда более успешным бывает человек, у которого с детства развивают его ум (мозг) путем систематического обучения и образования. А мозг по последним научным данным, оказывается, является и самым медленно стареющим органом человека, активная загрузка которого лишь продлевает жизнь смертного человека. Интенсивная учёба с младых лет развивает мозг,  готовит будущую успешность человека в жизни, но мозги человеку могут и «запудрить» . Надо, поэтому,  стремится и школьное образование получать (давать) отличное и после школьное, профессиональное!


А самыми успешными являются те народы, у которых обучение своих детей (а учёба нелёгкий труд), является национальной идеей. Пример - евреи, крымские караимы, японцы и др. Но учёба, это один из очень немногих видов труда, результаты которого остаются трудившемуся человеку (все своё от обучения носим с собою). А образованный, обученный человек сможет лучше, с выгодой и для себя, использовать результаты своего труда.  Нравственные же ориентиры человека закладываются  воспитанием. А нравственность веками  выстраивали  религии, они у народов разные и успехи народов стали разные. Например, караимы, например, считаются одним из самых успешных, богатых народов, а по вере они близки к евреям (признают Ветхий Завет, Талмуд, но не признают Тору).



Евреи же, например, составляют 0,2% от всего населения планеты. Однако они получили 14% Нобелевских премий первой половины 20-го века, 29% второй половины и 32% в начале 21– го.    


 Считаю уместным привести семь секретов еврейской мудрости, активно распространяемых в Сети: -
1. Наглость второе счастье («хуцпа»= не застенчивость, всего 35% израильтян стеснительны, самый низкий процент на земле).
2. Дети – это центр  вселенной, (они важнейший потенциал нации, грамотность с 6-ти лет).
3. Ценить себя (в плену солдат может говорить всё, лишь бы сохранить себе жизнь!).
4. Нацеленность в будущее, (это повышает выживаемость).
5. Про деньги [ Инструмент этот надо иметь. Всегда поможет, можно и откупиться! О них следует помалкивать (деньги любят тишину), правильно вложенные, они прирастают и др. ].
6. Особое отношение к образованию. (Учиться с младых ногтей! И всю жизнь…).
7. Предприимчивость, (к намеченной цели – изо всех сил!).
       Как видно из этого перечня принципов, с уверенностью можно говорить, что евреи стали, пожалуй, первым народом, признавшим, что ум человеческий является главным элементом орудий труда и средством выживания через обогащение. И немало в поведении должно быть связано с хитростью, когда личная выгода превыше всего…. И добавлю пункт.
8. Умение держать язык за зубами, а глаза и уши открытыми. (Важнейшее условие успешности – умение держать  язык  за зубами, говорил Эйнштейн). Всё слышать подмечать и «не щёлкать клювом».
   

 Если внимательно посмотреть не нобелевских лауреатов, то можно заметить, что их достижения чаще получены не в одиночку.
Чем больше знает и умеет человек, тем больше он может своим умом улучшить качество именно своей жизни. А если что-то придумал такое, что может дать прибыль, то нечего  об этом всем  сообщать. Подумай молча о себе - придумка эта твой труд, твоего ума!


Анекдот в тему:- Учительница на уроке рассказывает, что первыми начали использовать изделия из золота и драгоценностей для обогащения в Египте.  Вовочка с задней парты:
- Ага, а евреи оказались рядом! ...
 

И если нормой жизни в западных империях стало стремление к получению максимальной выгоды лишь для себя, то это только способствовало процветанию обмана. А желающие «продать кошку за кролика», кажется, были всегда и у всех народов…. 


И ещё анекдот в тему:
… Возвращается довольный мужик домой, в руках топор. Поработал у кума, срубили ему баньку. Размышляет, скоро посевная, а денег на семена нет, И надо  у кого то «перехватить».  Видит Абрам стоит, беседует с приятелем. Вот у него и возьму взаймы, решает. Подходит, обращается
- Здравствуй, Абрам, ты можешь мне до осени дать взаймы тысячу рублей на семена надо? А осенью после сбора урожая, я тебе верну.
Ты, Иван, человек надежный, можно и помочь, отвечает Абрам, но что ты можешь оставить мне в залог?
-Вот у меня есть классный топор, показывает.
-Годится! Забирает топор, протягивает деньги.
- А осенью, однако, надо будет за пользование вернуть уже две тысячи!
-Многовато, но я надеюсь на хороший урожай, поработаю и деньги верну, соглашается Иван и уходит. Уже отошел, сшит голос Абрама
-Иван, тебе ведь трудно будет осенью отдавать две тысячи, поэтому дай мне сейчас тысячу, а вторую отдашь осенью!

Пошел Иван дальше, отдав деньги, «разводя безнадёжно руками»
– Вот поговорил! И топора лишился и задолжал и вроде добровольно! ...
Так «помогая», занимаясь ростовщичеством (выдачей займов под проценты, нетрудовым увеличением  капитала), и ловят простаков, а потом в помощь ростовщикам придут коллекторы
и «выбьют» долги, ссылаясь на уговор …

«Простота – хуже мотовства», гласит народная мудрость. Она одна из причин живучести обмана. Давно сказано – «на простака (вариант - дурака) не нужен нож, ему покажешь медный грош, ещё немного подпоёшь, и делай с ним что хошь". Почему? А при стремлении все упрощать для них как в частушке … «никакой Закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так!» И веками находились разные «шустрые» люди, которые извлекали выгоду для себя, ухитряясь обогащаться за счёт обмана, в первую очередь, простаков. Тому не счесть примеров. Разные религии, уповая на авторитет Бога, лишь пытались выработать в этих делах свои нравственные ограничения. 


В России восторжествовало православие,  не поддерживающее  культ наживы. И в отличие от Европы у нас не было протестантской Реформации, которая религиозно узаконила богатство. Именно на идеях этой Реформации возрос западный капитализм, в сущности отменивший заповедь Иисуса Христа о том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное».


Протестанты же в лице своих вождей Лютера и особенно Кальвина решили наоборот: если ты богат, значит, тебя Бог любит. Да и лишь православие признает Иисуса Христа нашим Богом и сыном  Бога, в чем, пожалуй, главное его отличие от всех других христианских конфессий. Нынешняя украинская православная церковь (УПЦ), ранее более точно называвшаяся греко-католической церквой(ГКЦ), проводит в жизнь чуждые православию идеи Реформации, пользуясь и тем, что за годы безбожия при советской власти люди разучились их различать.
 

 «Священные книги» и Библия и  Тора, да и Коран, по сути, являются руководствами по обогащению. В Коране записано: «Аллах сделал дозволенной торговлю и запретил проценты»; «Не живите за счет лихвы, удвоенной или многократной». Аналогичное отношение было и в христианстве, так в 1139 году Второй Вселенский (Латеранский) собор постановит: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви, принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю».
И только иудеи не признавали этого ограничения. Ведь недаром родились анекдоты об особенностях их обогащения, да и… трудное это дело, строго следовать нравственным указаниям «священных писаний», а быть надо ещё и добросердечным.  Не на словах, а на деле. Хотя  дьявол лукавства постоянно искушает.  И не зря же в Китае, куда еврейские общины тоже проникли, издревле называли  иудаизм  «тяо цзинь цзяо», что значит «религия вытягивания жил»….
 

Всякая разруха в жизни начинается с разрухи в голове,  ведь «идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой» (Маркс). И правильные идеи  и ложные, обмана. И уж если «втемяшится в башку какая блажь, колом её оттудова не выбьешь» (Некрасов),  а разнообразные способы такого обмана при перераспределении благ в мире за всю человеческую историю превратились в настоящее искусство, насаждаемое с невиданной наглостью богатыми и сильными, и стало их основным оружием в достижении господства. Корыстный обман и деньги!


Деньги великое изобретение человека. Во многом они многофункциональная «вещь в себе». Кроме того, что деньги это средство платежа, существующее за счет доверия, (количество денег якобы отражает количество произведенных сейчас товаров, благ) но главная их ролевая  функция – быть Универсальным Инструментом (пере)распределения жизненных благ,  мерой богатства и средством для получения свободы человеком! Бедный человек несвободен. А деньги, вложенные в экономику, ещё и имеют свойство «липнуть» к деньгам, если экономика нормально работает. И закономерно возникли и «электронные деньги», вроде  и фантом!


Значительные богатства люди всегда приобретали умом, но … кто-то, изобретая реальные технологии и производства, поднимал экономику общества (Бил Гейтс, Илон Маск …).  А кто разными «хитростями» (Сорос и др. …), о которых они долго держат язык за зубами, а скопив миллиарды, создают свои команды «сторонников»….

Сопротивляться навязыванию чужих мнений тоже ум надо. Ну, а Универсальный Инструмент – деньги работает всегда. Изобретая разные придумки  и маленькому человеку за счёт своего ума (если держать язык за зубами) тоже надо обзаводиться деньгами, чтобы самому процветать (см. п.п.5,8  Еврейских мудростей!). И это не зазорно, это тоже труд. Умственный, сложный. А нравственность, решают нередко, пусть постоит  в  сторонке… Если я никаких писаных  запретов не нарушил.


Доказано, что если любую систему развивать по одному критерию, например максимуму прибыли, то она неминуемо выродится, потеряет устойчивость и. может разрушиться от внутренних противоречий.  История же показала, что человечество, как систему государственных структур это не останавливает – всегда появляются продажные «умники» (профессура, Маркс ), которые находят оправдания «правильности» действия  господствующих структур.


А безнаказанный Гегемон однополярного мира, наряжаясь в одежды демократии, постоянно нагло всех обманывает.  На деле он является тоталитаризмом. Он действительно исторически должен погибнуть, но лишь когда будут созданы механизмы ответственности сильных, хотя он отчаянно сопротивляется, назначая «виновных» и оправдывая себя! Но не обязательно погибать вместе с человечеством, а то и с земным шаром !!! Капитализм же беспощаден к тем, кто опаздывает в пирамиде жизни, типа, «кто не успел, я не виноват!»

И сейчас народы пытаются преобразовать мироустройство, развивать его в интересах большинства. А паразитирующие структуры, используя обман, массовое «промывание мозгов», пользуясь безнаказанностью сильного, этому мешают! И обеспечивают свою живучесть, в том числе и постоянно меняя тактику обмана. 

Удастся ли сделать это малыми потерями? Главный вопрос! Но «однополярному» миру, в котором как в «пирамиде» хорошо лишь первым, живущим за счёт всех остальных, когда то должен наступить конец! Хотя появление новых «центров силы», союзов и ведёт к конфликтам…


Такова, считаю, диалектика событий в расстановке сил, но пока капитал демонстрирует  поразительную живучесть и не намерен уступать! Выживать же народам лучше, если объединяться тем, кто опоздал в «пирамиде» жизни! Что тоже сейчас происходит. Но победа не всегда на стороне справедливости, за неё всегда надо побороться.


В настоящее время борются между собой разные уже состоявшиеся цивилизации. С одной стороны наследники рабовладельческих империй, а именно обобщенный «Запад», лидером которого являются англосаксы во главе с США, исторически разбогатевший угнетением, грабежом и обманом и не собираются менять своих правил только своего процветания за счет всех остальных. С другой стороны все остальные, пока не объединенные в явные коалиции.

Главная особенность и отличие Российской империи от западных империй в том, что в этой империи присоединяемые народы и нации  включались в её состав на равных правах со всеми остальными, а не порабощались, как это было в Западных колониальных империях. Национальные же элиты (разные местные князья) завоёванных земель приближалась к царскому двору России, и сохраняли все свои привилегии.

Чеченец Шамиль, к примеру, оказавшись после многих лет войны с Россией при царском дворе, понял, что ему не стало хуже. И с изумлением сказал:
- А зачем же я столько лет воевал?! ...
А на присоединяемых к России территориях на равных правах оставались жить все прежние этносы, сохраняя, при желании, свой уклад, обычаи и религию. Так сформировалась многоконфессиональность её и, а это лишь обогащало и укрепляло Россию, давало защиту малым народам от внешних угроз. И на обращение мусульманина «Аллах акбар» (Бог велик, могуч), православный спокойно мог сказать «воистину акбар!» (воистину могуч!).


 Нравственной основой нашей цивилизации стало мировоззрение православия с его стремлением к справедливости.
Также особенностью России было сильное влияние местных властей, земств (общин, громады и пр.), которые формировались по территориальному, а не национальному принципу.


«Элита» же Украины в 1991 году нарушила эту традицию, что и привело страну к утрате реальной независимости, расцвету национализма существующего на ненависти к «чужому» (ложно декларируемого как патриотизм, который строится на любви к «своему»), ущемлению национальных прав её народов и ведёт к разрушению её государственности. А «национализм сильное чувство, способное заглушить даже классовые разногласия» (профессор ЛЭТУ, дин В. Калашников). 


А ведь УССР до вхождения в СССР в 1922 году, была многонациональной федеративной республикой!


Другими путями, чем Запад или Россия  развивались и Китай   и Япония, создавшие свои, во многом замкнутые цивилизации.
                Октябрь 2022 г.


Послесловие
к новелле «О труде праведном»
Вглядываясь в перечень еврейских мудростей, анализируя историю евреев, можно понять, почему К. Маркс (этнический еврей) сказал в своё время, что «евреи не нация, а этническая  группа эксплуататоров ». Эти их принципы, по сути, признают, что жизненные блага можно получить не только трудом, а и путем перераспределения результатов труда других людей! Лишь усилием ума,  без участия рук?  А это, считаю и не совсем труд, а настоящее нетрудовое обогащение, не нравственное и не богоугодное.  Из-за этого в Австрии люди не желали жить рядом с домом палача,  ибо тот делает хоть и полезное, но не нравственное дело.


Полагаю, это различие в толковании труда и есть главное препятствие на пути развития человечества, и, кажется,  в Китае это поняли и принимают свои меры….



Повторю, что  Орудием  труда является союз человеческого ума и его «мозолистых рук» (тела), где главным, ведущим  является ум человека. Исторически самостоятельных орудий труда, способных заменить многие составляющие разума, не было. И  вот на горизонте замаячил Искусственный Интеллект, способный многое из разумной деятельности взять на себя и исполнить это гораздо лучше человека.
Но не стоит обольщаться, Человека он не заменит, и угрозы не составит ибо исполнительных органов (рук, ног) у него нет, а Человек, КАК Я СЧИТАЮ, это и Homo Morales – Человек Нравственный,  а не только разумный!

 А Искусственный Интеллект это всего лишь орудие труда  такое же как, скажем, лопата или телега, но орудие интеллектуальное. А его результатами распоряжается человек. И во вред другим результаты использовать могут ….


Но не это, пожалуй, самое важное. Дело в том, что вопросы функционирования ИИ никак не затрагивают самого человека, а энергетически устройства с ИИ существенно уступают человеческому мозгу. Искусственный интеллект в состоянии решить многие интеллектуальные задачи лучше человека, но не в состоянии помочь работе самого мозга человека!  Фантасты давно вторглись в эту область. С легкостью их герои получают от разных машин возможность быстрого получения знаний, умений и навыков…. Если бы да кабы!


 Подвижек в этом направлении нет,  и не предвидится. Интеллект человека развивается в результате обучения и воспитания – нелегкого и непростого умственного труда. Причем воспитанием закладываются в человека вопросы нравственности, то есть, правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.