31. Маяк

Предыдущее "Блинчики-оладушки" http://proza.ru/2023/12/27/1716


          Утро летнего дня. Небо как всегда затянуто облаками, сквозь которые, то там, то тут пробиваются редкие солнечные лучи. Они, отражаясь в оконных стёклах соседского дома и лужах, дребезжащими «зайчиками» проникают в нашу кухню.
 
          Я пью чай из большой фарфоровой кружки и жую огромный хлебный бутерброд с маслом и красной икрой. Могу себе позволить. Ранним утром сходил на речку, надергал горбуши, здесь же почистил тушки, помыл и пошёл домой. Пока семья собиралась на работу и в пришкольный лагерь, нарезал рыбу на стейки, сложил в холодильник – пусть остынет, пожарю потом. А вот икру прогрохотал и сделал пятиминутку. И маме с сестрёнкой хватило и мне в удовольствие.

- Вовка! – следом за окриком о стекло легко коснулся камешек.

- Чего? – подхожу к окошку.

          Внизу стоит тезка рыбинспектор, сосед с первого этажа, показывает надо поговорить. Встаю на табурет, открываю форточку:

- Ну!

- Не впрягал! Дело есть. Мне в район надо, а на маяк некому отвезти топливо и продукты. Прокатишься?

          Ещё в прошлое лето Владимир оттаскал меня за ухо, чтобы я не баловал по реке на лодках. А уже в этот сезон он без меня, как без рук. Главное интересы у нас совпадают: мне покататься, ему дела мелкие на меня переложить.

- Я Серёгу возьму с собой.

- Хорошо! Только одного. Казанка и так будет по борта с грузом.

- Когда надо ехать?

- Минут через пятнадцать выходи, всё погрузим и в путь.

          Спокойно заканчиваю свой завтрак.

- У аппарата, – Сергей поднимает трубку на мой звонок.

- На маяк со мной хочешь?

- Когда?

- Сейчас!

- Уже бегу…

          Поверх тёплой одежды накидываю рыбацкий прорезиненный плащ, впихиваю ноги в высокие болотные сапоги, прячу голову в шапочку и спускаюсь на улицу.

          Сосед ждёт меня на берегу возле ангара, что стоит на территории рыбоинспекции.

- Не проходи мимо, цепляй казанку, вытягивай на воду…

          Я легко выполняю его просьбу. Только в берег упираю лодку не носом, а выставляю бортом, на который кладу дощатый щит. По нему вдвоём загружаем две двухсотлитровые бочки с топливом.

- Петька обычно берёт одну, – рассуждаю вслух.

- К нему комиссия на отдых приезжает. Будет им охоту да рыбалку показывать. Пошли за продуктами.

          По узкому рельсовому пути от склада до воды выкатываем небольшую дрезину с картонными коробками. Я перекладываю груз и распределяю внутри казанки. Владимир уходит в административное одноэтажное здание.

- Чё помогать? Я успел? – пыхтит паровозом Сергей.

- Ты куда собрался, – с удивлением смотрю на друга, – хорошо хоть сапоги по колено надел. А шапка где?

- Вот! – он достаёт из-за пазухи.

- Будешь туда сидеть за бочками, чтобы не продуло…

- Дашь порулить? – перебивает товарищ.

- Серёжка, привет! Вовка, вот документы, я их в пакет убрал… давай в коробку положим. Не забудь Петру отдать сразу, как ошвартуешься.
 
- Мотор, какой брать? – смотрю на тёзку.

- «Нептуна» цепляй. Он с грузовым винтов. Только помни – он из-под себя рвёт. Аккуратненько газ прибавляй.

- Учёные…

          Я на плече несу мотор, Сергей сзади идёт с баками. Пустыми пойдём обратно весело, а вот до маяка гружёными… кто знает, сколько потратим горючки.

- Так! Не рысачить. Твоя задача доставить груз. Круг спасательный на баке, весла вдоль бортов.

- Видел! – слегка огрызаюсь.

- До обеда должны вернуться. Как обратно будете собираться, попроси смотрителя мне домой или в контору перезвонить. Если меня не будет, жена ответит.
 
- Угу! – промычал в ответ, толкаю по воде казанку.

          Запрыгиваю на бак, перешагиваю Серёгу с бочками, между коробок попадаю на корму. Перевожу шток реверса в нейтральное положение, дёргаю тросик ручного стартера. Двигатель начинает монотонно урчать, выпуская газы и пуская пузыри.

          Владимир машет рукой. Я сажусь на скамейку, включаю рычаг в положение «Вперёд» и кручу ручку плавно в сторону «максимум».

          «Нагрузились прилично. Вода на десятку ниже борта. Быстро идти не получится…», – рассуждая, прячу левую руку в надставку сапога. Ветер свистит в ушах. Друг сидит ко мне лицом. Глаза блестят, рот до ушей, показывает большой палец. «Ну, что ж, «нептун» нам в помощь!», – расплываюсь в улыбке. Медленно, но уверенно мы двигаемся вниз по реке в сторону устья.

          Когда идёт встречная моторка, я бью Сергея по ноге, показываю вперёд, сбавляю газ. Волна хотя и небольшая, но качает чувствительно. Ставить казанку параллельно нельзя, можем черпануть воды. Перпендикулярно – бочки нас придавят с коробками, а могут уйти за борт. Принимаю решение идти по краю фарватера, ближе к правому берегу. Он пологий, песчаный, в случае непредвиденных обстоятельств: «Не о том думаю. Надо расслабиться! Нам песня строить и жить помогает!». Выстукиваю ритм. Сергей быстро ориентируется и подхватывает мои движения. Мы не знаем, что поёт про себя другой, но движения чёткие и синхронные.

          Проходим колхозный пирс, у которого отдыхает несколько малых рыболовных сейнеров. Осталось совсем недалеко. Коса справа становится уже, видны волны Охотского моря. Река растекается вширь: «Пора переходить к левому берегу. Вон и маяк. Осталось чуть-чуть. Теперь между островом и тундрой в протоку».
Перед островом сбавляю обороты и двигаюсь малым, зная, что здесь могут быть близко водоросли. Намотаю, шпонку порву.

          Когда швартовались к деревянному мостку, сверху бежал Петр. Он был ровесник нашего рыбинспектора или немножко моложе. Высокий, худощавый, с культурной бородой и невероятно живыми глазами.

- А я вас жду и не заметил, когда острова прошли.

- Петь, куда казанку поставить… как разгружаться будем?

- Перейди на правую сторону. Вон видишь ложбинка, в неё носом заходи. Я туда трос лебёдки спустил…

          Я перегнал лодку на указанное место. Втроём мы вначале перенесли на берег коробки с продуктами, а потом выкатили топливо. Смотритель обмотал каждую строп лентой, поднял с земли гак, и зацепил за уключину одной из них. Потом он свистнул и махнул рукой. Далеко у маяка что-то зарычало и бочка медленно начала подниматься.

- Теперь к нам. Чаю хлебнёте и…

- Петь, вот документы, – открываю коробку, извлекаю полиэтиленовый пакет, – Владимир просил сразу отдать. И позвони ему, что мы ушли. Чаёвничать нам некогда. И так много времени потеряли.

- Тогда спасибо, – мужчина пожал нам руки, – пустую заберите…

           Мы с Сергеем спустили двухсотлитровую ёмкость и поднялись на борт. Я вытащил весло и оттолкнулся от берега.

- Вов, ты какую песню пел?

- «Поворот»…

- Я тоже, – смеётся друг.

- Дашь порулить?

- Как в речку выскочим… Боюсь здесь траву намотать. Сядь на баке, посматривай вниз. Трава близко.

           С протоки вышли быстрее, чем входили. Серёжка поднимал, то правую, то левую руку и показывал, как обходить препятствия: «И как я сам здесь прошёл?».

           Пересекли реку справа налево, прошли вверх метров двести и причалили.

- Смотри, здесь переключаешь: «Вперёд», «Назад». Средн…

- Знаю, – засопел парень. – Я всё-таки тебя старше, чего учишь?

- На полгода не считается. Серый, «Нептун» резвый, несмотря на грузовой винт. Резко газанёшь, и можем вылететь. Или закрутит на месте. Или… О грустном не будем. При встречных моторках ручку в ноль. Баржа или МРС становись ближе к берегу и против волны.

- А ты чтобы делал если…

- В берег упёрся и ждал, когда пройдут.

          Я отдал другу плащ. Поменялись местами. Заурчал двигатель. Мягко отошли от берега задом. Парень сбросил газ, переключил рычаг и… резко перевёл рукоятку на максимум. Нос казанки задрался вверх, бочка ударила мне в спину, и я налетел на товарища. Он отдёрнул руку, и рукоять вернулась в положение «минимум».

- Ты, чё дурак? – я не сдерживал эмоции. – Вылетим в воду, а посудину течением в море… Сказал же – мягко.

- Я больше не буду.

          На средних оборотах шли вверх против течения. Остался позади колхоз. Я показал – прибавить ход. Порожняя лодка весело бежала, поднимая небольшую волну, шлёпая по воде. Показались идущие друг за другом от рыбзавода два МРС. Я замахал руками и показал другу уйти с фарватера ближе к берегу и сбавить газ. Казанка послушно ушла левее и всем днищем легла на водную гладь.

          Как только сейнера минули нашу корму, Серёжка поставил нос против волны, продолжив идти вперёд. Пару раз нас сильно бросило. Я прилёг на бочку, отвернувшись от товарища, и зацепился руками за борта. И в тот момент, когда лодка скользнула форштевнем вниз по волне, Сергей дал газу, а впереди бежали остаточные барашки. Нас начало на них кидать, словно по дорожным ухабам. Двигатель заглох.

- Вов, у меня не получается.

- Ладно. На сегодня экспериментов хватит. А то смотри, ему четырнадцать, он же старше, – съёрничал я.

           На лице Серёжки была написана обида, смешанная с досадой. Он, молча, передал мне плащ, присел на среднюю лавку.

           Когда мы выскочили на берег территории рыбоинспекции, из административного здания вышел улыбающийся Владимир.

- Ребята, спасибо. Выручили. Как съездили?

- Нормально, – сказал угрюмо, вставший на песок Сергей и пошёл в сторону своего дома.

- Чего это он? – растерялся сосед.

- Устал, наверное, – пожал плечами я.


Следующее "Камбала-наважка" http://proza.ru/2024/01/08/1248


Рецензии
Здравствуйте Владимир!
Прочитал Ваш рассказ с интересом!
Замечательные детские воспоминания!
Поход на маяк и обратно!
Хороший и огромный, а главное - с красной икрой у Вас был бутерброд!
Зеленая.
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   18.04.2024 15:30     Заявить о нарушении
Александр, спасибо)))

С уважением,

Владимир Войновский   18.04.2024 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.