Красный Холм, Краснохолмское поселение

КРАСНЫЙ ХОЛМ – село, административный центр Краснохолмского (с 2018 – в составе Задубровского) сельского поселения Шиловского района Рязанской обл. Расположено на левом берегу р. Ибреды (левый приток р. Пары) в устье рр. Минихи и Тыморы в 19 км к юго-юго-зап. от пгт Шилово и в 79 км к юго-вост. от г. Рязани. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Красный Холм постоянно проживает 254 чел. (в 1989 – 547 чел.).

Первонач. название насел. пункта – Красный Холм, Гавриловские Выселки тож; с начала 20 в. – Красный Холм. Наименование поселения обусловлено особенностями его природно-географич. положения в холмистой местности; при этом эпитет «красный», согласно мест. преданию, был добавлен к основному названию потому, что при первой пахоте в окрестностях верхний слой земли оказался красным. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, холм м. – горка, большой бугор, округлое и пологое возвышенье, вроде шелома; курган. Красный, по цвету: рудо, алый, чермный, червленой: кирпичный, малиновый, огневой и пр. разных оттенков и густоты; сравнит. степень краснее; о доброте, красоте: красивый, прекрасный; превосходный, лучший; сравнит. степень краше. Высел, выселка, также выселок м. или выселки мн. – поселки, новоселки, поселение (заселение) из ближних выходцев, отделившихся и занявших пустошь или заполье. Прилагат. Гавриловские указывает на ближайший насел. пункт, откуда переселились мест. жители.

Д. Красный Холм, Гавриловские Выселки тож, Спасского уезда Рязанской губ. была основана в 1843 – 1845, в ходе реформы государств. крестьян, как выселки из с. Гавриловское с целью решения проблемы крестьянского малоземелья, и первоначально состояла в приходе Вознесенской церкви с. Крутицы.

В 1854 в д. Красный Холм было начато строительство деревянной, с такою же колокольней, церкви, к-рая была построена и освящена в 1855 во имя Преображения Господня. В связи с этим д. Красный Холм стала писаться селом. Впоследствии при Преображенской церкви был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Красный Холм (Гавриловские Выселки) Спасского уезда Рязанской губ. при рч. Иберди, Тымаре и Минах насчитыв. 219 дв., в к-рых проживало 758 душ муж. и 755 жен. пола. В с. имелась 1 православ. церковь. С.Красный Холм состояло во 2 стане Спасского уезда и находилась в 18 верстах от квартиры станового пристава в с. Заполье и в 36 вестах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Красный Холм были государств. (казенными).

В 1861 по инициативе и на средства сельск. общ-ва в с. Красный Холм было открыто земское одноклассное училище (школа). В селе бывали частые, почти каждый год, хотя и небольшие пожары.

Определенную роль в истории с. Красный Холм сыграла Полунинская Крестовоздвиженская монашеская община, расположенная в 2 верстах к юго-вост. от него у пруда в уроч. Ольхи. Начало ей положила женская богадельня, основанная в 1884 сапожковским купцом Василием Ивановичем Полуниным (1812+1895), при к-рой в августе 1885 на средства семьи Полуниных началось строительство кирпичного храма «для вечнаго поминовения в Бозе почившего имп. Александра II, старца Павла, подвизавшагося в уроч. Ольхах, и самаго храмоздателя с родством». 5 июля 1887 новый храм был освящен во имя Воздвижения Креста Господня. В самой богадельне к этому времени проживало 33 насельницы.

По данным подворной переписи 1886 с. Красный Холм, Гавриловские Выселки тож, Лукмосской волости Спасского уезда располагалось на 5 холмах 2 отд. поселками; между холмами протекали 2 маленькие, впрочем непересыхающие речки. В с. Красный Холм проживало 1256 душ муж. и 1296 жен. пола (всего 2552 чел.), в т.ч. 369 домохозяев. 7 семей (34 души) жили на стороне. Из не приписанных к общ-ву в с. проживало 6 семей (13 муж. и 16 жен.). Грамотных было 294 муж. и 20 жен.; 52 мальч. и 2 девоч. учились в школе. 

За с. Красный Холм было закреплено 3577 дес. обществ. земли, по 4,1 дес. на надельную душу. Безземельной была 1 семья (1 душа). Межевая дача в одной отрубной меже и имела в плане вытянутую форму с селением на окраине. Землевладение общинное; пашня была поделена по письменному приговору в 1881 по наличным душам сроком на 15 лет. Душевые наделы имели от 40 до 80 саж. длины и от 2 до 5 саж. ширины. Дальние наделы находились в 6 верстах от с. Луга суходольные, по лощинам и по лесу; делились ежегодно по числу наличных душ. Кроме того, косилась трава с большей части выгона, а скот, особенно среди лета, когда распахивалось паровое поле, пасся по лесу. Лес – мелкий кустарник; вырубался на 1/2 через каждые 2 – 3 года. 2 семьи владели 42 дес. пашни на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 11 душевых наделов; за уплату податей. 116 семей, каждая по отдельности, арендовали за пределами общины у арендаторов казенной Липецкой засеки 550,5 дес. пашни, в т.ч. 362 дес. за 2948 руб. и 188,5 дес. исполу. Кроме того, из-за недостатка сенокосов до 150 семей (также каждая по отдельности) арендовали луга у частных землевладельцев за 20 верст от села, из 1/4 от укоса или за деньги, уплачивая от 18 до 22 руб. за дес.

Почва плохая, глинистая и суглинистая; пашни ровные. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-3,3; яровых (овес) – сам-3,5; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 10 пудов. В с. содержалось 541 лошадь, 542 коровы, 2033 овцы и 813 свиней. 43 дв. имели по 3 и более лошадей, 54 дв. – по 2 и более коров. Не имели лошади 110 дв., не имели коровы – 105 дв., без лошади и коровы был 71 дв. В с. было 3317 плодовых деревьев и 81 колода пчел. 16 домохозяев имели по 2 и более избы, 347 домохозяев – по 1 избе. Бездомовых было 5 домохозяев. В с. было 2 кирпичных и 379 деревянных избы; 7 изб крыты деревом и железом, 374 – соломой; 201 изба топилась по белому, 180 – по черному. Отапливались покупными дровами. В с. насчитыв. 8 деревянных и 313 плетневых заборов, 93 клети (горницы), 151 амбар и сарай, 261 рига и овин. Колодцев было много и вода в них хорошая. Рынками служили сс. Желудево и Песочня.

Мест. промыслами занималась 131 семья, из них 56 нанимались обрабатывать чужие наделы, 52 муж. и 1 жен. сельск. работников (батраков), 8 пастухов, 6 сторожей, 4 бондаря, 3 штукатура, 2 пчеловода, 2 кузнеца, 2 машиниста на ж. д., 2 прикащика, 1 конюх, 1 кухарка, 1 рушальщик, 1 пекарь, 1 синильщик, 1 овчинник, 1 портной, 1 мельник и 1 виноторговец. На заработки в отход уходило 189 муж. и 2 жен., в т.ч. 184 чернорабочих, 4 прикащика, 2 кухарки и 1 кучер. Чернорабочие уходили артелями преимущественно в гг. С.-Петербург,  Рыбинск и Ростов, занимаясь погрузкой и разгрузкой судов и вагонов. В с. имелись 1 деревянная Преображенская церковь, земская нач. школа, 2 кузницы, 1 кирпичный завод, 1 синильня, 1 ветряная мельница, 1 крупорушка, 3 молотильных машины, 2 мелочных и 3 винных лавки, из к-рых одна на собственной купчей земле содержателя.

По данным на 1886 в с. Красный Холм действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном кирпичном здании площадью 79 кв. арш. крытом тесом с 8 окнами. Здание отапливалось 2 голландскими печами. Стоимость содержания школы обходилась земству в 521 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание училища ежегодно 346 руб. 95 коп., из них 210 руб. представлялось в земство, а остальная сумма шла на др. расходы по училищу. Обучались в школе 106 мальч. и 12 девоч., все из самого с. Красный Холм. 106 мальч. и 11 девоч. были из крестьян, 1 девоч. – из духовенства. Учебный год начинался 1 сентября, а заканчивался 14 мая, насчитывая 174 дня по 8 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 4 года, в 1886 его окончило 10 мальч. В училище преподавали законоучитель (с 1879 свящ. А.И.Константиновский), 1 учитель (с 1884 закончивший курс Рязанск. учительской семинарии М.И.Успенский) и 1 помощник учителя (с 1882 закончивший курс Рязанск. учительской семинарии М.В.Макаров). Попечителя, квартир для учителей и биб-ки при школе не было.
 
К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Красный Холм имелась деревянная Преображенская церковь с 2 престолами: главным – во имя Преображения Господня, и придельным – в честь Казанской иконы Божией Матери. В причте Преображенской церкви состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 3 дес. усадебной, 3 дес. кладбищенской, 30 дес. пахотной и 4 дес. луговой земли. В приходе Преображенской церкви с. Красный Холм, состоявшем из одного этого села, насчитыв. 299 дв., в к-рых проживало 1218 душ муж. и 1307 жен. пола, в т.ч. грамотных 466 чел.

В уроч. Ольхи в 2 верстах от села располагались кирпичная с деревянной колокольней Крестовоздвиженская церковь с 1 престолом – во имя Воздвижения Креста Господня, и женская богадельня.

В 1895, после кончины В.И.Полунина, попечение об устроенной им богадельне приняли его сыновья, Павел и Василий Васильевичи Полунины, выделившие богадельне 30 дес. пахотной, луговой земли и леса, построившие необходимые для жительства сестёр и хозяйственных нужд помещения и ежегодно выделявшие на содержание богадельни 2000 руб. В 1898 братья П.В. и В.В.Полунины вошли с ходатайством к преосвящ. Мелетию (Якимову), еписк. Рязанскому и Зарайскому, о преобразовании богадельни в женскую общину. Переписка велась недолго и в декабре 1899 указом Святейшего Синода женская богадельня была преобразована в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую монашескую общину. Начальницей общины была назначена Палладия, инокиня Рязанского Казанско-Явленского монастыря.

Число насельниц Полунинской Крестовоздвиженской женской общины с каждым годом увеличивалось. Крестовоздвиженский храм, построенный В.И.Полуниным, стал тесен, и появилась нужда в его расширении. Еще в августе 1898 братья П.В. и В.В.Полунины начали пристраивать к уже существующему храму обширную трапезную часть с 2 приделами: в честь Боголюбской иконы Божией Матери (правый) и свт. Николая Чудотворца (левый). 3 июня 1901 эти приделы были освящены: Боголюбский – преосвящ. Полиевктом (Пясковским), еписк. Рязанским и Зарайским, а Николаевский – архиманд. Платоном (Яблоковым), настоятелем Солотчинского Богородицерождественского монастыря в сослужении духовенства окрестных сёл. В 1902 братья Полунины пожертвовали общине 2 святыни из Афонских монастырей: икону Божией Матери «Достойно есть», которую они украсили вызолоченной серебряной ризой стоимостью 1 тыс. руб.; и частицу Древа Креста Господня с 5 частицами мощей св. угодников – первомуч. Стефана, свт. Василия Великого, свщмуч. Харлампия, велмуч. Пантелеимона и безсребр. Космы. В 1905 на ж. д. ст. Кунцево вблизи Москвы было устроено подворье Полунинской женской общины с храмом в честь преп. Серафима Саровского. Строительницей подворья стала рясофорная послушница Серафима (Хиония Блохина).

К 1905 в с. Красный Холм Лукмосской волости Спасского уезда при рр. Иберде, Минихе, Тымор и Становой насчитыв. 453 дв., в к-рых проживало 1496 душ муж. и 1490 жен. пола (всего 2986 чел.); в с. имелись деревянная церковь, фельдшерский пункт, земская смешанная одноклассная школа, кирпичный завод, 2 ветряные мельницы крест. Мекалина и Елюшкина, и базары по четвергам; жители занимались земледелием и отхожими промыслами.

К этому времени старая деревянная Преображенская церковь в с. Красный Холм обветшала, к тому же была маловместительной. Поэтому еще с 1890-х жители села стали собирать материалы и средства для строительства нового храма. К 1909 была построена трапезная часть новой кирпичной Преображенской церкви с 2 приделами: в честь Казанской иконы Божией Матери (правый) и свт. Николая Чудотворца (левый). Оба придела были освящены 2 декабря 1910. Завершить строительство помешали события Октябрьской революции 1917: колокольня и основная часть храма так и не были построены.

В расположенной вблизи с. Красный Холм Полунинской Крестовоздвиженской монашеской общине к 1914 имелись кирпичная Крестовоздвиженская церковь с деревянной колокольней, часовня, корпус начальницы, 4 келейных корпуса для сестер, трапезная, просфорня и хлебопекарня. Террит. общины была огорожена тесовой оградой 140 сажень в длину и 85 в ширину. Вне ограды находились хозяйственные постройки, амбары, кладовые, скотный двор. Для паломников имелись 3 гостиницы. В отдельных домах за прудом проживали 2 священника. К ограде общины примыкал кирпичный дом размером 12 х 8 м. Впоследствии к нему была сделана пристройка такого же размера. Этот дом был построен в 1900 П.В.Полуниным для приезда в общину всей семьи Полуниных. Численность сестер вместе с подворьем насчитывала ок. 100 чел.

Однако не всех крестьян с. Красный Холм устраивали большие расходы на строительство нового храма и рост монашеской общины на соседних с селом землях, скупавшихся братьями Полуниными, которые к тому же держали значительную часть мест. жителей в долговой кабале. Это со всей определенностью показали события 1917, когда село Красный Холм оказалось охвачено массовым антицерковным движением. 29 апреля 1917 настоятель Преображенского храма с. Красный Холм свящ. Алексий Константиновский, его супруга матушка Вера и их дочь Ирина были зверски убиты толпой крестьян в собственном доме.

С 1918 по 2006 с. Красный Холм являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельск. округа). Настоятельницей Полунинской Крестовоздвиженской монашеской общины с 1917 была инокиня Нина (Елизавета Сергеевна Полунина). При ней 27 сентября 1918 в общине состоялся самый большой по численности постриг сестёр: 4 были пострижены в монашество и 14 в рясофорные послушницы. Среди сестёр, постриженных в иноческий чин, была прославленная впоследствии в лике новомученников и исповедников Российских преписповед. Анна Срезневская (Анисия Столярова).

Поводом для репрессий против священнослужителей стала в 1922 компания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья. В это время в селе Красный Холм была арестована крестьянка Анна Малюкова, давшая свой замок, чтобы закрыть Преображенский храм и уберечь его от разграбления, арестованы, а затем расстреляны псаломщик Петр Григорьевич Исаев и церковный староста Федор Иванович Лукашин. В Полунинскую Крестовоздвиженскую монашескую общину  представители отдела по изъятию церковных ценностей прибыли 5 мая 1922 и изъяли следующие вещи: «Чашу, 2 тарелочки, дискос, звездицу, напрестольный крест, дарохранительницу с ящиком, 2 крышки от Евангелия большого размера и 2 малого, среднее укрепление от него, ризу с иконы 4 фунта и угол от Евангелия. Общим весом 8 фунтов 78 золотников». Также были изъяты драгоценные (так в документе) ткани и парча весом 2 фунта 40 золотников.

В конце 1922 Полунинская Крестовоздвиженская женская община по распоряжению властей была закрыта, а на её террит. был организован инвалидный дом. Сёстры общины разошлись по своим родственникам, где помогали им вести хозяйство, посещая приходские храмы. Многие устроились певчими и сторожами при приходских церквях.  Некоторые из сестёр остались работать при инвалидном доме, кто прачкой, кто на хоздворе. Монастырский Крестовоздвиженский храм стал приходским. В 1924 или 1925 по приглашению настоятеля Крестовоздвиженской церкви свящ. Петра Климентовского в обитель приезжал служить свящмуч. Филарет Срезневский. Его приезд собрал множество богомольцев с окрестных сёл. Собрались и сёстры обители. Была совершена всенощная. Свящмуч. Филарет допоздна принимал исповедь, на утро совершил Божественную Литургию.

31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Лукмосская волость была упразднена, а с. Красный Холм включено в состав укрупненной Путятинской волости Ряжского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Красный Холм было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. В 1929 – 1930 в с. Красный Холм была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), организаторами и шефами которого стали замоскворецкие предприятия г. Москвы. На «организацию коллективных предприятий бедноты» в с. Красный Холм они выделили по плану-договору 500 руб., а в 1930 на период сельхозработ направили в село ремонтную бригаду.

В феврале 1930 на террит. быв. Крестовоздвиженской общины разместилась участ. больница с. Красный Холм; Крестовоздвиженская церковь была закрыта, ее венчания сломаны, а в здании разместился родильный дом. Судьба святынь Полунинской Крестовоздвиженской общины остается неизвестной. К 1940 большая часть зданий быв. Полунинской Крестовоздвиженской общины была уничтожена (разобраны на дрова). Сохранились только кирпичный корпус семьи Полуниных, в к-ром разместилась больница, здание храма без венчаний и колокольни, где был устроен родильный дом, и здание часовни, к-рое в зимнее время использовали под омшаник, т. к. на быв. террит. общины располагалась колхозная пасека.

В 1931 нач. школа с. Красный Холм была преобразована в неполн. среднюю. К 1934 в с. Красный Холм было коллективизировано 49 % крестьянских хоз-в, а 1 трудодень оценивался в 1,46 руб. 21.02.1935 с. Красный Холм было передано в состав новообразованного Шелуховского р-на. В том же 1935 на базе ТОЗа был образован колхоз им. И.В.Сталина. Первым председателем колхоза стал Игнат Егорович Трушков.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шелуховский р-н с с. Красный Холм. К 1940 в с. Красный Холм Шелуховского р-на Рязанской обл. насчитыв. 716 дв.; имелись почта, участ. больница, неполн. средняя школа, клуб и биб-ка; действовали кирпичный завод и колхоз. В Краснохолмской неполн. средней школе (директ. Александр Ив. Окорочков) работало 15 учит. и обучалось 503 учащ. (1937). 03.09.1940 постановлением Рязанского облисполкома Преображенская церковь в с. Красный Холм была закрыта, ее венчания сломаны, имущество реквизировано, а здание передано под клуб. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 жители с. Красный Холм дважды подавали властям письменные просьбы о возобновлении богослужений в Преображенском храме, но безрезультатно. В 1950-е в селе служил по домам старенький иеромонах Агапит (Ергин). 05.04.1956, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР, Шелуховский р-н был упразднен, а его селения, в т.ч. с. Красный Холм, включены в состав Шиловского р-на Рязанской обл. К 1980 в с. Красный Холм проживало 660 чел. имелись отд. связи, участ. больница, неполная сред. школа, детский сад, дом культуры и биб-ка; действовали молокозавод и колхоз. Длит. время главврачом Краснохолмской участ. больницы работала Мария Павловна Горохова, заслуженный врач РСФСР. 
 
В 1986 Краснохолмская больница на террит. быв. Полунинской Крестовоздвиженской общины была закрыта, а ее здания (дома главврача и медперсонала, амбулатория, роддом, прачечная и т.д.) перешли в собственность завода «Эластик» пгт Лесной Шиловского р-на: предполагалось использовать их для организации Дома отдыха для работников предприятия. Но в связи с началом преобразований в СССР этот проект так и не был осуществлен. Позднее на террит. быв. общины поселились предприниматели, решившие заняться фермерским хозяйством; здание быв. храма использовалось ими для хранения зерна и меда. В результате всех этих перемен большая часть строений быв. больничного комплекса пришла в аварийное состояние.

В 1992 в с. Красный Холм был зарегистрирован приход Преображенской церкви, здание к-рой вернули верующим, но из-за отсутствия средств мер по его восстановлению длит. время не предпринималось. Решительные перемены в духовной жизни села начались в 2005, после того, как террит. быв. Полунинской Крестовоздвиженской общины со всеми строениями была возвращена Рязанской епархии РПЦ. 6 ноября 2005, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», выспреосвящ. Павел (Пономарев), архиепископ Рязанский и Касимовский, рукоположил иеродиакона Иоакима (Заякин), клирика Преображенской церкви г. Рязани, во иеромонаха для вновь открывающегося Крестовоздвиженского храма с. Красный Холм (Полунинской Крестовоздвиженской монашеской общины) Шиловского р-на. А уже 24 ноября 2005 прп. Иоаким прибыл на место предстоящего служения. По инициативе и под непосредственным руководством иеромонаха Иоакима и при содействии прихожан и благотворителей обители, в т.ч. потомков В.И.Полунина, Полунинская Крестовоздвиженская монашеская община возрождена к новой жизни. Была расчищена террит., восстановлены и являются действующими Крестовоздвиженская церковь (но без куполов и колокольни) и часовня в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», построены келейный корпус и ряд хоз. строений, приведен в порядок монастырский некрополь. В самом с. Красный Холм расчищено от мусора и подведено под крышу здание приходской Преображенской церкви, к-рое также используется для богослужений в летнее время.

В 2006 – 2018 с. Красный Холм являлось администр. центром Краснохолмского сельск. поселения, образованного на основе упразд. Краснохолмского сельск. округа (в 2018 присоединено к Задубровскому сельск. поселению).

По данным на 2019/20 в с. Красный Холм имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), основная общеобразоват. школа (филиал Шиловской СОШ № 1), дом культуры и биб-ка.

Достопримечательности:
• Полунинская Крестовоздвиженская монашеская община. Основана в 1899. Сохранились здания Крестовоздвиженской церкви, часовни иконы Божией Матери «Скоропослушница», гостевой дом купцов Полуниных (конец 19 – начало 20 вв.). В настоящее время на террит. общины построены здания келейного корпуса, хоз. строения.
• Храм Преображения Господня (Преображенская церковь); построен в 1910 на средства прихожан, действующий (отсутствуют основ. объем и колокольня).
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.

Известные уроженцы:
• Овсянников Евграф Михайлович (1869+после 1917) – протоиерей, духовный писатель, законоучитель 2-й Воронежской мужской гимназии..
• Малюков Алексей Сергеевич (род. 1950) – советский спортсмен, метатель молота и тренер по лёгкой атлетике; мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер РФ.


Рецензии