О творческом и экономическом просчёте Голливуда

О творческом и экономическом просчёте Голливуда
(эссе)

Вступительное слово

Весь смысл создания, развития и становления Голливуда был изначально в его железном стержне — деньги. Кинопроизводство приносило хороший доход, если зрителю было интересно сидеть в зале и смотреть на экран, где происходили разные киночудеса. И если в самом начале зарождения кинематографа зритель шёл в кинозал ради любопытства, — надо же, живое изображение прибывающего поезда! — первые киноновости «Патежурнала»! — но затем, уже привыкнув к техническому информационному чуду, зритель почувствовал тягу и к чуду художественному. Появились первые комедии, первые ужастики, первые боевики и первые романтические фильмы. Появилась кинофантастика. Публика полюбила кинотеатры и они приобрели авторитет самого зрелищного места для отдохновения и развлечения. Но... тикает время, птичками летят и улетают годы, и мы, зрители, уже не выходя из дома можем смотреть любые фильмы, которые предоставляют нам киносервисы интернета.

Основная часть (мысли вслух)

Статистика последних лет уверенно подтверждает, что фильмы фантастические лидируют по продажам и зрительскому спросу. Кинофантастика зарабатывает миллиарды. Разумеется, киносценаристы неизбежно должны думать о перспективах своих первичных сценариев и придерживаться экономически выгодных киносериалов. Собственно, яркий пример — это сериал «Звёздные войны».

И вот, прокол. Нам хорошо известен фильм «Маска». Он полюбился зрителю и у него внушительные кассовые сборы. В этом фильме Джим Керри играет роль Стэнли Ипкисса, — неудачника, пришибленного банковской жизнью, ведущего скромный образ жизни. Самый верный и близкий друг Ипкисса — собачка Майло. Далее я буду Ипкисса называть Джим Керри, мне легче по имени актёра представлять его образ и воспоминания о фильме. Согласно сюжета, в жизнь Джима Керри вторгается красавица Тина (её играет Кэмерон Диаз). В начале фильма её образ отрицательный, в финале фильма — положительный. Кроме Тины (живого романтического объекта), в жизни Джима Керри, появляется ещё один живой предмет, — волшебная Маска скандинавского бога Локи.

Без всяких прикрас можно сказать, что фильм «Маска» очень динамичный, юморной, с красивыми спецэффектами. До сих пор он смотрится и пересматривается. Но, есть проблема-прокол. И вся поднаготная этой проблемы-прокола в словах, которые Джим Керри произносит, когда превратился в мультяшного героя и на практике испытал потрясающие возможности, дарованные ему волшебной маской. Вот эти слова:

 — Невероятно! С такими возможностями я могу стать супергероем! Сражаться с преступностью! Защищать невиновных! Бороться за мир во всём мире! Но сначала...
 
Но сначала наш мультяшный герой пулей летит в автомастерскую и втыкает двум его мастерам меж ягодиц выхлопные трубы (вероятно, для более лёгкого отхождения газов). Это была месть Джима Керри за плохонькую машину, которую они выдали ему на время, пока чинили его собственную (тоже не очень хорошую).

Вернёмся к проблеме. Постановщики фильма «Маска» от лица Джима Керри обозначили благородные цели: сражаться с преступностью; защищать невиновных; бороться за мир во всём мире. Все эти цели, оптом, с невосполнимым ущербом для возможных будущих сериалов, были проигнорированы. А, по сути, у Голливуда был хороший денежный шанс: создать нового мультяшного супергероя для целого сериала в противовес Супермену, который большей частью стал заниматься тем, что спасал красивых женщин. Хороший, прибыльный шанс приказал долго жить. Мы не стали свидетелями того, как Джим Керри изобретательно воюет в судах, отстаивает невинно осуждённых, умело, с юмором подставляет мафиози, наркоторговцев и прочих плохих парней. И нам не пришлось его увидеть на международной арене в борьбе за мир среди старых ястребов-пердунов, жаждущих третьей мировой и делёжки золотого миллиарда нашей, и без того уже обворованной планеты.

К слову сказать, лично мне было бы интересно увидеть схватку мультяшного Джима Керри с мультяшной экоактивисткой Гретой Тунберг на предмет глобального потепления. Я представляю, как Джим Керри говорит:
— Грета, ты танцуешь не в ту степь. Мир хочет жрать, — жрать без перерыва! — и ему нужны говядина, свинина, куры, гуси и яелы, — яйца, то есть. Нужны зелёные насаждения, а не зелёные технологии.
 А Грета ему в ответ:
— Ни хрена-с! Коровы и свиньи пукают, куры и гуси гадят, — от вони не продохнуть! Атмосфера на грани полного заванивания и перегревания. Нужно всю эту скотобазу повырезать, все шахты завалить, нефтяшки затопить. И срочно! — срочно перейти на зелёные технологии, опутать всю землю морозильными трубками, чтобы охладить воздух и спастись от глобального потепления. А ещё заколотить озоновые дыры. Они уже, как тараканы, расползлись во все стороны. Одна дыра доползла аж до Брюсселя.
А Джим Керри ей в пику:
— Грета, ты не просто больная на голову. Ты больная на всю голову.

В общем, всякое такое...
Жалко, конечно, что мы не увидели и уже не увидим новых фантастических приключений Джима Керри. Да, был выпущен в 2005-ом году какой-то фильм «Сын Маски». Джим Керри отказался сниматься в нём, видно, на то была веская причина. Фильма «Сын...» я не видел, но слышал, что фильм из разряда так себе, средней паршивости.

Что же сказать под занавес?
Увы, Америка уже не та, уже не тот и Голливуд.
Не зря же Sony приобрела компанию «Columbia Pictures», а затем  купила и «Metro-Goldwyn-Mayer» (крупнейшую студию 30-х годов). Да, Голливуд нищает творчески и экономически. Сейчас киносценаристы Голливуда воюют за свои рабочие места. Ещё бы! Их хотят упразднить с помощью новых писательских программ. Мол, хватит думать мозгами и тратить деньги на эти мозги, пора штамповать программные сюжеты и тексты к ним, как модельки из «Лего». Спасёт ли это легендарный Голливуд от костлявых лап разорения и нищеты?
Ну что ж. Что было, мы видели. Посмотрим, что будет.

P.S. Текст написан в канун Нового, 2024-го года. Говорят, это год Дракона, зелёного и деревянного. И Дракон этот обещает могучие перемены. Ну, кто его знает. Уходящий год, Чёрного, да ещё и Водяного Кролика оказался совсем не пушистым. Словом, надо посмотреть. Тем не менее, мой дорогой читатель, с наступающим Новым Годом и всеми переменами, что ждут нас.
 
28 декабря, 2023 г.
В. Сандовский


Рецензии