de omnibus dubitandum 1. 79

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

    Глава 1.79. СЖЕЧЬ ЖИВЬЕМ ВСЕХ ПЛЕННЫХ ШВЕДОВ И НЕМЦЕВ…

    Следует уточнить: правильное название духовно-рыцарского ордена Тамплиеров - Братство Военных всадников святого Георгия Победоносца - защитников Богородицы Девы Марии - Соломонова Храма. Последнее было введено по месту дислокации: как раз в месте первоначального пребывания Ордена когда-то стоял Первый Иерусалимский Храм, выстроенный царём Соломоном.

    Одним из организаторов этого духовно-рыцарского ордена был граф Гуго де Вермандуа, сын королевы Франции Анны Ярославны от второго брака, т.е. "сын вдовы"!

    Следует знать, что в те времена родственные связи не утрачивались, а старательно оберегались и сохранялись, а поскольку Анна Ярославна была одной из дочерей Великого князя всея Руси Ярослава Владимировича Мудрого, то в том, что её сын не утратил связей со своими родичами на Руси, сомневаться не приходится.

    Кроме того, как пишет Даниил-игумен, он встретил в Иерусалиме: суздальцев, ростовцев, киевлян, новгородцев и "всю дружину", проживавших в руском монастыре Богородицы!

    Что там делала вся руская дружина в условиях непрекращающейся войны с "неверными", оставим открытым, хотя, думается, должна была участвовать в общем деле всех христиан того времени: вооружённой защите Гроба Господня.

    Одним из последних духовно-рыцарских орденов, созданных в Палестине западными христианами, стал Тевтонский - также военное объединение четвёртых сыновей феодальной знати собственно германского происхождения, посвятивших себя служению св. Георгию и Богородице.

    Создал эту организацию Фридрих, сын Фридриха Барбароссы, поскольку он видел, что немцы лишены в Сирии и Палестине госпиталей и иной поддержки со стороны иоаннитов и тамплиеров и что эти рыцари, обращаются плохо даже с германскими братьями по ордену, хотя у последнего были богатые поместья в Германских княжествах, которые им дали немцы.

    Отец учредителя Тевтонского духовно-рыцарского ордена Фридрих Барбаросса, император Священной Римской Империи Германской Нации, состоял в постоянной переписке с великим князем Владимиро-Суздальским Андреем Боголюбским, а после смерти последнего - с его младшим братом Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, с которым "любовь великую имел".

    С санкции этого Всеволода епископ Адальберт - креститель всей Ливи, Латыголы, Чуди и Пруссии - в 1201 г. основал в Риге духовно-рыцарский орден Меченосцев.

    Первым магистром этой организации был Винно фон Россбах (Традиционное немецкое название города - Rossbach, что можно перевести как «лошадиный ручей») – а не пресловутый Вениамин Русский.

    Отдельные различия между православием и католицизмом совершенно не помешали епископу Адальберту комплектовать его католическую организацию четвёртыми сыновьями православных бояр Владимиро-Суздальского княжества. Через двадцать лет после этого тевтонцы высадятся в Восточную Пруссию, но... при условии ежегодной выплаты дани Юрию Всеволодовичу, Великому князю Владимиро-Суздальскому и всему его потомству!

    Выходит, что одной из главных проблем евразийского средневековья был вопрос о социальном устройстве четвёртых сыновей и вдовьих детей титулованной феодальной знати. Судя по всему, эта проблема была решена в форме создания духовно-рыцарских орденов. Однако в силу монашеских обетов, главным из которых был обет безбрачия, все эти военно-монашеские организации были вынуждены поддерживать своё существование не биологическим размножением, а комплектованием из социально близких сторонников.

    Между тем, естественное стремление к укоренению рождало в среде духовно-рыцарских орденов мечту о Божьем Царстве Всеобщей Справедливости. Изначально, на рубеже XI-XII вв. эта мечта, казалось бы, реализовалась в создании Королевства Крестоносцев в Палестине и Сирии со столицей в Иерусалиме.

    Но уже через два поколения у четвёртых сыновей (которые обет безбрачия игнорировали – Л.С.) выросли свои четвёртые сыновья, и проблема "вдовьих детей" стала весьма актуальной - как в Европе, так и на Руси. Более того, социальные противоречия в Иерусалимском королевстве крестоносцев оказались более обострёнными, чем где бы то ни было. Прежде всего, со всех концов христианского мира в "передовой бастион" прибывали подкрепления, состоящие в основном всё из тех же четвёртых сыновей и "детей вдов".

    Римская Церковь считала, что новая королевская династия, да и вся свободная Святая Земля, целиком и полностью обязана ей самим фактом своего возникновения и существования. Местная Иерусалимская Патриархия также претендовала на господствующую роль в её образовании; на это также претендовала и Византийская империя, которой некогда принадлежал весь этот регион.

    Поэтому Иерусалимское королевство раздиралось главным противоречием - между светской и духовной властью. Каждая из которых, также, раздиралась противоречиями. Крестоносцы-миряне неприязненно относились к вновь прибывшим, считая их врагами едва ли лучше мусульман. Вновь прибывшие не ставили ни во что местные власти и подчинялись исключительно своим вождям. Хуже всего дела обстояли у духовенства.

    А вот в договоре, заключенном в сентябре 1564 года* (при Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.), руским пришлось признать территориальные приобретения Эрика XIV. К шведам отошли Колывань (Ревель), Пернов (Пярну), Пайда и Каркус с их уездами, за Великим княжеством Московским закрепилась Нарва.

*) С 1492 года, в Московской Руси впервые начали отпраздновать Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III…

    По воле короля Эрика XIV отношения с Великим княжеством Московским начали улучшаться. 16 февраля 1567 года (при Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) шведские послы в Александровской слободе заключили с Великим княжеством Московским договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Иван IV (Иван V Иванович «Молодой» - Л.С.), наконец, согласился, чтобы шведский король сносился непосредственно с Москвой, а не с новгородским наместником. Обе стороны согласились также помогать друг другу войсками и деньгами в войне с Польшей.

    Шведский генерал Горн взял захваченные поляками города Пернов и Вейсенштейн. Тем временем сильно накалилась обстановка внутри страны. Эрик вступил в конфликт с родным братом Иоанном (Юханом), герцогом Финляндским, и с большей частью шведской аристократии.

    29 сентября 1568 года (при Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) в Стокгольме (Стекольне - Л.С.) вспыхнуло восстание. Эрик был свергнут с престола, объявлен сумасшедшим и заключен в тюрьму. На престол взошел его брат Иоанн (Юхан III). Новый король был женат на сестре польского короля Сигизмунда II, Катажине Ягеллонке и весьма симпатизировал полякам. Теперь разрыв с Великим княжеством Московским стал неизбежен.

    В связи с ухудшением политической обстановки в Прибалтике Иван IV (Иван V Иванович «Молодой» - Л.С.) решил создать марионеточное Ливонское королевство. Датский герцог Магнус (Арцимагнус Крестьяновис в руских летописях) принял предложение Ивана Грозного (Ивана V Ивановича «Молодого» - Л.С.) стать его вассалом и в мае 1570 года был по прибытии в Москву провозглашен "королем Ливонским".

    Руское правительство обязалось предоставлять новому государству, обосновавшемуся на острове Эзель, военную и материальную помощь, чтобы оно могло расширить свою территорию за счет шведских и литовско-польских владений в Ливонии.

    Союзные отношения между Великим княжеством Московским и "королевством" Магнуса стороны намеревались скрепить женитьбой Магнуса на племяннице царя (троюродной сестре Ивана V Ивановича «Молодого» - Л.С.), дочери князя Владимира Андреевича Старицкого — Марии.

    Магнус рьяно взялся за создание своего королевства.

    21 августа 1570 года (при Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) он подошел к Ревелю с 25-тысячным руским войском и большим отрядом из пришлых и местных немцев. Увещательная грамота, посланная к ревельцам, не подействовала, и Магнус начал осаду. Однако вынудить жителей к сдаче города голодом было невозможно, так как шведские корабли снабдили Ревель всем необходимым. Бомбардировка города тоже ничего не дала.

    16 марта 1571 года Магнус (при Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) сжег свой лагерь и отступил от Ревеля.

    Неудачу Магнуса в дальнейшем стали объяснять тем, что датский король Фредерик II не оказал ему никакой поддержки, так как номинально ОН стоял во главе руских войск. Кроме того, Фредерик в самый разгар осады оказал шведам услугу: заключил с ними 13 декабря 1570 года Штеттинский мир, позволив им тем самым высвободить флот и направить его к осажденному Ревелю.

    В конце 1572 года 80-тысячное руское войско, во главе которого был сам царь (Симеон-Иван Бекбулатович - Л.С.), вступило в Эстляндию. Город Вейсенштейн был взят приступом, при котором пал царский любимец, опричник Малюта Скуратов-Бельский.

    Пришедший от этой потери в страшную ярость царь (Симеон-Иван Бекбулатович - Л.С.) повелел сжечь живьем всех пленных шведов и немцев (см. рис.). Овладевши Вейсенштейном, Иван IV (Симеон-Иван Бекбулатович - Л.С.) возвратился в Новгород.

    Руские же воеводы продолжали военные действия в Эстляндии. Они взяли Нейгоф и Каркус. Но в чистом поле руские войска не могли противостоять хорошо обученной и соблюдавшей "европейский" строй шведской пехоте. У местечка Лоде руские войска потерпели поражение от шведского генерала Клауса Акесона Тотта.


Рецензии