Дети в браке

Анализируя русских пациентов, Фрейд сделал вывод об архаическом характере их психики с «устойчивой зависимостью от матери, пассивностью по отношению к отцу, неспособностью выйти на генитальную стадию развития». Что происходит в семейной паре, состоящей из людей с такими особенностями? Там даже вечный конфликт между женщиной и культурой, отвлекающей мужчину от домашних забот, превращается в конфликт между матерями и дочерьми.   
 
Если раньше к бегству от материнской зависимости мальчика  подталкивала фаллоцентрическая культура и девочка из «соседнего подъезда», то теперь это давление ослабло. Матери с «чистой совестью» удерживают сыновей в симбиотических отношениях. Девочки по инерции еще ждут «принцев», но без особого энтузиазма, поскольку уже выбрали сексуальную свободу и социальную активность. Они критикуют мужчин за их инфантильность, хотя за этим скрываются претензии к их матерям, поскольку нормой стало право матери на сына, а не право женщины на мужчину.

Какие семьи появляются в таких условиях? Например, женщина может выйти замуж за мужчину, зависимого к матери, и создать «инфантильную» семью, в которой будет «какой-то» секс, «какое-то» материнство и симбиотические отношения с родителями, но не будет взрослых гетеросексуальных отношений. Или женщина может завести ребенка «для себя», то есть реализовать мечту об «идеальном» мужчине рядом с собой. Или мужчина захочет дополнить зависимость от матери сексуальными отношениями и будет искать для брака «женщину-мать».

Партнеры в современной семье возвращаются к детским травмам, ищут материнскую заботу, а образ партнера носит расщепленный характер, что препятствует его реальному восприятию. Такие браки ведут к своеобразным отношениям между поколениями, в частности, в отношениях свекрови и невестки или тещи и зятя.

Остановимся на первом случае (свекровь и невестка). Инфантильная семья характеризуется несформированными границами, что напоминает её патриархальную модель. Однако, на самом деле, — это вариант родительской семьи, в которой дети «играют в семью», пытаясь (или нет) выкарабкаться из материнской зависимости. При этом жена не будет бороться со свекровью за ее сына, а будет отыгрывать с семьей мужа проблемы отношений со своей «плохой» матерью, которые остались актуальными и эмоционально заряженными. Если же свекровь вытеснила свою ревность к женщине, «забравшей» ее сына (невестке присвоен статус «дочери»), тогда с такой «хорошей мамой», жене удастся разрешить некоторые свои проблемы. Это потребует времени, а пока сексуальность в этой «семье» будет носить инцестуозный «братско-сестринский» вариант.

Насколько устойчив такой брак? С одной стороны, под опекой матерей он может долго сохранять стабильность. Однако амбивалентность чувств, слабый контроль агрессии в паре, глубинная зависимость от матерей приводит к появлению новых проблем, дополняющих проблемы детства. Появление в отношениях «третьего» — ребенка, дружбы вне семьи, хобби или интересной работы — подрывает диадные отношения, словно появляется еще один «сиблинг», разрушающий симбиотические отношения с матерями. И тогда партнеры инфантильного брака, глядя друг на друга, возможно, впервые зададутся вопросом: «А, ты кто?»


Рецензии