Король Лир

Позднее такси домой. Муж говорит: «На вопрос, любите ли вы театр, я отвечу: нет, не люблю!» Не спорю, спектакли Юрия Бутусова не очень ровные, несколько затянутые, с перестановкой стульев, падающими досками, яркими ослепляющими прожекторами и чрезмерно громкой музыкой… Кто же выдержит подобное зрелище, да ещё и 4-часовое! И уж точно не мой муж, который встаёт в 5 утра. «Пожалуйста, не испытывай меня больше!» – говорит он мне. Не буду…

Белые стулья в несколько рядов. Здесь все герои Шекспира. Ближе к авансцене, по центру, Лир. Рядом с ним его дочери: Гонерилья, старшая (в мужском костюме), средняя Регана и младшая Корделия. А также их мужья и женихи. Отец в порыве старческой экзальтации раздаёт наследство. В награду за признания в любви и верности он дарит старшим дочерям по трети королевства. Младшую же за неготовность льстить (которую он принимает за неспособность его любить) в порыве гнева лишает доли и старается отвадить женихов. Герцог Бургундский стремительно покидает невесту («Жаль, но тогда с отцом вы жениха утратили»), а вот Король Французский… «Я лишь люблю её неизреченней, и бесприданницу и жертву гнева заставлю звать французской королевой», – говорит он и увозит Корделию в Дувр. Начало первого действия столь статично и монотонно, что можно поддаться уговорам мужа и тихо уйти в антракте. Но это же Бутусов! 

И вот уже в следующей картине сценическая стилистика в корне меняется. Король Лир от горечи разочарования в старших дочерях, лживых и неблагодарных, уходит в лес, и там ступает в центр тёмного сценического круга, чтобы под громкий джаз исполнить танец своего безумия. Его каблуки ритмично выбивают комья дорожной грязи, она разлетается по сцене, как символ отторгнутой королевской власти. И эта осязаемая, звучащая рефлексия шекспировского героя так неожиданна и драматична!

Под звуки джаза вершится и другая трагедия: у графа Глостера вырывают глаза (мы знаем из шекспировского текста, что для Реганы это праздник, лишить зрения союзника отца). Бутусов предлагает сценический приём: у Глостера, сидящего за ударными, сначала выхватывают из рук барабанные палочки (одну – другую), а потом раздевают.

Музыка в спектакле сигнализирует о роковых сценических переменах и перевоплощениях героев. Так, Эдгар, бывший графский сын, оклеветанный сводным братом Эдмондом в глазах отца, превращается в «бедного Тома», лесного бродягу с длинными волосами и бородой, исполняя песню Джона Леннона «Imagine there's no heaven…», и она у Бутусова звучит так органично!

Второе действие спектакля начинается тихо. В глубине сцены, на горизонте, появляются полубезумные герои-беглецы с нарисованными ликами, напоминающими застывшие характеры-маски комедии дель арте. Лир, рядом с ним его шут в неожиданном женском обличии (он, вернее, она же Корделия), преданный королю граф Кент в костюме простеца, Эдгар «бедный Том» и его отец Глостер. Пехотным строем, с белыми шариками в руках, они медленно и плавно приближаются к авансцене. И вновь звучат шекспировские диалоги в поэтическом переводе Пастернака. Но в тишине лесного утра уже клубится дым финальных роковых событий и раздаются звуки «трагического» джаза. 

Ослеплённый граф Глостер просит «бедного Тома» (Эдгара) отвести его в Дувр, к высокому утёсу и оставить там одного. И сын делает вид, что исполняет волю отца: он приводит его на равнину, с которой тот «бросается» в море. И под музыку мы с Глостером погружаемся в мнимый им мир гигантских плавающих рыб и ярких бликов, и вместе с ним приходим в сознание и возвращаемся к новой жизни. Звучит голос Эдгара, изображающего перед отцом случайного странника: «Возьми-ка за руку меня. Привстань. Колени целы? Твердо ли стоишь ты?.. Тебя, родимый, поздравить можно. Небеса спасли от гибели тебя. Они всё могут…» 

Следующая картина по сценографии и темпу похожа на первую сцену спектакля, но в ней сконцентрированы трагические события. Старшие сестры пытаются поделить между собой Эдмонда, побочного сына Глостера, красавца и короля интриг. Гонерилья подсыпает в бокал Реганы яд, а сама при виде умирающего Эдмонда кончает жизнь самоубийством.

Эдмонд погибает, но успевает рассказать, что дал предательский приказ убить Корделию. Финал – в темнице двое: отец и дочь. В воздухе над Корделией летают и взрываются разноцветные шары – человеческие воли, требующие ее смерти. Отец укутывает остывающее тело дочери одеялом – ещё одним, другого цвета – и ещё одним… От последней трагедии Лир уже не спасётся безумием, он умирает от разрыва сердца…

Не ходите с уставшими мужьями и жёнами на спектакли Юрия Бутусова! Да ещё и на постановки таких трагических историй, как «Король Лир». Они достойны вашего спокойного и благодарного просмотра.


Рецензии