ОКБ. Память о смерти и влечение к ней Memento Mori
Память о смерти и влечение к ней
Memento Mori
Тема заметки: история девиза-памятки: Memento Mori
Ты назовешь кого-то из знакомых,
Кто б знал, что умирает каждый час?
Ведь смерть - не предстоянье страшной комы,
А - в каждом, ежедневно и сейчас.
Все нам - чужое, только время - наше!
А мы его совсем не бережем:
Любой знакомый подставляет чашу,
И мы ему - "по краешек" нальем. (Луций Сенека)
Из заметки Душенко К. «Помни о смерти»:
«Вероятно, ближайшим источником выражения «Memento mori» было высказывание одного из Отцов Церкви Иеронима (IV в.): «Memento mortis tua et non peccabis» – букв. «Помни о своей смерти [т.е.: что ты смертен] и не греши» («Письма», 139)
[Душенко К.В., Багриновский Г.Ю. Большой словарь латинских цитат и выражений. – 2-е изд. – М.: Азбука-Аттикус, 2017.].
Эти слова нередко цитировались как в Средние века, так и в Новое время. Возможно, сам Иероним отталкивался от стиха поздней ветхозаветной Книги премудростей Иисуса, сына Сирахова: «Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе» (Сир. 14:12)
Греческий церковный деятель Григорий Богослов, старший современник Иеронима, наставлял: «Помни непрестанно страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами» («Мысли, писанные двустишиями»)
[Григорий Назианзин [Григорий Богослов]. Собрание творений: В 2 т. – Сергиев
Посад, 1994. – Т. 2]
«О памяти смерти» – название одной из бесед Иоанна Лествичника (VII в.). Здесь говорилось: «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий» («Лествица», 6, 4)
[Иоанн Лествичник. Лествица. –М.: Изд-тво Сретенского монастыря, 2002]
Полтора века спустя другой греческий богослов, Феодор Студит, предписывал: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти» («Письма», 484)
[Православная энциклопедия. – М.: Православная энциклопедия, 2001. – Т. 2]
Такова была христианская традиция, сохранившаяся до наших дней. «
Другое значение имело это напоминание у античных авторов эпохи Римской империи.
У философа Луция Аннея Сенеки (младшего) в «(Нравственные) Письма к Луцилию» (или Epistulae Morales ad Lucilium) есть изречение:
«Meditare mortem» – «Размышляй о смерти».
Оно приведено как высказывание Эпикура и в письме связано с размышлениями о самоубийстве, в котором римские стоики видели последнюю гарантию свободы личности:
Письмо IV
(5) Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком - за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют.
Письмо XXVI (О готовности к смерти)
«
Вот мой подарок: "Размышляй о смерти!"
(Вновь подсказал любезный Эпикур,
Чуть потерпи, открою свои дверцы,
Философы не ищут синекур.)
"Зачем о смерти думать? Что тревожить
Для радостей отведенные дни?"
Что опытом проверить мы не сможем,
Тем более, умом понять должны.
Кто не боится смерти, тот свободен.
Свобода - это высший из даров!
С любовью к жизни - думай об уходе,
Держи открытым выход.
Будь здоров.
«
«
(8)
Эпикур, который говорит: "Размышляй о смерти, - что сподручнее: ей ли прийти к нам или нам пойти ей навстречу".
(9)
Смысл тут ясен: ведь это прекрасно - научиться смерти! Или, по-твоему, излишне учиться тому, что пригодится один только раз? Нет, поэтому-то нам и нужно размышлять о ней! Где нельзя проверить свое знание на опыте, там следует учиться постоянно.
(10)
“Размышляй о смерти!” – Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти. Что ему тюрьма и стража, и затворы? Выход ему всегда открыт! Есть лишь одна цепь, которая держит нас на привязи, – любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавить его силу нужно: тогда, если обстоятельства потребуют, нас ничего не удержит и не помешает нашей готовности немедля сделать то, что когда-нибудь все равно придется сделать»
Но все течет и даже кое-что да изменяется…
Американский писатель Эпес Сарджент в запале спиритуализма:
«Теперь известно, что мы можем постичь наше будущее предназначение уже здесь, в земной жизни. Банальная фраза “Memento mori” ныне преобразована в более глубокую “Memento vivere”,
что означает:
“Помни, что тебе еще жить после смерти”»
(«Научные основы спиритуализма», 1880) [Sargent E. The Scientific Basis of Spiritualism.–2 nd ed. – Boston: Colby and Rich, 1881]
Может быть….
Но всем не быть
Свидетельство о публикации №223122900414