ОКБ. Память о смерти и влечение к ней Memento Mori

ОКБ.
Память о смерти и влечение к ней
Memento Mori

Тема заметки: история девиза-памятки:  Memento Mori

Ты назовешь кого-то из знакомых,
Кто б знал, что умирает каждый час?
Ведь смерть - не предстоянье страшной комы,
А - в каждом, ежедневно и сейчас.
Все нам - чужое, только время - наше!
А мы его совсем не бережем:

Любой знакомый подставляет чашу,
И мы ему - "по краешек" нальем. (Луций Сенека)

Из заметки Душенко К. «Помни о смерти»:

«Вероятно,  ближайшим  источником  выражения  «Memento  mori» было высказывание одного из Отцов Церкви Иеронима (IV в.): «Memento mortis tua et non peccabis» – букв. «Помни о своей смерти  [т.е.: что ты смертен] и не греши» («Письма», 139)
 
[Душенко К.В., Багриновский Г.Ю. Большой словарь латинских цитат и выражений. – 2-е изд. – М.: Азбука-Аттикус, 2017.].

Эти слова нередко цитировались как в Средние века, так и в Новое время. Возможно, сам Иероним отталкивался от стиха поздней ветхозаветной Книги премудростей Иисуса, сына Сирахова: «Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе» (Сир. 14:12)

Греческий  церковный  деятель  Григорий  Богослов,  старший  современник  Иеронима,  наставлял:  «Помни  непрестанно  страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами» («Мысли, писанные двустишиями»)
 
[Григорий Назианзин [Григорий Богослов]. Собрание творений: В 2 т. – Сергиев
Посад, 1994. – Т. 2]

«О памяти смерти» – название одной из бесед Иоанна  Лествичника  (VII в.).  Здесь  говорилось:  «Как  хлеб  нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий» («Лествица», 6, 4)

[Иоанн  Лествичник. Лествица.  –М.: Изд-тво  Сретенского  монастыря,  2002]

Полтора века спустя другой греческий богослов, Феодор Студит, предписывал: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти» («Письма», 484)
 
[Православная  энциклопедия.  –  М.:  Православная  энциклопедия,  2001. – Т. 2]

Такова  была  христианская  традиция,  сохранившаяся  до  наших  дней.  «

Другое  значение  имело  это  напоминание  у  античных  авторов эпохи Римской империи.

У философа Луция Аннея Сенеки (младшего)  в «(Нравственные) Письма к Луцилию» (или  Epistulae Morales ad Lucilium) есть изречение:

 «Meditare mortem»  –  «Размышляй  о  смерти».

Оно  приведено  как  высказывание Эпикура и в письме связано с размышлениями о самоубийстве, в котором римские стоики видели последнюю гарантию свободы личности:

Письмо IV
(5) Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком - за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют.

Письмо XXVI (О готовности к смерти)
«
Вот мой подарок: "Размышляй о смерти!"
(Вновь подсказал любезный Эпикур,
Чуть потерпи, открою свои дверцы,
Философы не ищут синекур.)
"Зачем о смерти думать? Что тревожить
Для радостей отведенные дни?"
Что опытом проверить мы не сможем,
Тем более, умом понять должны.
Кто не боится смерти, тот свободен.
Свобода - это высший из даров!
С любовью к жизни - думай об уходе,
Держи открытым выход.
Будь здоров.
«
 «
(8)
Эпикур, который говорит: "Размышляй о смерти, - что сподручнее: ей ли прийти к нам или нам пойти ей навстречу".
(9)
Смысл тут ясен: ведь это прекрасно - научиться смерти! Или, по-твоему, излишне учиться тому, что пригодится один только раз? Нет, поэтому-то нам и нужно размышлять о ней! Где нельзя проверить свое знание на опыте, там следует учиться постоянно.
(10)
“Размышляй  о  смерти!”  –  Кто  говорит  так,  тот  велит  нам  размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он  выше  всякой  власти  и  уж  наверное  вне  всякой  власти.  Что  ему тюрьма  и  стража,  и  затворы?  Выход  ему  всегда  открыт!  Есть  лишь одна цепь, которая держит нас на привязи, – любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавить его силу нужно: тогда, если обстоятельства потребуют, нас ничего не удержит и не помешает нашей готовности немедля сделать то, что когда-нибудь все  равно придется сделать»

Но все течет и даже кое-что да изменяется…

Американский  писатель  Эпес Сарджент  в запале спиритуализма: 

«Теперь  известно,  что  мы  можем  постичь  наше  будущее предназначение  уже  здесь,  в  земной  жизни.  Банальная  фраза “Memento  mori”  ныне  преобразована  в  более  глубокую  “Memento vivere”, 
что  означает: 
“Помни,  что  тебе  еще  жить  после  смерти”»

(«Научные основы спиритуализма», 1880) [Sargent E. The Scientific Basis of Spiritualism.–2 nd ed. – Boston: Colby and Rich, 1881]

Может быть….

Но всем не быть


Рецензии