Дедушки и внуки, бабушки и внучки

               

          

               

            ДЕДУШКИ И ВНУКИ, БАБУШКИ И ВНУЧКИ
       Эссе на тему воспитания и наставничества  молодёжи
 

           «Мы просто обманываем детей,
                что их готовим к жизни!»

                Шалва АМОНАШВИЛИ 
         
             Какое имеют право властительная геронтократия  учить молодых жить бережливой и экономной жизнью? Какие советы они могут дать внукам, если внуки  смотрят на дедушек и  бабушек  как на пришельцев из древнего мира…
           Николай ТРАВКИН, видный политик, пенсионер.
      
             Проблема «отцов и детей» возникла давно, ещё в доисторическое время, в эпоху зарождения  общинно-родового строя, когда  Homo habilis («человек умелый») в поисках белковой пищи стал охотиться на себе подобных человекообразных обезьян,  когда вопрос пропитания  детей и стариков    стал основным условием выживания маленького племени («прайда).   Тема  отцов и детей, тема смены поколений — тема  старая как мир и почти всегда трагическая.
          Двести лет назад, ещё при жизни Пушкина и Лермонтова, тема «отцы и дети» легла в основу идей переустройства мира, которые позднее, через  сто лет,   привели Российскую империю к немыслимым социальным потрясениям, когда дети по идейным соображениям убивали отцов, а отцы детей. Надо признать, что дети, достигнув власти, на деле оказались  менее гуманными, чем их  властительные  отцы. Так, например,  в XX веке они показали миру  всю свою молодую сатанинскую жестокость и запредельную мизантропию. Считалось, что построение нового мира требует  огромных жертв, «громокипящей» молодой энергии и свежего ума: «Коммунизм —  это молодость мира и его создавать  молодым» (Владимир  Маяковский). Конечно, молодым, согласимся мы и добавим от себя: только на деле — не без помощи  материальной помощи отцов и матерей, дедушек и бабушек.         
             Тема смены поколений всегда своевременна и актуальна, когда речь  заходит о планировании будущего народа, страны и государства. Сегодня, когда РФ проводит СВО на Украине (гибридную войну с Большим Западом), в стране  остро возникла проблема наставничества молодёжи в деле мира и войны, на производстве, в культуре, в системе образования и науки, почти во всех сферах человеческой  деятельности.
         Известно, что в недалёком  прошлом  первые элементы воспитания и наставничества  осуществляли родители и старшие члены большой многодетной   семьи —  дедушки и бабушки, родные дяди и тёти, а вне семьи — воспитатели  детского сада, детского дома, школьные учителя и педагоги профессионально-технических училищ, заводские  мастера-наставники  в лице  опытных инженеров-технологов и высококвалифицированных рабочих. Однако жестокая реальность наших дней не позволяет  нам применить   прошлый  советский опыт наставничества по двум причинам.
          Первая — на дворе иные времена, иные нравы  и нельзя, даже вредно строить новую систему по лекалам прошлого. Вторая — где взять легионы опытных воспитателей-наставников после кромешной Смуты лихих 90-х и нулевых безыдейных и бездуховных нулевых годов?
          Разрушенную в  Смуту 90-х  с бесовской лёгкостью советскую воспитательно-образовательную  систему уже не восстановить и не воспроизвести (она  не поддаётся реконструкции), а новую создать не позволяет острый дефицит качественного «человеческого материала» и низкий уровень логического интеллекта властительных  дедушек и бабушек, утрата ими дара прозорливости и способности предвидеть  будущее.
            Те фрагменты,   что остались от  советской системы воспитания  в большинстве случае  уже не годятся  к  повторному употреблению. Каркас былой системы  сохранился, но её ячейки пусты. Осталось то, что всегда было теорией и праздной идеологической  футурологией.    
         Удивительное дело, Российская академия образования есть, а Высших курсов по подготовке  педагогов-наставников в стране нет. В три смены работают сегодня на нужды  СВО  предприятия  ВПК, а системы наставничества молодых рабочих не существует, давно вымерли  рабочие династии, а такое понятие как «рабочая аристократия» стало предметом издевательской иронии преуспевающих шоуменов, бизнесменов и банкиров-ростовщиков.
              Проблема наставничества возникла, а решить её  оказалось почти невозможно — кто именно из имеющегося в стране отряда культуртрегеров и реформаторов будет формировать институт наставничества и превращать его в  эффективно действующий механизм воспитания подрастающего поколения?
            И где те герои эпохи, на которых  должна равняться нынешняя молодёжь? И где те Учителя нравственности нашей эпохи, великие  носители чести, совести, справедливости и человечности? Где носители национальной совести и справедливости, выразители высших жизненных  ценностей, спросим мы вслед за поэтом и дипломатом  Александром Грибоедовым:

                Где, укажите нам, отечества отцы?
               Которых мы должны принять за образцы?
               Не эти ли?! Грабительством богаты,
               Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
               Великолепные соорудив палаты,
               Где разливаются в пирах и мотовстве!!!

         Увы, сегодня таких  нет, как среди отцов отечества, так и среди дедушек и бабушек — вчерашних героев-суперменов  и «звёзд»   социальных и криминально-сексуальных революций.
          Если и есть чадолюбивые дедушки и бабушки, бескорыстные воспитатели и наставники детей-сирот при живых родителях, то только в глухой провинции, в депрессивных регионах, на Русском Севере, в Заполярье, в Сибири  и  Дальнем Востоке.  Только там, в  суровой этнографической резервации, можно встретить  остатки народной педагогики и национального наставничества.
          Но в двух столицах РФ сегодня обретается совсем  иной, «урбанизированный» тип отцов и матерей и соответственно, иной вид «вечных гедонистов» —   дедушек и бабушек.  У них после Смутного времени  совсем  иной взгляд на мир,  в котором на первом месте    только свои  повседневные  ценности и сиюминутные  желания и капризы.
            Пожалуй, прав Герой Социалистического Труда, российский политический деятель  Николай Травкин, что среди нынешней местной и федеральной  правящей элиты трудно обнаружить хотя бы несколько настоящих по духу и сердцу   воспитателей-наставников и нравственных авторитетов.   Плохо, когда  сегодня, прежние «герои» криминально-сексуальной революции, преобразившиеся  в «правильных  русских патриотов», все эти  молодящиеся молодцы и постаревшие молодки возраста за 70, задержавшиеся по недоразумению «глубинного народа» во власти, считают себя вправе диктовать будущее следующим поколениям.
        Почти как бред звучат сегодня  призывы «красного Дедушки Зю» к молодёжи  учиться  партийной борьбе у Ленина и  правильно понимать  диалектику классиков  в рамках  общероссийской  учёбы КПРФ на тему «Ленин и Сталин в современной идейной борьбе».   
            Почти абсурдно звучат в  советско-буржуазной России  призывы вчерашних  к молодёжи жить в  благости по евангельским православным заповедям, беззаветно, по завету  предков, жертвенно любить свою Родину и родное правительство.               
              Современные дедушки и бабушки —  это состарившиеся представители  московских и питерских  кухонных  и творческих  интеллигентов, воспетые  в своё время писателем  Василием Аксёновым,   о которых рассказал нам  горькую правду писатель  Юрий Нагибин в своём  "Дневнике". Откуда взялись эти властительные дедушки и бабушки, взявшие на себя роль  воспитателей и наставников  молодых поколений, и продолжающих  из последних сил цепляться за свою власть? Откуда все они взялись и выползли на белый свет? Из нашего недавнего трагического и позорного прошлого. 
            Из  горбачёвской,  коммунистической "катастройки"  80-х годов,  из сумерек смутных и кромешных 90-х годов, из советско-буржуазного политического борделя.  Ведь все, кто сейчас у власти, это поколение 50+ и больше. Это все те, кто покорно строем ходил на все демонстрации, кричал "Ура!" и "Слава КПСС". Из этой же  среды вышли на  жестокую арену жизни не только  одни пацифисты-утописты, диссиденты и правозащитники, но национал-большевики и демократы криминально-комсомольского замеса, готовые для личных благ шутя разрушить 1/6 часть суши —  свою страну.   Многие из них  в прошлом –это  везучие и  успешные  рэкетиры и рейдеры, специалисты т.н. «недружественного (силового) присвоения   чужого движимого и недвижимого имущества» в эпоху накопления первоначального капитала.
          Это все те, кто ради личного успеха мог легко поступиться своими  идейными, «священными» партийными  принципами, вместить в себя в одинаковой степени психологию пламенного патриота и «конструктивного предателя» национальных интересов своей страны. Увы, сегодня,   при таком тяжёлом наследии отцов и дедов, диалог между «дедами и внуками» так же  невозможен  и немыслим, как он был  напрасным и ненужным  между «отцами и детьми» в уже далёком, революционно  романтичном  XIX веке.
           Они  тяжело грешны перед всем советским народом и перед советским строем.  История их дел и поступков  —  тяжелая и черная история, достойная справедливого Возмездия и Воздаяния.
          Они разрушили всё то, что недавно так  строго охраняли. Они легко  обменяли  свои партийные  принцмпы,  коммунистическую  честь и достоинство, политический капитал и высокий авторитет  на сомнительное  «высокое покровительство»  Большого Запада. Символически они как бы  повторили непоправимую и судьбоносную  ошибку    ветхозаветного «человека полей»,  «волосатого» зверолова   Исава, который продал  за миску чечевичной похлёбки своё первородство  младшему брату Иакову-«пастырю, жившему в шатрах» в достатке и довольстве. (Быт. 25: 27-34).     Эта одна миска красной чечевичной похлебки изменила  в  перспективе судьбу  двух народов  —   большой народ стал подчиняться малому народу,  лукавому и хитрому. 
             Прежде, в прошлом веке, считалось,  что народным массам, «глубинному  народу» накануне выборов во власть, нужно прислушиваться к людям с молодой, оригинально мыслящей  головой, а не к  слабоумным дедушкам и бабушкам при власти. Однако, процесс превращения внуков в дедушек стремителен и необратим —  прежде молодые  и задорные  легендарные «культурные герои» и демиурги-строители превращаются во властительных стариков и даже в учителей нравственности, которые на последнем отрезке своего жизненного пути пишут свои  правила и  законы  для тех, у кого жизнь ещё впереди.
      
         Среди нынешних властительных дедушек и бабушек, много людей высокомерных, самоуверенных, с завышенной  самооценкой,  с низким интеллектом, слабыми  мыслительными  способностями, но при этом  весьма  склонных к  чрезмерному оптимизму и саморекламе.
          Среди них   почти не осталось   политиков-реалистов  и мудрых пессимистов, способных  принимать  более адекватное решение и определять будущее новых поколений.
           Однако, дело не в одной старости. Дело в мозгах, уме и здравом рассудке. И дело ещё в совести и честности. А этого, как оказывается, очень часто не бывает даже в более зрелом возрасте, чем 80 лет. Не  следует ждать от пожилых властителей  новых, смелых  и современных решений! 
       Нынешние дедушки и бабушки в эпоху своей зрелости, разбогатев на приватизации общенародной собственности, на рэкете и рейдерстве, в конце  XX века   грезили о  СВЕРХВЛАСТИ, свободной от диктата государства, которое рассматривалось ими  тогда как  временный инструмент для достижения МИРОВОГО ГОСПОДСТВА. Ради него  они  готовы были даже  пожертвовать своей огромной страной и её независимостью в обмен на право рулить всем миром  наравне  с вождями  Финансового  Интернационала. Да, именно так! Что  было, то было! И сегодня глупо отрицать этот  позорный факт и рядиться в белые одежды беззаветных борцов за национальные интересы  страны. 
          Так вышло, что сделка мирового масштаба не состоялась —  никто из капитанов Земного Шара не согласится взять в свою команду  тех бывалых  рулевых, кто умышленно разбил свой  могучий лайнер о скалы, а потом сдал в утиль по бросовой цене. Изрядно постарев за последние 20 лет, они  немного  убавили свои нездоровые амбиции и накал мании величия, всё, что остаётся им сегодня делать —  это продолжать крепить своё  могущество за счёт крайнего истощения собственной страны.   
          Сегодня многие властительные дедушки и бабушки — люди довольно пожилые, поколение, уходящее в своё  постыдное  прошлое. На них  нам сегодня  не следует   ни в чём надеяться: у них мозги работают лишь в одном направлении — жить только для себя, самых любимых и непогрешимых, и делать вид, что вся их жизнь была без остатка отдана  на  благо   русского, советского, многострадального  народа.  Они способны управлять социумом только запретительными методами, имитировать свою бурную деятельность косным и мелочным законотворчеством. Великий Лао-Цзы в этом случае когда-то метко заметил: «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников»   
        Эти нынешние  властительные  дедушки и бабушки, ни по каким параметрам,  не годятся  сегодня в наставники молодёжи. За 30 лет своего пребывания у  власти, они умудрились  упустить два молодых поколения русских людей.
        Ничему хорошему из своего  дурного прошлого они научить юных  существ    не могут, ибо не умеют и не хотят.  Наставничество  —  особый дар, оно требует огромных духовных и умственных усилий и наличия природного альтруизма.
        Мало привить любовь к той или иной профессии и  научить воспитанника  высокому профессиональному мастерству, важно ещё  наставить молодых на путь истинный, научить их  различать   добро и зло,  непременно указать на силу и бессилие зла, на животворную  силу Добра и на великие      любви и человечности,  научить человека быть  человечным. 

30.12.2023. День пророка Даниила и трёх отроков

      
          


Рецензии