Дедушки и внуки, бабушки и внучки
ДЕДУШКИ И ВНУКИ, БАБУШКИ И ВНУЧКИ
Эссе на тему воспитания и наставничества молодёжи
«Мы просто обманываем детей,
что их готовим к жизни!»
Шалва АМОНАШВИЛИ
Какое имеют право властительная геронтократия учить молодых жить бережливой и экономной жизнью? Какие советы они могут дать внукам, если внуки смотрят на дедушек и бабушек как на пришельцев из древнего мира…
Николай ТРАВКИН, видный политик, пенсионер.
Проблема «отцов и детей» возникла давно, ещё в доисторическое время, в эпоху зарождения общинно-родового строя, когда Homo habilis («человек умелый») в поисках белковой пищи стал охотиться на себе подобных человекообразных обезьян, когда вопрос пропитания детей и стариков стал основным условием выживания маленького племени («прайда). Тема отцов и детей, тема смены поколений — тема старая как мир и почти всегда трагическая.
Двести лет назад, ещё при жизни Пушкина и Лермонтова, тема «отцы и дети» легла в основу идей переустройства мира, которые позднее, через сто лет, привели Российскую империю к немыслимым социальным потрясениям, когда дети по идейным соображениям убивали отцов, а отцы детей. Надо признать, что дети, достигнув власти, на деле оказались менее гуманными, чем их властительные отцы. Так, например, в XX веке они показали миру всю свою молодую сатанинскую жестокость и запредельную мизантропию. Считалось, что построение нового мира требует огромных жертв, «громокипящей» молодой энергии и свежего ума: «Коммунизм — это молодость мира и его создавать молодым» (Владимир Маяковский). Конечно, молодым, согласимся мы и добавим от себя: только на деле — не без помощи материальной помощи отцов и матерей, дедушек и бабушек.
Тема смены поколений всегда своевременна и актуальна, когда речь заходит о планировании будущего народа, страны и государства. Сегодня, когда РФ проводит СВО на Украине (гибридную войну с Большим Западом), в стране остро возникла проблема наставничества молодёжи в деле мира и войны, на производстве, в культуре, в системе образования и науки, почти во всех сферах человеческой деятельности.
Известно, что в недалёком прошлом первые элементы воспитания и наставничества осуществляли родители и старшие члены большой многодетной семьи — дедушки и бабушки, родные дяди и тёти, а вне семьи — воспитатели детского сада, детского дома, школьные учителя и педагоги профессионально-технических училищ, заводские мастера-наставники в лице опытных инженеров-технологов и высококвалифицированных рабочих. Однако жестокая реальность наших дней не позволяет нам применить прошлый советский опыт наставничества по двум причинам.
Первая — на дворе иные времена, иные нравы и нельзя, даже вредно строить новую систему по лекалам прошлого. Вторая — где взять легионы опытных воспитателей-наставников после кромешной Смуты лихих 90-х и нулевых безыдейных и бездуховных нулевых годов?
Разрушенную в Смуту 90-х с бесовской лёгкостью советскую воспитательно-образовательную систему уже не восстановить и не воспроизвести (она не поддаётся реконструкции), а новую создать не позволяет острый дефицит качественного «человеческого материала» и низкий уровень логического интеллекта властительных дедушек и бабушек, утрата ими дара прозорливости и способности предвидеть будущее.
Те фрагменты, что остались от советской системы воспитания в большинстве случае уже не годятся к повторному употреблению. Каркас былой системы сохранился, но её ячейки пусты. Осталось то, что всегда было теорией и праздной идеологической футурологией.
Удивительное дело, Российская академия образования есть, а Высших курсов по подготовке педагогов-наставников в стране нет. В три смены работают сегодня на нужды СВО предприятия ВПК, а системы наставничества молодых рабочих не существует, давно вымерли рабочие династии, а такое понятие как «рабочая аристократия» стало предметом издевательской иронии преуспевающих шоуменов, бизнесменов и банкиров-ростовщиков.
Проблема наставничества возникла, а решить её оказалось почти невозможно — кто именно из имеющегося в стране отряда культуртрегеров и реформаторов будет формировать институт наставничества и превращать его в эффективно действующий механизм воспитания подрастающего поколения?
И где те герои эпохи, на которых должна равняться нынешняя молодёжь? И где те Учителя нравственности нашей эпохи, великие носители чести, совести, справедливости и человечности? Где носители национальной совести и справедливости, выразители высших жизненных ценностей, спросим мы вслед за поэтом и дипломатом Александром Грибоедовым:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли?! Грабительством богаты,
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудив палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве!!!
Увы, сегодня таких нет, как среди отцов отечества, так и среди дедушек и бабушек — вчерашних героев-суперменов и «звёзд» социальных и криминально-сексуальных революций.
Если и есть чадолюбивые дедушки и бабушки, бескорыстные воспитатели и наставники детей-сирот при живых родителях, то только в глухой провинции, в депрессивных регионах, на Русском Севере, в Заполярье, в Сибири и Дальнем Востоке. Только там, в суровой этнографической резервации, можно встретить остатки народной педагогики и национального наставничества.
Но в двух столицах РФ сегодня обретается совсем иной, «урбанизированный» тип отцов и матерей и соответственно, иной вид «вечных гедонистов» — дедушек и бабушек. У них после Смутного времени совсем иной взгляд на мир, в котором на первом месте только свои повседневные ценности и сиюминутные желания и капризы.
Пожалуй, прав Герой Социалистического Труда, российский политический деятель Николай Травкин, что среди нынешней местной и федеральной правящей элиты трудно обнаружить хотя бы несколько настоящих по духу и сердцу воспитателей-наставников и нравственных авторитетов. Плохо, когда сегодня, прежние «герои» криминально-сексуальной революции, преобразившиеся в «правильных русских патриотов», все эти молодящиеся молодцы и постаревшие молодки возраста за 70, задержавшиеся по недоразумению «глубинного народа» во власти, считают себя вправе диктовать будущее следующим поколениям.
Почти как бред звучат сегодня призывы «красного Дедушки Зю» к молодёжи учиться партийной борьбе у Ленина и правильно понимать диалектику классиков в рамках общероссийской учёбы КПРФ на тему «Ленин и Сталин в современной идейной борьбе».
Почти абсурдно звучат в советско-буржуазной России призывы вчерашних к молодёжи жить в благости по евангельским православным заповедям, беззаветно, по завету предков, жертвенно любить свою Родину и родное правительство.
Современные дедушки и бабушки — это состарившиеся представители московских и питерских кухонных и творческих интеллигентов, воспетые в своё время писателем Василием Аксёновым, о которых рассказал нам горькую правду писатель Юрий Нагибин в своём "Дневнике". Откуда взялись эти властительные дедушки и бабушки, взявшие на себя роль воспитателей и наставников молодых поколений, и продолжающих из последних сил цепляться за свою власть? Откуда все они взялись и выползли на белый свет? Из нашего недавнего трагического и позорного прошлого.
Из горбачёвской, коммунистической "катастройки" 80-х годов, из сумерек смутных и кромешных 90-х годов, из советско-буржуазного политического борделя. Ведь все, кто сейчас у власти, это поколение 50+ и больше. Это все те, кто покорно строем ходил на все демонстрации, кричал "Ура!" и "Слава КПСС". Из этой же среды вышли на жестокую арену жизни не только одни пацифисты-утописты, диссиденты и правозащитники, но национал-большевики и демократы криминально-комсомольского замеса, готовые для личных благ шутя разрушить 1/6 часть суши — свою страну. Многие из них в прошлом –это везучие и успешные рэкетиры и рейдеры, специалисты т.н. «недружественного (силового) присвоения чужого движимого и недвижимого имущества» в эпоху накопления первоначального капитала.
Это все те, кто ради личного успеха мог легко поступиться своими идейными, «священными» партийными принципами, вместить в себя в одинаковой степени психологию пламенного патриота и «конструктивного предателя» национальных интересов своей страны. Увы, сегодня, при таком тяжёлом наследии отцов и дедов, диалог между «дедами и внуками» так же невозможен и немыслим, как он был напрасным и ненужным между «отцами и детьми» в уже далёком, революционно романтичном XIX веке.
Они тяжело грешны перед всем советским народом и перед советским строем. История их дел и поступков — тяжелая и черная история, достойная справедливого Возмездия и Воздаяния.
Они разрушили всё то, что недавно так строго охраняли. Они легко обменяли свои партийные принцмпы, коммунистическую честь и достоинство, политический капитал и высокий авторитет на сомнительное «высокое покровительство» Большого Запада. Символически они как бы повторили непоправимую и судьбоносную ошибку ветхозаветного «человека полей», «волосатого» зверолова Исава, который продал за миску чечевичной похлёбки своё первородство младшему брату Иакову-«пастырю, жившему в шатрах» в достатке и довольстве. (Быт. 25: 27-34). Эта одна миска красной чечевичной похлебки изменила в перспективе судьбу двух народов — большой народ стал подчиняться малому народу, лукавому и хитрому.
Прежде, в прошлом веке, считалось, что народным массам, «глубинному народу» накануне выборов во власть, нужно прислушиваться к людям с молодой, оригинально мыслящей головой, а не к слабоумным дедушкам и бабушкам при власти. Однако, процесс превращения внуков в дедушек стремителен и необратим — прежде молодые и задорные легендарные «культурные герои» и демиурги-строители превращаются во властительных стариков и даже в учителей нравственности, которые на последнем отрезке своего жизненного пути пишут свои правила и законы для тех, у кого жизнь ещё впереди.
Среди нынешних властительных дедушек и бабушек, много людей высокомерных, самоуверенных, с завышенной самооценкой, с низким интеллектом, слабыми мыслительными способностями, но при этом весьма склонных к чрезмерному оптимизму и саморекламе.
Среди них почти не осталось политиков-реалистов и мудрых пессимистов, способных принимать более адекватное решение и определять будущее новых поколений.
Однако, дело не в одной старости. Дело в мозгах, уме и здравом рассудке. И дело ещё в совести и честности. А этого, как оказывается, очень часто не бывает даже в более зрелом возрасте, чем 80 лет. Не следует ждать от пожилых властителей новых, смелых и современных решений!
Нынешние дедушки и бабушки в эпоху своей зрелости, разбогатев на приватизации общенародной собственности, на рэкете и рейдерстве, в конце XX века грезили о СВЕРХВЛАСТИ, свободной от диктата государства, которое рассматривалось ими тогда как временный инструмент для достижения МИРОВОГО ГОСПОДСТВА. Ради него они готовы были даже пожертвовать своей огромной страной и её независимостью в обмен на право рулить всем миром наравне с вождями Финансового Интернационала. Да, именно так! Что было, то было! И сегодня глупо отрицать этот позорный факт и рядиться в белые одежды беззаветных борцов за национальные интересы страны.
Так вышло, что сделка мирового масштаба не состоялась — никто из капитанов Земного Шара не согласится взять в свою команду тех бывалых рулевых, кто умышленно разбил свой могучий лайнер о скалы, а потом сдал в утиль по бросовой цене. Изрядно постарев за последние 20 лет, они немного убавили свои нездоровые амбиции и накал мании величия, всё, что остаётся им сегодня делать — это продолжать крепить своё могущество за счёт крайнего истощения собственной страны.
Сегодня многие властительные дедушки и бабушки — люди довольно пожилые, поколение, уходящее в своё постыдное прошлое. На них нам сегодня не следует ни в чём надеяться: у них мозги работают лишь в одном направлении — жить только для себя, самых любимых и непогрешимых, и делать вид, что вся их жизнь была без остатка отдана на благо русского, советского, многострадального народа. Они способны управлять социумом только запретительными методами, имитировать свою бурную деятельность косным и мелочным законотворчеством. Великий Лао-Цзы в этом случае когда-то метко заметил: «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников»
Эти нынешние властительные дедушки и бабушки, ни по каким параметрам, не годятся сегодня в наставники молодёжи. За 30 лет своего пребывания у власти, они умудрились упустить два молодых поколения русских людей.
Ничему хорошему из своего дурного прошлого они научить юных существ не могут, ибо не умеют и не хотят. Наставничество — особый дар, оно требует огромных духовных и умственных усилий и наличия природного альтруизма.
Мало привить любовь к той или иной профессии и научить воспитанника высокому профессиональному мастерству, важно ещё наставить молодых на путь истинный, научить их различать добро и зло, непременно указать на силу и бессилие зла, на животворную силу Добра и на великие любви и человечности, научить человека быть человечным.
30.12.2023. День пророка Даниила и трёх отроков
Свидетельство о публикации №223122900557