Полунинская Крестовоздвиженская монашеская община
Полунинская Крестовоздвиженская монашеская община Спасского уезда Рязанской губ. была основана в 2 верстах от с. Красный Холм в урочище Ольхи. Террит. общины расположена в низменном месте, окруженном невысокими холмами с искусственным прудом. Окружающая общину растительность изобилует разнообразием древесных пород, преимущественно же ольхой, отчего и место это было прозвано «Ольхи». В кн. «Православные русские обители» сказано: «Местоположение ея пустынное, но, несмотря на это, красивое. Вековые деревья леса окружают ее со всех сторон… В первой половине 19 века место это было совершенно пустынно».
Основателем монашеской общины в уроч. Ольхи стал выходец из крепостных крестьян, сапожковский купец Василий Иванович Полунин (1812+1895). В.И.Полунин разбогател на рогожном промысле; он поставил несколько запруд на небольших речушках и вымачивал мочало для изготовления мешков и рогож. Ещё будучи крепостным, В.И.Полунин в 1851, с разрешения своей помещицы, купил участок земли в уроч. Ольхи для будущей обители. В 1853 семья Полуниных выкупила для себя вольную, а в 1858 В.И.Полунин записался в купцы 3-й гильдии по г. Сапожку Рязанской губ. Отмена имп. Александром II в 1861 крепостного права еще более укрепила В.И.Полунина в замысле устроить монашескую обитель в память о своем избавлении от крепостной зависимости и имп. Александре II Освободителе. Но столь большое дело как устройство монастыря требовало и больших средств, которых у В.И.Полунина не было. Тогда он пригласил поселиться в уроч. Ольхи своего знакомого, сапожковского старца Павла. Старец принял это предложение. Кто такой был этот старец Павел, остается неизвестным, но по ряду сообщений он был пострижен в монашество с именем Платон. В.И.Полунин построил для него в Ольхах небольшую деревянную келью и полностью обеспечивал всем необходимым. Здесь, в уединенной келье вдали от мира, старец нес молитвенные подвиги. Часто у него в келье гостил и сам В.И.Полунин, и они подолгу пребывали в душеспасительных беседах и вместе молились. Старец Платон (Павел) прожил в Ольхах в одиночестве 15 лет и умер 7 февраля 1875 в возрасте 90 лет, будучи погребен у Преображенской церкви с. Красный Холм.
После смерти старца Платона (Павла) Василий Иванович Полунин передал свои дела сыновьям и сам поселился в келье в Ольхах. Со временем к нему переселились бедные престарелые родственницы, а вскоре стали приходить и их знакомые, решившие дожить свой век в покое и молитвах. Для проживания вновь прибывших В.И.Полунин на свои средства построил 4 кельи, а в 1881, с разрешения епархиального начальства, – небольшую деревянную часовню размерами 4 х 5 м для общей молитвы.
В 1884, по благословению высокопреосвящ. Феоктиста (Попова), архиеп. Рязанского и Зарайского, была учреждена Полунинская женская богадельня, при к-рой в августе 1885 на средства семьи Полуниных началось строительство кирпичного храма «для вечнаго поминовения в Бозе почившего имп. Александра II, старца Павла, подвизавшагося в уроч. Ольхах, и самаго храмоздателя с родством». Небольшая церковь длиной (с алтарной частью) 9 м и шириной 7 м была построена в русском стиле. Верх стен заканчивается кокошниками. Венчания состояли из 5 куполов, 4 из к-рых выходили из углов стен шейки, а 5-й, центральный купол, был облегченным, выполнен из дерева и обит жестью. Деревянной же на кирпичном фундаменте была и колокольня. 5 июля 1887 новый храм был освящен во имя Воздвижения Креста Господня. Указом Духовной консистории от 4 июля 1888 Крестовоздвиженская церковь при Полунинской женской богадельне была приписана к Преображенской церкви с. Красный Холм и особого причта не имела. В самой богадельне к этому времени проживало 33 насельницы.
В 1890 В.И.Полунин завещал женской богадельне им основанной всю приобретенную им землю в количестве 435 дес. Он прожил при богадельне ок. 20 лет и скончался 17 ноября 1895, будучи погребен за алтарем построенного им храма рядом со своей супругой Варварой Дмитриевной, скончавшейся ранее, в 1888. Умирая, Василий Иванович просил своих детей не оставлять попечение об устроенной им богадельне. Впоследствии Павел и Василий Васильевичи Полунины выстроили необходимые для жительства сестёр и хозяйственных нужд помещения, выделили богадельне 30 дес. пахотной, луговой земли и леса, и ежегодно давали на ее содержание 2000 руб. В 1898 братья П.В. и В.В.Полунины вошли с ходатайством к преосвящ. Мелетию (Якимову), еписк. Рязанскому и Зарайскому, о преобразовании богадельни в женскую общину. Из прошения видно, что братья не спешили расстаться с завещанной их отцом в пользование богадельне землей и лишь просили о ее преобразовании в общину. Переписка велась недолго и в декабре 1899 указом Святейшего Синода Полунинская женская богадельня была преобразована в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую монашескую общину. Начальницей общины была назначена Палладия, инокиня Рязанского Казанско-Явленского монастыря. Прп. Палладия сразу же ввела в общине строгие монастырские правила. На свои средства построила несколько зданий, завела различные мастерские. Ремесленные работы сестёр Полунинской Крестовоздвиженской женской общины были отмечены серебряной медалью на Всероссийской выставке монастырских работ, проходившей в Москве в 1909.
Число насельниц Полунинской Крестовоздвиженской женской общины с каждым годом увеличивалось. Крестовоздвиженский храм, построенный В.И.Полуниным, стал тесен, и появилась нужда в его расширении. Еще в августе 1898 братья П.В. и В.В.Полунины начали пристраивать к уже существующему храму обширную трапезную часть с 2 приделами: в честь Боголюбской иконы Божией Матери (правый) и свт. Николая Чудотворца (левый). 3 июня 1901 эти приделы были освящены: Боголюбский – преосвящ. Полиевктом (Пясковским), еписк. Рязанским и Зарайским, а Николаевский – архиманд. Платоном (Яблоковым), настоятелем Солотчинского Богородицерождественского монастыря в сослужении духовенства окрестных сёл.
В начале 20 в. Полунинская Крестовоздвиженская женская община процветала стараниями благотворителей братьев П.В. и В.В.Полуниных. На их средства в общине были построены 6 флигелей для проживания сестёр, хозяйственные помещения, дома для причта. В 1902 братья Полунины пожертвовали общине 2 святыни из Афонских монастырей: икону Божией Матери «Достойно есть», которую они украсили вызолоченной серебряной ризой стоимостью 1 тыс. руб.; и частицу Древа Креста Господня с 5 частицами мощей св. угодников – первомуч. Стефана, свт. Василия Великого, свщмуч. Харлампия, велмуч. Пантелеимона и безсребр. Космы. В 1905 на ж. д. ст. Кунцево вблизи Москвы было устроено подворье Полунинской женской общины с храмом в честь преп. Серафима Саровского. Строительницей подворья стала рясофорная послушница Серафима (Хиония Блохина). В обитель стекалось множество паломников из окрестных сел и деревень.
В 1909 начальница Полунинской Крестовоздвиженской общины инокиня Палладия была переведена во вновь учрежденный Албазинский Богородицкий монастырь в г. Благовещенске, где была возведена в сан игумении. На её место начальницей общины была избрана из среды сестёр рясофорная послушница Елена Головина, постриженная в иноческий чин с именем Евлалии. Но 20 июля 1914 прп. Евлалия скончалась и, единственная из всех начальниц, была погребена в обители. После кончины Евлалии начальницей Полунинской Крестовоздвиженской общины была назначена заведующая Кунцевским подворьем прп. Серафима (Блохина). К этому времени помимо храма и часовни в обители насчитывалось 9 одноэтажных корпусов: корпус начальницы, 4 келейных корпуса для сестер, трапезная, просфорня и хлебопекарня, деревянная колокольня. Террит. общины была огорожена тесовой оградой 140 сажень в длину и 85 в ширину. Вне ограды находились хозяйственные постройки, амбары, кладовые, скотный двор. Для паломников имелись 3 гостиницы. В отдельных домах за прудом проживали 2 священника. К ограде общины примыкал кирпичный дом размером 12 х 8 м. Впоследствии к нему была сделана пристройка такого же размера. Этот дом был построен в 1900 П.В.Полуниным для приезда в общину всей семьи Полуниных. Численность сестер вместе с подворьем насчитывала ок. 100 чел.
Прп. Серафима (Блохина) являлась начальницей Полунинской Крестовоздвиженской общины до 1917, когда она испросила у Святейшего Синода самостоятельность для Кунцевского подворья, к-рое было преобразовано в Серафимовскую общину Московской епархии. Это была последняя обитель, созданная на террит. г. Москвы до Октябрьской революции 1917. Прп. Серафима стала её первой и единственной начальницей.
После отделения Кунцевского подворья и перевода туда инокини Серафимы начальницей Полунинской Крестовоздвиженской общины была назначена инокиня Нина (Елизавета Сергеевна Полунина), внучка основателя общины купца В.И.Полунина. Во время ее управления обителью в общине состоялся самый большой по численности постриг сестёр: 14/27 сентября 1918, на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, 4 были пострижены в инокини и 14 чел. в рясофорные послушницы. Постриг совершал архиманд. Тихон (Преображенский), настоятель Иоанно-Богословского монастыря. Интересно, что в числе постриженных в иночество, была прославленная впоследствии в лике новомученников и исповедников Российских преписпов. Анна Срезневская (Столярова).
В 1918 инокиня Нина (Полунина), кроткая и смиренная, не обладавшая администр. способностями и тяготившаяся своим положением, подала прошение об увольнении её с должности начальницы. На её место с общего согласия сестёр начальницей была избрана казначея инокиня Павла (Бочинина), которая и управляла общиной вплоть до её закрытия в 1922. В трудные годы пришлось уже немолодой прп. Павле управлять общиной. В 1922 началась компания по изъятию церковных ценностей, якобы для помощи голодающим Поволжья. По Спасскому уезду акция проходила с 21 марта по 15 мая. В Полунинскую Крестовоздвиженскую общину представители отдела по изъятию церковных ценностей прибыли 5 мая и изъяли следующие вещи: «Чашу, 2 тарелочки, дискос, звездицу, напрестольный крест, дарохранительницу с ящиком, 2 крышки от Евангелия большого размера и 2 малого, среднее укрепление от него, ризу с иконы весом 4 фунта и угол от Евангелия. Общим весом 8 фунтов 78 золотников». Также были изъяты драгоценные (так в документе) ткани и парча весом 2 фунта 40 золотников.
В конце 1922 Полунинская Крестовоздвиженская женская община по распоряжению властей была закрыта, а на её террит. был организован инвалидный дом. Сёстры общины разошлись по своим родственникам, где помогали им вести хозяйство, посещая приходские храмы. Многие устроились певчими и сторожами при приходских церквях. Некоторые из сестёр остались работать при инвалидном доме, кто прачкой, кто на хоздворе. Монастырский Крестовоздвиженский храм стал приходским. В 1924 или 1925 по приглашению настоятеля Крестовоздвиженской церкви свящ. Петра Климентовского в обитель приезжал служить свящмуч. Филарет Срезневский. Его приезд собрал множество богомольцев с окрестных сёл. Собрались и сёстры обители. Была совершена всенощная. Свящмуч. Филарет допоздна принимал исповедь, на утро совершил Божественную Литургию. Позже, в 1930, в первый арест сестёр, следователи на допросах пытались узнать, постригал ли свящмуч. Филарет в свой приезд кого-либо в монашество.
В феврале 1930 на террит. быв. Крестовоздвиженской общины разместилась участ. больница с. Красный Холм; Крестовоздвиженская церковь была закрыта, ее венчания сломаны, а в здании разместился родильный дом. Судьба святынь Полунинской Крестовоздвиженской общины остается неизвестной. К 1940 большая часть зданий быв. Полунинской Крестовоздвиженской общины была уничтожена (разобраны на дрова). Сохранились только кирпичный корпус семьи Полуниных, в к-ром разместилась больница, здание храма без венчаний и колокольни, где был устроен родильный дом, и здание часовни, к-рое в зимнее время использовали под омшаник, т. к. на быв. террит. общины располагалась колхозная пасека. Многие сёстры, дважды пройдя ссылки и тюрьмы (сначала в 1931, потом в 1940), вернулись на родину, в основном, в с. Красный Холм. Для общественной молитвы собирались по домам. К ним приходили и верующие односельчане.
В 1986 Краснохолмская больница была закрыта, а ее террит. и здания (дома главврача и медперсонала, амбулатория, роддом, прачечная и т.д.) перешли в собственность завода «Эластик» пгт Лесной Шиловского р-на: предполагалось использовать их для организации Дома отдыха для работников предприятия. Но в связи с началом преобразований в СССР этот проект так и не был осуществлен. Позднее на террит. общины поселились предприниматели, решившие заняться фермерским хозяйством; здание быв. храма использовалось ими для хранения зерна и меда. Более того, по неосторожности сгорела крыша быв. храма, внутрь стали попадать осадки, полностью уничтожив остатки росписи стен и штукатурку. В результате всех этих перемен большая часть строений быв. больничного комплекса пришла в аварийное состояние.
Только в 2005 террит. быв. Полунинской Крестовоздвиженской общины со всеми строениями была возвращена Рязанской епархии РПЦ. 6 ноября 2005, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», выспреосвящ. Павел (Пономарев), архиепископ Рязанский и Касимовский, рукоположил иеродиакона Иоакима (Заякин), клирика Преображенской церкви г. Рязани, во иеромонаха для вновь открывающегося Крестовоздвиженского храма с. Красный Холм (Полунинской Крестовоздвиженской монашеской общины) Шиловского р-на. А уже 24 ноября 2005 прп. Иоаким прибыл на место предстоящего служения. В разрушенном храме перед главным алтарем он отслужил молебен на возрождение обители, а на месте захоронений – литию по основателю и сестрам общины. Был освящен и водружен на крыше часовни специально изготовленный деревянный крест – символ возрождения монашеской жизни в заброшенную и оскверненную обитель. Прп. Иоаким поселился в одном из заброшенных, но пригодных для проживания домов.
К 2020 под непосредственным руководством настоятеля иеромонаха Иоакима и при содействии прихожан и благотворителей обители, в т.ч. потомков В.И.Полунина, Полунинская Крестовоздвиженская монашеская община возрождена к новой жизни. Был восстановлен и является действующим Крестовоздвиженский храм (но без куполов и колокольни), часовня, построены келейный корпус и ряд хоз. строений, приведен в порядок монастырский некрополь; регулярно совершаются богослужения. Помимо настоятеля общины иеромонаха Иоакима (Заякина) в обители подвизались 1 иеромонах, 1 монах и 2 послушника.
Святые Полунинской Крестовоздвиженской монашеской общины:
• Анна Срезневская (Столярова; 1895+1958) – схимонахиня, преподобноисповедница.
Свидетельство о публикации №223122900559