Капуцин

(рассказ)

Маттео Басси (Серафини Басси, Матвей Башо) был уроженцем Марке. Этот итальянский регион состоял из провинций: Пезаро и Урбино, Анкона, Мачерата, Фермо, Асколи Пичено. Это мягкие холмы и скалистые обрывы, реки, долины и горы с таинственными пещерами, древние церкви и храмы. В Лорето находился Дом Богородицы из Назарета. Согласно легенде он был перенесен из Иудеи в Италию небесными ангелами. На самом же деле, это сделали греки по фамилии Ангелос, чтобы спасти его от разрушения мусульманами.

В горы Урбино в поисках уединения от мирской суеты, устремились монахи. Они основали: монастырь Фонте Авеллана, монастырь Монтефиорентино, аббатство Кьяравалле-ди-Фиастра и другие.

Маттео Серафини в возрасте семнадцати лет вступил в Орден наблюдателей (обсервентов) Монтефиорентино. Монастырь располагался в очаровательной деревушке Фронтино на окраине природного парка Сассо-Симоне и Симончелло.
Орден наблюдателей  был молитвенным сообществом святого Франциска. Его название отсылало к слову Иисуса, обращенному к своим ученикам в Евангелии от Матфея: «Бодрствуйте и молитесь».

Однажды  Маттео присутствовал на похоронах и возвращался в монастырь Монтефиоренино, когда он встретил у дороги нищего, едва одетого. Борода у него была белая и большая, едва ли не больше его самого.
- Брат, ты откуда и куда идешь? – спросил монах Маттео.
Нищий замялся.
- Не знаю. Иду с ангелом-хранителем. Питаюсь на милостыни людей.
Маттео отдал ему часть своей одежды.
В монастыре он стал молиться за нищего и услышал голос, который трижды увещевал его, говоря: «Соблюдайте правило до буквы». Это был Святой Франциск Ассизский, одетый в коричневый хабит с накладным остроконечным капюшоном, препоясанный цингулумом (веревкой) с тремя узлами, символизирующими три обета.
Отец Маттео понял, что нужно вернуться к уставу святого Франциска к более строгой жизни, вне собственности, титула и богатства. Он должен отвернуться от богатых благотворителей и вести жизнь отшельника. Маттео закрылся в келье, стал носить бороду и длинный заостренный капюшон. По монастырю он ходил босиком, что вызывало негодование церковного начальства.
- Образ жизни францисканцев слишком изменился и не соответствует заветам основателя ордена Франциска Ассизского, - сказал Басси настоятелю монастыря.
Аббат пытался усмирить его, потому что боялся, что богачи перестанут помогать аббатству.

В это время в Европе начался церковный раскол. Новым папой в 1513 году стал Джованни Медичи – второй сын правителя Флоренции Лоренцо Великолепного, кардинал-мирянин.
- Давайте будем наслаждаться папством, которое ниспослал нам Бог! – сказал Лев X на церемонии вступления в должность.
Папа попытался расширить Папскую область на всю Италию. Это не устраивало Францию и Священную Римскую империю.
В 1517 году был раскрыт заговор кардинала Альберто Петруччи. Святой престол оплатил войну за герцогство Ундино. Это и возмутило церковников. Кардинал Петруччи был назначен зачинщиком – и удавлен красной шелковой петлей по приказу понтифика. В этом же году Лев X закрыл Пятый Латеранский собор, который пытался запретить продажу церковных должностей. В Германии Лютер опубликовал свои «95 тезисов». Началась Реформация.

Перед своей смертью папа Лев Х дал Маттео Басси письменное разрешение провести реформу среди наблюдателей.

Брат Маттео и его первые товарищи были вынуждены скрываться от новых церковных властей, которые пытались арестовать их за то, что они оставили свои религиозные обязанности. Им предоставили убежище камельдулские монахи.
 
Камельдулы (камедулы) жили по Уставу святого Бенедикта и традиции святого Ромуальда. Их было восемь человек. У новых друзей Маттео был похожий образ жизни. Они стремились к уединению  и простоте монашеской жизни. Запасов еды хватало только на несколько дней. Здесь Басси с соратниками нашел убежище.

Дверь смерти — главный вход в их монастырь. Каждый,  кто входит через нее, отрекается от мира и остается с братьями.

Монастырь состоял из двух частей: скита и киновии. Скит предназначен для уединения и молитвы. Там находились библиотека и маленькие кельи для покаяний. Киновия была общежитием. Она состояла из монашеских келий без мебели, кухни, лазарета и лаборатории,  где изучали лечебные свойства трав. Братья жили как одна семья, вместе совершали Христовы тайны и ежедневно размышляли над Словом Божиим. Община стала для них местом для возвещения присутствия Христа в Церкви и ожидания Царства Небесного.

Наступил 1525 – Юбилейный год. Басси стал священником и миссионером провинции Анкона. Он надеялся на получение индульгенции и признание своего Ордена римским престолом, ведь в Святой год больше каялись и получали прощение грехов. 

Ранняя месса начинается в пять утра. Отдохнуть невозможно. Все время на ногах. Бедные прихожане, посещение больных и сирот, кладбищенские обряды, исповедание, пение псалмов…

Ему тридцать лет и он решает отправиться в Рим для специальной аудиенции у папы Климента VII (Джулио Медичи). Маттео пустился в долгий путь и с каждым днем удалялся все дальше  от своей родины.

Фактически вся жизнь его была в дороге.

На  пути попадались все новые селения, а в них - новые люди. Они верили в тоже, что и он, говорили на том же итальянском языке.

Иногда ему казалось, что он движется по кругу и Рим остается все так же далеко.

В голову приходили мысли, что и Рима вообще  не  существует, есть одна беспредельная Италия.

Маттео вспомнил свою родину. Его объединяло с ней река и дорога. Горизонтом для него, как всех итальянцев, было море. Родина – это крошечный городок недалеко от Римини, города у моря, в долине реки Мареккья, в Папской области.

Пеннабилли с его мощенными узкими улочками, скромными романскими церквушками, деревенскими трактирами  и роскошными видами на сказочные долины. Замки Пенна и Билли на противоположных краях скалы. Чтобы попасть в городок надо было перейти речку Рубикон – приток Мареккьи.

В этом краю жили работящие люди, которые любили вино и хорошо поесть. Они были добрые, но очень вспыльчивые. Вкус блюд и аромат вин был неповторим.

Францисканцы-обсерванты смеялись над его планами, считая их бессмысленными и опасными. Некоторые монахи согласились отправиться с ним по дороге святого Франциска.

Он, Маттео Басси, начал своё путешествие и должен его закончить.

Стоянка. Маттео почистил горох – зеленые стручки со сладкими горошинами.

Воздух был насквозь солнцем до самого горизонта, но потом, когда Маттео отправился в путь, пошел дождь – сначала чуть-чуть, потом все сильнее. Потоки воды омывали его капюшон, и вдруг пошел снег. Снег в июле.

Только лошадь осталась вместе с ним на пути в Рим. Она служила ему стойко и преданно. Вряд ли он сможет достойно вознаградить ее.

Маттео  ночевал  под  открытым небом, иногда в безлюдной местности, но упорно двигался вперед. Он мчался через луга, леса, поселки  и  города.
Вперед, вперед!
 
В Риме Маттео ужинал  в одиночестве. Он еле держался на ногах от усталости, поэтому сразу сел за стол в трактире. Утомительная дорога забрала все силы.

После ужина он сразу отправился спать, чтобы завтра чуть свет идти в канцелярию Его святейшества (Uffizio del Maestro di Camera di Sua Sanitita).

- Прошу передать мое прошение о специальной аудиенции у епископа Рима, наследника блаженного Петра, по вопросу о милости в юбилейный Святой год, - сказал Маттео.

Монсеньор папской курии принял его прошение.
- Требуются рекомендации духовных лиц церкви.
- Да, монсеньор. Вот рекомендации епископа провинции Анкона и наставника монашеского ордена святого Ромуальда.

Отец Маттео вышел из гостиницы.
Фасад Мадерны собора Святого Петра создавал ощущение всеобъемлющей власти Папы, его могущества в этом мире. Рафаэль сделал собор в форме креста.
Внутри был темный, грустный интерьер: мрамор, подсвечники,  статуи и мозаики. Лестница, ведущая вниз, под алтарь, к месту, где был распят апостол Петр.

Восемь швейцарских гвардейцев внесли портшез – переносной трон в котором сидел папа. У нефа Климент VII вышел из портшеза и пересел на другой трон. Монах припал к ногам папы и поцеловал его туфлю.
- Ваше святейшество, прошу милости в этот юбилейный Святой год для себя и моих братьев. Все детали изложены в моем прошении.
- Возлюбленный брат. Мы получили твое прошение о милости в этот Святой год. Нам особо приятно Твое выражение покаяния и смирения. В Тебе мы увидели человека искусного, благоразумного. Ты передал нам послание, где сообщаешь о своем желании стоять заодно с нами, другими братьями и сестрами, против неверных и врагов христовых – еретиков, а также убеждаешь нас, дать тебе и твоим сторонникам разрешение на ношение длинного заостренного капюшона и бороды, жить отшельником и ходить повсюду, проповедуя бедным. Мы направим к Тебе достойного, опытного и благонадежного человека с нашим важнейшим решением.

Получив благословение, отец Маттео встал и поцеловал перстень «Кольцо Рыбака» первосвященника.

Папа сел на свой переносной трон и покинул собор.

Климент VII удовлетворил просьбу Маттео Басси, а также разрешил ему проповедовать повсюду и иметь спутника. Некоторые другие участники Обряда попросили и получили разрешение присоединиться к нему.

Так была создана община, названная Младшие братья-отшельники, как ветвь монастырских францисканцев, но со своим генеральным викарием, который подчинялся генералу конвентов.

Отец Маттео умер в Венеции в разгар своих трудов и был похоронен в церкви францисканцев-обсервантов в присутствии огромного стечения людей.

 "В Венеции скончался блаженный Матфей, исповедник, основатель конгрегации капуцинов. Его постоянные посты, бдения и молитвы, его высочайшая бедность и горячее рвение о душах, наконец, его необычайная святость и дар чудес прославили его память".
                Артур Дю Монстье

Булла Климента VII «Religionis zelus»:
https://www.ofmcap.org/en/cappuccini/religionis-zelus-1528


Рецензии