Обезьяны и квалиа. Экзистенциальный спекулятивный

Проблема с обезьянами упирается в квалиа. Или, другими словами, в то, как сидел себе телефонный бот, а потом стал человеком. Стал, например, боль испытывать. Не станет. Как не было никого "внутри" веника, телефонного бота, программы, кто бы испытывал боль, так его и не будет, сколько бы бот, веник ни трещал. Сознание появляется одновременно с речью, пониманием, общественной средой, культурной средой, "родителями" — разворачиваясь во всем этом из "зерна-зародыша", суть которого "квалиа". Нет зерна, не будет урожая. Нет земли, среды для прорастания, не будет урожая. В первом случае бот, во втором маугли. Так я думаю по поводу мартышек и Дазайна. Но это неважно. Модели не ценны. (Хотя все вокруг только и делают, что выступают с моделями, считая их важными - но это начальный философский уровень детского сознания). Важно вот что:

Все эти модели являются "спекулятивными", т.е. находятся в такой зоне, что они принципиально не имеют доказательств, - в этом и есть суть той "умозрительности", или "спекулятивности", о которой говорит Гегель, - а, следовательно, разделение на "спекулятивное" и "экзистенциальное"... - это противопоставление верно лишь в некоторых "границах рассмотрения", - в других границах "экзистенциальное" есть то же самое "спекулятивное", - но находящееся в "личной субъективной реальности" - честной и настоящей.


Александр Клейн
29 декабря 2023 г.


Границы рассмотрения, действие и да или нет
http://proza.ru/2023/01/22/92

Челы и боты. Эволюция и Цель, установленная Богом
http://proza.ru/2022/04/02/844

Что такое Квалиа?
http://proza.ru/2020/01/06/95

Квалиа, экзистенция, чувственное. Дазайн
http://proza.ru/2024/01/12/1572


Рецензии