опус 04 месяцеслов

Шитый календарь каргополов, получивший в науке название «месяцеслов», интерпретировали Г.Дурасов (1970), Г.Маслова (1978), Б.Рыбаков (1981), В.Власов (1990), П.Рязанов (1990), Л.Рыжков (2002). Ниже даны выдержки из этих интерпретаций.

1. Г.Дурасов || «Каргопольские народные вышивки-месяцесловы». Каргопольская розетка - это календарь определенной местности, вышитый на базе устного месяцеслова, сформированного на базе религии, корни которой уходят в глубокие недра славянства. Подтверждением этому служат находки в славянских курганах, напоминающие узоры каргопольской вышивки. При наложении устного месяцеслова на шитый месяцеслов видно много точек соприкосновения. Так,
- круги с крестами соответствуют солнечным дням, связанным с годичным кругом полевых работ
- некоторые из этих дней являются главными праздниками земледельческого календаря
- круги с крестами соответствуют приметам на погоду, определяющую будущий урожай
- большинство из них приходится на время «умирания»/осень и время «пробуждения»/весна природы
- петельки указывают на дни посева и уборки хлеба и на дни, когда гадали о будущем урожае
- сердцевидные значки - наиболее ответственные фазы развития озимых
- эти предположения подтверждаются как сопоставлением со сроками полевых работ в каргопольском и соседних районах области, так и сравнением с резными деревянными календарями
- ниже приводится предполагаемое прочтение по дням года одного, из каргопольских «месяцев» и совпадающего с ним по тем же дням устного земледельческого месяцеслова
- на прорисовке узора: а) арабскими цифрами пронумерованы значки, расположенные на самом «месяце», б) римскими цифрами обозначены месяцы года, в) штриховые линии разделяют границы месяцев
- шитый месяцеслов имеет связь с керамическим месяцесловом || см. рисунок на древнем славянском сосуде, который Б.Рыбаков в «Язычество древних славян» интерпретирует как «киевский календарь»
- сравнение большого круга розетки и «привязанными» к нему значками, с деревянными календарями славянских народов Севера и Сибири || см. 4-гранные и 6-гранные резные деревянные бруски
- каждый день на деревянных календарях обозначался зарубкой, а напротив знаменательной даты ставились особые значки
- среди таких значков есть значки, присутствующие на каргопольской розетке
- все это говорит о том, что в основе устных, шитых, керамических, деревянных месяцесловов лежал один принцип записи и календарирования времени

2. Л.Рыжков || «О древностях русского языка». Иногда рушник имел календарь, куда втыкались «заказные шпильки». Наиболее древние календари 5-дённые календари, в которых день отмечался точкой. На большом незамкнутом круге каргопольской розетки вышиты 73 овальные рисочки. Это значит, что на этой розетке показан календарь с 5-суточной неделей в 365-суточном году, в котором одна рисочка равна одной неделе в 5 суток: 1 год = 5х73 = 365 сут. Такая система расчета времени применялась в египетском календаре (цикл «сотис»).

3. Т.Валькова || Руководитель Православного учебного центра «Русские начала». В исторических, художественных, этнографических музеях и в частных собраниях сохранилось немало образцов каргопольских кумачников из Ошевенской волости. Сюжеты вышивки сарафанов повторяются и бывают нескольких видов:
а) на подоле сарафана изображены крупные птицы, называемые «павами», идущие друг за другом; всего помещается 5-6 птиц; под ними располагаются небольшие схематичные фигурки птиц или неширокая полоса с цветочным орнаментом

б) на сарафанах изображены большие круги-розетки, называемые некоторыми исследователями «месяцами» или «календарями»; круг состоит из цветка («солнышко») и описанного вокруг него незамкнутого кольца («месяц»), от которого узор получил своё название «месяцеслов»

в) на подоле сарафана вышита широкая полоса орнамента, которую условно можно назвать «засеянное поле»; орнамент представляет собой своеобразную «схему» созревания урожая, на которой изображены земля с корнями, зёрна и прорастающие растения; высота вышивки = 35 см, вышивка выполнена белой бумагой в два ряда; фрагмент такого сарафана сохранился у Пуховой Елизаветы Ивановны, жительницы села Малый Халуй бывшей Ошевенской волости Каргопольского уезда

г) на сарафанах вышиты широкие и неширокие орнаментальные полосы; встречаются цветочные гирлянды и «морозные» узоры, скопированные с замерзших оконных стекол; один из узоров представлял собой орнамент, очень похожий на книжный орнамент

д) каргопольские женщины вышивали тамбуром станы рубах; здесь также встречается несколько вариантов вышивки || белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью; другой вариант - к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью; чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами, бутонами, большие «павы»

е) ещё один элемент каргопольского покосного костюма = передник; сохранились передники с вышитыми «месяцами»; вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались: «вышивала павъ Пухова Анна» || автографы, с указанием даты работы, стали бесценной информацией для исследователей || в 1930-е годы каргопольский традиционный покосный костюм вышел из употребления, старожилы рассказывают, что традиционные рубахи и сарафаны не разрешали надевать на работу в поле: «тогда не ставили палочки за трудодни»


Рецензии