Помощь с математикой

Однажды я встретила в парке пожилую пару, которая во время прогулки не сводила с меня глаз. Их пристальные взгляды несколько смущали меня. Я старалась не обращать внимания, но старики подошли ко мне. Интересно, зачем я им понадобилась?
- Извините, - начал старик. - Вы не могли бы помочь?
- Чем могу быть полезна? - нерешительно спросила я.
- Нам очень нужен человек, который подтянул бы нашу внучку по математике, - ответил он. - Сейчас она проходит десятичные дроби. Мы вот в математике не шибко сильны...
Старик говорил, а я стояла и непонимающе хлопала глазами. Я хотела бы помочь, но я даже не знала этих людей! И откуда им известно, что я хорошо разбираюсь в математике? Я так и спросила их об этом, потому как слишком уж тревожно было.
- Так нам наша внучка и сказала о вас, - ответила старушка. - Вы ведь Ольга Потапова, верно?
Я машинально кивнула. Совершенно ничего не понимаю. Откуда в таком случае их внучка знает меня? Я-то уж точно с ней не знакома.
Тут к старикам подбежала темноволосая девочка лет одиннадцати. Судя по тому, как они поприветствовали друг друга, это была их внучка, о которой и шла речь.
- Здравствуйте, - сказала мне девочка. - Я вас знаю: вы – Оля Потапова и учитесь в одной школе с моей сестрой. А меня зовут Катя. Я тоже учусь в той школе.
- Очень приятно, Катя, - ответила я.
- Когда вы сможете прийти к нам? - обратился ко мне старик.
Я задумалась. Я даже и не знала, когда уделить время занятиям с Катей.
- Удобно ли вам будет приходить к нам по вечерам? - спросила старушка.
Я не знала, что отвечать. Всё происходило очень быстро, и я не успевала даже осмыслить всё, что мне говорят. Я хотела бы помочь, но ведь я не знала этих людей. Да и разрешит ли мне мама? Сомневаюсь в этом, ведь, во-первых, пострадает учёба, а во-вторых, всё-таки незнакомцы.
– Но если вы не можете, мы не станем обременять вас, – сказала старушка. 
Я ответила, что мне нужно подумать. Попрощавшись со стариками и девочкой, я пошла домой.
Дома за ужином я всё никак не могла выбросить из головы сегодняшнюю встречу. Мама заметила, что еда меня не сильно интересует.
– Что случилось, Оля? – спросила она. – Что-то в школе?
Я мотнула головой: в школе-то как раз всё было хорошо. А вот то, что произошло за её пределами…
– Знаешь… – нерешительно начала я. Мама посмотрела на меня в знак готовности выслушать. – Сегодня после школы я гуляла в парке, и ко мне подошли двое стариков. Они сказали, что ищут того, кто мог бы помочь их внучке с математикой.
– Так, – задумчиво произнесла мама. – А причём тут ты?
– Они ответили, что знают меня. Их внучка видела меня в школе и даже знает моё имя. И вот сегодня я с ней познакомилась.
– Что было дальше?
– Я сказала, что подумаю, и ушла.
– Ты правильно сделала. Ведь ты этих людей не знаешь. Им стоит попросить кого-нибудь ещё.

***
На следующий день на перемене ко мне подошла Клавдия Владимировна, учитель математики и наша классная руководительница.
– Оля, мне нужна твоя помощь, – сказала она.
Мы пошли в её кабинет, чтобы шум в коридорах не мешал разговору.
– Чем я могу помочь? – спросила я.
– В одном из пятых классов, у которого я веду математику, учится девочка, которую зовут Катя Добронравова. Мы перешли к десятичным дробям. К сожалению, Катя с ними справляется из рук вон плохо. Если предыдущие темы она осваивала вполне сносно, то здесь всё пошло вкривь и вкось. Увы, мои усилия ни к чему не привели. Я думаю, что могла бы попросить тебя позаниматься с ней.
Катя… Десятичные дроби… Подождите-ка…
– А родители могут ей объяснить эту тему? – спросила я.
– Если бы… – Клавдия Владимировна почему-то вздохнула. – Видишь ли, от классного руководителя Виктора Николаевича я узнала, что в семье Кати непростая ситуация: отец далеко, а мать серьёзно болеет. Единственные, кто заботится о Кате и её старшей сестре, – это бабушка с дедушкой.
– Может быть, они могли бы ей помочь? – сказала я, а сама уже кое о чём догадывалась…
– И здесь препятствия. Виктор Николаевич однажды беседовал с ними. Сказал, что они и сами испытывают по математике затруднения. 
Вот теперь-то всё ясно! Может быть, стоит попробовать? Но опять же: не будет ли мама против?
Клавдия Владимировна пообещала поговорить с моей мамой. И только тогда я получила разрешение помогать девочке из другого класса.
Вечером следующего дня я пришла к Петру Васильевичу и Тамаре Алексеевне Добронравовым, дедушке и бабушке Кати. Адрес мне дал Виктор Николаевич, который был не только классным руководителем класса, в котором училась Катя, но и учителем истории. Девочка очень обрадовалась мне и уже собралась вести в свою комнату, но Тамара Алексеевна не пустила меня к Кате без ужина. Я согласилась. После этого я направилась в комнату Кати, где принялась объяснять ей десятичные дроби. Поначалу девочка ничего не понимала и постоянно ошибалась. В какой-то момент мне в голову пришла мысль, что у Кати, возможно, не технический склад ума, но я отринула её, поскольку считала, что при желании и должном упорстве можно научиться всему.
Наконец Катя написала правильный ответ, что меня очень обрадовало. Эх, и непросто же быть учителем! Сколько нужно терпения и сил… И как только Клавдия Владимировна с нами справляется? Я думаю, учитель – это в какой-то степени героическая профессия. Не жалеть и отдавать всего себя, чтобы передать знания другим… Это не может не восхищать.
За весь вечер Катя решила правильно только четыре примера, да и то, как считает она сама, наугад. Но я подбодрила её, сказав, что не стоит отчаиваться, нужно просто приложить как можно больше усилий – и всё получится. Катя улыбнулась в ответ.
Я не удержалась и задала вопрос, который беспокоил меня весь день:
- Скажи, Катя, как ты поняла, что именно я могу тебе помочь с математикой?
- А я от своей сестры слышала, - ответила девочка. - Она часто говорит, какая ты умная и всё знаешь.
Я удивилась.
- Кстати, вот фотография, на которой Вика и её класс, - сказала Катя, вытащив с полки фотоальбом и раскрыв его на нужной странице. - Вот она, - Катя показала на девочку с такими же тёмными волосами, как и у неё самой.
Я пригляделась повнимательнее и раскрыла рот от удивления. Это была Вика – девочка из параллельного класса. Я знала только её имя, но не фамилию. У меня с этой девочкой взаимоотношения не заладились ещё с пятого класса, да и не только у меня. А всё потому, что Вика была очень завистливой и не любила, когда кто-то в чём-то превосходил её. При этом успехами в учёбе она не блистала. И, скорее всего, обо мне Вика говорила с завистью.
- Вот только… - Катя опустила голову. - Вика со мной ни играть, ни общаться не хочет. Говорит, я мелкая, со мной не интересно. А ей четырнадцать лет, она вон какая большая. И друзья у неё такие же большие, она всё время с ними.
- Три года – не такая уж и большая разница в возрасте, - ответила я, но вспомнила, о чём спрашивала, и вернулась к этому:
- А как тогда твои бабушка и дедушка поняли, что это я?
- Я видела тебя не так давно на награждении за призовые места в олимпиадах, - был ответ. - Я помню, что по математике ты первое место заняла.
Точно! Я участвовала в этом мероприятии, только Катю среди присутствующих не заметила.
- Я запомнила тебя и сказала бабушке с дедушкой, что нужно попросить тебя, - продолжала девочка. - Правда, они сначала не хотели, говорили, что не знают ни номера твоего телефона, ни твоего адреса. А тут они сами тебя встретили.
Что ж, теперь картина прояснилась.
Когда я вышла в коридор, чтобы собраться и пойти домой, то случайно услышала разговор Петра Васильевича и Тамары Алексеевны, доносящийся из другой комнаты.
- Как хорошо, что теперь нашей Кате помогают по математике, - говорил Пётр Васильевич. - Лёва мог бы подтянуть. Помнится, без нашей помощи все задачи и примеры всегда решал. Жаль только, что не может: всё время в шахтах.
- Катя так редко отца видит, - вздохнула Тамара Алексеевна. - Скучает по нему. А вот Вике хоть бы что – совершенно равнодушна к этому. Да и с сестрой не играет, и учёбу забросила. И по дому помощи никакой, а ведь знает, что мать в больнице с тяжёлой болезнью лежит и хлопотать, как раньше, не может. Разбалована наша Вика.
- Что правда, то правда, – согласился Пётр Васильевич. – Только вот не думаю я, что Вике без родителей хорошо.
Я украдкой посмотрела на Катю. Жаль мне её стало. Родителей нет рядом, да и сестра к ней безразлично относится. Хорошо, что у неё есть бабушка с дедушкой, а то тяжелее пришлось бы девчонке.
– Мы закончили! – объявила Катя, когда Пётр Васильевич и Тамара Алексеевна вышли в коридор. – Оля уже уходит.
– Спасибо вам, Оля, – с улыбкой сказали старики.
Мы попрощались, и я пошла домой. Я была очень довольна. Я уверена: Катя обязательно научится. Скоро любые примеры с десятичными дробями будет щёлкать как орехи. 

Отредактировано 10.04.24.


Рецензии