Сказка о Маше и скрипке

Сказка для внучки Машеньки

Маша доиграла сольфеджио и устало опустила скрипку. Сегодня она сыграла без ошибок и преподаватель похвалила её.
-Ещё поиграешь дома, повторишь это упражнение два раза и уже оно будет у тебя в памяти, - сказала Мария Ивановна.
Маша аккуратно положила скрипку в футляр и вышла в коридор. Там её ждал папа. Они вместе поехали домой.
- Папа, я так сегодня устала! Мария Ивановна меня похвалила, а мне, кажется, что у меня опять получается плохо.
-Доченька! Ты играешь сольфеджио не для того, чтобы тебя похвалили.
Ты изучаешь тональность, лады, звукоряды, тренируешь свой слух, читаешь ноты с листа. Это основы музыкальной грамоты, без которой тебе не стать настоящим музыкантом, – ответил ей папа Слава.
- Я понимаю. Но раньше, когда я была малышкой мне всегда по ночам снилось, как я красиво играю на скрипке, и мелодия льётся как песня райских птиц. Я уже учусь два года, но пока не чувствую, что я играю как в моих снах.
- Всё придёт со временем. Ты помнишь, бабушка Наташа прислала тебе фотографию мальчика, играющего на скрипке на мероприятии в галерее. Она говорит, что этот мальчик играет по 6-8 часов в день. Он тренировался, что стал чувствовать музыку так, как будто он стал её частью. Тебе тоже придётся играть часами, чтобы ты почувствовала, что скрипка – твоя самая лучшая подруга. Она сама тебе поможет, подскажет и даже исправит твои звуковые ошибки. Но надо работать!
Они приехали на автобусе к их микрорайону и тихо шли по дорожке к дому. Так же тихо сверху сыпался мягкий снег. Он ласково шуршал под ногами, таинственно стучал по стенам и крышам, собирался комочками на окнах, как будто своими белыми кулачками просился пустить его в дом. Фонари начинали светиться, когда отец с дочерью приближались к ним.
- Это работают фотоэлементы, - ответил на молчаливый вопрос отец, - мы подходим, фотоэлемент нас чувствует и включает светодиодную лампу, а отойдём – отключит.
- А-а, понятно! Ты знаешь, я как будто в звуках шуршащего снега чувствую какую-то мелодию. Может он с нами так разговаривает?
-Многие предметы разговаривают с нами с помощью звуков. Ты их услышишь и сочинишь свою мелодию. Я верю, что ты станешь великим музыкантом, может быть и композитором, раз тебе снится музыка. Бабушка Наташа говорила, что ей тоже снилась музыка в детстве. Она даже пошла в музыкальную школу и сдала экзамены. Её приняли, но мама отказалась платить.
- Моя мама? – Воскликнула Машенька.
- Нет! Бабушкина мама, твоя прабабушка Зоя. У них не было денег тогда, чтобы платить за уроки. Тебе больше повезло. У нас есть возможность отдать тебя учиться играть на том инструменте, на котором ты захотела.
- А на каком инструменте хотела играть баба Наташа? – Спросила Маша.
- Представляешь, она тоже хотела играть на скрипке. Теперь тебе придётся играть за двоих, за себя и бабушку.
- Ну вот, у меня теперь будут двойные нагрузки, - сказала Маша, но тут они подошли к дому, девочка весело поскакала к двери, напевая какую-то песенку.
Их встретила мама, посадила ужинать и стала расспрашивать, как прошёл урок.
- Маша, сегодня ты узнала что-то новое на занятиях? – спросила мама.
- Да, сегодня мы учились читать ноты с листа и играть. А ещё слушать звуки: как звучит одна струна, а как будет сочетание двух звуков, трёх звуков. Даже слушали паузу, как она молчит. Оказывается, и пауза очень важна в музыке! Пифагор - был такой греческий учёный - открыл природный музыкальный звукоряд и назвал его звуковой радугой. А ещё мы сегодня с помощью чисел измеряли расстояния между интервалами, узнали, что такое ступени и временные размеры музыки. И находили их на слух. И ноты можно сыграть длинно и коротко. Это так интересно! Это было трудно, но интересно. Мария Ивановна меня похвалила, - ответила дочка.
- Неужели придёт то время, когда мы будем тебя слушать на концерте в каком-нибудь красивом месте и восхищаться твоим талантом? – спросила мама Катя.
- Я буду каждый день тренироваться, чтобы научиться играть красиво, чтобы вам с папой понравилось.
- Ой-ой-ой! – Закричала сестрёнка Аня, забегая в комнату. – Мы никогда не дождёмся этого. Ты так играешь плохо, что у меня вянут уши!
- Аня, зачем ты так говоришь? Ты расстраиваешь свою сестрёнку! – сказал папа. – Так она никогда не поверит в свои силы.
Сестрёнка Аня всё время задирала Машу, потому что она злилась на неё, мешала ей играть. Аня считала, что Маша родилась зря в семье и её надо сдать в детский дом. Так часто думают старшие дети, ревнуя своих родителей к младшим. У Маши на глазах появились слёзы, а мама постаралась смягчить ситуацию.
- Ну зачем ты, Аня, обижаешь свою сестрёнку. Более близких людей для тебя никого нет: мы и сестра Маша. Тебе нужно быть более чуткой к сестре.
- Ну вот ещё, - Аня развернулась и ушла в свою комнату.
Мама вытерла слёзы у Маши на щеках и сказала:
- Иди, положи скрипку на место. Она тоже должна отдохнуть, как и ты.
- Я ещё хотела бы поиграть на скрипке! – Попросила Маша родителей, но тут выбежала сестрёнка и закричала:
- У меня голова болит, а от твоей музыки заболит ещё больше!
И Маша сдалась, положила футляр со скрипкой внутри на полочку, где она всегда лежала, и пошла спать.
Ночью, когда уже все в квартире успокоились, в скрипичном футляре что-то завозилось и оттуда послышались какие-то звуки.
- Девочки, соберитесь, нам нужно поговорить! – звонко сказала Квинта (верхняя струна, настроенная на ноту «ми»)своим трём подружкам.
- Что случилось, я только-только заснула? Моя нервная система еле-еле успокоилась! – Сказала вторая струна своим мягким матовым тембром, настроенным на Ля. Она была сделана из специального сплава и за мягкое звучание подружки так и звали её - «Ля». 
- Что ты от нас хочешь ночью? Мы же должны отдыхать! – Запротестовала четвёртая струна. Её основа из кишечного волокна была обвита серебряной канителью и от этого она издавала звук густой, немного суровый и всегда была настроена на ноту «соль», но за её характерный низкий звук подружки звали «Басок».
- Ну вот, я такой сон потеряла! – спросонья сердито зашептала третья струна. Она была сделана из искусственного волокна, обвитого алюминиевой канителью, от чего звук у нее был мягким, матовым и, даже если она сердилась, никто этого не чувствовал. Она была настроена на ноту ре и её другие струны так и звали – «Ре».
- Я подслушала разговор Маши, нашей хозяйки, с её родителями, - ответила Квинта, - Маша очень старается, учится играть очень усердно. Но у неё падает настроение, когда на неё ругается сестрёнка Аня. Она, конечно, девочка умная и смышлёная. Но очень не любит свою сестрёнку. Надо что-то делать!
- Что мы можем сделать? Мы всего лишь струны! – вскричали Ля и Ре. – Наше звучание зависит не только от умения Маши. Ещё важно, каким будет крепление струн и ладов, акустика помещения и даже качество смычка.
- А что я? – вдруг проснулся смычок. – Здесь важно, из чего я сделан. Во мне стоит конский волос хорошего качества. Я могу издавать звуки тёплыми и мягкими. А в руках нашей Машеньки с моей помощью выходят очень чувственные и экспрессивные звуки.
- Качество нашей скрипки отменное! Смотрите, каким дорогим чёрным лаком она покрыта! – Возмущалась Квинта своим металлическим блестящим и звонким тембром. – Поэтому не надо винить другие части скрипки. Верхняя дека, куда мы прикреплены, изготовлена из мягкой и гибкой древесины. Она помогает издавать звуки, приятные для ушей слушателей. И натягивал нас машин папа, даже преподавательница музыки похвалила за натяжку.
- Что ты от нас хочешь? - Спросила Басок.
- Хочу, чтобы мы перестали быть эгоистами, подружились и помогли Маше хорошо играть на нашей скрипке. Мы же не Аня, палки в колёса вставлять не будем.
- Какие палки и колеса? - Удивилась Ля.
- Это так образно люди говорят, когда им кто-то мешает. А машина сестрёнка не даёт тренироваться нашей хозяйке, - объяснила Квинта.
- Если она будет часто и долго на нас играть, то мы можем порваться от натуги, - ответила Ре. – Нас всего четыре, не то, что на гитаре - шесть, а то и семь струн натянуто на деку.
- Где это ты гитару видела? – удивилась Басок.
- Ну там, в классе у преподавателя, - засмущалась третья струна Ре. – Представляешь, сколько возможностей у гитары?
- Ну и что, что шесть струн, - ответила Квинта, - мы играем вчетвером отлично. А был такой гениальный скрипач Николо Паганини, так он был таким виртуозным исполнителем, что мог играть даже на одной струне!
- На какой? – Сразу натянулись подружки. От нетерпения они тихо зажужжали. Кто же из них может солировать у скрипки.
Квинта оглядела их гордо и указала:
- На струне соль, как наш Басок! Паганини однажды играл пьесу «Дуэт двух влюблённых» на двух струнах. Одна дама подошла к нему после концерта и сказала: «Маэстро, Вы не оставляете ни одного шанса другим исполнителям. Только тот, кто сыграет на одной струне, сможет превзойти Вас, но это невозможно». И тогда Паганини, спустя некоторое время, сыграл эту пьесу на одной струне «соль».
   Басок тут же загордилась. Она, оказывается, может солировать, вот она какая, неординарная, особенная, уникальная!
- Ну всё, нос подняла, сейчас дека лопнет от твоей гордости. – позавидовали Ля и Ре.
- Девочки! Мы должны быть дружными, тогда Маша будет играть очень красиво. – И струны ещё долго шептались в ночи. Смычок лежал рядом и не вмешивался. Он уже давно привык к машиным нежным рукам, и они вместе могли выводить на своей скрипочке очень красивые звуки.
На Новый год к ним приехали папины родители, привезли много подарков. И после праздничного ужина баба Наташа с дедом Сашей попросили Машу сыграть на скрипке. Они ещё никогда не слышали, как играет внучка.
Маша взяла в руки скрипку и почувствовала, как вибрируют на ней струны. Как будто они волнуются перед выступлением. Маша положила скрипку на левое плечо, в правую руку взяла смычок и вдруг услышала прекрасную музыку. Струны так слаженно и чисто звучали, что сама Маша даже не поверила, что эту чудесную музыку играет она сама. Мелодия разливалась тёплыми и ласковыми ручьями, заполняя всё пространство гостиной. Бабушка, конечно, всплакнула. Дедушка Саша решил, что он попал на концерт. Папа прислушивался к каждому звуку. Он когда-то играл на гитаре и барабанах и имел отличный музыкальный слух. Даже сестрёнка Аня притихла, вслушиваясь к звучанию скрипки. Кот Феликс вышел из укромного местечка, лёг под ноги Машеньке и тоже слушал машино исполнение. С этого дня он стал спать у Маши в ногах на её кровати и громко мурчал, как будто проигрывал какую-то мелодию.
Мама гордилась обеими своими девочками и любое их достижение принимала близко к сердцу.
Мелодия, которую играла Маша на своей скрипке очень ей нравилась. Смычок подмигивал струнам, когда проходился по их чувствительным натурам. Струны играли сегодня так слаженно, как будто находились на ответственном концерте. Но это так и есть. Самые лучшие слушатели – это родные! Мелодия окончилась. Маша опустила руки со смычком и скрипкой. Теперь она поняла, как можно стать скрипкой, смычком, мелодией. Она растворилась в своей игре полностью и видела, как порхали бабочки над головой, светило солнышко, чудесно пахли цветы на лугу. Всё это было в музыке, которую играла Машенька для своих родных и представляла себе всё наяву.
Родители и бабушка с дедушкой хлопали в ладоши, и даже Аня прониклась к игре и похвалила свою сестрёнку.
- Ну ладно, учись играть на своём инструменте, я не буду тебе мешать по вечерам. Хочу, чтобы ты стала отличным музыкантом, - сказала Анечка, все засмеялись и пошли пить чай. Новый год наступил и впереди ждали всех только успешные дела. Потому что семья – это фундамент всех успехов, её нужно всегда беречь. Это поняли все, кто слушал прекрасную музыку молодой начинающей скрипачки Машеньки.


Рецензии