Каникулы на Рождество, ч1 - Уно моменто, синьор!

- Вот! Вот наша гостиница! Остановите, пожалуйста, мы здесь сойдем! - раздался нетерпеливый голос Резы.
- Уно моменто, синьор*... - устало ответил таксист хрипловатым голосом. На часах почти 3 часа ночи. Он целый час ехал по ночному городу, вёз эту не умолкающую парочку с аэропорта до центра города, и вдруг клиент требует остановить посреди дороги буквально за 5 метров до отеля. - Уно моменто...

И только услышав фразу "Уно моменто, синьор!", я вдруг наконец-то осознала, что приехала в Рим. Мамочка родная! Я в Италии! Я радостно рассмеялась. Пальцы сами сложились в жест, знакомый из фильмов, когда итальянцы эмоционально что-то говорят, и почти пропела:
- Реза, уно моменто! Уно моменто, синьор!... 

За две недели до этого...

На ежедневном вечернем звонке Реза сообщил, что скоро поедет на деловую встречу в Рим. И в какой-то несвойственной ему манере, устало и прохладно добавил:
- У тебя есть возможность приехать ко мне в Рим?... Хотя я понимаю, что у детей школа, всякие предновогодние мероприятия, а у тебя много работы...
Его голос мне не понравился, обычно он с жаром уговаривает, а тут он вынуждает меня отказать.
- Какого числа у тебя встреча в Риме?
- 18-го.
- Какого числа ты хочешь, чтобы я приехала?
- 18-го.
- Я подумаю...
- Подумай...
И опять, он не стал убеждать в жизненной необходимости сменить обстановку. И не стал говорить, что за 15 лет совместной жизни мы можем однажды позволить себе каникулы вдвоём. На него это совсем не похоже. Что-то тут явно не так.

Утром следующего дня, пока я подписывала акты о передаче данных и выслушивала перечень дел, которые предстоит мне сделать, Уля, моя давнишняя подруга и по совместительству коллега, объяснила, почему она так сильно торопится:
- Меня неделю не будет на работе. Мне же надо догулять остаток отпускных дней до конца года. Завтра я лечу в Рим.
- В Рим? Что это все в Рим собрались?! 
- Кто это "все"?
- Реза тоже едет в Рим... И мне предлагает...
- Ну, а ты что?
- Как что? Сегодня 1-е декабря. Пятница. Я за 2 недели не успею оформить шенгенскую визу.
- Наилька! Если ты захочешь, ты все успеешь!
- Окей, я захотела. А дети?!...
- Дети уже большие, и они, и мама с папой поймут тебя. Я дам номер телефона моей травелши*, посоветуйся с ней... И прошу тебя, не делай такое лицо!... А вдруг всё таки получится?...

Травелша на мой единственный вопрос, могу ли я успеть получить визу, просто выслала мне список необходимых для подачи заявки документов. Я подумала, что может Уля права и моё лицо не располагает к диалогу. На всякий случай я пару раз поулыбалась сама себе в экран телефона. На моё второе голосовое сообщение с тем же вопросом, травелша ответила, что может зарезервировать встречу в визовом отделе Итальянского посольства на вторник в 9 утра. "Пришлите скан вашего паспорта". К ланчу я уже имела на руках забронированное рандеву в посольстве, но чёткого ответа от травелши на вопрос "успею ли я с визой?" так и не получила. 

Каких только документов в списке не оказалось! Причём мне показалось, что даже дублирующие друг друга. В субботу урывками, между обычной моей субботней беготней по домашним делам, я готовила документы. Реза с утра прислал скрины билетов и резервацию на отели так, как будто у него все было готово давным-давно. Мне надо было скачать пару справок с сайта электронного правительства - там я узнала о себе много любопытного, а главное, я вздрогнула от своего фото на сайте. Фото было тем же, что и на моем вясигя*, но почему на официальных документах мы все такие страшные?! Всё время на ум приходит фраза: "страшнее фото на паспорт, бывает только её ксерокопия".

Понедельник потратился на визиты в банк, перевод и нотариальное заверение документов, фотоателье. Причём в банке молодой человек, который делал выписку с моего счёта, в какой-то момент долго и сосредоточено засмотрелся на монитор компьютера. Я шутя спросила его:
- Что там такое? Мне на поездку в Рим не хватает средств?
Он в тон ответил мне, не меняя озабоченности на своём лице:
- На поездку в Рим хватает. А вот на обратную дорогу не уверен, что хватит... Ханум, давайте сделаем выписку ещё и с другого вашего счёта?
- Тот счёт... Он тоже скромный такой... 
- Два скромных счёта помогут вам получить одну визу...
- Окей, уговорили. Давайте сделаем две выписки...

Во вторник утром в назначенное время я была уже на рандеву в визовом отделе с кипой бумаг. Мой номер высветился на табло перед молоденькой девушкой, которая стала сразу же тщательно разбирать мои бумаги и клеить стикеры на полях.
- Ханум, вы можете предоставить вясигя человека, который подписал справку с места работы?
- Вясигя нашего финансового менеджера?... Как я это сделаю? У меня же нет его вясигя...
- Вы можете его попросить прислать вам фото? Вам надо отправить фото вясигя этого человека,- она ткнула пальчиком в подпись на бланке,- на этот эмейл,- она передала мне листок,- сегодня не позже 4-х часов.
- Окей... Если надо, то пришлю... 
- Ханум, а так - все ваши документы в порядке. Кроме одного момента. Шенгенская виза выдаётся в течении 15-ти рабочих дней. Сегодня у нас вторник, 5-е декабря. Крайний срок получения визы, если мы сегодня примем вашу заявку, будет...,- девушка потыкала ручкой по календарю,- 27-го декабря. А у вас билеты на... 18-ое. Вы можете не успеть.
- Как это?... Могу не успеть?... А что делать?...
- Отмените резервации. Запланируйте поездку с учётом минимум трех недель на получение визы. На январь 24-го года. И приходите к нам снова.
Я, конечно же, ожидала услышать то, что услышала. Тем не менее включила режим "дурочки" и стала искренне играть в расстроенную дамочку, у которой долгожданные каникулы в городе мечты всей жизни рушатся о непредвиденные обстоятельства. Девушка сочувственно слушала меня, но увы! Нет никакой возможности ускорить процесс выдачи визы.
После долгой мхатовской паузы я сказала фразу, которая звучала немного театрально, но вполне в моем духе:
- А я верю в свою звезду. Я успею получить визу. Вот увидите. Принимайте мои документы...

Чуть позже, когда мой смартфон вернулся ко мне и я позвонила финансовому менеджеру с необычной просьбой, он как-то совсем не искренне и, я даже сказала бы, фальшиво рассмеялся:
- Ха-ха, Наиля ханум. Моё вясигя?! Вы понимаете, что это очень странная просьба? Сколько лет работаю, впервые такое слышу...
И, тем не менее, фото вясигя он прислал, правда не сразу, а именно когда мы с коллегами сидели в столовой за ланчем. С фото на меня не добро смотрел наш финансовый менеджер, у которого в жизни очаровательная улыбка, но на фото... На фото было лицо человека далёкого от стереотипного облика тщедушного бухгалтера. Наш финансист был плотный мужчина с бритой головой и подозрительным взглядом.
- О, нет! Мне откажут в визе! Что мне делать?! Вы только посмотрите на моего поручителя!
Консилиум из трех моих коллег молча рассматривал фото финансового менеджера на экране моего смартфона. Двое из них неодобрительно покачали головой, но вслух ничего не произнесли. Наконец третий заговорил, тщательно подбирая слова:
- Будем надеяться, что итальянцы... доверяют мужчинам мафиозного вида. И, чтобы уважить такого поручителя, тебе дадут визу... Может быть даже досрочно... Не волнуйся!...

Реза вечером на нашем вечернем созвоне сильно огорчился пессимистичным прогнозам девушки из визового отдела. Он мог отменить резервацию в отеле, но авиабилеты были выкуплены и были невозвратными... Причём оказалось, что я даже не вчиталась в то, что он присылал ранее - у нас каникулы начинаются в Риме, а заканчиваются в Будапеште. Куча авиабилетов на нас двоих. И все - невозвратные.
- Ты почему так сделал? Ты разве не знаешь, что для въезда в Европу нам, азербайджанцам, нужна виза, которую нам могут и не дать? Ты почему покупаешь невозвратные билеты? 
- Never mind*! Бог с ними, с билетами. А пропадут только твои, я же все равно поеду, погуляю, даже без тебя. Ты, главное, не волнуйся. Отпусти ситуацию. Тогда все может получиться так, как мы хотим.
- Отпустить ситуацию?!... Погуляешь даже без меня?!...

Надежду на то, что я увижу Рим собственными глазами подарил смс, который я получила утром следующего дня с коротким сообщением - "Ваша заявка находится в стадии обработки в представительстве Италии". Я про себя решила, что это "хороший знак" и "отпустила ситуацию" по совету мужа. Уля согласилась со мной, что смс обнадеживает, когда в понедельник с обычной своей природной экспансивностью помноженной на свеже-перенятый итальянский темперамент влетела в наш офис:
- Ave Roma! Куда не повернись - натыкаешься то на Микеланджело*, то на Рафаэля*. Куда не наступишь - везде лежит какой-нибудь Пий*!... А пицца... А Лимончелло* и Лимончино*... А итальянские полицейские... Наилька, а ты верь, виза будет!... 

У меня в голове в общих чертах были проработаны планы А и Б. По плану А, основному, если я не получаю визу, то свой отпуск провожу в подготовке дачи к новогодним праздникам, 30-го декабря муж прилетает в Баку и мы счастливо встречаем Новый год семьёй на даче. По плану Б - если я получаю визу, то хватаю чемодан и лечу навстречу рождественским приключениям, 30-го декабря прилетаем с мужем в Баку и мы счастливо встречаем Новый год семьёй дома. И с каждым следующим днём план А вырисовывался всё более детально, пока вдруг в пятницу 15-го декабря днём я не получила смс из визового отдела. Мы как раз сидели в нашем офисе с Улей, работая над очередными документами, когда пришло сообщение на мой мобильный.
- Ой! "Ваша заявка на визу обработана, можете забрать документы в рабочие часы"... Интересно они по субботам работают? 
- Нет, не работают! Беги, Наиля, беги!

Как же часто мы используем названия фильмом в нашей повседневной речи. Уже мало кто помнит досконально сам фильм, а его название все ещё в обиходе - "Хождение по мукам", "Санта-Барбара" и "Богатые тоже плачут". Великих мы цитируем всё же реже, чем вспоминаем киношные названия или крылатые фразы из фильмов для приправления наших диалогов смешинкой и оригинальностью. А я? А я, конечно же, побежала. Молодой человек долго искал конверт с моим паспортом среди множества коробок с белыми конвертами, которыми был обставлен стол и пол вокруг его стола. Попутно он незлобиво комментировал, что я пришла всего лишь через 20 минут после смс. А ведь могла бы спокойно прийти в понедельник. Я с вежливой улыбкой на лице просто ждала со словами - "я верю, вы найдёте мой паспорт", стоя в визовом отделе у столика выдачи документов. И дождалась!... 

... Позже, попав в аэропорт, ты понимаешь, что ты идеальный авиапассажир, потому что ни один звоночек ни на одном контроле не зазвенел. И с высоты своей уникальности начинаешь обнаруживать всякие странности вокруг тебя. Особенно удивляешься людям, которых в обычной жизни не видишь. Они видимо для своего эффектного Антре* выбирают именно аэропорты. У них бывают какие-то странные причёски, макияж, одежда, они обвешаны странными сумочками и подушками. И какая-нибудь такая Мадам Странность, стоит только её заметить в толпе, будет постоянно маячить перед тобой. Она будет стоять в длинной очереди на посадку перед тобой, пританцовывая и припевая. И ты судорожно будешь вычислять вероятность того, что именно эта Странность, одна из 240 пассажиров самолёта, сядет рядом с тобой и ты должна будешь терпеть её четыре часа полёта. Умом понимаешь, что вероятность мала, но ты всё равно посылаешь вселенной установки, чтобы избежать такую возможность. А пока ты в душе контактируешь со вселенной, Мадам Странность будет мешать тебе сесть в автобус для трансфера, потом будет мешать на трапе и обязательно застрянет на входе в самолёт, мешая своими подушками и сумочками твоему движению. И когда ты, наконец, доберёшься до своего места и увидишь, что твой сосед на следующие 4 часа приятный молодой человек, радостно улыбнёшься ему. Пока ты про себя благодаришь вселённую, молодой человек конечно же поможет поднять твой чемодан на багажную полку. Но улыбку твою истолкует все таки не верно, и будет коситься на тебя. И ты вдруг осознаешь, что для него ты тоже Мадам Странность...

Ночные рейсы тем и хороши, что в полудрёме быстро летит время, особенно когда летишь с ним на перегонки. Казалось бы, только взлетели, как тут же приземляемся. И даже очередь из пассажиров на паспортный контроль с трех одновременно приземлившихся самолетов, казалось, двигалась относительно быстро. Итальянские пограничники порадовали своей доброжелательностью - приветствие с улыбкой и пожелание приятного отдыха. Зря я зазубривала наименования всех отелей, ни одного вопроса вообще не было задано. А дальше - зелёная линия до самого выхода. Выйдя в зону ожидания, я удивилась полупустому залу. Почти никого. И только Реза с букетом красных тюльпанов в руках с громогласной репликой на весь зал:
- Ну, наконец-то!... 

На выходе из аэропорта Фьюмичино* Реза привычно бросился помогать азербайджанской молодой паре, которая искала остановку автобуса экспресс. Он объяснил им, что автобусы в это время суток не курсируют и в Рим можно добраться только на такси. Да и такси ещё надо дождаться. Мне стало ясно, что Реза прилетев в Рим на сутки раньше, как всегда время даром не терял и уже всё разузнал. Иногда мне кажется, что из нас двоих под знаком Близнецов родился он, а не я.  Умение раздобыть информацию и с радостью делиться ею вроде свойственно тем, кто родился под покровительством Меркурия. А он ведь у меня Лев, и должен просто блистать как Солнце. Но моей "близняшной" натуре очень нравится его дружелюбность, отзывчивость и осведомленность. Я в такие моменты шутя называю его ходячим Трип Адвайзером*. Молодая пара, получив всестороннюю информацию от Реза, а главное узнав стоимость такси и хорошенько подумав, решила дождаться утра в зале ожидания, тем более у них было забронировано дневное заселение в отель. Мы же немного постояв на остановке такси, сели в комфортное авто и поехали в ночной Рим.

По дороге мы с Реза обменивались последними новостями, и я с удовольствием рассказывала в лицах все то, о чем конечно уже говорила. Но очень хотелось ещё раз рассказать про наш новогодний корпоратив и пережить те эмоции. Шеф решил нас побаловать и пригласил на ужин в милый маленький ресторан с хорошей кухней нашу команду и миксолога* с презентацией коктейлей. Миксолог оказался непросто настоящим гуру в коктейлях, но и шоуменом, устроившим красивое шоу с викториной, на которой я даже выиграла эксклюзивный коктейль. Вечер получился душевным с тихой фоновой музыкой и видом на кухню, где группа поваров в чёрных кимоно слаженными движениями, словно группа синхронистов*, колдовала над изысканными блюдами. Вкусные и красочные коктейли попивались за неспешными разговорами о напитках, об их вкусах, сочетаниях и историях создания того или иного коктейля. К тому же этот вечер был в тот самый день, когда я получила свой паспорт с долгожданной визой. Этот факт придал вечеру особое очарование и корпоратив прямо перед каникулами настроил на релакс. Именно впечатлениями об этом вечере я делилась с мужем, сидя в такси, в котором сияли огоньками табло, как панель космического корабля. 

А ночной Рим производил впечатление обычного современного мегаполиса - трасса, мосты, билборды, указатели. Всё это заставляет чувствовать тебя в привычной среде. Коротко - кругом та самая глобализация, при которой стирается уникальность и самобытность стран и народов. Только на римской трассе, по сравнению с бакинским аналогичным шоссе, было слишком много светофоров и, казалось, мы подолгу останавливаемся на каждом из них. Я первая стала выражать недовольство частыми остановками.
- Почему нет ночного режима на дороге? Дороги же пустые!
- Вынеси свое предложение на Европейский Совет.
- Нет, ну это ведь странно. Мы не столько едем, сколько стоим на светофорах.
Чем дальше мы въезжали в город, тем больше становилось светофоров с ожиданием на безлюдных зебрах. На очередном светофоре, уже Реза сам эмоционально обратился к водителю на английском:
- Вот! Вот наша гостиница! Остановите, пожалуйста, мы здесь сойдем!
- Уно моменто, синьор... - ответил таксист усталым хриплым голосом, - Уно моменто...
- Реза, уно моменто! Уно моменто, синьор!... Мама Миа*, я в Италии!...

Продолжение следует...

Naila Huseyn zada
29.12.23
Baku

Уно моменто, синьор - одну минуту, Господин (итальянский)
травелша -  от английского  travel agent (туристический агент)
вясигя - удостоверение личности (азерб.)
Микеланджело - Микеланджело Буонарроти, итальянский скульптор эпохи Возрождения
Рафаэль - Рафаэль Санти, итальянский художник эпохи Возрождения
Пий - имя двенадцати римских пап, многие их которых похоронены в соборе Св. Петра
Лимончелло - вид итальянского лимонного ликёра
Лимончино - вид итальянского лимонного ликёра
Never mind - неважно (английский)
Антре - в балете торжественный выход на сцену
Фьюмичино - Международный аэропорт Рим-Фьюмичино имени Леонардо да Винчи
Трип Адвайзер - от английского Tripadvisor, американский сайт путешествий
миксолог - специалист в области миксологии (искусство смешивать коктейли)
синхронист - спортсмен, занимающийся синхронным плаванием
Мама Миа - Моя мама (итальянский)


Рецензии