Королева крика Барбара Стил

Барбара Стил - одна из наиболее выдающихся британских актрис классических фильмов ужасов, которая сделала себя имя в качестве "королевы крика" - преимущественно в итальянских фильмах ужасов.

Барбара дебютировала у классика итальянского хоррора - Марио Бавы - в фильме "Маска сатаны" (1960), вольно основанном на "Вие" Гоголя.

Действия происходят в 1630 году во времена инквизиции. Прекрасную девушку Азу и её возлюбленного - Явутича - казнит её собственный брат по обвинению в колдовстве. Перед смертью Аза проклинает своего брата и обещает ему вернуться, чтобы отомстить. В лица обвинённых вбивают железную маску с шипами. После чего Азу хоронят в склепе, а Явутича на кладбище.

200 лет спустя доктор Андрей Горобец и Томас Круваян, по пути в Москву, обнаруживают склеп с могилой Азы. Не знающее мер любопытство случайных прохожих становится для них злым роком...

«Маска сатаны» - потрясающий фильм ужасов, снятый в завораживающих готических декорациях. Он заложил основу для последующих итальянских фильмов этого жанра. В нём есть немало по-настоящему шокирующих сцен, которые даже сейчас выглядят пугающе. По этой причине фильм несколько лет был запрещён в Великобритании, а в США подвергся сильной цензуре.
Начальная сцена с вбиванием железной маски в лицо Азы до сих пор выглядит впечатляюще.

«Маска сатаны» получился идеальной комбинацией шокирующей составляющей фильмов студии Hammer и чёрно-белой готической стилистики фильмов студии Universal.

Благодаря «Маске сатаны» Барбара Стил стала классической актрисой жанра, и получила статус «королевы крика».

Большую часть 1960-х Стил снималась в готических фильмах ужасов, в которых играла как положительные, так и отрицательные роли. Очень точно о ней написал автор Денни Пирри в своей книге «Культовое кино»: «Самая очаровательная актриса, когда-либо регулярно появлявшаяся в фильмах ужасов… Её красота таинственна и уникальна, её большие глаза, выступающие скулы, чёрные как смоль волосы, пухлые губы, упрямо вздернутый подбородок — её лицо может иметь одновременно как дьявольский, так и ангельский вид».

Благодаря своим внешним особенностям и прекрасной актёрской игре, Барбара Стил порой в одном фильме играла сразу 2 роли – роковой обольстительницы и девушки чистой душой. В «Маске сатаны» ей также достались 2 роли: зловещей ведьмы и прекрасной невинной девушки.

Дистрибьютором «Маски сатаны» в США была студия Роджера Кормана - AIP. В Америке фильм получил название «Чёрное воскресенье». В последующие несколько лет именно AIP были постоянным дистрибьютором фильмов Бавы для американского проката.

Особый стиль «Маски сатаны» повлиял в частности на творчество Тима Бёртона, в особенности – на создание «Сонной лощины».

После "Маски сатаны" Барбара снялась у Роджера Кормана в одном из фильмов, основанных на рассказах Эдгара По - "Колодец и маятник", в котором исполнила роль роковой изменницы.

Оригинальный рассказ По весьма короткий, поэтому писатель и сценарист Ричард Мэтисон написал некую предысторию к событиям, описанных в произведении По.

В фильме, как и в большинстве рассказов По, речь шла о таинственной болезни, и умирающей от неё прекрасной женщины. Действия происходят в 16 веке в Испании. Как и в большинстве фильмов цикла, «Колодец и маятник» начинается с впечатляющей сцены, в которой главный герой прибывает в загадочное поместье и вовлекается в пучину страшных событий, связанных с родовым проклятием и таинственной болезнью.

В «Колодце и маятнике» было множество готических декораций, необычная цветовая гамма, впечатляющий финал, и, конечно же - удивительная игра Винсента Прайса и Барбары Стил.

В фильме есть примечательная сцена, в которой показан труп невесты главного героя, лежащий в гробу, застывший с ужасающим выражением на лице в момент попытки вырваться наружу, будучи заживо похороненной. Сам Стивен Кинг признал эту сцену, как одну из самых страшных в истории фильмов ужасов.

Далее у Барбары последовали роли у еще одного классика хоррора Риккардо Фреды - "Ужасный секрет доктора Хичкока" (1962) и "Призрак" (1963).

Доктор Бернард Хичкок – безумный учёный проводящий эксперименты над женщинами. К тому же у него раздвоение личности. Он убивает свою жену, находясь в психическом припадке. Вскоре он женится на молодой привлекательной женщине. Её начинает посещать призрак его умершей жены…

Сюжет «Ужасного секрета» навеян французским фильмом ужасов «Глаза без лица», в котором безумный учёный хирургическим путём извлекает кожу у девушек, чтобы вернуть своей обезображенной в результате аварии дочери привлекательную внешность.

В «Призраке» Барбара играет роковую женщину, которая изменяет своему умирающему от болезни мужу с его личным врачом. Вместе с ним она убивает своего мужа. Через некоторое время им начинает досаждать его призрак…

У фильма очень завораживающая готическая атмосфера, потрясающие декорации и отличная актёрская игра. Это, пожалуй, лучший фильм Риккардо Фреды.

Сюжет имеет неожиданную развязку.

Барбара Стил создала ещё один яркий образ коварной обольстительницы.

В том же году Стил снялась у классика итальянского кино - Федерико Феллини - в фильме «8 с половиной».

В 1964 году Стил сыграла в фильме Антонио Маргерити - «Замок крови».

События происходят в 19 веке. Главный герой – журналист - берёт интервью у самого Эдгара По. В ходе беседы По утверждает, что его рассказы – отнюдь не вымысел. Журналист настроен скептически, но таинственный незнакомец, сидящий рядом, предлагает ему заключить пари, по которому он должен провести ночь в родовом замке Блэквуд, чтобы удостовериться в существовании потусторонних сил. Журналист отправляется в замок и встречает там прекрасную девушку, которая на самом деле является призраком…

«Замок крови» - добротный атмосферный фильм, хоть и несколько затянутый.

Барбара Стил создала потрясающий образ прекрасной женщины–призрака.

В дальнейшем Маргерити ещё раз сотрудничал с Барбарой в фильме «Длинные волосы смерти».

Как и в большинстве готических фильмов 1960-х годов, в сюжете речь идет о ложно обвиненной в колдовстве женщины во времена Средневековья. Ее сжигают на костре, и она перед смертью обрушивает проклятия на инквизиторов. Следом убивают и ее старшую дочь Хелен Карнштейн (отсылка к «Кармилле»). Несколько лет спустя Хелен воскресает из мертвых, чтобы отомстить за свою смерть и за смерть своей матери.

«Длинные волосы смерти», наряду с «Маской сатаны» и «Замком крови», - один из лучших готических итальянских фильмов 1960-х.

В фильме "Любовники из могилы" Барбара исполнила роль женщины-призрака, намеренной отомстить своему мужу убившем ее за измену. Заключительная сцена фильма, в которой героиня Стил предстаёт в образе призрака с обезображенной внешностью, производит сильное впечатление. Её зловещий смех, раздающийся в момент апогея всего фильма, заставляет по-настоящему устрашиться.

В 1968 году Барбара снялась в фильме, вольно основанном на произведении Говарда Лавкрафта - "Сны в ведьмином доме" - "Проклятие темно-красного алтаря". К ней присоединились такие ветераны хоррора как: Кристофер Ли, Борис Карлофф и Майкл Гоф.

Главный герой - Роберт Маннинг - отправляется на поиски своего таинственно исчезнувшего брата. Он едет в далёкое поместье, откуда от него в последний раз поступил телефонный звонок. Попав туда, Маннинг вовлекается в пучину загадочных событий…

Фильм содержит в себе неплохую нагнетающую атмосферу, необычную цветовую гамму и, конечно же, прекрасную актёрскую игру ветеранов хоррора. Также в ней отразили эпоху "свингующей" Англии с ее "свободной любовью", раскованными обнаженными девушками и хиппи.

После этого Барбара временно перестала сниматься в хоррорах, лишь иногда появляясь в фильмах этого жанра, таких как: "Судороги" Дэвида Кроненберга (который ее отвратил ввиду своего содержания. По ее словам, она сыграла в нем, поскольку хотела побывать в Канаде) и "Пираньи" (1978) Джо Данте - кормановский спин-офф "Челюстей".

Также в 1974 году в фильме "Страсть за решеткой" Барбара сыграла суровую комендантшу в женской тюрьме строгого режима. Это был дебютный фильм Джонатана Демме - будущего создателя "Молчания ягнят", а на тот момент - "ученика" Кормана.

В 1990-х Стил занималась продюсированием и практически не снималась в кино. И лишь в 2012 году она снова порадовала своим появлением в триллере "Комната бабочек", в котором она снова продемонстрировала потрясающую актёрскую игру, и даже смогла вызвать некоторое сожаление к своей героини, что у неё всегда хорошо получалось. Ее дочь в этом фильме, кстати, сыграла еще одна "королева крика" - Хэзер Лэнгенкэмп - звезда "Кошмара на улице Вязов".

В недавнем прошлом Барбара появилась в небольшой роли в сюрреалистическом фильме Райана Гослинга - "Как поймать монстра".


Рецензии