Ночные забавы

   Я уже как-то упоминал, что в своём стремлении заработать не гнушаюсь ночных дежурств в приёмном отделении больницы.Чтобы непосвещённому читателю стало понятно о какой глубине профессионального падения идёт речь, осмелюсь сравнить свои походы в приемник с невероятным на мой взгляд стремлением средней руки армейского начальника заступить в наряд дневальным. Недавно, правда, наш адмирал (зав отделением) отстранял меня от обязанностей младшего матроса по больнице. Мотивировал он это тем, что я уже не так молод, бла-бла-бла, и вообще, здоровье дороже. А по мне так дороже всего солидный счёт банке, который можно периодически потрошить на всякие приятные вещи, не боясь  остаться без денег.
 
Когда-то на заре своей карьеры в 90-е я был гол как сокол. Носил засаленые брезентовые штаны и туфли с протёршимися до дыр подошвами. На общественном транспорте до работы я добирался с помощью льготного удостоверения работника санэпидстанции. Удостоверение было отпечатано на принте компьютера. Дизайном его занимался какой-то знакомый, какого-то друга одной медсестры в моей туберкулёзной больнице. Документ этот был помещен в твердую корочку папье-Маше красного цвета и заверен гербовой печатью. Печать я поставил сам с помощью голубых чернил и реверса железного российского рубля. Как говорится, голь на выдумки хитра. Как правило, моё удостоверение работало исправно. У контролёров, видимо, не было списков ответственных должностей, позволяющих их обладателям бесплатный проезд, а разных льготников тогда был пруд пруди. Я помню, как лафа неожиданно закончилась, и меня пару раз пытались брать за жабры, и, даже, вырвали из рук моё сомнительное удостоверение. Спасался я бегством, выпрыгивая из автобуса, на пол-пути до нужной мне остановки. Осознав, что работники саэпидстанции большим почётом у контролёров троллейбусов пользоваться перестали, я прибег к помощи мимикрии. Этот приспособительный механизм очень популярен в борьбе за выживание в царстве животных. К примеру, безобидная муха, раскрашенная матерью природой в жёлтый и чёрный цвета, в глазах потенциальных хищников выглядит как опасный шершень. Такая муха в беспощадном мире, где одни стараются съесть других, имеет больше шансов на выживание, потому, что её  трогать боятся. "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё наша задача" - убедил я себя и отрастил густую чёрную бороду. Когда борода достигла убедительной длины, для пущего эффекта я постригся наголо. Получился этакий негатив волосяного покрова лица. Снизу густо, сверху пусто. Теперь мне можно было сниматься в фильме "Кавказский пленник" или "Грозовые ворота". Россияне в 90-е прекрасно понимали в какой стране им довелось жить. Ещё раз попробую прибегнуть к сравнению. В пищевой цепочке российского общества рядовые граждане были сусликами перемещающимися из норки на работу в набитом под завязку автобусе. На этой кормовой базе процветали на своих подержаных иномарках мелкие хищники:  аферисты, проститутки и жулики всех мастей. Главными хищниками, царями звериного царства, были менты на Крузаках и Чечены в Мерседесах. Своею лысиной и чёрной бородой я косил под Чечена в автобусе. Диссонанс в этом сочетании был очевиден, ну да кто рискнёт проверить жёлто-черную муху на вшивость?  Сверкая лысиной и сметая своей густой бородой перхоть с воротников курток и плащей толпящихся в проходе общественного транспорта пассажиров, смело и нагло теперь глядел я контролёрам прямо в глаза. Те свой взгляд отводили в сторону. "Граждане, показываем билетики!"   обращались они мимо меня к  мухам , которые выглядели безобидно.
Мне и сегодня нет-нет да и приснится что-нибудь на тему "у меня кончились деньги". Липкое послевкусие таких ночных кошмаров бывает тащится за мной в суету нового дня как напоминание о том, что я ни в коем случае не должен расслабляться, но продолжать цепляться за жизнь и барахтаться изо всех сил. До конца.

Спросите меня, как из тумбочки дневального можно вынуть офицерскую зарплату? Всё просто, Ватсон. Пережитки социализма. Израильское муниципальное здравоохранение платит за отработанные часы. Мой час с учётом стажа (почти 35 лет в бизнесе) стоит дорого, и системе всё равно, оперирую ли я или мою в операционной полы. Мне тоже уже, кажется, всё равно. А вокруг все с такими моими перевоплощениями уже и свыклись. Никого не удивляет, что сегодня я авторитетно, тоном не терпящим возражений раздаю всем указания и снисходительно объясняю суть находки в животе пациента, смысл принимаемых мною решений по ходу операции, а завтра собачусь с медсестрой приёмного отделения по поводу того, что пациенту не сделан анализ мочи.


К слову, сегодня собачился я весь вечер. В приёмнике заправляет старший мед брат Саймон. Чувак занимает этот пост уже, наверное, годы. Поэтому и чувствует себя не просто в своей тарелке, а заведующим всем столовым набором.  На этой кухне мой дух альфа самца изрядно отравляет Саймону воздух. В моём присутствие он задыхается.  Мои самые невинные просьбы воспринимает он с нескрываемым чувством уязвлённого самолюбия и реагирует на меня с раздражением, плохо маскируемым под иронию и насмешку. Есть в его конфронтации свой арсенал вооружений не имеющих аналогов с моей стороны. Саймон в нюансах знаком с базой данных Камелион, через которую документируется любое действие медперсонала больницы (назначение лечения, заказ снимков, анализов, обращение за консультацией к врачам разных специальностей, перевод в другое учреждение и т.д.) Саймон также ориентируется во всех инструкциях и предписаниях, т.е. чётко знает должностные границы и пределы профессиональных полномочий. Своих и, главное, моих. На такого перца где сядешь, там и слезешь. Благо, мои полномочия мне всё-таки позволяют надрать ему задницу в случае чего. Поэтому Саймон сфинктеры держит сомкнутыми, ну и, будьте спокойны, мне расслабиться он тоже не даёт. В такой деловой обстановке я и несу службу с пятницы на субботу, т.е. в тот день, когда мне босс в конце концов позволил брать дежурства, не смотря на бла-бла-бла и здоровье. Чем хорош этот день? Завтра суббота, и до воскресенья (понедельник на старые деньги) я приду в себя и, как ни в чём не бывало снова приступлю к своим обязанностям старшего врача без ущерба для лечебного процесса в отделении и операционной. Хорош этот день и своей предсказуемостью.  Религиозные евреи стремятся отстреляться на кануне субботы и с утра валят в миюн по любому поводу. С приходом шаббата  (а в зимнее время шаббат накрывает Бней Брак до 5-ти вечера ) приёмное отделение постепенно пустеет. Так, что редкая птица долетит в ночи до нашего Днепра. Атмосфера напряжения разряжается, и можно перекусить.

Субботний хавчик приносят в пинат охель (уголок питания). Там в металлических контейнерах, заботливо укрытых фальгой томятся тушёные рыбные филе и куриные окорочка. Сестра Рая, маленькая круглая бухарская женщина неопределённого возраста и никогда не исчезающим блеском смешинок в чёрных а-ля Карцев слегка на выкоте глазах зовёт меня взглядом.
- Что такое, Рая?
- Доктор, там это, охель принесли, хватит бегать, идите покушайте.
Смешинки в Раиных глазах зажигательны. Моя нерастраченная в перепалках с Саймоном ироничность, кажется, такого запала только и ждала.
- И что у нас сегодня на ужин?
- А то вы не знаете, доктор. Как всегда рыба. И ножки курицы. Вы курочку первым делом возьмите, пока другие не разобрали.
До упоминания курицы я как-то не горел желанием есть. А тут вдруг мысль о жареной курятине поманила меня в пинат охель, и я отправился туда без долгих колебаний. Заглянув поочерёдно под фольгу каждого контейнера, я обнаружил рыбу, печёную картошку, тушёные овощи, рис. Курицы не было. Вернувшись к сестренскому посту, я нашёл Раю и Саймона. Оба были увлечены беседой.
- ...Рая - вещал Саймон, - курицу я попросил вернуть. Выглядит она не хорошо: какая-то серая и пахнет как буд-то не свежая. Так, что осталась только рыба.
- Вот! - Рая направила правый указательный палец вверх, - мне тоже показалось что-то с курицей не то. Подозрительная она какая-то!
- Рая! - вынырнув из-за спин сладкой парочки, возмутился я, - вы же меня только что послали эту курицу есть, зачем вы так?...
Смешинки в Раиных глазах а-ля Карцев вспыхнули праздничным салютом и рассыпались на тысячу мелких искр
- Рыба свежая, но по 5 рублей. Зато курочка по 3...
  

   Так случилось, что сегодняшнему дежурству не суждено было стать очередным днём моей жизни, когда главный её актив, время (сколько там у меня его осталось?) разменялся на чувство внутренней свободы.  В глубине души я даже надеюсь, что, возможно, зачтётся  мне это дежурство где-то выше. Пополнив положительный баланс на том счету, который может быть поможет искупить мои грехи перед Всевышним. Я, конечно, понимаю, что любой грех в глазах Бога одинаково плох, а плата всегда одна. Но всё же... Стыдно, наверное, предстать перед Судом небесным абсолютно голым, без единого фигового листа. Вика вот, бывает, старается протереть пол на кухне перед приходом уборщицы. Так и я, сегодня хоть пол подмёл.
  

  Мальчик 18 лет перебирался через какой-то забор и свалился с высоты не более одного метра, ударившись о землю грудью. В сопровождении друзей прибыл он в приёмное отделение из-за боли в рёбрах часа 3 спустя.
При осмотре парнишка возбуждён, смеётся и морщится от боли одновременно. Его возбуждение явно передалось и паре-тройке друзей, которые суетятся, подбадривают друга, звонят кому-то со смартфона и тоже смеются. Вся компания как-будто не докормлена риталином. Давление у мальчика в норме, пульс чуть учащён (что не удивительно в компании гиперактивных друзей). Немного бледен, как многие ашкеназы. Болезненность по ходу реберной дуги слева, нет кровоподтёков, не чувствуется крепитаций. Дыхание с обеих сторон грудной клетки прослушивается хорошо.
Чего не хватает, чтобы сделать снимок грудной клетки и убедиться в том, что нет лёгочной контузии, выпота в плевральную полость и перелома рёбер? Чего не хватает, чтобы выписать пациента домой и уже, отделавшись от этой шумной компании, переключиться на остальных страдальцев, коих у тебя в полчетвёртого ещё полный миюн? Лет 20 назад я бы так и сделал. Уверен, что так бы на моём месте поступили бы все знакомые мне митмахим, которые в силу своего профессионального статуса несут в приёмнике службу дежурного врача. Но мастерство не пропьёшь. Не понравилось, очень не понравилось мне поведение мальчика и его аристократически прозрачная кожа с лёгким румянцем на щеках. "Психо-моторное возбуждение" записал я в разделе "Общее состояние". И "Бледные" в разделе "Кожные покровы". Записал, посмотрел и понял: Дело пахнет керосином.


  Профессиональный опыт, как лоскутное одеяло, складывается из множества пережитых ситуаций. Тех, в которых приходилось оказываться. Когда принимались решения, иногда правильные, иногда ошибочные. Результаты этих решений кому-то позволили спастись, а кого-то похоронили. Этот опыт хирурга трудно переоценить, потому, что он диктует паттерны единственно правильного решения проблемы.
Тридцать семь лет назад, будучи студентом мединститута, я, как и многие мои однокурсники, волонтёрил в качестве помощника дежурного врача в одном из хирургических отделений Областной клинической Больницы г. Иркутска. Однажды ночью через приёмник госпитализировали парня лет 25. В драке ему, вроде бы, сломали пару рёбер и нос. Парня отправили в хирургическое отделение для наблюдения до утра. Всю ночь молодой человек буянил, валял дурака, надоедал сёстрам. Мне пришлось вызвать дежурного врача, который назначил парнишке что-то для успокоения. Утром парнишка к радости замученных  медсестер попритих, а потом и умер. На вскрытии нашли массивное забрюшинное кровотечение из повреждения аорты, причинённого, вероятно, шилом оставившим на коже спины едва заметный след, на который при осмотре не обратили внимания. Единственным предвестником катастрофы было Психо-моторное возбуждение. О цвете кожных покровов в полумраке ночного отделения никто не думал.


   Мальчик 18 лет вёл себя вызывающе, не обращая на меня никакого внимания, жестикулировал, кричал что-то находившейся тут же шумной компании (пока я не выкинул его друзей от нас подальше) и постоянно вертелся. Короче, всем своим поведением выпросил он компьютерную томографию, с помощью которой был диагностирован разрыв селезенки с активным кровотечением в брюшную полость. Сейчас селезёнку спасают ангиографисты. Шансы есть. Но главное, пацан будет жить. Надеюсь долго и счастливо. Сегодня на дежурстве мне повезло спасти две жизни: мальчика упавшего с забора и того юного митмахэ, который должен был им заниматься вместо меня, не выпроси я разрешения у босса.
Так сказать, Аминь.


Рецензии