Благодать. Обожение. Излияние Духа
5. Благодать. Обожение. Излияние Духа.
Благодать – не "плод таинств" (термин в Катехизисе), а действие Духа Святого в отношении человека, к которому Бог благосклонен. Слово "благодать" происходит от двух слов: "благо" и "дать". Благодать – это дар Божьего расположения.
Естественный (природный) нравственный закон, заложенный Богом в человека, – это совесть. Совесть, ещё не соединённая с Богом, загрязнена ошибками и грехами, отягощающими человека. Совесть, обращённая к Богу и просвещённая знанием слова Божьего (Библии), под влиянием Духа Святого познаёт стандарты Божьи и стремится к ним. Благодать Божья направлена на взаимодействие с совестью человека.
Новый Закон – это новая нравственная природа христианина, преобразование его ума и сердца по образу Иисуса Христа влиянием Святого Духа.
Слово "благодать" в русском языке только в единственном числе. Это милость Божья, дарующая блага. Это слово употребляется только в единственном числе, и "благодатей" не бывает. Во множественном числе уместнее употреблять другие слова: блага, благословения, дары и тому подобное.
Благодать бывает универсальная (обеспечение нужд всех людей мира), детская, предваряющая завет и заветная. Христиане, вступившие в завет, имеют благодать завета, которая называется "дар Духа Святого".
Благодать познаваема опытом. Поэтому, она ощущаема и на уровне духа, и состояний, и дел. Это благостные состояния духа и души, возрождённые люди эти состояния знают. Рождение свыше и жизнь по духу – не умозрительная вера, а именно познаваемый, эмпирический опыт.
"Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Римлянам 8;16).
"Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1Иоанна 3;10).
Выражение "заставить обожиться" неуместно, поскольку в служении Богу нет принуждения. Точнее будет сказать: дать возможность обожиться. Но обожиться не означает стать Богом, потому что человек не становится Богом. Обожиться - означает освятиться Божьим Духом.
Страсти в трактовке Катехизиса - это психические состояния, библейском же смысле страсть имеет негативный контекст – это порочное чувство, рождаемое греховным состоянием духа. Поэтому, страсти (злые чувства), как и похоти (злые желания), должны быть нами осуждены. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Галатам 5;24).
Обрезанием Христовым является обновлённое сердце. Дар Духа Святого "обрезает" греховное естество человека, которое в Писании, также, названо "плотью".
Галатам 5; 22-23_ Данный текст Писания не о плодах Духа Святого, а о плодах человеческого духа. Добродетели – это плоды новой природы человека, его возрождённого духа, новые моральные качества. Писание противопоставляет дела плоти, то есть, производное старой природы, и плоды духа (с маленькой буквы), то есть, производное новой природы – обновлённого сердца человека.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5;19-21).
Дух Святой, называемый Духом благодати, истины и усыновления, исходит через Иисуса Христа (Иоанна 1;17; 2 Тимофея 1;9, Ефесянам 1;4-5, Римлянам 8;15).
Дух Святой исходит от Отца и через Сына (всегда через Сына), не одновременно, поскольку в Боге нет времени, но в порядке очередности личностей: сначала Отец, названный Безначальным, потом Сын, названный От начала Сущим, потом Дух. Отец – это личность-Мысль Бога, Сын – это личность-Слово, а Дух – это личность-Дыхание, или Сердце Бога. Мысль рождает Слово, Дух сопровождает сказанное Слово, исполняя Его во Вселенной. Поэтому, в человеческой истории показана поочередность явления Бога Троицы миру: период Отца, период Сына и период Духа (пятидесятница). А в Писании сказано: "Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит" (Иоанна 5;26). Духа Святого посылает и дарует людям Иисус Христос. "Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Марка 1;8).
Если бы Иисус с момента зачатия во всей полноте владел Духом Святым, тогда Духу Святому не нужно было бы сходить на Него в крещении. Но Духа Святого в Иисусе не было до крещения. Поэтому, Он и сходил на Него во время крещения. В самом действе заложен пример будущим христианам: как Иисус получил Духа Святого в крещении и начал служение Богу, так и с нами происходит.
Сошествие Святого Духа совершилось только в день Пятидесятницы, и не раньше! Потому что, это событие имеет свою логику: оно следует за искуплением грехов, воскресением и вознесением Господа Иисуса Христа к Отцу. 20-я глава Иоанна "Примите Духа Святого" – это пророчество о событии, а не само событие.
Пасхальная тайна на богослужениях не "совершается", а возвещается. Повторения библейских событий не бывает. Выражение "излияние Духа" применительно к богослужениям некорректно: оно относится к заветному дару Духа Святого христианам, а не к богослужениям.
Выражение: "Постоянно дарует излияние Духа" – неправильно. Не излияние, а действие благодати! Дар Духа Святого (к которому употребляется слово "излияние") – единократный. А действие благодати – множественно.
Получив благодать от Бога, стоит задача её хранить, так как, это драгоценный дар, которым нельзя пренебрегать. Пренебрежение благодатью является оскорблением Духа Святого. «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Коринфянам 6;1),
«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать» (Евреям 12;28).
В детстве обрести совершенство духовного возраста человек не может! Вступление в Завет с Господом и получение дара Духа Святого, дающего духовное рождение и последующее за этим духовное возрастание, – только для взрослых. Дети имеют безусловную детскую благодать, действующую извне.
Таинства не являются источником благодати. Благодатен, по Писанию, тот, кто во Христе, и безблагодатен тот, кто не во Христе. Церковь живёт Словом Божьим и Христом воскресшим, предоставляя своё тело в жертву живую (Римлянам 12;1), в обитель Духу Святому, и тем самым становится Телом Христовым.
"Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?…
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Коринфянам 6;15-19).
Запечатление христиан для Бога не в крещении, а в даре Духа Святого, последующего за обязательствами крещения, принятыми и исповеданными крещаемым. Лишение дара Духа Святого происходит в случае ожесточённого нарушения завета и оскорбления Духа Святого (Евреям 10;26).
Избыточное наделение благодатью обрядов. Благодать не в обрядах, а в живом и действующем Иисусе Христе. Укрепляется, питает душу христианин не от обрядов, а от молитвенного общения с Иисусом Христом. Возложение рук не наделяет даром Духа Святого, потому что это делает Сам Господь Иисус: "Он будет крестить вас Духом Святым" (Матфея 3;11, Марка 1;8, Луки 3;16). Возложение рук является ходатайственной молитвой с отождествлением и поручительством! А не передачей Духа Святого. В католичестве божественную миссию дарования благодати передали людям, и в этом – обольщение.
Также, искать нужно не Духа Святого, а Иисуса Христа, и принимать нужно не Духа Святого, а Иисуса Христа в Нём. Взгляд человека должен быть сосредоточен на личности Иисуса Христа, Сущего на небесах. Дух Святой проповедует не Себя, а Иисуса Христа, и сходит на тех, кто посвящает себя Иисусу Христу. Подлинное христианство христоцентрично.
Цитата (катехизис): «Церковь приглашает нас обращаться каждый день к Святому Духу, особенно в начале всякого важного дела и при его завершении»//_
Благодать исходит ОТ Господа Иисуса Христа ЧЕРЕЗ Духа Святого. Поэтому, надо обращаться не к Духу Святому, а к Спасителю, как это делала первоапостольская церковь (1Коринфянам 1 глава). Когда же люди молятся Духу Святому, призывают Духа Святого, они игнорируют Того, Кто посылает Его, и, поэтому, Дух Святой не приходит, но приходят взамен духи бесовские, обманщики, выдающие себя за Духа Святого. По причине доктринального нарушения появляется почва для обольщения. Вот, почему нужно строго следовать букве доктринального учения Нового Завета!
Поклоняться, почитать, благодарить, славить – да, нужно. Но обращаться, призывать надо не Духа Святого, а Иисуса Христа, и не "внутри нас", а находящегося на Небесах, одесную Отца, как это делали христиане, чему нам даны примеры в Писании (1 Коринфянам 1;1, Колоссянам 3;1). "Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога" (Колоссянам 3;1).
Цитата (катехизис): «Он делает нас «христами» (помазанниками)… Будучи же причастниками Христа, вы по праву именуетесь «христами». //_
Неправильно! Мы не становимся "христами" и не можем так именоваться. Такое выражение абсолютно некорректно, оно поднимает нас к текстам о "лжехристах", о чём предупреждает Писание. Значение титула Христос уникально – Поставленный на Царство над миром. Это титул Царя Вселенной. Его титул, а не наш.
Свидетельство о публикации №223123000480
Вы пишете, что "заставить обожиться" неуместно, поскольку в служении Богу нет принуждения. Точнее будет сказать: дать возможность обожиться".
То и другое, на мой взгляд, скорее всего, не только "неуместно", но и неприемлемо.
Приставка "обо" означает действие, производимое вокруг чего-либо или во все стороны". Вы же, если правильно понял, пытаетесь этим странным термином указать на действие, концентрированное не вокруг объекта, а на объекте - человеке.
Слово это не только звучит нелепо, но невольно может ассоциируется (в первую очередь, у безбожников) с такими словами, как "обогатиться", "обобраться", "обожраться" и даже похлеще, что, естественно, опускаю.
Мы сами ничего не можем, говорит Христос. Только Он и Отец наш небесный могут нас наполнить, как Вы правильно пишете, Божьим Духом (если под "обожиться" именно это иметь ввиду). Невозможно также и самому "оцерквиться". Почему, думаю, понятно.
Что же касается католического катехизиса, то он, к сожалению, содержит немало утверждений, не соответствующих Священному Писанию. В том числе и канонизация, так называемого, триединства.
Кто внимательно исследует Писание, неизбежно придёт к выводу, что Бог - един. Он Сам это сказал и велел написать. И написали (см. Тору).
Дифференцировать Всевышнего, на мой взгляд, кощунство. Приписывать человеком - Его творением! - Богу то, чем и кем Он не является или наоборот - грех.
Библия представляет нам две Божественные Личности: Бога и Сына Его. Всё. А Сын этот говорит, что Отец - больше Его. Прочтите внимательно послания Павла Коринфянам. Там тоже дано знать, что у нас один Бог и один Посредник - Христос. Про какую-то третью личность - ни слова.
Наталья, всего Вам доброго, мира, любви и, прежде всего, Божьих благословений.
Петер
Петер Браун 13.07.2025 14:21 Заявить о нарушении
Наталия Кобилева 2 13.07.2025 15:52 Заявить о нарушении
ЕСли для Вас о Святом Духе в Писании ни слова, или Он в Вашем представлении не личность, а, может быть, творение, предмет, то это плохо. Значит, благодать Божья, и обожение соответственно, от вас далеко.
Наталия Кобилева 2 13.07.2025 15:59 Заявить о нарушении