Искусство парадокса и линия жизни кино

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ИСКУССТВО ПАРАДОКСА И «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» КИНО».

«Олег Сироткин. Противоречие. Перевёртыш. Парадокс. Курс лекций  по сценарному мастерству. -  Москва: Альпина публишер, 2023».

В книге лекций-тренингов Олега Сироткина я сразу же натолкнулся на основную для слушателя и читателя тему: парадокс в основе сюжета. Вот как резюмирует преподаватель свою лекцию:
«Положите  в основу сюжета парадокс – зрителю будет что исследовать в проекте. Сюжеты на основе прописных истин малоинтересны. Оспаривание народных пословиц – один из способов придумать оригинальный сюжет. Сочините историю, исходя из предположения: «А что было бы, если бы…». Если вы экранизируете фантазию, которая приходила на ум многим, ваш фильм будет успешен в прокате. «Всё, что доходит до крайности, переходит в свою прямую противоположность» -  лучшая иллюстрация сюжетной арки. Палач становится защитником своей жертвы – один из самых интересных сюжетов в мировой культуре. Поменяйте ролевые позиции персонажей: «яйцо учит курицу», «ученик переучивает учителя»,  «жертва казнит палача» и т.д.- и вы получите материал для художественного произведения» (стр. 33).

Что я могу сказать с высоты  своего сценарного опыта об этом?
Умная и честная публика устала от парадоксов, от художественного умничанья, которое собирает всё меньше куша. Люди нуждаются в жизненности, в реальности в жизни, которая и есть истина, и есть прекрасное. Такой сюжет не пойдёт в коробку  дешёвой распродажи, при достойном исполнении  от вытеснит «недоанекдоты»  с витрин киноклассики.

Я сравниваю рассуждения и примеры Сироткина с сюжетами своих сценариев и прихожу к выводу, что автор подходит к искусству с точки зрения утилитарного рацио, подобного глупости бергсоновского «Смеха», который учит дураков тому, как смеяться «где надо», по команде и наслаждаться выдумкой.
Время проводит вечно-новые перспективы, и в основе «духовного реализма» -  вечные ценности.  Именно так в кино должна появляться нетленка. Зрителя нужно поднимать и вести, учить и утешать.

А. Михаил. 29 декабря 2023 года.


Рецензии