Амираниани. Глава 3. Ангел

Есть ведь дела, от которых хотелось бы отказаться.
В час нужный забыть всё, откинуть - и потеряться.
Тот мальчик был целью, и шел – не прошел бы мимо.
И для Меня есть оно, - что неодолимо…
Часто ль видали отца, что не хочет блага для сына.
Чьё сердце сдалось - иль затвердело как льдина.
Предрешено было все, знал, и шел как на плаху,
О Амиран, началось все – и двигалось к краху…
Как не любить тебя, мальчик, из звездной из пыли,
Как не хотеть, чтоб Луна и Солнце тебе служили…
Я подставлял тебе плечи, и когда было худо,
Я на руках выносил тебя, говорили: «чудо»!
Я бы хотел, чтоб ты рос и душой возвышался,
Я же мечтал, чтоб душою ты звезд касался!
Я подарил тебе то, что зовут любовью,
Сам по ночам приникал к твоему изголовью…
И всего-то, чего я хотел, чтоб в пути-дороге,
Шел ты ко Мне иль бежал, малыш босоногий…
Пусть бы боролся, доказывал, рвал Мне душу,
Пусть побеждал иногда, гордился: «не струшу»!
Но чтоб хотел Мной быть понятым и оцененным,
Меня обретшим в себе, и Мной - обретённым…
Что в этом неправильно, что же тебе непонятно.
Любить Создателя, быть благодарным – невнятно?
Я дерзновенье бы принял, Я б принял отвагу,
Раз призови ты Меня к крутому оврагу.
Раз попроси, и скажи: «Отец мой Небесный!
Волей твоей - помоги, благою вестью»!
Цвета синего не полюбил – почему же,
Я как надежду давал его бедным душам…
Я ж и сейчас открываю порою темницу,
Чтоб протянуть от Неба тебе десницу…
Ты моим именем и обманул, и предал.
И гнева отцовского до синевы изведал!


Древние напластования мифа и близкие к нашему времени записанные сказки (например, сборник "Грузинские народные сказки", "Ганатлеба", Тбилиси, 1986, которым пользовались мы), конечно, разнятся между собою. В старинных преданиях Амиран сражался с Богом, в сказках уже  - трижды клялся именем Христа, да не сдержал клятву. И с Ангелом, крестившим Амирана, не все так просто. В ряде преданий это обряд инициации, купание в ручье, чей дух подарил Амирану силу...И собирательное имя "Бог", употребляющееся в преданиях, может никак не срастись в нашем представлении с образом Христа. Автору пришлось объяснять себе самой, что народные предания не столь хорошо ей знакомы,да и серьезными научными изысканиями заниматься не приходится, не хватит знаний по истории Грузии и самого грузинского языка. Поэтому оставим имя Ангел, и сам текст приведет к Богу. В конце концов, важен сам факт богоотрицания, богоборчества Амирана. И момент глубокой грусти и отречения Отца от сына.


Рецензии