Я и мы

     А толчок к этой мысли мне дали этрусские тексты. Много раз встречал я в них слово МИ (МЫ) и поначалу ничуть не сомневался, что оно означает «мы». У всех славян оно общее. Сомнения появились, когда очень долго не мог встретить у этрусков слова со значением «я». Однажды встретил похожее и принял его за Я, но после более тщательного анализа убедился, что написано не ИА (я), а ЛА , сокращение от ЛАУТЕН,то есть «лавочник, купец».
     Пригляделся к русскому Я, к его размытым границам с МЫ. Знал, конечно, что назвать себя словом МЫ вместо Я мог император или автор научной публикации. Оказалось, что не только они. Вспомнился старый фильм «Мы из Кронштадта». В нём жалкий, испуганный солдатик истово крестится и повторяет фразу «Мы пскапские» (не «псковские»). Рядом никого нет. Он явно говорит о себе, дрожит за собственную шкуру.
     А вот цитата из рассказа «Вор» П.Е.Накрохина: «Вы кто такой собственно?
   -- Мы простого звания, -- одно слово: мужик. Крестьянин Пскапской губернии Савва Зоткин. На фабрике работаю.». Нет ни малейшего сомнения в  том, что этот простолюдин из той же Псковской губернии называет себя словом МЫ, хотя он никакой не монарх и не научный работник. Выходит, что смешению Я и МЫ подвержены все слои населения и границы между двумя смыслами, «один человек» и «несколько человек», ещё более проницаемы и даже призрачны. Они могут совсем исчезать, как исчезла у английского YOU грань между «ты» и «вы». Кстати, английское МИ me (ну, чем не МЫ?) означает не «мы», а «я».
      Вывод такой: этрусское МИ (МЫ) означало как «мы», так и «я».
      Русский человек, по своей природе, коллективист, привык жить в своём родном окружении, в кругу родных и близких, в общине. Он в глубине души никогда не отрывал себя от своих родных и близких, считал себя частицей целого. Он не был ни отшельником, ни индивидуумом. И это абсолютно верно. Человек – общественное животное, крошка в ломте хлеба. «Единица – ноль. Один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно. Тем более дом пятиэтажный.» (В.В.Маяковский).
     Не только короля создаёт его свита. Личность любого человека формируется его окружением, его родными, друзьями и приятелями. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.»

     «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Это особенно относится к родному языку. Язык, речь нужны не для себя одного, а  для общения с другими. И говорить надо так, чтобы тебя понимали другие, то есть на общем для всех общающихся языке.
     Так и хочется переделать заголовок и написать «МЫ И Я», поставив МЫ на первое место, ведь я русский.


Рецензии