Голубиная книга о истории Северной Руси

«Голубиная книга» о истории Северной Руси и прародине. Великий Гусляр

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          «Русский ученый А.Н. Афанасьев считал, что: «Из числа духовных песен, сбереженных русским народом, наиболее важное значение принадлежит стиху о голубиной книге, в котором что ни строка — то драгоценный намек на древнее мифическое представление». «Голубиная книга» — одна из самых загадочных книг древнейшей Руси, которая чудом дошла до наших дней. По сути, это устное предание, по ритму чем-то напоминающее былину. У неё нет ни автора, ни канонического текста. На сегодняшний день известно порядка 40 её вариантов, записанных в XVIII–XX веках со слов сказителей и калик перехожих в разных регионах нашей страны. … Доподлинно установить момент создания этого памятника словесности сегодня не представляется возможным. Известно, что в XIII веке «Книга» перешла в разряд запрещенных, что уже свидетельствует о том, что появилась она значительно раньше. За её чтение и передачу стали строго карать.» («Тайна «Голубиной книги»
          Где и когда по преданию «Голубиная книга» была написана?

          Одной из распространенных версий считается её появление на Русском Севере на территории современной Карелии: «По преданию, это фолиант гигантских размеров, который упал с неба к подножию дуба на острове Буян в море-океане. В стихе указаны размеры книги: в длину сорок саженей, а в ширину - двадцать саженей, или, говоря современным, языком 85 на 43 метра. Вслед за историей появления книги, на ее страницах говорится о том, откуда в мире появились все вещи, а также суть понятий добра и зла, а также много другой космогонической информации ... историки склонны считать, что книга была создана в промежутке от 18 до 2,5 тысяч лет назад. А вот первый духовный стих о Голубиной книге был записан в 1760-х годах Киршей Даниловым. Его рассказывали на территории Карелии вплоть до 1940-х годов. Ближе всех к разгадке тайны приблизился в 1904 году поэт Николай Гумилев. Он спустился по притоку Выг реки Индель к Белому морю, где на скалах обнаружил письмена каменной книги. Фактически это были гигантские каменные страницы.» («Где в Карелии спрятана легендарная Голубиная книга»
          Интересная версия есть у исследователя ведической древности Руси М.Л. Серякова, которую он выдвинул в своей книге ««ГОЛУБИНАЯ КНИГА» — СВЯЩЕННОЕ СКАЗАНИЕ РУССКОГО НАРОДА». Он пишет: «В качестве ответчика почти во всех вариантах «Голубиной книги» выступает царь Давид, то относительно фигуры задающего вопросы в них наблюдается некоторое разночтение в одних - это царь Владимир (Володимер), в других — царь Волот Волотович (Волотоман Волотомапович, Волонтоман, Молотомин Молотомьевич). Подобное расхождение сразу ставит нас перед выбором: какое имя Спрашивающего считать исходным. Поскольку различные данные говорят о том, что ядро «Голубиной книги» сложилось задолго до правления реального Владимира Святославича … вряд ли равноапостольный креститель Руси имел особое отношение к глубинной языческой мудрости, естественно признать более архаичной и изначальной фигуру Волота.»

          На Руси в древние времена волотом называли великана, гиганта или исполина.

          М.Л. Серяков рассматривает связанную с волотами - велетами топонимику Руси, «которая часто встречается на территории Руси, особенно в северной ее части.»

          Гидронимы наиболее устойчивые топонимы о них Серяков говорит: «Из гидронимии мы видим две реки Велетми, впадающие в Оку, однако большинство подобных названий рек наблюдается вдоль древнего торгового пути «из варяг в греки»: «От Днепра же реки до реки посуху, потому же Волоку именуется и лес Волоковской. Рекою же Волотию вните в Ильмень озеро…» В Верхнем Поднепровье есть река Велстовка, правый приток У стромы, и река Волотынь (Волотыня), левый приток Рамусухи. Подчас интересующий нас гидроним встречается в окружении однокорневых названий: «…деревня Волотовка Струнской волости, там же деревня Волотовное, Волотовнев и река Волотовка, приток Оболи, по которой шел путь «из варяг в греки» …»

          Другая группа - топонимы населенных пунктов: «В Белоруссии такое имя давалось отдельным деревням, урочищам и хуторам. Так, например, в окрестностях Витебска упоминается «слобода Волотовка за Двиною», затем «урочище Волотовка». Аналогичное урочище и село мы видим под Новгородом; оно впервые упоминается в летописях под 1352 г. в связи с возведением там храма: «Того же л;та постави владыка Моиси церковь камену въ имя святыя Богородицы Успение на Болотов!». Там же, на Волотовом поле близ Волхова, в курганах, по более позднему преданию, были захоронены новгородские богатыри и правители, в том числе и легендарный Гостомысл, дед Рюрика. Карты отмечают Волотово городище между реками Деньгой и Восьмой в Лопеком краю на севере, Волотово городище в Сибири за Тазом. Город Волот в Новгородской области до сих пор носит это название, менее значительные населенные пункты называются Волотово, Велетов, Волотя, Велетя и т. д.

          Третьим типом географических названий, связанных с «великанской» символикой, являются могилы: «Весьма часто это встречается в Белоруссии, где данный термин является одним из трех народных названий курганов. «Вдоль Западной Двины, включая основную часть бассейнов рек — Лужесянки, Обели, Лучесы, Лукомки, правого и левого ее притоков, распространен другой термин для погребальных насыпей — «волотовка». Всего учтено тридцать пунктов, где народ называет курганные могильники волотовками. Наибольшая концентрация таких названий отмечена в Витебском районе, в округе г. Витебска и в бассейне Лукомки». Термин «волотовка» многократно встречается в Полоцком Подвинье, обильно зафиксирован к югу от Западной Двины, включая северные районы Минской области, временами встречается в восточных районах Латвии, к северу от Западной Двины, а также в Смоленской области. Отмеченные выше захоронения на Волотовом поле наиболее почитаемых новгородцев также фактически являются «волотовками», хотя обычно и не называются так. Около устья Мечи «Книга Большого Чертежа» отмечает Болотову могилу, а еще одно аналогичное захоронение зафиксировано в Костромской области: «В четырех верстах от Большого Яковлевского на лугу, близ реки Шачи есть курган, называемый Болотовой могилой.»

          М. Л. Серяков отмечает, что: «В некоторых местах Руси зафиксированы даже следы поклонения этим гигантам: «Волоты, некоторые летописцы объявляют, что в древние времена около Вологды и Кубенского озера… прежде просвещения крещением обитали народы, сим именем называвшиеся по тому, что почитали за богов Болотов, великанов… коим и жертвы приносили…» Встречается это имя и у соседних со славянами балтов: помимо «волотовок» в Латвии есть еще и имя Велот в прусских грамотах XIII века. … Понятно, что все эти данные топонимики, разбросанные по бескрайним просторам Восточной Европы, не являются случайными и явно имеют под собой какую-то историческую основу. Еще с XIX века волотов-велетов восточнославянского фольклора ученые начали связывать с реальным западнославянским племенем велетов (в источниках их также называют вильцами и лютичами), прославившихся своей отвагой и мужеством во время борьбы с немецкой агрессией в Средневековье. Западноевропейские хроники впервые фиксируют велетов с момента столкновения их с Карлом Великим в VIII веке.»

          М.Л. Серяков считает, что русы были из врягов -западных славян (ранние русы выходцы из велетов, он пишет, что: «Часть ученых задалась вопросом не о том, как соотносились между собой западные славяне и варяги, а о том, как соотносились между собой западные славяне и призвавшие варягов новгородские словене и кривичи. И здесь ученых ожидали удивительные открытия. Одним из первых обратил внимание на западнославянские черты в языке северного населения Руси А. А. Шахматов. Знаменитое новгородское цоканье, наиболее яркую и заметную черту этого местного диалекта, выдающийся ученый объяснил тем, что в VII–VIII веках ляшские поселения были распространены далеко на восток от территории современной Польши. … Русские летописи вполне давали основание для подобного заключения, поскольку указывали, что два восточнославянских племени — радимичи и вятичи — пришли на Русь «от ляховъ». Здесь, правда, следует иметь в виду, что ПВЛ под ляхами понимала не только поляков в узком смысле слова, но и другие западнославянские племена — лютичей, мазовшан и поморян.

          Наблюдение А. А. Шахматова было развито и уточнено другими лингвистами. Н. М. Петровский отметил, что ближайшая параллель севернорусского цоканья находится даже не в польском, а в нижнелужицком языке.»

          И делает заключение о том, что «Повествующая о священных первоначалах «Голубиная книга» представляет собой текст максимальной сакральности, в котором ни одна существенная деталь не является случайной. В полной мере это относится и к Болоту, направляющему своими вопросами весь ход ритуального диалога и посредством этого определяющему последовательность повторного устного сотворения Вселенной Великим Гусляром (предтеча фольклорного царя Давида — это некий славянский царь — гусляр и певец), фигура которого ... не является случайной. То, что в духовном стихе он присутствует не в качестве абстрактного мифического великана, а как представитель исторического племени волотов-велетов, доказывается и общими представлениями о волотах в восточнославянском фольклоре, и отдельными местами «Голубиной книги», имеющими западнославянское происхождение.               
          Сам образ Болота и его руководящая роль в диалоге недвусмысленно указывают на передачу священного знания жречеством ранних русов, входивших в племенной союз велетов, восточнославянским волхвам и самым наглядным образом символизирует западнославянско-севернорусское происхождение «Голубиной книги». Приведенные факты показывают, что подобная передача священного текста о первоначалах от одного жреческого объединения другому не случайна. Она была результатом тесных связей обоих славянских народов, обусловленных общим происхождением и переносом основополагающих социальных структур от одного племени к другому.» «М. Л. Серяков
«ГОЛУБИНАЯ КНИГА» — СВЯЩЕННОЕ СКАЗАНИЕ РУССКОГО НАРОДА)

          По нашему мнению русы – ни откуда не приходили – они автохтоны Русской равнины, а их прародина Русский север.

          Перевод с санскрита на русский var означает: 1) покрывать, прикрывать 2) скрывать, прятать 3) окружать …5) отражать удар, 6) останавливать; сдерживать 7) предотвращать 8) подавлять (https://translate.academic.ru/var/sa/ru/) От корня «вар» (защита) образовалось и слово варяг, буквальный смысл которого – воин, защитник. Мы знаем слово варежка, надетая на руку, она защищает от холода, и такое слово как вар, от варить – защищать продукт приготовления от открытого огня водой - варом.

          Попробуем доказать, что варяги – это русы одни из древних предков русских, географическое название варяг сохранилось до нашего времени, но где? Ответ таков: «На современной карте мира, во всяком случае, в большом географическом атласе, название ВАРЯГ встречается РОВНО ОДИН РАЗ -это город ВАРЕГОВО, около ЯРОСЛАВЛЯ.

          Вот где сохранился единственный осколок старого названия ВАРЯГ. Ни в Скандинавии, ни в Америке, ни даже в Австралии, современный атлас имени Варяг НЕ УКАЗЫВАЕТ.
Как сообщает Н.М. Карамзин, в Новгороде была Варяжская церковь и Варяжская улица, что Балтийское море — это Варяжское море. Ничего удивительного здесь нет. Русские-варяги торговали с Западом, в частности, и через Балтийское море. Потому его и прозвали Варяжским, то есть Русским. Повторим, что варяги — это русские.» (источник: История земли»
          В 1858 году была издана работа А. Васильева «О древнейшей истории северных славян до времени Рюрика», в которой он раскрывает вопрос о этническом происхождении варягов и приводит данные о истории северных славян до Рюрика.

          В Воскресенской летописи сказано: «И пришедше Словене с Дуная и седоша у озера Ладожского, оттоль пришедше седоша около озера Ильмень, и нарекошачя Русь, реки ради Руссы иже впадает в Ильмень».

          Далее Васильев пишет: «Не та ли эта история, что и со всею Европою пришли славяне с Дуная, покорили туземцев, с тою разницею, что, найдя на Ладоге и Ильмене прежде их пришедших сородичей, говорящих тем же славянским языком, вполне слились с ними приняли название победивших и составили с ними одно государство»

          Славяне с Дуная, а также с северной и центральной Европы вернулись на свою прародину Русскую равнину, а о «прежде них пришедших сородичах» можно сказать, что они были автохтонами их можно назвать русами. По мнению кандидата исторических наук Светланы Жарниковой: «Не выявлено исторических причин, которые, могли бы вызвать обязательный, всеобщий уход ариев из своей прародины севера Русской равнины. Скорее всего большая часть арийских племён осталась дома на Русской равнине в северной и средней её части, став предками народов этой земли, в том числе и древними предками русского народа ….» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий)

          Этих потомков древнего индоевропейского населения с гаплогруппой R1a можно назвать русами. То есть славяне пришли не на пустое место, на Русской равнине проживали русы – они были автохтонным населением севера и центра Русской равнины до возвращения славян на свою прародину, что подтверждает современная наука. «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)

          «На пространстве, начиная с Волги/Расы/Рос и до Немана/Рось (Руса), имелись: Рось или Руса, река в Новгородской губернии; Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось – Эмбах; Рось – Оскол; Порусье, приток Полиста, …

          Итак, перед нами гигантская территория от Волги до Балтики, очерченная однокоренными гидронимами рас/рос/рус. Наличие на этой территории страны Русь и народа русы – факт безусловный и общеизвестный, а их нахождение на территории между реками с названием Раса/Руса/Рось/Русь говорит о том, что она должна была быть исконной территорией проживания народа с этим именем» (Л. Грот «Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе http://pereformat.ru/2012/12/rus/)

          Так же существует устоявшаяся точка зрения, что словене ильменские или новгородские пришли на свои новые земли с запада: ««В.В. Седов писал о словенах следующее: «Собранный к настоящему времени материал весьма обширен и свидетельствует о несомненной генетической связи древних новгородцев со славянскими племенами Польского Поморья».
          Н.М. Петровский выявил в древних новгородских памятниках письменности бесспорно западнославянские особенности. Позднее Д.К. Зеленин указал на западнославянские элементы в говорах и этнографии русского населения Сибири – выходцев из Новгородской земли». [М.Ю. Лебединский. К вопросу об истории русского народа].
          Также, по мнению В.В. Седова, узколицые черепа (суббрахикефалы) Новгородчины обнаруживают ближайшие аналоги среди черепов балтийских племен в могильниках Мекленбурга, Одера, Вислы. Что очевидно подразумевает родство ободритов и словен. Другое дело, что ответ на вопрос, кто, куда пришел первым, видимо, остается открытым. Не исключено, что ободриты во времена древние из словен и вышли. …» Борис Новицкий «Зацикленность нашей официальной истории на Киевской Руси: о кривичах и словенах новгородских» https://zen.yandex.ru/bonorus

          Если на указанные выше факты взглянуть по – другому, то генетическая связь будет несомненной - если бы часть племен предков словен ушла бы с востока от Ильменя на запад, тогда памятники письменности и особенности говоров так же будут говорить о их близости с западнославянскими особенностями.

          Необходимо отметить, что в 1997 году была вы­де­ле­на ме­зо­ли­тическая куль­ту­ра Ве­ре­тье (В.): « ..По­се­ле­ния и сто­ян­ки ко­то­рой (7-е тыс. до н. э.) со­сре­до­то­че­ны близ во­до­ёмов в озёр­ных кот­ло­ви­нах Восточного При­оне­жья ….. Близ пос. Но­ко­ла в карь­е­ре Пес­ча­ни­ца най­ден че­реп муж­чи­ны 45–50 лет, отд. за­хо­ро­не­ние кос­тей ног др. ин­ди­ви­да (ра­дио­уг­ле­род­ная да­та 9890±120 лет на­зад, ка­либ­ро­ван­ная – 9500–9010), … Ра­дио­уг­ле­род­ные да­ты – в пре­де­лах 1-й пол. 7-го тыс. до н. э. Ар­ха­ич­ные ев­ро­пео­и­ды …. »

          В Большой Российской энциклопедии отмечается, что: «Но­си­те­ли культуры Вертье В. – пер­вое на­се­ле­ние ре­гио­на по­сле ухо­да лед­ни­ков…. Ве­ро­ят­но, но­си­те­ли тра­ди­ций В. сдви­ну­лись на за­пад, в поль­зу че­го сви­де­тель­ст­ву­ет сход­ст­во со сто­ян­ка­ми ме­зо­ли­та у Онеж­ско­го озера…»

          На странице в контакте «Расовая Антропология» в статье «Фатьяновцы действительно были первыми индо-ариями» говорится о исследовании найденного черепа мужчины Близ пос. Но­ко­ла в карь­е­ре Пес­ча­ни­ца из публикации середины 2020 года (Lehti Saag et al. Genetic Ancestry Changes in Stone to Bronze Age Transition in the East European Plain) : «Наиболее примечателен среди них мужчина культуры Веретье, живший около 10785-10626 гг. до н.э. на мезолитической стоянке Песчаница (озеро Лача, Каргополье). Он имел мужскую гаплогруппу R1a5-YP1272 и женскую гаплогруппу U4. Ранее та же линия гаплогруппы R1a была обнаружена у человека культуры Ямочно-гребенчатой керамики со стоянки Кудрукюля на северо-востоке Эстонии (сер. IV тыс. до н.э.).

          Теперь человек из Песчаницы является самым древним известным носителем гаплогруппы R1a (до этого самым древним был охотник-собиратель со стоянки Васильевка 3 в нынешней Днепропетровской области, живший ок. 8825-8561 гг. до н.э.)»( «Фатьяновцы действительно были первыми индо-ариями» (https://aquilaaquilonis.livejournal.com/1152618.).)


Рецензии