Потребность в коммуникации

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.19. Потребность в коммуникации

Под коммуникацией мы будем понимать обмен информацией между субъектами. Такой обмен предполагает сознательное использование участниками процесса коммуникации знаков, имеющих вполне определенное значение для всех его участников. Удовлетворение потребности в коммуникации является обязательным условием превращения рожденной биологической особи в человеческую личность (через процесс социализации). Хотя основными средствами коммуникации для человека являются органы слуха (вербальная коммуникация) и зрения (невербальная коммуникация), некоторая часть информации может передаваться и через другие органы чувств. Так, различные прикосновения могут служить средством тактильной коммуникации (при понимании их смысла обеими сторонами), регулирующим некоторые виды взаимоотношений. Аналогичную, но более ограниченную роль может играть и обоняние.

Что касается «языка тела» (относится к невербальной коммуникация), то здесь выделяют целых четыре системы знаков: оптико-кинетическую (жесты, мимику, пантомимику), паралингвистическую и экстралингвистическую («игра» голосом: его высотой, тембром, тональностью; паузы, смех, покашливание и др.), организацию пространства и времени (размещение партнеров по коммуникации, время прихода на встречу и др.), систему визуальных контактов (смотреть прямо в глаза или в сторону и др.) [189а].

Коммуникацию следует отличать от получения субъектами коммуникации знаний друг о друге, полученных ими в результате процессов познания, которые осуществляются человеком как в автоматическом, так и в сознательном режиме при любом взаимодействии людей (как, впрочем, и при взаимодействии с окружающей средой) так как они относятся к разным потребностям: познание является индивидуальной личной потребностью, а коммуникация – сначала личностно-социальной (между матерью и ребенком), а затем социально-личностной и социальной. Рассмотрим такое различие указанных потребностей на примере невербальной коммуникации, о которой обычно говорится, что она передает больше информации, чем вербальная коммуникация (по разным оценкам ее доля может составлять от 60 до 90 %). Для этого необходимо вспомнить, как образуется информация и при каких условиях она может передаваться от одного субъекта другому (глава 1.4.4. Зарождение психики и информации).

Рецепторы органов чувств нервной системы переводят разнообразные внешние и внутренние воздействия в электрические и химические сигналы межнейронного взаимодействия (знаки воздействия – ЗВ). Определенная совокупность знаков воздействия может сигнализировать о возникновении значимой типовой ситуации, на которую организм должен отреагировать генетически запрограммированным образом. Поскольку сознание в этом процессе не участвует (уровень безусловных и условных рефлексов), можно говорить о том, что эти воздействия несут для организма определенный прямой онтологический смысл (протосмысл), который нервная система кодирует в соответствующих знаках (знаках протосмысла – ЗПС).

После появления у организмов более чем одного органа чувств от последних начали поступать неоднозначные и противоречивые по значению для организма сочетания сигналов, адекватный ответ на которые на уровне рефлексов стал затруднителен. Возникла необходимость сопоставления важности тех или иных сигналов в конкретной обстановке, что возможно только при наличии определенных знаний о связях явлений окружающей среды (то есть некоторой модели окружающей среды).

Наличие прямых взаимосвязей между многими явлениями природы позволило организму с относительно развитой нервной системой найти связи между важными биотическими и определенными абиотическими воздействиями, которые кроме прямого смысла (протосмысла) стали нести для организма дополнительный смысл – говорить о его связи с другими воздействиями. То есть на базе нейронных взаимодействий организмом создавался в знаках дополнительного смысла (ЗДС) элемент знания (модели окружающей среды) – информация. В последующем организм стал способен улавливать связи и между абиотическими воздействиями, выстраивая все более сложные модели окружающего мира. Заметим, что чем сложнее модель окружающего мира у организма, тем больше информации создается в его нервной системе одним и тем же воздействием и все больше воздействий образуют информацию. Для оценки правильности решений, принятых организмом на основе образования текущей информации и ее анализа (сравнения с уже имеющейся моделью окружающего мира), сформировалась система положительных и отрицательных эмоций.

Передача информации между организмами стала возможной благодаря тесному внутривидовому общению, в результате которого другие особи начали не только понимать часть индивидуальных знаков, имевших определенное внешнее проявление (аудиовизуальное, тактильное), но и использовать их примерно в том же значении.

В то же время следует учитывать, что органы чувств улавливают не только те знаки, через которые идет сознательный обмен информацией (знаниями), но и другие воздействия, на основании которых человек способен создать новую информацию о состоянии или намерении собеседника. Определение состояния собеседника по каким-либо невербальным признакам – это не передача информации, а ее создание, причем только для одного человека, и часть этой информации может быть даже неосознаваемой. С другой стороны, можно говорить о том, что другие уровни сознания (видовой и биосоциальный) осуществляют между собой коммуникацию напрямую, минуя социотехническое сознание, поскольку эти уровни сознания способны понимать невербальный язык тела, жестов и мимики в своих знаках.

Таким образом, при невербальном общении к сознательной коммуникации (целенаправленному обмену информацией) можно отнести лишь незначительную часть взаимодействий людей (если это не специализированная коммуникация типа языка глухонемых). Большая часть таких взаимодействий относится к познанию, то есть личному созданию информации друг о друге (одно и то же общение создает у каждого из его участников совершенно различное количество информации, которая хотя и учитывается при дальнейшем общении, но в основном остается при себе), а также к неосознаваемой коммуникации.

Потребность в коммуникации, как и в аффилиации и эмпатии, в значительной степени является врожденной, причем она имеет определенные гендерные отличия, связанные с различными социальными ролями мужчин и женщин. Поскольку в процессе обучения и воспитания детей в начальный период их развития требуется передача им большого количества аудиальной информации, у матерей возникла потребность в повышенной разговорчивости, которая закрепилась на генетическом уровне через увеличение количества клеток мозга, отвечающих за речевые функции, а также выделение гормонов удовольствия от разговоров на любые темы [190]. Экспериментальные исследования показали, что разговоры меньше напрягают мозг женщины [191] и устают они (точнее их голосовые связки) от разговоров в меньшей степени, чем мужчины [192]. Более того, оказалось, что сплетничать женщинам очень полезно для их здоровья, поскольку при этом повышается уровень гормона прогестерона, который уменьшает стресс и страх [193]. Именно поэтому женщины обычно не могут долго хранить секреты (более 48 часов), им надо обязательно с кем-нибудь поделиться "сжигающей их тайной" [194]. Для занятия охотой повышенная разговорчивость не требуется, поэтому вполне логично, что в среднем мужчины разговаривают в три раза меньше, чем женщины.

Согласно теории социального (макиавеллевского) интеллекта в развитии мозга ведущую роль играет общественный образ жизни человека, который, в свою очередь, основан на развитой коммуникации [195, 72, 73, 198]. Сложность социума и отношений внутри него требует постоянных умственных усилий человека не только для поддержания своего статуса, но и для выживания. Учитывая, что в крупных городах коммуникация между людьми в целом развита сильнее, чем в сельской местности, объем мозга у горожан обычно несколько больше, чем у сельских жителей, особенно у людей тех профессий, которые вынуждены запоминать и учитывать много информации об окружающей их среде [199].

Вполне логично предположить, что длительное уединение в небольшом коллективе должно тогда приводить к некоторому уменьшению мозга (точнее его плотности), что и подтвердилось в эксперименте, проведенном с девятью учеными, вынужденными долгое время (14 месяцев) изолированно работать на полярной станции в Антарктиде [200]. Эксперимент интересен еще и тем, что показывает некоторые проблемы, которые могут возникнуть в случае организации дальних космических путешествий.

Литература к главе 4.4.4.1.2.19.

72. Размер мозга коррелирует с общительностью. 04.07.2011. http://elementy.ru/news/431614

73. Жизнь в большом коллективе стимулирует развитие мозга. 09.11.2011. http://elementy.ru/news/431702

189а. Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М., 2002. 236 с.

190. В женской болтливости виноваты клетки мозга. 26.02.2010. https://edu.rin.ru/cgi-bin/news.pl?idn=24708 

191. Болтовня не напрягает мозг женщины.18.02.2009. https://www.gazeta.ru/science/2009/02/18_kz_2944882.shtml

192. У женщин голос устает меньше, чем у мужчин. 24.01.2018.
193. Сплетничать полезно для женского здоровья. 27.08.2013.
194. Женщины не умеют хранить секреты дольше 48 часов. 21.09.2009. https://www.obozrevatel.com/news/2009/9/21/322813.htm

195. Найдено ключевое различие между человеческим и обезьяньим интеллектом. 13.09.2007.
196.

197.

198. Сообразительность ворон зависит от размера группы. 12.02.2018
199. У горожан мозг больше! 28.11.2011 http://mysci.ru/studies/u-gorozhan-mozg-bolshe#more-5751

200. Одиночество уменьшает объем мозга. 09.12.2019.


Рецензии