Новогоднее волшебство Мастера и Маргариты

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Продолжение жизнеописания постановки "Мастер и Маргарита"


Заметка
"Новогоднее волшебство"Мастера и Маргариты"

Данная заметка - продолжение исследования сохранения живого произведения театрального искусства и жизнеописания постановки "Мастер и Маргарита", о бесконечности истории, о музыке, единстве слова и действия, и о воплощении мыслей.

Вот оно, рождение живого холста, воплощение жизни через её многообразие - в звуке, действии, цвете, человеческой добродетели и пороке, вечной любви, вдохновляющей жизнь побеждать саму смерть, ответы на вопросы, и вопросы без ответов, будет ли человечество "смотреть на свет сквозь чистый кристалл". И в предновогодней постановке посчастливилось быть свидетелем рождения живописания всей картины звуком, которым в романе звукопишет через слово Михаил Афанасьевич Булгаков, и которым звукопишет в живом произведении театрального искусства через музыку и голос Сергей Эдуардович Алдонин. И в канун Нового года, который стремятся встретить зрители, самих зрителей встречает хор песней "Славное море - священный Байкал", будто сирены этого живого произведения зовут путешественников общей жизни открыть для себя историю жизней Мастера и Маргариты и многих людей, связанных рукописным словом на века, через рукописи, что не горят.

Многие из характеров с жизнью постановки становятся ешё более живыми, совершенствуясь до бесконечности, и воплощаемые образы достигают жизненности и "постоянства действия", которое всегда свойственно самой жизни - обратите на это внимание - в каждом мгновении времени, например, образ Фагота-Коровьева, живущий, казалось, жизнями нескольких людей - столь деятельностный и многоликий в одном лице этот рыцарь. И постоянство жизненного действия и изменений в живом произведении - это актёрское действие, воплощение жизни. Например, Иван Бездомный и Михаил Берлиоз. Иван постоянно переходит от юношеской душевной восприимчивости и чуткости к такой же по силе, но противоположной ей горячности и вспыльчивости, как к защите этого молодого ума от постоянного воздействия тех же более старших "братьев по перу". Бедный-Бездомный, поэт чувственно реагирует на всё происходящее, переживая и проживая всё лично, пугается, когда Воланд открывает ему, что юноша верует в Христа, ведь вся идеология общества против. А через настоящего Ивана соединяется вся жизненная вера Мастера и образ Иешуа, так соединяя в одной точке бесконечность истории для её обозрения.

Ещё одна грань - это воплощение самой мысли. К примеру, ход мысли выражается в эмоциях, и это возможно передать через мимику, как в реакции Воланда на просьбу-требование Маргариты у того, "кто сильнее вас": усталость от бесконечных просьб и их выполнения за две тысячи лет своей жизни отразилась на лице Воланда, выслушивающего пожелание Маргариты вернуть ей Мастера, и за этими эмоциями - свершение - так сбудется же это.

И всё более актёрское действие соединяется воедино в речи и отдельных действиях - тоже единство многообразия жизни. К примеру, словно единый слышится голос Прокуратора и Афрания в своём подражании друг другу. Или объединение голосов, создающее единое в своём управлении многоголосие, единый голос повествования истории, воплощённый в рассказе Воландом с силой знания всей правды и усиленный голосом Маргариты с её мощью борьбы за жизнь любимого и его рукопись. И это повторение действий, или на самом деле, единое актёрское действие. В сцене встречи Мастера и Ивана Бездомного, например, воплощена естественная для данной ситуации и обстановки неловкость перед началом рассказа истории Мастером своему новому знакомому и единственному человеку, с которым он общался за последнее время, Ивану. После знакомства, пытаясь продолжить разговор уже в палате "поэта Бездомного из сумасшедшего дома", Мастер и Иван непроизвольно точь-в-точь повторяют действия друг друга. Действительно, только прочувствуйте и представьте себе странность обстановки и места, в котором двое могли говорить о личности человека, в котором воплотилась вся двойственность человеческой природы в связи с судьбоносным поступком по отношении к другому человеку, это противоречие внутри самого человеческого рода. Именно поэтому великим писателем выбран в качестве героя, через которого освещается человеческая история, Пилат Понтийский, Всадник золотое копьё, сложнейший образ. Понтий Пилат, кто мог "погубить свою карьеру", чтобы спасти без вины осуждённого, "философа с его мирной проповедью", не сумевший спасти, но "какими-то запоздалыми действиями" пытающийся исправить то, что уже вписалось в историю, став из настоящего прошлым, а затем и будущей историей для живущих после людей, несущих груз на душе всего человечества.

И рукописное слово передаётся, и песня грустная поётся, и идёт история времени, мира и жизней в нём, история, пронесённая людьми для того, чтобы быть настоящей, живой, и об этом роман и живое произведение театрального искусства "Мастер и Маргарита".

30.12.2023. Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства, жизнеописание постановки " Мастер и Маргарита"


Рецензии