Вена, Картнерштрассе... путевые зарисовки

Куда не кинь взгляд в Вене, почти везде увидишь па-
мятники культуры, почуешь дыхание истории, услы-
шишь её в музыке, в песнях. Вот предо мной — Собор
св. Стефана! Величественная готика! Улетают в небо
его ребристые, остроконечные башни… А чтобы со-
всем не улететь ввысь, посредине маленькие башенки!
Сколько деталей в ажурно-кружевной конструкции!
Как можно было сотворить такое чудо?! Люди жили в
другом мире, менее техническом, но духовно более со-
вершенном, вручную создавали этакую красоту! Ведь
собору более 800 лет! И я не удерживаюсь и вслед за
туристами в который раз нацеливаю объектив фото-
аппарата на башню. Потом — ниже и ещё ниже. В кадр
попадает группа туристов, слышу китайскую речь: дев-
чонка-гид что-то живо рассказывает своим землякам.
Люди, люди и люди… Вот две велосипедные коляски,
фиолетовая и синяя: всё для тебя, турист! Садись — со-
временный «рикша» будет катать тебя по улицам исто-
рии и её площадям и рассказывать о смыслах и содер-
жаниях прошлой жизни города… Чуть подальше, сбоку
площади св. Стефана стоят пароконные экипажи, под-
ходя, чую специфический запах средневековья, хотя
место стоянки поливают водой, его аромат неистребим.
Мне, признаться, этот аромат приятен, поскольку напо-
минает детство, колхозную конюшню. Летом мы гоня-
ли с пацанами табун коней в ночное, купали их в реч-
ке… Где моё маленькое украинское село Долочье, а где
Вена!? Но между ними есть общее: и там, и здесь можно
видеть красивых коняг! Хотя, к сожалению, техника и
глупость людская почти вытеснили их из села, а здесь
они — вовсе экзотика; «венская коляска» — классиче-
ская деталь к красоте каменного города. И какое это
удовольствие — сидеть в экипаже и под ритмичное цо-
канье копыт наблюдать окружающий мир, посматривая
с высоты на суету вечернего города. С любопытством
рассматриваю взирающих на мир со стен, с крыш, с бал-
конов домов каменные изваяния богов, богинь, ангелов,
птиц, неведомых мне истуканов… Как надо любить свой
дом, свою улицу, свой город, чтобы так украшать в тече-
ние столетий и столетий…

Никуда не спешу я, иду по Кертнерштрассе. Сколько
раз гулял по этой всегда полной туристов улице и всег-
да находил для себя что-то интересное и ранее не заме-
ченное. А если чуть-чуть отойти в сторону на боковую
улочку? Вот с высоты на меня смотрят два юноши, под-
держивают монументальный балкон. Каменные стражи
жилища? Воины? Уверен, что за этими изваяниями кро-
ется какая-то история дома, квартиры или семьи… Но
я возвращаюсь на Кертнерштрассе — улицу туристов и
музыкантов, акробатов, танцоров и… живых истуканов.
Вот Клеопатра в пурпурном плаще стоит посреди ули-
цы… Ни одна мышца не дрогнет на её покрытом бели-
лами и нарумяненном лице…. И её взгляд, кажется, за-
стыл на века! Но как только молодой человек подходит
и бросает монетку в коробку у ног Клеопатры, царица
оживает и делает реверанс! В другом месте темнокожая
девушка, прикрыв глаза, играет на скрипке, виртуозно
водит смычком по струнам… Мелодия любви… Останав-
ливаются люди, слушают, опускают монеты в футляр
скрипки и с просветлёнными лицами неторопливо про-
должают свой путь.

И я иду дальше, посматривая по сторонам или вгля-
дываясь в незнакомых мне людей. Я — один из них. Вот
чуть дольше задерживаю взгляд на женщине преклонно-
го возраста в чёрной шляпе времён императрицы Елиза-
веты Австрийской, любовно прозванной в народе Сис-
си. И в ответ поразительно юная улыбка. Прикладываю
руку к сердцу, улыбаюсь женщине и продолжаю свой
путь. Впереди кафе «Аида». Возвращаясь из Вены в Мо-
скву, я всегда привожу из этого кафе свежие яблочные
штрудели, продавщица при мне посыпает их сахарной
пудрой и укладывает в красивую фирменную коробку.
Дома мы пьём чай с венским лакомством, вспоминаем
Кертнерштрассе.

Лет пять назад, сидя в кафе за чашечкой кофе, я при-
думал историю и записал её в стихах… Потом киевский
композитор Леонид Нечипорук превратил стихи в пес-
ню. И зазвучала она на концертах Леонида Матвеевича,
а киевские друзья задались вопросом, с кем поэт прово-
дил время в Вене, о ком он так печалится?

Кафе «Аида» помнит многих…
Возможно, в этом самом зале
Пил кофе Шуберт, пели боги,
Незримо ноты здесь летали…
А за окном, на пьедесталах,
Играли роль свою шуты.
Я у окна, за столик сяду,
Где вы, весёлая, сидели,
И были вам здесь очень рады…

Вена! Здесь особый дух! Особая атмосфера! Не-
возможно не поддаться элегическому настроению. По
брусчатке старинных улочек когда-то ходил гений Мо-
царт. И куда бы вы не пошли, обязательно встретитесь
с памятью о нём. Под сенью храма св. Стефана стоят
одетые в старинные костюмы молодые люди и пригла-
шают на концерты — послушать музыку композитора.
Кажется, недавно это было: я оказался в старинном зале.
Появилось стихотворение «Слушая музыку Моцарта в
Вене» — моё впечатление от услышанного и увиденно-
го на том концерте. Потом тогда ещё семнадцатилетняя
Станислава Лясота, киевский композитор, написала му-
зыку — и… опять песня, которая живёт до сих пор:

Вечерняя Вена: высокие ноты,
Поющая скрипка, загадочный взгляд,
Зеркал благородство, дворцов позолота,
Рожки серебрятся и люстры дрожат.
…Мелодии Моцарта тайной покрыты.
Но разве по силам мне тайну открыть?..

Прохладный ноябрь, Кертнерштрассе заполнена
людьми, австрийцами и приезжими со всего мира. Я
занимаю место за столиком на открытой веранде кафе
«Аида». Осеннее солнце заливает скупым светом при-
легающую площадь, заполненную гуляющим людом. В
моих руках чашка кофе с шоколадной пенкой и… предо
мной весь мир словно сходится в центре Вены.

04. 11.18, Вена
Из книги "Послевкусие радости и бодрости..."


Рецензии