Операция Днепр

Операция «Днепр».
Когда в 1968 году в одной из республик советского блока, Чехословакии, стала нарастать атмосфера той самой «цветной революции» и на границе ее с ФРГ стали концентрироваться войска НАТО, появилась опасность ее отторжения от соцблока блока, что грозило новой войной не только в Европе. Тогда в Москве было принято решение об устранении такой опасности и вводе туда войск. По согласованию с союзниками в страну было введено более 300 тыс. солдат и офицеров и около 7 тыс. танков стран Варшавского договора в ночь с 20 на 21 августа. Накануне ввода войск Маршал Советского Союза Гречко проинформировал министра обороны ЧССР Мартина Дзура о готовящейся акции и предостерёг от оказания сопротивления со стороны чехословацких вооружённых сил. Из Польши был введён советско-польский контингент войск по направлениям: Яблонец, Острава, Оломоуц и Жилина; из ГДР — советский контингент войск с подготовкой к вводу немецкого (не был введён) по направлениям: Прага, Хомутов, Пльзень, Карловы Вары. Из Венгрии входила советско-венгерско-болгарская группировка по направлениям: Братислава, Тренчин, Банска-Быстрица и др. Наиболее крупный контингент войск был выделен от СССР.
В 2 часа 21 августа на аэродроме «Рузине» в Праге высадились передовые подразделения 7-й воздушно-десантной дивизии. Они блокировали основные объекты аэродрома, куда стали приземляться советские Ан-12 с десантом и боевой техникой. Причем, как рассказывали участники той операции, сначала на подлете к аэродрому пассажирского самолета он запросил аварийную посадку и ему разрешили. А после приземления из него высадились десантники, блокировали аэродром и в диспетчерский пункт посадили своих диспетчеров, которые стали управлять полетами.
. К 4:30 21 августа здание ЦК было окружено советскими войсками и бронетехникой, здание заняли советские десантники и арестовали присутствовавших. Несколько часов Дубчек и другие члены ЦК провели под стражей десантников.
В 10:00 Дубчека, премьер-министра О. Черника, председателя парламента  членов ЦК КПЧ Й. Шпачека и Богумила Ши;мона, главу Национального фронта Ф. Кригеля вывели из здания ЦК КПЧ сотрудники КГБ и сотрудничавшие с ними сотрудники StB, затем на советских БТРах их вывезли на аэродром и доставили в Москву.
К концу дня 24 дивизии стран Варшавского договора заняли основные объекты на территории Чехословакии. Исполняя приказ Президента ЧССР и Верховного Главнокомандующего ВС ЧССР Людвика Сво;боды, чехословацкая армия не оказала сопротивления.
В целом численность введённых в Чехословакию войск составляла:
• СССР — 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, около 170 000 человек;
• Польша — 5 пехотных дивизий, до 40 000 человек;
• ГДР — мотострелковая и танковая дивизии, всего до 15 000 человек (потом от ввода частей ГДР в Чехословакию в последний момент было решено отказаться, они играли роль резерва на границе, а в Чехословакии находилась оперативная группа ННА ГДР из нескольких десятков военнослужащих);
• Венгрия — 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12 500 человек;
• Болгария — 12-й и 22-й болгарские мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и один болгарский танковый батальон, имевший на вооружении 26 машин Т-34.
Похоже, что российские военные стратеги образца 24 февраля 2022 года при разработке операции по устранению режима Зеленского использовали опыт операции «Дунай» в Чехословакии. «Но что-то пошло не так», хотя начало казалось успешным. В ходе операции выяснилось, что российские разведка всех родов сработала крайне плохо. Совершенно не замеченными или не учтенными остались подготовительные работы СВУ по укреплению своих рубежей. За время боевых действий на Донбассе они под руководством и по разработкам натовских инженеров создали мощнейшие укрепления на границе с Россией и крупные машиностроительные предприятия превратили в неприступную крепость. И безусловно «свои пять копеек» в неудачу этой операции внесли политические пропагандисты, которые совсех экранов ТВ и по радио верещали о том, что «нам с украми даже напрягаться не стоит, мы их за одну неделю размажем. Одна болтливая всезнайка на шоу у Соловьева с пренебрежением произнося слово Украина говорила.» В горячей войне мы победим Украину за два дня. Ну, что ее побеждать там, Господи, подавили огневые точки и все. Вот мы тут в рекламную паузу это обсудили.»
Другие участники этого шоу не менее уверенно заявляли, что если начнем, то через пару недель будем в Берлине. «Можем повторить» стало мемом этих «Наполеонов». И все эта создаваемая СМИ атмосфера неминуемой победы вполне могла подтолкнуть Верховного главнокомандующего к решительным, но неподготовленным действиям. Когда стало понятно, что принято поспешное решение, попытались как-то сгладить ошибку и договорились обо обоюдном отводе войск, снижения напряженности. Но получилось, что российские войска выполнили обещание, оставили некоторые занятые ранее территории, а украинская сторона обещания не сдержала. И даже нанесла серьезные поражения на отдельных участках фронта. И если в начале конфликта еще можно было рассчитывать на моральную поддержку значительной части населения Украины, среди которого много этнических русских, то после кровопролитных боев, гибели чьих-то детей и мужей, разрушения городов и предприятий на Украине, расчеты на это уже неоправданные.


Рецензии