Царь Фёдор I Иоаннович

Историческая личность царя Федора Иоанновича имеет два разных образа. Одни считают его блаженным правителем, который сочетал власть и веру, следуя принципам христианства. Другие видят в нем недостаточно умного и сильного правителя. Оба образа имеют свои аргументы и поддержку, и каждый человек имеет право выбрать, какую точку зрения принять. Некоторые стихи описывают Федора Иоанновича как не очень умного и трезвомыслящего государя.

У некоторых исторических личностей, о которых мы учимся и слышим в России, как будто есть два разных образа. Интеллектуалы пытаются доказать, что один из них настоящий, а другой — просто вымысел.

Например, у нас есть два Ивана Грозного — один мудрый и хороший правитель, а другой кровожадный маньяк; два Петра Первого — один прогрессивный реформатор, а другой жестокий тиран; два Николая Первого — один жандарм Европы, а другой просвещенный защитник; два Георгия Жукова — один самодур, который не ценит жизни солдат, а другой талантливый полководец.

Но не только эти люди вызывают разные мнения. Когда мы пытаемся найти правильный ответ между двумя крайностями, мы часто приходим к расплывчатым выводам. Это означает, что мнение неясное и споры только усиливаются.

В таких случаях лучше все аргументы выложить на стол и открыто сказать, какая точка зрения кажется нам наиболее правильной.

Федор Иванович, государь с 1584-1598 годы, это один из таких "двоящихся" персонажей в русской истории. Он описывается по-разному разными людьми. Например, Алексей Константинович Толстой в одном своем стихотворении говорит, что Федор был не очень умным и несостоятельным.

Таким образом, кажется, что Федор Иванович был слабым и не очень умным правителем.

Федору Ивановичу, русскому государю XVI века, иностранные люди давали разные оценки. Они говорили, что он не очень умный, но добрый, спокойный и верующий человек. Некоторые звали его даже "простым умом". О других качествах его характера мнения шли в разные стороны. Одни считали его помешанным, а другие говорили о его благочестии. Так что мнение о нем было неоднозначным.
Историки обычно разделяются на две группы. Одни, опираясь на высказывания иностранных свидетелей, считают Федора Ивановича простым и не очень умным правителем. Другие же, также опираясь на иностранные источники, отмечают его благочестие и набожность, не упоминая о его способностях в правлении. Так что мнения об уровне его интеллекта расходятся.
Результаты спокойного образа жизни

Особое значение имеет неподцензурный исторический документ, так называемый "Пискаревский летописец", который является неофициальным и приватным свидетельством. От подконтрольного правительству повествования в летописи не следует ожидать оценок, которые не соответствуют официальной версии. И в самом деле, "Пискаревский летописец" содержит много обличительных высказываний. Например, описывается опричнина и приводятся горькие слова об Иване IV. Сам государь также предстает в не самом лучшем свете: летописец не упускает возможности перечислить его шесть жен. За православного человека более трех браков не приемлемо...

Что же рассказывает "Пискаревский летописец" о Федоре Ивановиче? О нем говорится столько хорошего, сколько ни одному из русских правителей. Его называют "благочестивым", "милостивым", "верующим", приводится длинный список его дел во благо Церкви. Его смерть воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестник худшей беды для России: "Солнце померкло и прекратило свое течение, луна потеряла свой свет, звезды с небес падают: последнее светило, собирающее и благословляющее всю Русскую землю, умер во множестве грехов христианский государь, царь и великий князь Феодор Иванович...". Обращаясь к его предыдущему правлению, летописец говорит с особой нежностью: "И царствовал благочестивый и приверженный Церкви царь и великий князь Феодор Иванович...тихо и праведно, милостиво, безмятежно. И все люди находились в покое, любви, тишине и процветании. В ни одно другое время, ни при каком другом царе на Русской земле, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, не было такой тишины и процветания, как при благочестивом царе и великом князе Феодоре Ивановиче всей России".


Рецензии