Лезгинское село Алпан

Алпан [анг. Alpan] — крупное историческое южнодагестанское лезгинское село, ныне село и центр одноимённого муниципалитета Кубинского района современного Азербайджана. Расположено на Кусарской равнине в 8,5 км. к северо-западу от районного центра Куба на берегу реки Куру-чай.

По сведениям «Кавказского календаря» на 1857 год село «Алпанъ» населяли «татары», исповедовавшие ислам суннитского толка. По данным «Списка населённых мест Бакинской губернии» от 1870 года, составленных по сведения камерального описания губернии с 1859 по 1864 год, в Алпанъ насчитывалось 130 дворов и 975 жителей, также состоящих из «татар», являвшихся суннитами. Материалы посемейных списков на 1886 год упоминают село Алпанъ Кубинского уезда с числом жителей 1283 человека [675 мужчин и 608 женщин; 134 дыма] и все «татары-сунниты». Из них 72 человека принадлежали к бекскому сословию, а 13 — к духовенству, остальные 1198 человек являлись крестьянами на владельческой земле. По данным «Кавказского календаря» на 1910 год [1909 г.] основным населением села были лезгины. По сведениям Азербайджанской сельскохозяйственной переписи, от 1921 года, село Алпан населяли 1335 человек [319 хозяйств], преимущественно уже «тюрки азербайджанские», а само население состояло из 711 мужчин и 624 женщин.

До и после вхождения Закавказья в состав Российской империи, западные исследователи и представители официальных российских властей, «традиционно» в исторических документах называли все мусульманское население региона «тартарами/татарами», а оседлое нетюркское население края «татами». Российские чиновники чтобы отличить собственно «адербейджанских татар» от «тартар/татар» местных, в графе «вероисповедание» ставился маркер к какой именно «секте» относилось то или иное население села [например «суннит» или «шиит»]. Местное коренное население края в своём подавляющем большинстве исповедовало ислам суннитского толка, в противовес пришлым адербейджанским тюркам-шиитам. Позже, с подачи российских властей маркер «татар» вытеснил его ранний аналог «тартар» и был окончательно закреплен за «адербейджанскими татарами» [т. е. тюрков-шиитов, выходцев из персидской провинции Адербейджан].

В селе Алпан по сведениям на 1961 год существовало несколько кварталов: «Ашага» [«Нижний»], «Кусар» [вероятно выходцы из Кусары], «Ирафи», «Джульфа», «Шарачи». По данным на 1976 год численность села была 2501 человек. Согласно данным на 2008 год численность населения села составляла 3220 человек. Развиты овощеводство, животноводство, чаеводство.

На территории села Алпан в ходе Русско-персидской войны 1796 года произошло кровопролитное сражение между отрядом генерала С.А. Булгакова [ум. 1824] и отрядами Сурхай хана II Казикумухского и Шайх Али-хана, чьи отряды состояли из Хомутаевских Казикумухов, ахтыпарынцев, лезгин, и других наемников Шайх Али-хана из числа местных Горских народов. В ходе этого сражения горцы нанесли поражение генералу Булгакову, истребили его батальон, где погиб подполковник Бакунин, пять офицеров и 240 солдат. В этой битве принимали участие и сами жители села:

«2 октября [1796] тела убитых офицеров были привезены в лагерь отряда и около 20 человек. раненых солдат; прочих похоронили на месте сражения по Христианскому обряду — Как жители дерев. Алпан оказались участниками в истреблении отряда Подполковника Бакунина, что подтвердилось побегом оных, то приказано было оставшиеся в ней съестные припасы и фураж забрать войскам. Поручик Миронов, как личный свидетель происшествия послан был с донесением к Графу Зубову в новую Шемаху — В наказание за вероломство жителей Кубинской провинции не стали покупать у них провианта и фуража за наличные деньги, а собирали оный реквизиционно».

В данном сражении пал Малла Йусуф-эфенди ас-Смугули ’д-Дагистани [ум. 1796] — южнодагестанский богослов, активный участник Кавказской войны. Уроженец села Смугул [лезг. Смуьгъуьл, ныне село в Ахтынском районе Дагестана]:

«Выступил Сурхай-хан на вилайат Куба и отправился он вместе с Шайх Али-ханом и войском (его) к селению Алпан. Тогда русские вышли из (этой) крепости и началась битва, и были разбиты русские войска и было убито (много) из них в месяце аллаха благословенный раби ал-ахир, в четверг, девятого (числа) этого месяца. И пали мученической смертью Молла Юсуф ас-Сумугъли и Молла Шу’айб и Курбан в этой битве, которая произошла в 1211 году по дате пророка — мир над ним (9 раби ал-ахир 1211 г. соответствует 12 октября 1796 г.)».

О его мученической смерти также сообщает арабская эпитафия на его зийарате в сел. Смугул Ахтынского района Дагестана:

«Выдающийся учёный Йусуф пал мучеником за веру в последний день месяца джумада ... 1211/1796 года в бою с развратными неверными в селении Алпан. Это — могила Йусуф-эфенди; 1211/1796–97 год».

Выходцем из данного села был ал-Хаджжи Га’йб [ал-Хаджжи-‘Али] Султан-Мурад ал-Алпанви ’ад-Дагистани — бек, визирь хана Кубинского ал-Хаджжи Да’уда ал-Мушкури [1680–1735]. Организатор свержения кубинского хана в резиденции Худате в 1711 [по другой, уточнённой версии в 1720 году].

«В 1711 г. повстанцы «по наущению Хаджи-Га’йба Алпанскогo, визира Хаджи Да’уда» захватили Худат, персидского ставленника Султан-Ахмад-хана убили вместе со всей семьёй и приближенными».

Про личность самого ал-Хаджжи Га’йба известно только, что он был из селения Алпан. И тут кроется одна интересная деталь: в селениях Алпан и Будух жили так называемые коренные, природные беки. Российские исследователи XIX в. не смогли установить, кто дал им бекские титулы, во всяком случае, кубинские ханы их в бекское достоинство не вводили. Их сравнивали с кумыкскими карачи-беками и считали потомками доарабских правителей.

Предположительно название села произошло от древнейших обитателей Кавказа албан/лезгин, которые являлись главенствующем племенем государства Кавказская Албания. Историк Аббас-Кули-ага Бакиханов по этому поводу писал:

«Город Албан, лежавший, по сказаниям древних историков, между реками Албанус и Кассы, можно принять за Дербенд; реки Албанус — за Самур, а Кассы — за Манас, протекающие между Буйнаком и Тарками. Не только столетия, но даже тысячелетия не могли уничтожить первоначальных названий многих мест племен этой страны: Шемаха должно быть Камахи или Ксамахи, а Кабала та же самая Хабала, о которых упоминает Птолемей. В Кубинском уезде есть село Алпан, чье имя вероятно осталось от Албана».

Советский историк Сара Ашурбейли [1906–2001] также считает, что Алпан, возможно, получил свое название от албанов. По словам дагестанского историка Р.З. Ризванова, составной частью названия села является теоним, означающий у лезгин «огонь Алпана» [буквально так лезгины называют молнию, «ц;айлапан», «алпандин ц;ай»]:

«Алпан, бог огня, считается у лезгин самым могущественным богом. Примечательно, что молнию лезгины называют ц1айлапан, алпандин ц1ай, буквально: огонь Алдана. Этот теоним является составной частью многих географических названий, например, в названиях азербайджанских сел Алпан [Кубинский район], Алпаут [Бардинский район], Алпаут [Казахский район], Алпаут [Геокчайский район], Алпаут и Алпы [Уджарский район], Алпаут [Дивичинский район], Алпаут [Лачинский район] и др.
У лезгин бытует много обрядов, связанных с культом огня. Самый главный из них — Яран сувар или Ярар — праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером накануне 21 марта у каждого дома разжигают большие костры, через которые обязан перепрыгнуть каждый член семьи. От имени больных и малолетних выставляют у ворот горящие факелы. Считается, что огонь очищает тело, сжигает старые грехи, укрепляет организм, приобщает к божественному духу. В огонь нельзя плевать, запрещается долго смотреть на пламя: оно может ударить [ягъун], сжечь, опалить, притупить зрение».


Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. — Баку. 1991. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakihanov/framevved.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

2. Азербайджанская национальная энциклопедия. — Баку, 2009. Т. 1. С. 387.

3. Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1976. Т. 1. С. 275.

4. Азербайджанская сельскохозяйственная перепись 1921 года: итоги / Азерб. центр. стат. упр. - Баку: Азербайдж. центр. стат. упр-ние, 1922–1923. — Текст парал. на рус. и азерб. яз. Т. 1. Вып. 2: Кубинский уезд. — 1922. С. 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

5. Алпан. Бакинская губерния. Кубинский уезд // Список населённых мест Бакинской губернии // Списки населенных местностей Российской империи. По Кавказскому краю. Бакинская губерния. — Тифлис, 1870. Т. LXV. С. 60. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

6. Армянская анонимная хроника 1722–1736 гг.— Баку: Элм, 1988. С. 26. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35v8aD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

7. Ашурбейли Сара. Государство Ширваншахов. — Баку, 1983. С. 24. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-52136985_40612, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

8. Вейденбаум Е.Г. Путеводитель по Кавказу. Тифлись. Типографія Канцел. Главноначальствующаго гражд. частью на Кавказ;. 1888. С. 119–124. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

9. Глава IV. «Города и Уезды Бакинской губернии» // Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г. — Тифлис, 1893.

10. Гулиев Г.А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Таты / Под редакцией Б.А. Гарданова, А.Н. Гулиева, С.Т. Еремяна, Л.И. Лаврова, Г.А. Нерсесова, Г.С. Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. Т. 2. С. 181–184. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://disk.yandex.ru/d/DZ6K0asE23cbi, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

11. Историческое известие о походе Российских войск в 1796 году в Дагестане и Персии под командою Графа Валериана Александровича Зубова // Отечественные записки. 1827 г. Ч. XXXI. Кн. LXXXVIII. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wars175x.narod.ru/prs96_izv.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

12. Кавказский календарь на 1857 год. — Тифлис, 1856. С. 377. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/417285, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

13. Кавказский календарь на 1910 год. Тифлис: Гл. упр. Кавказ. наместника, 1845–1916 на 1910 год: 65-й год, ч. 1. / под ред. В.В. Стратонова. — [1909]. — VIII. С. 172. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.prlib.ru/...14, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

14. Кавказская война: истоки и начало. 1770–1820 годы. Издательство журнала «Звезда». Санкт-Петербург. 2002. С. 430–433. [Электронный ресурс] Режим доступа https://vk.com/wall-33833481_5377, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

15. Лев Толстой. Кавказский пленник. С. 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

16. Лист карты. K-39-85. Кусары. Масштаб: 1:100 000. Издание 1978 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mapk39.narod.ru/map1/ik39085.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

17. Николаас Витсен. Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии Перевод с голландского языка В.Г. Трисман. Том II. Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден. Амстердам. Издательство «Pegasus 2.0». 2010. Том 2. С. 645; 647; 704. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35dyBt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

18. Ризванов Р.З. Из ономастики лезгин // Советская этнография, 1984. С. 98. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

19. Родионова Н.А. Испанский путешественник дон Хуан Ван Гален в «тёплой Сибири»: размышления участника Кавказской войны // а Туризм и сервис: религия, политика, культура №2 / 2008. С. 14–19. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/36AkWQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. рус.

20. Ширванский тартар. Гравюра из книги Жана Батиста Бенуа Эйриса. Живописное путешествие по Азии и Африке: краткое изложение древних и современных путешествий. Т. I. 1839 г. [Shirvan Tatar. Engraving from book of Jean Baptiste Beno;t Eyri;s. Voyage pittoresque en Asie et en Afrique: r;sum; g;n;ral des voyages anciens et modernes. T. I. 1839.]. [Электронный ресурс] Режим доступа: archive.org/...er, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. фран.

21. Эскендеров Б.Э. Происхождение кубинских ханов: новая версия // история, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 132–148.
22. Aggiunte all'opera Il costume antico e moderno di tutti popoli cogli analoghi disegni di Giulio Ferrario. Т. 1. 1833. P. 355. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35prfg, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. итал.

23. Juan Van Halen. Narrative of Don Juan Van Halen's Imprisonment Ho in The Dungeons of the Inquisition at Madrid, and His Escape in 1817 And 1818; To Which Are Added, His Journey to Russia, His Campaign with The Army of the Caucasus, And His Return to Spain in 1821. Edited from The Original Spanish Manuscript, By The Author of «Don Esteban» and «Sandoval». New-York: Printed by J. & J. Harper, For Collins and Hannay, Collins and Co., and G. And C. Carvitt; Philadelphia, Carey, Lea, and Carey, R. H. Small, and Towar and Hogan; -Boston, Richardson and Lord, And Hilliard, Gray, & Co. 1828. P. 249–250; 344; 355; 269; 275; 276. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35puTm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. анг.

24. Recherches Sur Le Commerce Genois Dans La Mer Noire Au XIII Siecle. Avec 5 planches et 1 carte. Paris. Librairie Orientaliste Paul Geuthner 13, Rue Jacob (VI). 1929. P. 295–300. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. фран.

25. La Russia. Т. 1–2. 1877. P. 88. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35k2Lm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. итал.

26. Viaggi Di Pietro. Della Valle Il Pellegrino Descritti da Lui Medesimo in Lettere Familiari All'erudito Suo Amico Mario Schipano Divisi in Tre Parti Cio;: La Turchia, La Persia E L'india Colla Vita E Ritratto Dell'autore Volume Primo G. Gancia, 1843, Foreign Bookseller, 73, King's Road, Brighton. 1667. P. 587–588; 604; 732; 754-755. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35dgHL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. итал.

27. John Abercromby. A Trip Through the Eastern Caucasus. With A Chapter On the Languages of the Country. By The Hon. John Abercromby, Corresponding Member of the Finno-Ugrian Society. With Maps and Illustrations. London: Edward Stanford, 26 & 27 Cockspur Street, Charing Cross, S.W. 1889. P. 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35cjZD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. анг.

28. George Forster. A Journey from Bengal to England, Through the Northern Part of India, Kashmire, Afghanistan, and Persia, and into Russia, by the Caspian-Sea. Том 2. 1808. P. 252–253. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.12.2023). — Яз. анг.


Рецензии