Народный календарь

1 января — день мученика Вонифатия

   Житие святого Вонифатия свидетельствует о том, что первоначально он был пьяницей, но затем избавился от этой пагубной страсти и стал «исповедником имени Господня». И почитался в народе Вонифатий, как целитель от пьянства. И молились ему мужики после братчИн об избавлении от запоя.
  Естественно, что первые мысли крестьянина в первый день нового года о хлебе. Хлеб — это жизнь. А потому и творили обряды-приметы, обряды-прогнозы о погоде и урожае. Брали луковицу, очищали, вынимали 12 «чашечек» по количеству месяцев, насыпали в них соли и ставили на подоконник в ночь под Новый год. Утром смотрели: в какой чашечке и в какой степени увлажнилась соль или нет, тот месяц и будет влажный, дождливый или сухой.
  В новогоднее утро выдергивали зубами былинки из не обмолоченного хлеба. Если выдернется былинка с колосом, полным зерном, быть году урожайным, с тощим — неурожайным.
  Естественно, серьезно, без ёрничества гадали о собственной жизни в будущем году: быть или не быть? Члены семьи брали по прутку, ставили рядом во дворе. Утром смотрели: чей прутик упал — поставивший его умрёт в наступившем году. Или же наливали воды в ложки по числу членов семьи и в канун Нового года выставляли на ночь на мороз. В чьей ложке вода утром окажется замёрзшей ямкой, лункой — тот умрёт, у кого бугром — долго проживёт.
  А уж гаданий под Новый год такое множество, что одно перечисление их заняло бы целую страницу, Среди довольно-таки известных — бросание башмачка, счётное зерно (чёт-нечёт, замуж — не замуж), смотрение в зеркало при свечах — есть ещё гадания: под подблюдные песни, гадания с тараканами, льют воск, олово, свинец, жгут лучины, слушают, с какой стороны лай, и т.д. и т.п. Много!
  Вот, к примеру: целуют ночью косяк у двери. Утром ждут, кто войдет первым из посторонних в избу: молодой человек — таким именем жениха будут звать, старый — свёкра, старая — свекровь.
  Дети под Новый год ходили «посевать». Заходили в избу, бросали зерно во все стороны, напевая речетативом:.
   Сею-вею, посеваю,
   С Новым годом поздравляю!
   Чтоб здоровеньки были.
   И лет много жили!


4 ЯНВАРЯ. АНАСТАСИЯ- УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА .

То ли узы и решётки, то ли шитые узоры — непонятно. Но известно, что Анастасия, богатая римлянка и христианка, приняла мученическую смерть на костре за помощь узникам и служение Христу.
На Руси же её почему-то считали покровительницей беременных и молились Анастасии при родах.
Дай-то Бог, помоги, Анастасия, женщинам!
С Новым годом, с новым родом!

6 ЯНВАРЯ. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.
Вот и заканчивается Рождественский (Филипповский) пост. Последний день. До вечерней звезды.
2020 лет назад зажглась звезда над вечерним Вифлиемом. И пришли пастухи, посланные царем Иродом, к месту, где родился Иисус Христос: звезда остановилась над его домом. И пали ниц пастухи, и принесли ему подарки свои.
Так было. По библейской легенде.
Почему же - «сочельник»?
Ритуальная каша из зёрен риса, пшеницы, ячменя - кутья -подавалась с сытью: медом, разведённым в воде. Каша сочилась сытью. Отсюда — сочельник.
В этот день все православные старались соблюсти пост. Перед заходом солнца хозяин дома собирал всю семью на молитву. Зажигали перед образами в красном углу свечи. На лавке под иконами расстилали солому или сено, покрывали её скатертью и ставили необмолоченный сноп ржи или пшеницы или кутью, которые символизировали пробуждающиеся силы природы и плодородия.
Стол застилали свежей скатертью и клали свежеиспеченные хлебы. К одному из хлебов прикрепляли зажжённую свечу. Стол обильно уставлялся едою. Но начинали трапезу с кутьи. И ели в торжественном и строгом молчании.
После еды заставляли детей лезть под стол и «цыкать» цыплёнком: чтобы куры хорошо водились. А самих кур старались не кормить в Сочельник, постились куры — чтобы летом огородов не копали.

Первый блин в Сочельник давали овцам, а скот в эту ночь обильно кормили.
В святой вечер наматывали туже клубки пряжи, чтобы кочаны капусты были тугими
После ужина начинались колядки. Вот уж чего ждала молодежь и дети! Выходили на улицу, собирались в группы, предварительно оговоренные, делили село на улицы и «концы» и с песнями колядками обходили дома поселян. Желали счастья, урожая, приплода скота. За это получали «гонорар», вознаграждение: пироги, сало, колбасу, ватрушки, деньги. Складывали все это в мешок ,который носил с собой мехоноша и, закончив обход, пировали или делили всё в откупленной избе.
Тем хозяевам , которые были поприжимистее, грозили:

«Не дашь пирога -
Мы корову за рога;
Не дашь блинка -
Мы хозяину пинка!».

А поздно ночью отыгрывались на таких хозяевах: заливали воду в печную трубу, заваливали входные двери и ворота бревнами, увозили сани за околицу и т.д.
И, конечно - гадали. Разнообразно, с фантазией и надеждой.
Обычай, прочно замешанный на языческих верованиях и обрядах, дожил и до наших дней.
Ещё не закончилась рождественская ночь, ещё пируют колядовщики, ещё не успокоился скупой хозяин, а по утреннему, почти ночному селу, поплыли самодельные звёзды со свечами внутри. Это дети пошли «христаславить» Именно в такую рань и темень. Так что хозяевам в эту ночь не до сна.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».

7 ЯНВАРЯ. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Солнце «играет». Колокола звонят к заутрене. А придя домой из церкви, крестьяне жгут костры. Кто - то ещё вчера начал. Но большинство людей к сегодняшнему дню приготовило по возу соломы. Лежит солома посреди двора, ждёт своего часа.
И вот заполыхали костры во многих дворах дымы столбами, деревни залиты половодьем огня. Крестьяне «родителей греют».
Наши предки полагали, что умершим родственникам холодно в земле в рождественские и крещенские морозы. Поэтому надо жечь костры. Помнить о предках. А они, находясь в земле, отблагодарят потом хорошим урожаем, поспособствуют ему. И стояли все домашние вокруг огня в глубоком молчаний. И вспоминали.
В Рождественский день пристально всматривались: он нёс с собою много примет и надежд.
На Рождество погода и много снега — к урожайному год.
Метель — пчелы хорошо роиться будут.
Иней - урожай на хлеб.

Если Рождество на новом месяце (новолуние) — год будет неурожайным.
Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня.
С надеждой на счастье, урожай и приплод связан ряд суеверных примет
На Рождество надевают новую рубаху. Именно новую. Если наденешь не новую, пусть даже чистую, жди неурожая.
Не делали гнутой работы (обручей, полозьев), а то не будет при плода скота.
Не плели лапти (родится ребёнок кривым), не шили (родится слепым). Готовились к визиту (в гости) к повивальным бабкам. Завтра - их день.


Я поздравляю новогодних именинников!
1 января: Григорий, Илья.
2 января: Даниил, Иван, Игнат.
3 января: Петр, Ульяна.
4 января: Анастасия.
6 января: Евгения, Клавдия, Николай.
Счастья, радости и добра вам в наступившем году.


Рецензии