мой любимый праздник детства - новогодний!

В данном произведении
сюжеты реальные,
а  имена вымышленные,
совпадение имен
прошу считать
случайным


Любимый мой праздник детства – новогодний.

Как и всей детворе, мне новогодние праздники очень нравились, а особенно приготовления к ним. Ждал с нетерпением наступления праздничной поры.
Я  помню эти дни начиная с благополучных 70-х годов ХХ века. Проживали мы в лесопромышленном посёлке Мухен, Хабаровского края, на береку реки Немпту.
Отец всегда приносил из леса с трескучего мороза свеже-пахнущую ель.
Устанавливали её в левом углу зала дома на специально приготовленную колоду. А позднее, для продления срока свежести вплоть до конца января, в ёмкость с водой.
Сразу комнаты дома наполнялись свежестью и лесным ароматом. Наряжали её гирляндами, игрушками, шарами. Использовались даже из детства папиного морковка ватная, стеклянные бусы очень красивые.
Основной фигурой являлся пластмассовый Дед Мороз, облачённый в одежду из натуральных материалов, с бородой из ваты. Он размещался под ёлкой с подарками. Подарки мы с братом обнаруживали в новогоднюю  ночь.
Кроме всех украшений, ель обильно увешивалась конфетами, мандаринками, яблоками, которые мы со старшим братом Алёшей снимали в дни наступившие после боя курантов. 
К нам в гости приходили друзья родителей с детьми, моими ровесниками. Друзья родителей заходили наряженные в новогодние персонажи. С исполнением постановок, зачитыванием  стихов и пением песен детьми.
Я общался с ровесником Сашей Гайдуком.  Делились с ним подарками. Пришлось с ним бороться. В результате поединка я его поборол, путем использования подсечки.
Саша шумно рухнул с грохотом на пол. В свою очередь, я испугался шума и заплакал. Да, шум создался великий, в том числе из-за грузности Гайдука.
На грохот сбежались родители. Которые нас успокоили, особенно меня.
 Думаю, что в моей победе в поединке мне помогло  проводимые игры со старшим братом. Мы с ним боролись, кувыркались, разучивали приемы. В то время Алёши купили плакаты по классической борьбе, которые развешали в кладовой дома.
В детском дошкольном учреждении много занимались самодеятельностью, в том числе при подготовке к новогодним утренникам. Я участвовал во всех подобных мероприятиях. Мне нравилось исполнять В форме моряка мелодию «Яблочко» на ложках. Выступали на сцене Дома культуры на ослепительно яркой сцене в присутствии широкой публики. А когда я демонстрировал свое умение игры на ложках исполняя любимую композицию среди домашних, хвалили меня за исполнение. Однако Алёша подверг критике, сказал:
- тебе медведь на ухо наступил.
Ну, да, ведь он посещал музыкальную школу , ему видней.
Днями выходили в лес к реке Немпту с мамой, Алёшей и дворовым, белым как арктический медведь,  псом Умкой.
Мне нравилось барахтаться в глубоком и пушистом снегу. Прятаться под раскидистыми елями, ведь под ними отсутствовал снег вовсе, которые бывало скрывал ель по самую макушку.
Рассматривали множественные тропы зайцев. Наблюдали за белками, резвящимися по стволам могучих кедров. Любовались пением лесных птиц и тружеником – дятлом, отбивающего ритмичную дробь.
С восхищением наблюдали с крутого берега Немпту, как под ослепительно-ярким солнцем стремительно кроссует по ледовому покрытию реки   Умка. Возвращались домой с переполняющими эмоциями, с прекрасным настроением.
 Лёша воодушевлённый прочтением творчества Джека Лондона, решил воплотить езду  на собачей упряжке с моим участием.
Он меня усаживал на сани, запрягал в них Умку. Сам бежал впереди упряжки по дороге, зовя пса за собой.
Бывало собака отвлекалась на снующих вдоль трассы котов. И тогда её не удержать, она  резко сворачивала с пути. Я на санях влетал в сугроб с головой или переворачивался, летел кувырком. В эти моменты испытывал шквал эмоций, восторга.
Брат уставал и имел привычку, с целью охлаждения  есть снег, слизывая его с ладони.
В мои начавшиеся школьные годы, встречать новогодние праздники мне приходилось без брата. Он в дальнейшем учась в Хабаровском медицинском институте изредка приезжал к нам. 
Оставалось только вспоминать как мы с ним ходили в новогодние каникулы на расположенную далеко за посёлком сопку Лысуха кататься на горных лыжах.
Из-за отсутствия в продаже что-либо похожего на горные лыжи, Алексей проявлял смекалку. А именно, лыжи он мастерил из коротких детских с монтажом жесткого крепления.
Он эту идею подчерпнул из телевизионных передач на тему горнолыжного спорта. Его ровесники этим не увлекались, а мои сверстники насмехались над маленькими , детскими лыжами. Они предпочитали скатываться с Лысухи на санках. Вот уж взрослые! 
Ну, а мы скатываясь с горы, порой по неподготовленному тракторному волоку. Скорость развивалась великая. Шум встречного, ледяного ветра. Обжигающий снег в лицо. В те времена отсутствовали защитные средства, горнолыжные очки, шлем, наколенники, «балаклава». Хотя можно было использовать мотоциклетные очки, но мы без них справлялись. Главное необходимо вовремя поворачивать перед встречающимися снежными препятствиями, частями остатков древесных стволов или перед поворотами. Только держись!
Непосредственно на территории «малой» школы, где мы обучались с первый по третий класс, возводилась к новогоднему празднику со свежеструганных древесных досок горка. Конечно же она особо привлекала нас. На переменах она притягивала ребят как магнит. Скапливалось множество ребятни, толкались, не все успевали прокатиться. Даже на уроках думали о ней.
В связи с этим, у меня созрел план. Прийти  в школу пораньше, накататься вдоволь перед уроками.
Реализуя этот замысел, в начале я довольствовался катанием с горки сидя на картоне.
Впоследствии принял решение прокатиться стоя на ногах. При спуске с горки придерживался за перила, которые прерывались с половины ледяной плоскости. Я этот нюанс  не учёл. В результате грохнулся головой с высоты горки на ребром прикреплённые доски. Пришлось приходить в себя, терпя боль и гудение в голове.
С трудом добрёл до своей парты. Все занятия просидел не вставая на перемены. На мой вид обратил внимание одноклассник Толя Мельник, он редко выходил из класса. С ним поделился о происшедшем со мной событие.
В одни из предновогодних дней произошло невиданное ранее и никогда не происходящее после событие. Природный катаклизм – лил шквалистый дождь. Температура, соответственно поднялась выше 0 градусов Цельсия, хотя сутками температура фиксировалась ниже 30 градусов мороза.
Мне пришлось идти в школу в пальто в кромешной темноте. С ног до головы стремительно оказался мокрым. В классе все выжимались и сушились у батарей.
А вот перед встречей одного Нового года, отец за добычей ёлки взял меня. Мы с отцом вечером вышли в район Банного карьера к еловой опушки на заготовку новогодней ели.
На заснеженной опушке, под лунным отражением света, кроме следов зайцев, белок, птиц, просматривались   множество следов от волочения срубленных ёлочек. Ели находились в пушистом снегу, приходилось его стряхивать, чтобы присмотреть симпатичную, стройную.
Выбрав и срезав ножовкой  ель, отец взвалил её на плечо. Двинулись по направлению к дому.
Подходя к перекрёстку нашей улице, встретился нам лесничий Сергей Бензик. В связи с тем, что я шёл впереди отца, он вынужден идти ко мне, что бы говорить с лесничим. Поскольку мой отец ранее работал в лесхозе, то ему пришлось объяснить о санитарной рубке. Не нужный разговор состоялся по моей вине. Отец объяснил, что мне нельзя было выходить вперёд, тогда мы избежали бы не желательное общение.
Встречая каждый Новый год, как это водилось у нас, мы с отцом в полночь выходили во двор дома, чтобы стрелять с армейской сигнальной ракетницы разноцветными, яркими сигнальными зарядами. Очень эффектно, красиво. Папе армейскую сигнальную ракетницу выдавали на работе для служебных целей.
Мне доверял отец ракетницу. Я из использованных гильз вынимал капсуль, вставлял новый и брал ракетницу на лыжню. При движении на лыжах постреливал с неё.
Новогодние утренники проводились в школе в спортивном зале или в Доме Культуры с нарядами.
Мы с мамой готовили мне костюмы. Порой не стандартные, зайца, львёнка, а например, космический комплекс «Союз-Апполон», или союз социалистических республик. Утренники проводились с насыщенной программой: водили хороводы, играли в конкурсы, исполнялись сценки из сказок.
В финале события  вручались подарки в пакете с содержанием яблока, мандарина, множества различных конфет.
Идя домой, как обычно,  с моим одноклассником Димой Аханьковым, забавлялись, по полной программе, бегали друг за другом, кувыркались в снегу. Он очень любил конфеты, доходя до своего дома, опустошал пакет. Я подарок доносил до дома нетронутым.
Подарки новогодние дарились и на работе родителей  Несколько сезонов я участвовал в новогодних утренниках по месту работы мамы в районной больницы.
Старый-Новый год в посёлке отмечался традиционно обязательными сломами заборов, калиток. Или выносом заборных пролётов на дорогу, где проезжающая машина повреждала весь штакетник.
Мои родители в это утро  оснащали меня пакетом с смесью круп. Поручали прийти к бабушке перед занятием в школу, проводить мероприятие по рассеиванию крупы по комнатам дома. При этом приговаривать:
- Сею, вею, добра навеваю!
Проводы зимы в посёлке проходили организовано на стадионе, с сжиганием чучела зимы, лазанием на столб. Монтировались павильоны по распродаже блинов, чая, кренделей.
Народу собиралось множество, веселились, катаясь на санях запряжёнными конями. Катались на коньках, перетягивали канаты. Победителям в конкурсах вручались подарки.
Особенно в наше время отмечался друг моего брата Паша Порошков. Который широко улыбался металлической улыбкой, участвуя в конкурсах. Периодически ездя по территории стадиона на мопеде.
Вот так мы в моём детстве встречали новые лета!


Рецензии