Великий лжец Пифей

Наталья Богачева
Правда о великом лжеце
 
 «Существуют три сорта людей: живые, мертвые и плавающие по морям».
 
                Скифский царь Анахарсис,
    изобретатель якоря

 
«Великий лжец», - так прозвали греческого путешественника Пифея римляне с подачи географа Страбона.
Вместе с тем этот мореплаватель и ученый был великим первооткрывателем. Он первым открыл и описал Британию, назвав ее новым пределом морских странствий. Он разгадал тайну приливов и отливов, описал полярные белые ночи и отодвинул северную границу «обитаемого» мира до 66 параллели. Это-- широта Северного Полярного круга незаходящих звезд - . Она на полторы тысячи километров севернее границы необитаемой земли - Ойкумены, обозначенной  Аристотелем.
На широте Полярного круга находятся города Салехард в России, Рованиеми в Финляндии и Saltfjellet в Норвегии. В каждом их этих городов установлены знаки. В Салехарде, к примеру, это символ Полярного круга и света Полярной звезды
Сегодня мы знаем, что северный Полярный круг – одна из пяти главных параллелей на карте Земли. Все звезды из-за вращения Земли как будто вращаются по кругу. А  в центре его – Полярная звезда. К Северу от Полярного круга начинается Арктика. Слово это – производное от древнегреческого Аркт – медведь. Все на Севере связано с образом медведя и освещено светом Большой и Малой Медведиц.
Но вернемся к Пифею. Он первым ввел в обиход понятие "час" как 1/24 часть суток или один час солнечного времени, поскольку в древности сутки начинались с восходом солнца.
Пифей стал первым из эллинов, побывавшим на Крайнем Севере, в Гиперборее. В своем уникальном путешествии к Ледовитому океану – самой неизвестной части Моря Мрака   мореплаватель собрал бесценные сведения о приполярных  странах и народах, живущих там. Древние жители Средиземноморья называли Морем Мрака воды, простирающиеся за Гибралтарским проливом (Геркулесовы столбы). Там мореходов подстерегали опасности.
До Пифея даже умные греки считали, что  территории севернее Скифии -  необитаемы и что северные ветры дуют сразу за Кавказскими горами.
Он привез уникальные знания от «варваров», (так древние греки называли все народы негреческого происхождения). Знания эти накапливались тысячелетиями истории северных цивилизаций. Древние греки сформулировали к этому времени математику и астрономию как науки и смогли уточнить свои расчеты благодаря привезенным Пифеем  с Севера знаниям.
Перипл (лоция) Пифея исчез загадочным образом. До нас дошли  названия произведений мореплавателя: «Об океане» и «Описание Земли» и некоторые фрагменты из этих работ, воспроизведенные Гекатеем Милетским. Гекатей (550-490 г.до н.э.) был одним из первых древнегреческих географов. Он впервые ввел понятие «Ойкумена» как обитаемая часть мира. Вслед за ним Пифея цитировал отец всемирной истории Геродот, еще позже - римский ученый-географ Страбон. Последний, кажется, сильно завидовал Пифею, видимо, поэтому и прозвал его «великим лжецом». Пусть это будет на совести Страбона – доподлинно известно, что этот географ в тех «крайних пределах» не бывал.
«Даже первые римляне нигде не были первыми. Как культура Рима подражала культуре поглощенной им Эллады, так и его мореходы шли по следам греков, пунов, египтян, этрусков – народов, им покоренных. Римские отчеты деловиты, подробны, обстоятельны и – скучны. В них нет той поэзии, того аромата эпохи, которыми отличаются греческие периплы, навечно овеянные ореолом легенд…» (А.Б. Снисаренко. Курс – море мрака. М. Мысль, 1982, с.113).
Верил Пифею Эратосфен и другие историки и географы Древней Греции. Но римляне все заслуги мореплавателя перечеркнули. Только пару столетий назад была восстановлена историческая справедливость. Карл Вейле в конце 19 в. написал, что «путешествие Пифея нужно считать межевым столбом в истории географических открытий …».
 
18 августа 1956  Фердинан Лаллеман, сидя в своем кабинете в Марселе, поставил точку в  замечательной  книге«Пифей. Бортовой дневник античного мореплавателя».
Это произведение поистине уникально, как уникален и ее герой. Книга написана в виде путевого дневника отважного греческого мореплавателя Пифея - выдающегося астронома, математика, историка. Лаллеман написал художественное произведение, но факты, от которых он отталкивался,  и его герой имели историческую подоплеку.
Наша задача – расшифровать некоторые эпизоды из этого интереснейшего произведения и попытаться доказать, что Пифей действительно бывал в гиперборейских землях и  морях, откуда привез много удивительных открытий. Мы попытаемся рассказать о том, как рождалось то, что сегодня  - неоспоримая истина и как Пифей приблизился к ней.
 
Он верил в предназначение имен. Его имя означало «убеждающий», а задачей было – убедить властителей Массалии (сегодня это французский город Марсель) выделить средства на строительство корабля для дальнего путешествия на Север в поисках новых земель и сокровищ морей.                                Он назовет построенный им корабль «Артемида-лучница» в честь богини-девственницы, дочери Зевса, сестры-близнеца  светоносного Аполлона-Солнце   Ей подчиняются звери, она покровительствует охоте, отвечает за плодородие. Ее атрибуты  – олень-лань и лук с колчаном.
Родина Пифея -  Массалия (древнегреческая колония, основанная на территории Галлии в 6 в. до н.э.) была  в то время процветающим городом со своим флотом и даже университетом.
Экспедиция Пифея, по некоторым описаниям, имела место между 350-320 годами до нашей эры. Открытий мореплаватель сделал немало. Кроме описания белых ночей, морских приливов и отливов, он с помощью гномона (солнечного компаса) определил, что в точке Северного полюса нет никакой звезды. Так было во времена Пифея -  Альфа Малой Медведицы - Полярная  звезда, по которой мы определяем Север, находилась чуть в стороне от точки Северного полюса.
В те далекие времена, как и сейчас  мореплаватели ориентировались по Большой и Малой Медведице. У древних народов Большую Медведицу называли Лось, Олень, Паук, Повозка, Семь мудрецов. Остроту своего зрения древние люди проверяли по звезде Алькор -  восьмой в созвездии Большой Медведицы.
По Большой Медведице ориентировала  гомеровского Одиссея Калипсо, указывая ему путь в Схерию ( страну феаков):
«…сон на него не спускался
Очи, и их не сводил он с Пеляд, с нисходящего поздно
в море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
имя носящей,  и близ Ориона сверкающей вечно
круг свой, себя никогда не купая в водах Океана…».
(«Одиссея» в пер. В.А. Жуковского, песнь V, стих 269-277, Прг. 1902, стр.7).
Попробуем расшифровать этот эпизод. Воот – это Созвездие Волопаса ( пахаря или пастуха). Оно находится в Северном полушарии и видно на всей территории России. Его главная звезда – Арктур – страж Медведя.  В древности эту звезду считали предвестником бурь. Значит море, куда опускается поздно ночью Волопас, находится где-то на Севере, скорее всего это – Северный Ледовитый Океан. Волопас по мифу – пастух.
Для нас здесь очень интересно то, что Медведицу на небе называли «Колесницей». Чьей? Конечно же - Аполлона или Гелиоса. В небесную повозку по древним мифам и легендам обычно запряжены белые или золотые кони, грифоны, лебеди – атрибуты богов Неба и Солнца, знак духовности. Два колеса – образы Неба и Земли, возничий – это ум, дух, интеллект, разумное начало.
В точке Северного Полюса Колесница Гелиоса приостанавливала свой путь и начинала ходить по кругу. Почему? Здесь надо вспомнить миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса.
Фаэтон разбился, а останки его колесницы до сих пор падают на Землю. Колесниц, конечно, у Гелиоса несколько, ведь и после крушения Фаэтона Солнце каждый день встает на Восходе и мчится на Запад. Зимой оно остановится в центре небосклона и погрузится на полгода за горизонт северной земли. Может быть, Аполлон-Геолиос-Солнце поминает своего сына, ведь именно здесь колесница сорвалась с неба и разбилась вдребезги. 
Наступит Лето, и скакуны Аполлона-Гелиоса вновь помчатся с Востока на Запад. Апофеоз их безудержного бега наступит в середине пути – в районе Северного Полюса. Белые скакуны не застынут смиренно, не пойдут вперед – они начнут двигаться по кругу – слева направо, отмеряя часы на невидимом циферблате. Символ «белой лошади» дошел  и до наших дней: в северорусских вышивках Архангельской области,  в бисерных орнаментах и на рисунках самый распространенный образ – белые кони или олени. В этой связи интересен даже образ  Георгия-Победоносца. Георгий-Солнышко, называли его на Руси. Вспомним икону ХV века, где Георгий, облаченный в плащ цвета киновари, восседая на легком, тонком, кажется невесомом белом коне, повергает Змея-дракона. Так День побеждает Ночь. Так Свет побеждает Тьму.
Еще одна Белая лошадь 110-метрового роста до сих пор украшает один из холмов Британии. Откуда она здесь взялась, кто ее сотворил и  с какой целью – до сих пор – загадка.
Пифей должен выпросить у Артемиды «вдохновения и заступничества перед ее светоносным братом Аполлоном, чтобы он позволил лицезреть себя во всей славе на вершине Мира, где повержена Ночь, и где запряженные в его колесницу Белые Скакуны смиренно застывают на месте в сверкании Дня».
Если Артемида осчастливит  Пифея, то он увидит «триумфальное шествие Солнца» по небосклону, когда оно движется по кругу и не заходит за горизонт.
Северный морской путь «Арго»
Есть версии о том, что у мореплавателя Пифея были предшественники. Одни из них – аргонавты. Есть версия, что они обратный свой маршрут из Колхиды проложили северным путем. «Арго» даже называли  первым плавающим кораблем, хотя это утверждение можно поставить под сомнение. Задолго до «Арго» - более десятка тысяч лет назад в неизвестных морях на северной окраине Ойкумены бороздили воду байдары морзверобоев. Техника изготовления эскимосских байдар сохранилась и до наших дней.
В экипаже «Арго» среди 53 аргонавтов были  два «северянина» Зет и Калаид – крылатые сыновья северного ветра Борея. Из мифов мы  знаем, что на пути в Понт (Черное море)  аргонавты столкнулись с «блуждающими» - расходящимися и сходящимися скалами - Симплегадами. Моряки выпустили голубя,  а когда скалы разошлись, прошел между ними и «Арго». Эта история напоминает нам один эскимосский миф, где герои на своей байдаре прошли между раздвигающимися скалами и попали в другой мир. Можно предположить, что скалами этими были «блуждающие» айсберги, и что один из путей аргонавтов проходил  через северные моря и земли. Не случайно в мифе упоминается река Эридан, по Вергилию – река По.
Предположим, аргонавты путешествовали северным путем и проходили недалеко от берегов Гренландии: именно здесь мы можем увидеть «блуждающие» скалы. О них, как мы уже упоминали, сложены легенды и у древних эскимосов, которые прежде чем пройти между скал на каяках, пускали вперед птицу. Вспомним, что и аргонавты перед тем как направить «Арго», пустили вперед голубя.
Есть версия о том, что северным путем возвращался и другой герой древнегреческих мифов - Одиссй. Он и аргонавты побывали в одних и тех же местах - в  устье реки Эридан и на острове Гелиоса. Те и другие нашли путь к Морю Мрака, видимо, через северные реки. В местах, где живут лестригоны, Одиссей видел свет от гефестовых кузниц – не иначе как северное сияние или белые ночи.
На таинственных островах живут  гомеровские  Навсикая и Калипсо. С ними встречался Одиссей на пути домой. «Калипсо, дочь Атланта, держит героев в своих сетях по семь лет», она же «спасает потерпевших кораблекрушение». Значит, герой троянской войны Одиссей на пути домой, не миновал северных морей Атлантики.
Алтарь Одиссея с именем Лаэрта был установлен в германском городе Асцибургии на берегу Рейна  (Тацит). Откуда и как туда попал?
Конечно же Пифей был знаком с величайшими произведениями Гомера «Одиссея» и «Илиада» и наслышан о северных морях и землях, почти недоступных для греков.

 
                Артемида-покровительница
 
Пифей начал переговоры с  Парменоном -  одним из старейшин, управлявших городом Масссалия и ведающим делами флота.Этот уважаемый человек, как и многие другие греки, считал, что Земля  не круглая, а имеет форму диска,  в центре которого - город Дельфы, где возлежит Пуп земли. Отважный Пифей хотел убедиться:  так ли это и отправиться к гиперборейцам, чтобы «увидеть Солнце, которое не укладывается спать в чертогах Медведицы». В переводе на современный язык – увидеть полярный день, когда солнце не заходит за горизонт, а круглосуточно гуляет по кругу.Парменон, услышав почти дикую просьбу Пифея, удивился, не сошел ли этот грек с ума. «К гиперборейцам? К полуночным варварам?»
Как мы уже сказали, древние греки считали представителей всех других племен – варварами, отсталыми. Так относились эллины даже  к галлам (предкам французов). Галлы, в свою очередь, считали варварами племена, живущие севернее Галлии – кельтов,  скифов, киммерийцев  и, уж конечно, – гиперборейцев. Это было в те времена, когда от Гипербореи и ее мощной цивилизации остались только слухи, мифы, да немногочисленные древние северные племена,  пережившие многие катаклизмы природы и  ассимилировавшиеся с другими народами.
У нас есть все основания предполагать, что нынешние коренные народы Севера -  дошедшие до наших дней крупицы древней гиперборейской цивилизации. «Полуночными» гиперборейцев называют потому, что обитаемые ими когда-то земли находятся на Крайнем Севере (на циферблате это - 00 часов - полночь), там, где «лежит вершина Мира».
Было  у Пифея еще несколько целей -  астрономических. Он знал, что Полярная звезда  неподвижна на небосклоне. Он хотел побывать на том месте земного шара, на его макушке - Северном Полюсе, откуда можно «вдоволь налюбоваться» этой звездой.
Пифей мечтал  составить гномоновы таблицы (часовые пояса) для всех стран Ойкумены. Но главный азимут был направлен в сторону Гипербореи.
Отважный путешественник мог предполагать, что на пути в эту страну его экипаж пройдет через разные земли, богатые народными культурами и природными сокровищами. Уже в те времена было известно, что финикийцы поднимаются в страны Борея (северного ветра- Н.Б.) за янтарем, оловом, золотом и мехами. Это было одним из оснований убедить власть имущих  выделить средства из государственной казны на  путешествие.
Прежде, чем строить корабль, надо получить  благословление древних богов. Одержимый идеей открытий,  Пифей не любил бесстыжую Афродиту, чьи женские прелести только «размягчают мужчин и могут отвлечь  от математических  расчетов и моря». Его больше прельщала  «многогрудая кормилица Артемида Фокейская».Надо получить благословление этой богини.  Почему Пифей избрал именно ее хранительницей? Ему предстоит путь на Север, в страну Борея. У Артемиды, как и  ее брата Аполлона,  – северные корни. Мать их Лето - родом из Гипербореи. 
На небе Артемиду олицетворяет Луна (Геката), Аполлона – Солнце-Гелиос. Во времена Пифея у греков была традиция бескровного жертвоприношения Гекате - из фруктов, овощей, ягод, злаков - всего, связанного с плодородием земли. Похожий обряд мы можем наблюдать  сегодня у ительменов Камчатки во время  обрядового праздника Благодарения Природы  за  щедрые дары  - «Алхалалалай», когда они кормят ягодой, рыбой, травами своих покровителей хантаев, олицетворяющих человека-рыбу.
Бронзовая  фигура богини, вынимающей стрелу из колчана, будет установлена на носовой части судна и укажет Пифею курс на Гиперборею. «В полуночных странах Артемиду моря зовут Гердой, и она играет с морскими чудищами среди зеленоватых вод». Вспомним сказку Андерсена «Снежная королева» и добрую девочку Герду, которая спасла своего брата. Кай и Герда, возможно, и есть современное воплощение брата и сестры – Аполлона и Артемиды. Более того, Герда - богиня играет с морскими животными. Еще одна ипостась Артемиды - инуитская богиня моря Седна. Ее почитают все морзверобои на Севере. Так в одном образе греческой богини переплелись седая древность и современность.
Пифею известно, что варвары, живущие на Севере, на холмах греются у костра, интуитивно чувствуя, что теплом и жизнью обязаны Аполлону-Солнцу. Они именуют его Беленом.
Кельт Ваниаф, которого Пифей избрал своим верным помощником в этом долгом и опасном путешествии,  рассказал, что « варвары любят красный цвет …как римляне и цари». Это замечание можно подтвердить наблюдениями в дне сегодняшнем. Ненцы украшают верхнюю одежду- ягушки красными полосками . Этот цвет киновари очень часто употребляется в бисерных вышивках всех  коренных народов Севера.
Пифей задумался. Что взять с собой в дальний путь по морям? Конечно, никак не обойтись без прекрасных греческих вин. « Красные вина, черные вина, светлые вина, вареные вина, очищенные вина, вина из сосновых шишек, вина, разбавленные морской водой, вина из всех сортов винограда, сладкие и крепкие вина Фасоса, сеонские вина, родские вина, косские вина, сицилийские вина, ароматные восточные вина. Вина, вина, вина...»  Уже в те древние времена понимали, какой силой обладает Вакх, как с его помощью можно выведать тайные знания и секреты. Пифей  использует вино в общении с варварами. Ему надо выведать «верный путь во владения Аполлона». Не правда ли, очень напоминает то, как белые люди покоряли Север,  меняя огненную воду на меха, драгоценные камни, резные изделия из бивня моржа и кости оленя и, что самое главное - и знания о новых землях и путях к ним. Венитаф сказал, что  ни золотом, ни деньгами варвары  не интересуются.
Пифею нужно сколотить сильный экипаж из  66 надежных помощников. Это должны быть не рабы, а свободные люди - моряки по призванию и профессии – путь предстоит долгий и опасный и им придется проводить долгие часы на скамье во время плавания в гиперборейских морях. Он отбирает самых сильных отважных гребцов: они должны быть в расцвете сил. Некоторых предложил включить в команду Венитаф.  Это кельт 39 лет, который умеет плести веревки, и  сильный как Геракл Ксанф  42 лет. Они постарше других. Хорошо, что Пифей нашел Венитафа. Он – кельт, представитель древнего народа, который когда-то занимал всю Британию, территорию Галлии (Франции) и Германии. В его жилах течет северная кровь, а разум хранит опыт премудрых гиперборейцев. Венитаф знает, что суда, на которых они бороздят воды северных морей, «открыты и сидят низко над водой, …, очертаниями напоминая вытянутые веретена. Борта обшиты досками, находящими одна на другую, как черепица на крыше».
Кочи  поморов и сегодня похожи на эти кельтские корабли. Возможно, Венитаф рассказывал Пифею и о других судах – эскимосских байдарах, обшитых моржовыми шкурами. Наверняка, он знал о них и видел их.  На таких байдарах, морзверобои выходят на промысел и в наши дни.
Гиперборейские суда, приспособленные для условий  Океана, должны быть шире, чем для Внутреннего моря. Это их отличительная особенность. Палуба и каюты - из лиственницы: эта порода  не гниет. Венитаф научил Пифея еще одной премудрости северных народов-морзверобоев: надо смазать китовым жиром борта и днище судна, которые соприкасаются с водой. Тогда оно будет легко разрезать океанические волны, как это делают киты, тюлени, моржи, дельфины. Венитаф принес Пифею  «грубый глиняный горшок с процарапанными ногтями рисунками», в нем несколько кусков белого твердого жира. Пифею показался странным и неприятным запах, которым отдавал жир. Но мы знаем – это мантак – китовый жир. Он мог быть доставлен только из тех мест, где живут морзверобои – с северных морей. В те далекие времена  и сегодня здесь  живут саами, ненцы, инуиты Гренландии. 
От Венитафа Пифей узнает, что из полуночных стран привозят в полуденные средиземноморские страны янтарь и олово. Среди этих стран главные - Базилии (в переводе с греческого - Царская страна. В словаре Брокгауза и Ефрона мы находим ее определение – «Бальтия, или Базилия) — встречающееся у Плиния название о-ва на севере. Европы, где добывался янтарь. Вероятно, этим островом считался нынешний прусский берег Балтийского моря, получившего отсюда же свое название (mаrе Balticum)»,. Иктиса. Янтарь и олово добывали также на острове Уайт ("Белый"). Основан огн был кельтами. Сегодня это - английский остров и графство в проливе Ла-Манш, отделенный от основного британского острова проливом Солент. Не минует Пифей и острова Абалус Янтарный остров – сегодня это остров Гельголанд у берегов Северной Европы в Северном море, принадлежащий ФРГ. 
Камень и  металл – еще одна цель путешествия Пифея, продиктованная ему властями Массалии. Отправляя мореплавателя в дальнее путешествие, властители города-архонты вручили ему запечатанный свиток и строго наказали не распечатывать, пока судно не пройдет Геркулесовы Столпы. Так в древности называли Гибралтарский пролив. По мифу их поставил Геракл на краю мира в память о своих странствиях. В переносном смысле это означало – край света и предел обитаемого мира.
Задачей Пифея было пройти за пределы известного мира, что в то время было практически невозможно. Этот предел надежно охраняли пуны.
Пифею было строго настрого сказано властителями, что если он вместе с экипажем попадет в плен, свиток надо уничтожить. Этот свернутый в рулон кусок пергамента жжет руки Пифея и выжигает душу, оно «весит больше, чем весь янтарь Ба-Алтиса и все олово Британии!» Оно означает для Пифея рабство, «Торговцам не нужна научная слава, ею не набьешь трюмы корабля….» Но все же утешает мысль о том,  что впереди -  невероятное путешествие к непознанному, неведомые северные моря и земли.
Путешествие Пифея начнется почти в то же время, когда Александр Македонский в своем историческом походе на Восток, завоевывая новые земли,  достигнет реки Инд.Пифею надлежит разведать и подарить Миру еще более таинственный Север и гиперборейские земли. В этом, возможно, было его предназначение. Он знал, что его путешествие очень опасно, и не боялся смерти – она будет сладостной, если он  сможет разгадать тайну своих математических расчетов и увидеть необыкновенную красоту Крайнего Севера.
В храме Аполлона, куда Пифей со товарищи зашли отдать богу Аполлону почести, они получили пророчество: «Пламя ночи ведет к солнцу в ночи». Пифей понял смысл этих слов: им посчастливится увидеть солнце над Северным Полюсом, которое не заходит за горизонт.
Наконец,  «Артемида Лучница» спущена на воду, гребцы заняли свои места.
В добрый путь!
 
Большая Медведица - попутчица
Пифей заметил, что уже взошел над землей Феб-Аполлон, а его Сестра Артемида – Луна, одетая в нежно-розовые одежды, выкрашенные кистями Зари Эол, поприветствовала брата, медленно покидая небосклон, чтобы уступить ему место. Пифей расценил это явление как знамение. Пифей и кельт Венитаф преподнесли к ногам Артемиды-Лучницы розовые цветы и еще раз попросили от нее благосклонности.
Пифей будет соотносить курс судна со «Стражем Медведицы» - Полярной Звездой.
Впереди Геркулесовы Столпы, а за ними уже слышно дыхание Атлантики. Миновать это место беспрепятственно еще никому не удавалось.  Этот проход, по мнению обывателя, граничит с безумием. Здесь буйствуют пуны. Они ведут себя как нынешние пираты.
Моряки Пифея ведут ожесточенный морской бой и не оставляют ни одного свидетеля своего выхода к Океану, иначе их остановят и захватят в другом месте – у берегов Иберии (Испании): иберы и пуны – в дружбе. И вот "Артемида" берет курс в сторону  Крайнего Севера.
Есть примета: коснуться золотой бороды – значит дотронуться до счастья. Кельт Венитаф пользуется популярностью среди девушек в прибрежных населенных пунктах. У него рыжая борода и каждая девушка так и норовит погладить ее. Есть еще некоторые приметы, которые знает Пифей: «золотые волосы ведут к янтарю, красное вино - к олову, а коралл - к снегам Туле. Цвета, как и числа, имеют свои тайны», этому учил еще Пифагор. Судя по всему, Пифей знаком с Пифагорейской школой философии и следует ей.
Итак, «Артемида» преодолевает морские волны уже 20 суток. Вышли в открытый океан. Пифей вспоминает про секретный свиток, который ему вручили властители Массалии. Он имеет право прочесть его только в Океане. Архонты решили показать мореплавателю, что даже в момент наивысшей свободы, когда вокруг только бескрайние воды океана и мириады звезд на небе, он не свободен, у него есть обязательства. Сейчас он узнает о них. 
Кельт Венитаф - человек свободолюбивый. Он даже разгневался и советует выбросить этот ненавистный свиток в море. Но благоразумный Пифей так не сделает. Что же хотят от него представители власти? Сначала идут приветствия Пифея как ученого, потом - прямой намек на то, что он должен компенсировать затраты, которые понес Город, отправив его в это путешествие. Перед ним ставят задачу найти путь, связывающий берега гиперборейского Океана с Понтом Эвксинским (Черным морем), которым, как утверждается в устных преданиях, прошел Ясон со своими спутниками на "Арго" много лет назад.
Каких территорий Крайнего Севера достигнет Пифей со своим экипажем, где его судно, ведомое богиней Артемидой, будет отважно бороться со сковавшими Море Мрака льдами? Где  оно остановит свой бег и повернет назад от полуночных (северных) стран  к полуденным (южным).  Почти все исследователи  упоминают загадочное Туле и  до сих пор спорят – где это место? Римляне в I в. отождествляли Туле с  о. Мейнленд - основной из 100 островов Шетландского архипелага в 150 км к северу от Британии. Об этом Туле (Фуле) говорит Тацит, утверждая, что оно лежит в «последнем море»). Другие ученые утверждают, что Туле - это  Оркнейские или Оркадские острова – ныне это - одна из 32 областей Шотландии - 20 обитаемых островов и 50 небольших необитаемых.
Третьи помещают Туле на территорию Исладнии третьи указывают на Исландию, четвертые помещают Туле в Гренландии, иные – в Западной Норвегии, а кто-то говорит, что это - остров Ян-Майен в Северной Атлантике.
На пути к Туле лежит самое крупное в мире месторождение янтаря – Янтарное море. Мы думаем, что это - Балтийское  море у берегов Латвии, поселок Янтарный (возле Калининграда, Дзинтари – близ Риги ( почти также называется по-литовски янтарь или морская смола). Древние тоже считали, что янтарь надо искать к северу от Скифии, в устье реки Эридан, которая впадает в Северное море. Но такой реки нет даже на древних картах, она есть только в мифах. Сегодня Эриданом можно назвать и Эльбу, и Вислу, и Неман, и Западную Двину, и даже Енисей. От древних известно только, что это  - большая полноводная река. Там же где-то лежит  остров Абалус – Балтия, Базилия (Царский). Абалус  по описанию Пифея находится в однодневном пути от берега. Греческие корабли шли со скоростью 1000  стадиев(177,6 км)  в сутки. На расстоянии одного дня пути два острова – Боринхольм и Рухну. Нам интересен второй, поскольку на первом янтаря не встречали.  Рухну  находится у выхода из Рижского залива в Ирбенский пролив в где-то в 100 км от устья Западной Двины. «Самый крайний из всех островов  у реки Эридана» - пишет Аполлоний. А может быть это Абалус (Балтия)?  Тогда Эридан  - Западная Двина.
В один из дней судно Пифея оказывается у берегов Скандинавии или, возможно, нашего Кольского полуострова.  Мы слышим явно скандинавские названия  -  Скандия, Думна, Берги и Беррике.
У берегов Скандии мореплаватели знакомятся с ее местными жителями.  Поначалу слышно пение, стук копий о щиты и резкие крики. Высокие мужчины пришли как друзья, иначе не взяли бы с собой женщин, одетых во все белое. Они уже знали о прибытии чужестранцев. Сообщение получили от соплеменников, с которыми обмениваются новостями с помощью дыма и костров, разжигая огонь на вершинах гор. Эта информация интересна и нам. До сих пор среди номадов Крайнего Севера существует подобный обмен информацией - очень быстрый и разлетающийся мгновенно на огромные расстояния.
В Скандии    мореплаватели увидели необычные архитектурные строения, напоминающие знаменитый Стоунхендж.  Огромные камни  стоят по кругу, напоминая большие столы и столбы, некоторые разрисованы знаками в виде змей и звезд. Очевидно, знаки связаны с  движением Солнца по небу. Камни эти очень древние и похожи на те, что греки видели в Кноссе и Микенах. Кто мог установить их и когда? Говорят, - люди-гиганты  - предки кельтов.
Уже в наше время на Кольском полуострове учеными-археологами найдены группы дольменов, огромные каменные изваяния, которые народ саами издревле называет сейдами, придавая им магическую силу.
Царица Скандии подарила Пифею корзинку, наполненную янтарем и оловом. От нее он узнал, что надо плыть много дней, чтобы достичь страны Альбион ( Британия) и добраться до загадочного Туле. Еще царица рассказала, что путь к Туле проходит по Мюир Крониме - замерзшему морю. Добраться туда нелегко, нужно успеть, пока не закончится полярный День. Царица сканов рассказала об их боге , назвав его Тор. Мы тут же вспомним, что у народов Севера финно-угорской группы Верховный бог носит имя Торум.
Есть еще одно  предположение о происхождении названия Скандия – похоже звучит местность - Сконе в Шотландии. Здесь находится знаменитый Сконский камень, где приносили присягу английские короли во время коронации (позже камень этот был вмонтирован в пьедестал Британского трона). Само же название это – кельтское, ведь до бригов всей Британией владели кельты. Нам ближе версия Скандия-Скандинавия - нынешняя Норвегия, Швеция, Финляндия.
Еще нам интересен остров Беррике. Пифей считал, что именно отсюда лежит путь к Туле.
Но пока судно Артемида-лучница приближается к берегам туманного Альбиона. Пифей станет первым, кто откроет для Европы остров Британия.
 
Экзотика туманного Альбиона
Отвесные берега Британии сложены из соуп-стоуна – белого как известь камня, поэтому ее и называют Альбион – белая земля. Британия похожа на крепость с возведенными богами стенами.
Пифей обойдет этот остров за 40 дней пешком и подробно опишет. Позже, правда, римские ученые не поверят ни слову Великого Лжеца Пифея. Верить будут только Юлию Цезарю и римским легионерам. Но они придут в Британию много позже.
Первым из европейцев у Британских берегов побывает греческий путешественник Гамилькон, но мы мало узнаем о его путешествии, вторым будет Пифей и только через триста лет после него – Юлий Цезарь. О том, что Британия – остров, миру станет известно только через 400 лет после открытия Пифея! Тацит напишет: «утверждают, что море там неподвижное и очень плотное, вследствие чего трудно грести; да и ветры не поднимают на нем волнения, полагаю, из-за того, что равнины и горы, в которых причина и происхождение бурь, здесь очень редки; к тому же и громада глубокого и безграничного моря медленно и с трудом раскачивается и приходит в движение…». 
Попробуем проследить путь первооткрывателя - Пифея. До него был изучен только юг Британии, а длина всего побережья острова – 8029 километров. Пифей сообщает, что в этих местах «полная луна рождает половодье, а убывающая – морской отлив»,  мы же приближаемся к другому важному открытию мореплавателя: луна влияет на периоды приливов и отливов на морях. Это очень хорошо знают северные народы, живущие по побережьям этих морей. Высота приливной волны, к примеру, на Охотском море достигает 11 метров.
Помпоний Мела и Плиний пишут, что на Севере Британии (в Шотландии) живет мирное племя пиктов. Для устрашения своих врагов они раскрашивают себя синей краской, поэтому северную часть Британии нередко называли Страной Раскрашенных, по-кельтски "бритайн" ("брит" -раскрашенный, "тайн" - страна), а пиктов - бриттами. Вот как описывает Лаллеман представителя одного из пиктов, с которым встретились люди Пифея: «Это был рослый человек, закутанный в шкуру бурого медведя, перетянутую у пояса. На голове у него красовалась лисья шапка, а с нее на шею свешивался хвост лисы. Открытые части тела и лицо, натертые порошком из синей глины, придавали ему ужасающий и одновременно смехотворный вид.  Лаллеман называет его предводителем «синих» людей. Женщины бриттов имеют статные фигуры и рыжие волосы, носят льняные хламиды.
Позже кельтское слово «бритайн» перейдет на всю Великобританию. Бритты расскажут л.дям Пифея, что их остров Британия напоминает по очертаниям огромный удлиненный треугольник и омывается он со всех сторон морем.
Бритты поддерживают мир со всеми, кто живет на острове: с кельтами, пунами. Их остров трудно завоевать, его оберегают Океан и бури. Бритты продают олово и торгуют янтарем. У них нравы  "золотого века".
Пифей видит первые суда бриттов. Одна лодка похожа на большую плетеную корзину, обтянутую шкурой. Мужчина отталкивается от берега и управляет одним веслом.  Сегодня эти лодки напомнили бы нам эскимосские байдары. Что-то подобное можно было встретить и в те времена у саами, ведущих морской промысел. Пифей отмечает, что у местных жителей очень мягкие нравы. Войны их короткие и не кровавые, часто победитель определяется в единоборстве и начинает править страной побежденного. Единоборство, кстати,  развито и сегодня у северных народов, да и  «мягкие нравы» никуда не ушли. 
Идя вдоль берегов Британии в сторону страны северного ветра - Гипербореи, Пифей замечает, что световой день постоянно увеличивается, а два раза в день «неторопливое дыхание моря указывает на приближение большой воды» ( прилив – Н.Б.).
В районе полуночной оконечности Британии (на самом Севере)  живут высокие светловолосые люди. Они приплыли в лодках с высокими носом и кормой. Их суда похожи на «Артемиду», которая сделана по чертежам кельтов.  Одеты эти люди в плащи с капюшонами из коричневой шерсти. Их ноги закрыты какими-то трубками, привязанными к широкому поясу. Когда разговорились через толмачей, часто слышны были слова - сканны, берги и нориго. Мы можем сказать и сегодня, что это морзверобои или Скандинаского полуострова, или нашего Кольского, или еще более северного острова – Гренландии, то есть коренные жители этих мест саами или инуиты.
   Пифей и его моряки рыбачат на реках. Здесь много  рыбы с красным мясом.Бритты гостеприимны. Они питаются черным хлебом, белыми кореньями, мясом и медом, едят и рыбу, вылавливая ее на удочку или сетями, сплетенными из гибких веток. Они устанавливают их на кольях поперек реки.
Как это напоминает методы ловли рыбы у северных народов от Кольского полуострова – до Камчатки. Здесь до сих пор сохранились такие рыболовные приспособления.
Обычаи этих племен напоминают те, что описал Гомер - варвары почтительно относятся к иноземцам и встречают их, словно богов. Поэтому часто закармливают их сверх меры, да и в питье не ограничивают. Эта традиция встречи гостя сохранилась у северных народов и сегодня. Закормить гостя почти до потери сознания – древний ритуал при встрече гостя у камчатских ительменов. Он описан в 18 веке учеными Стеллером и Крашенинниковым.
О Британии  и о ее белых ночах Пифей пишет, что «варвары показали ту точку, в которой солнце удаляется на покой…ночь в этих местностях очень коротка и продолжается в иных пунктах два, в других – три часа, так что спустя очень незначительный промежуток времени солнце опять всходит».
Бритты знают о Туле, но никто из них там не бывал. Они даже помнят придания  о первых греках, пришедших в эти края когда-то: «Ты пришел из той страны, чьи корабли видел дед моего деда?».
В самой северной области Бретани (северная оконечность шотландских Внешних Гебрид) в Калленишской обсерватории можно наблюдать уникальные явления. О них мы узнаем  у Диодора (Сицилийского?) со слов Пифея : «С этого острова луна видна так, будто бы она очень близка к земле…Говорят также, что бог (Аполлон) посещает остров (Иерна – Н.Б.) каждые 19 лет; это период, за который звезды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место….
Лунный календарь с 19-летним циклом в 432 г. до н.э. изобрел Метон, а в 330 году усовершенствовал Каллип. Им пользовались древние греки.
Иерна - "Священный остров",(Iervy – в переводе с греческого – священная). Но возможно остров назван так по имени населявшего его племени иров, и  ныне это -  Ирландия, возможно, та земля, которую бог Аполлон посещал каждые 19 лет. В Ирландии после ее завоевания скандинавами появился город Туйлен, что очень созвучно с Туле.
Пифей начертил на своей карте остров Британию и определил, что «общее направление острова - на полуночь и закат Мира».
 
 
В краю белых ночей
Мореплаватель направил сове судно мимо острова Иерна: ему сказали, что у тамошних жителей очень жестокие нравы: пожирают предков и совокупляются со своими матерями и сестрами.
Чем ближе к Северу, тем дни длиннее. Вот уже и вечерний закат незаметно переходит  в утреннюю зарю. В полночной  - самой северной части неба сверкает звезда Медведицы – Полярная.
На 64 день путешествия моряки достигают берегов Оркадских островов. Здесь даже деревьев нет. Живут в этих местах светловолосые люди Ту-Ал. Здесь можно наблюдать полярный день и совсем близко находится «Трон и ложе Солнца». Здесь Гелиос ложится опочивать и встает. Потому светлая полоска на небе не меркнет всю ночь. Пифей знает, что именно этот свет приведет его к цели – стране северного ветра – Гиперборее.
В этих местах путешественники пополняют свои пищевые запасы соленой рыбой и вяленым мясом (самая что ни на есть главная пища северных народов). Зерна здесь нет.
Бороздя воды Северного моря, Пифей пишет о белых ночах.
Но это, по мнению римских исследователей во главе со Страбоном совсем уж «отъявленная ложь». Еще бы! Кто из них видел белые ночи на берегу Средиземного моря, дальше которого они  не путешествовали!
Пифей слышал о приливах и отливах, но сам никогда не видел, как вода может уходить из-под киля. Он даже не знал, как поведет себя судно в такой ситуации. Кельт Венитаф, конечно, знал об этом. Но однажды Пифей увидел, как «в пятом часу после восхода солнца уровень воды начал катастрофически падать». Грека мучила мысль: кому подчиняются воды - Солнцу или Луне? От Венитафа он узнает, что кельтские жрецы считают причиной Луну.
 
Крайняя земля
Пора опускать на воду весла, путь лежит к крайней земле – Туле.
Сканнский лоцман Левк (от греческого - «белый»), которого Пифей нашел среди местных жителей, говорит что до Туле можно дойти «за четверть Луны Дорогой Китов.  Левк одет так, как одеваются местные народы - в большую коричневую накидку с капюшоном, перетянутую поясом из тюленьей кожи, очищенной от меха.
Ветер будет попутным и выведет на нужный курс. Пифею посчастливится увидеть Трон Солнца, если, конечно, захочет Тор. Как мы знаем, Тор – это верховный Бог северных народов (у греков были свои боги). Ненцы называют его Торум. Именно ненцы о. Новая Земля могли встретиться морякам в их долгом пути в Гиперборею. Пифей пишет: что Туле находится в шести днях морского пути от Бретани и рядом с ней – замерзшее море.
От Страбона мы узнаем, что Пифей «прибавил к рассказу от Туле и историю об областях, где нет более ни земли в собственном смысле, ни моря, ни воздуха, а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов, похожее на морское легкое. В нем, говорит Пифей, висит земля, море и все элементы, и это вещество является как бы связью целого: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть на корабле». Для нас вполне понятно, что морское легкое – это лед – разного качества и консистенции в зависимости от климата и близости к Северу.
Как же критиковали потом Пифея за его рассказы о загадочной земле Туле (Ultima Thule)!
По мнению немецкого филолога И. К. Аделунга (1732-1806), название Туле произошло от местного Ту-Ал ("Северная земля"). Отождествляется разными учеными с Исландией, Фарерскими островами, островом Ян-Майен, различными районами Норвегии.
Пифей сообщает нам, что «Туле – самый северный из Британских островов и является наиболее отдаленной  страной. Там летний тропик одинаков с Полярным кругом».
Что это означает для нас? Периоды зимнего и летнего солнцестояния? У Плиния мы узнаем, что «наиболее отдаленной из всех земель является Туле, где в период зимнего солнцестояния …нет ночей, а днем  очень мало света. Иные думают, что так продолжается много месяцев подряд… На расстоянии одного дня морского пути от Туле будто бы находится замерзшее море, которое кое-кто называет Кронийским заливом».
О замерзающем море на Севере говорит и Геродот. Бион Абдерский ( математик Демокритовой школы) «первый заявил, что есть места, где шесть месяцев длится ночь и шесть месяцев – день». О полярной ночи и полярном дне мы знаем из легенд и мифов народов Крайнего Севера, из ирландских и исландских саг.
Соединив воедино сведения Пифея и других древних авторов, мы можем дать описание Туле. Эта земля находится где-то на Крайнем Севере, в пределах Полярного круга. Живущие здесь люди питаются молоком животных и кореньями, хотя количество их – скудно. Климат здесь достаточно мягкий.
(Причина тому – теплые течения). Живущие здесь народы приготавливают напиток – ячменный эль и знают рецепт «верескового меда». Надо заметить, что подобные напитки  знали народы Скандинавии и даже скифы.
Из всех древних ученых Пифею больше всего доверяет Эратосфен. По его расчетам Туле (как и описывал Пифей), находится в районе 66 градуса северной широты – именно здесь начинается «холодный пояс» - Полярный круг.
Посмотрим на карту, что там? Мы увидим  скандинавский остров Дёнкес, остров Ян-Майен,  город Трёмсе в Норвегии, финский Рованиеми, российский Салехард и Фарерские острова.
Описание скандинавских полярных дней и ночей похоже на то, что мы можем наблюдать на Кольском полуострове. Здесь «как облачением одет воздух мглою, густой туман всегда висит над хлябью и тусклый солнца луч рассеять туч не может».
Сопоставив многие источники и исследования древних и современных ученых, можно предположить,                                                что Туле – это остров Ян-Майен. Он почти всегда находится в дымке тумана. А морское легкое, окружающее его, это  морская шуга и замерзающий дальше от берега лед. Кто наблюдал, как морской залив на Севере покрывается льдом в считанные минуты, тот может понять, что такое – «морское легкое» - это застывающая на глазах вода, превращающаяся в шугу и пористый лед, сковываемый морозом и уплотняющийся с каждой минутой.
 
Земля Туле в Дышащем море
 
Что же видят перед собой  Пифей и его моряки? На 71 день путешествия их  окружает бескрайний  суровый  северный Океан. Вовсю разгулялся полярный день, хотя по времени –  середина ночи. Для южан – жителей Массалии эти часы – сплошное мученье: заснуть невозможно: ночь ушла куда-то за горизонт.
На 77 день морского пути  вдали появляются очертания суши – «две скалы в виде огромных кубов, над ними - конус, покрытый белейшим снегом». Одна скала – дымит, из ее чрева время от времени выбрасываются клубы пара и дыма, а иной раз и огонь. Раскаленные камни падают в море, отчего оно закипает.
Наверно, это берега Исландии: Пифей видит два айсберга, за ними - вершину вулкана Эйяфьядлайёкюдль высотой 1665 м, -  гигантский ледник с тем же названием. Именно это и пытается ему втолковать лоцман: "йокулль" или, правильнее, "ёкюдль" означает по-исландски "ледник", "файер" - огонь.
- Туле – кричит лоцман,  - ледник, огонь.
Здесь находится одна из мастерских бога огня Гефеста, его западная кузница. Поэтому и море здесь – буйное. Говорят, с древних времен люди привозят сюда необработанные металлы, а забирают готовые изделия – мечи, ножи, щиты, утварь. Огромная земля Исладния была открыта для Европы только в конце 9 века.
78 день путешествия. Погода ясная и солнце светит круглые сутки, но прохладно. Туле лежит рядом с  Полярным кругом. Моряки решают продолжить свое плавание. Для удачи  надо целый день молиться Фебу-Аполлону, который по кругу объезжает небо на своей огненной колеснице.
Путь путешественникам преграждает странное явление – море на глазах начинает густеть. Левк и Венитаф знают, что это лед и знают, что это граница Мюир Кроним – Моря Мрака, Моря страха, Замерзшего моря – Северного Ледовитого океана.
Для греков это, прежде всего, опасность. Но какая завораживающая! Что будет дальше? Для самого решительного отрезка пути надо набраться сил и запастись пресной водой. Рыбы, слава богам, хватает.
«Артемида» выходит из залива, идет вдоль западного берега Туле. ( остров Ян-Майен).  Погода постепенно портится, и Солнце уже закрывает легкая дымка тумана. Вдали видны «вершины гор Туле, а Ложе Солнца угадывается по красноватому отблеску в полуночной стороне».
Вокруг  - Мюир Кроним - Море Мрака, Дышащее море, окутанное все густеющим туманом и «словно безжалостный глаз Аполлона, сияет холодное, почти голубое солнце».
«Дышащим» морем древние славяне называли Северный Ледовитый Океан с его морями. На Руси у Дышащего моря лежат Кольский полуостров, Карелия, Архангельская область, Соловки. Поморы знали это море.
В одном дне морского пути от Ян-Майен пролегает холодное Восточногренландское течение и Гренландское (у Плиния – Кронийское) море с его айсбергами – «сталкивающимися скалами» Здесь лежит северный предел Ойкумены.
Вдали на Севере небо светлее. Там – обитель Солнца.Ориентир – на этот свет. "Артемиде" все труднее пробираться сквозь непонятное вещество. "Морское легкое" - не твердый лед, не воздух, не вода. По виду напоминает медуз Средиземного моря. Для нас понятно –замерзающая вода, которую всколыхнул нос «Артемиды», за ней пойдет тяжелый, непроходимый лед. Но греки пока этого не знают.
«Дальше идти нельзя», - Пифей слушает проводников.
В своем бортовом дневнике он сделает запись о встрече с этим незнакомым явлением: «"Морское легкое" словно дышит под ужасающе медленным движением Океана. Весла тяжелеют, опускаясь в воду. Земля, море и все остальное колышутся в воздухе, и это вещество является как бы связью всех элементов: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть на корабле».
Пифей не успевает дописать последней фразы…Он ощущает необыкновенной силы удар. «Артемиду» качнуло и накренило. Рука у божественного изваяния, украшающего нос судна, треснула и обломилась.  Это - знак: дальше пути нет. Кажется, «нос корабля вонзается в облако, упавшее прямо с синего неба на … "морское легкое".Произошло едва заметное столкновение с айсбергом. Хорошо, что уцелели. Впереди - белое безмолвие – застывшее ледяное море.
Левк говорит, что дальше идти нельзя, там – смертельная опасность.
 
Путь Великого лжеца к бессмертию
«Артемида» дает задний ход и разворачивается. Предстоит путь назад. Каким будет он? Какие новые страны и народы ждут Пифея на его обратном пути.
Мечта осуществилась – он увидел Трон Солнца.
Предстоит еще выполнить задание архонтов – в Массалию надо привезти образцы камней и металлов, мехов и  украшений этих народов.   
Лоцман Левк знает много примет: если поднимется ветер из Страны мертвых, путь  назад будет нелегким! Пифею трудно представить, что за жизнь в этих краях зимой, когда на землю опускается полярная ночь. Для Левка это – запретная тема, как бы не   навлечь гнев богов. Здесь ведь «царство бога Медведя и бога Тюленя, где никто не решается плавать».
Левк рассказывает о своей родине, где сплошные леса, фьорды, заливы, льды. Мы понимаем, что Левк – скандинавский саами, скорее всего – норвежский морзверобой, прекрасно знающий повадки моря и его обитателей. Его земляки сплошь светловолосы, высокие ростом, носят одежду из бурого меха (олений?), по талии перетянутую моржовым поясом, кожаные штаны и сапоги с загнутыми мысами (настоящий портрет современного скандинавского, а также кольского саами- морзверобоя. В их одежде за многие тысячи лет почти ничего не изменилось- Н.Б.).
Пифей решает идти в сторону Царского (Балтийского, по-гречески Базилевс - царь) моря. Он ищет путь к устью Танаиса (Дуная).
Вот и родина Левка – остров  Скания.  Античные ученые считали Скандинавию островом вплоть до XI в. нашей эры. Впервые назвал Скандинавию полуостровом Адам Бременский.
Жилища сканнов похожи на чумы – островерхи. Крыши покрыты мхом или травой. Под отверстиями в крыше  дымится очаг. Сканы угощают пришельцев мясом оленя. «Северный олень заменяет здесь быков и коров».
Греки в ответ угощают сканов вином. «Эти варвары никогда не пробовали вина, поэтому быстро опьянели. История очень похожа на ту, которая произошла с нашими северными народами, когда русские казаки угостили впервые северян «огненной водой». Подвыпившие сканы начали драться.  Левк рассказал  Пифею еще об одной примете: «погибшие в сражениях попадают в Страну блаженного счастья. Их хоронят в судне, а сверху насыпают громадный холм из земли и камней, и они отправляются в Страну мертвых по ту сторону Земли, чтобы присоединиться к героям, не вернувшимся из путешествия к жилищу Солнца». Значит, кто-то еще отважный пытался проникнуть к Трону Солнца. Варвары тоже ищут новые земли, загадочную Гиперборею.
Левк остается на родине, его сменяет другой лоцман  -  человек из Бергов. Он рыжий, поэтому его греки прозвали Красным. Кельт Венитаф в это время «договорился об обмене шкур белого и бурого медведя, моржового клыка и меха нутрии на вино и кораллы». Сканны не берут греческие деньги драхмы и оболы, охотнее ведут обмен на амфоры с вином, а медвежьи шкуры с удовольствием меняют на стеклярус.
Греки приносят жертву местному богу  грома и стихий Тору.Жертвоприношением служит заколотый для этой цели ритуальный олень. Подобный ритуал мы можем видеть и сейчас у северных народов в особо торжественные дни или во время ритуальных праздников. 
На 97 день путешественники остановились на стоянке  бергов, на берегу Ба-Алтиса у   широкого залива, окруженного высокими горами, покрытыми густыми лесами и уже заснеженными вершинами.
Берги умелые охотники и рыболовы. Женщины собирают ягоды и коренья. Фиолетовые ягоды (у нас – голубика) используют не только в пищу, но ею разукрашивают лица, отчего и получили эпитет – «синих» людей. В этих краях очень много янтаря, его даже используют для розжига костров.
Берги - народ гордый, свободный и мирный. В одном доме Пифей увидел у женщины «эфесский статер с изображением головы Артемиды и оленя». Возможно, Берги это древние саами. Народ саами поклоняется северной богине, похожей по функциям на Артемиду .
Моряки Пифея стали свидетелями охоты местных жителей на морзверя. Они «увидели высоких людей, чьи светлые волосы косицей ниспадали с правой стороны головы. Люди эти сидели в плоскодонных суденышках и колотили веслами по воде -… гнали к берегу испуганных тюленей». Борта у  легких суден Бергов сделаны из тонких светлых досок, скреплены не гвоздями, а шпунтами и пропитаны расплавленным янтарем.
Чуть позже морякам посчастливилось наблюдать охоту бергов на кита. На носу судна стояли два лучника, гребцы криками подбадривали себя, рулевой задавал темп. «Подойдя на расстояние полета стрелы, лучник выстрелил в кита, и его стрела вонзилась глубоко в черную кожу животного. Кит тут же бросился прочь, и трос, соединявший стрелу и судно, натянулся, как нерв на пределе. Второй лучник также выпустил стрелу, и теперь бергское судно неслось по воде, увлекаемое китом, походя на колесницу Посейдона, запряженную морскими конями». Конечно, для греков это очень захватывающее зрелище. Они видят такое впервые в своей жизни.
Добыча кита стала праздником для прибрежных жителей. Китового мяса предложили отведать всем. Но греки с трудом могут есть его. Они, в свою очередь, угостили Бергов своим вином.
Это описание морской охоты дает нам повод предполагать, что греки встретились с отважными морзверобоями из числа скандинавских саами. Этот вид промысла и эти древние традиции можно увидеть там сегодня.
Берги  под действием спиртного, и не ради какой-то выгоды согласились показать грекам путь в Страну янтаря. Завтра предстоит движение судна к морю Ба-Алтис или Царскому морю. По пути «Артемида» подходит к небольшим островам, и здесь варвары под действием хмельного вина посвящают греков в некоторые тайны о янтаре, Ба-Алтисе и Танаисе. Греки удивляются: вино так нравится варварам, что они не знают меры.
Из рассказов греки  узнают, что в этих краях живут еще более варварские племена. Гипподы - люди с лошадиными ногами и панотисы  - люди с большими ушами «ходят по снегу на копытах, широких, как у лошадей, а вечером засыпают прямо на земле, закутавшись в свои громадные уши, словно в накидку». Для нас понятно, что гипподы- это, скорее всего – оленные ненцы, или саами. Они ходят по снегу на своих лыжах- снегоступах, а спят в меховых спальных мешках или своих меховых ягушках (могут и прямо на земле).
У этих народов светлые волосы, голубые глаза и вздернутые носы. Одежда у них странная– накидки-капюшоны, сделанные из цельного куска грубошерстной коричневой ткани, к которую они умело оборачивают свое тело, поэтому и кажется, что их одежда -  два огромных уха! Обувь, в которой они ходят по снегу -  тоже странная по мнению греков - с подметкой в виде удлиненной дощечки или сетки из тонких березовых веточек. Мы называем эту «обувь» - снегоступы. Варвары ходят в них по снегу, который лежит здесь по 9 месяцев в году. Все необходимое они получают от животных –оленей, которых ревниво охраняют. Греки решили, что гипподы-панотисы относятся к скифским племенам.
Среди этих народов ходит легенда «о корабле, летающем над землей и водой и пришедшем из далекой полуденной страны». Люди были черноволосые и с черными бородами. Они подарили варварам несколько драхм, которые те хранят и поныне. Вернее всего, это – воспоминание о путешествии Ясона или Одиссея. Задача Пифея - найти пролив, которым прошел Ясон и который вывел его через земли скифов в Понт (Черное море). Возможно, это река Танаис (Дон). С III в. до н. э. по III в. н. э. в его устье ( ныне поселок Недвиговка) находилась греческая колония Танаис.
Морской путь «Артемиды» лежит домой – в Массалию. Теперь даже не страшно идти через Геракловы Столбы – это менее опасно, чем Море Мрака, откуда еле живыми выбрались греческие моряки.
Но кто поверит Пифею и его сподвижникам! Кто знает, что такое «запах льдов»? Кто видел Полярный круг, «прочерченный колесницей Аполлона!»
Такое путешествие повторится  теперь не скоро.
Это удастся римским легионерам во главе с Цезарем ( или Цицероном). Им поверят, и они назовут себя первооткрывателями. Пифей же так и останется на много веков мировой истории «Великим Лжецом».
Через много веков  ученые  докажут, что именно Пифей был первооткрывателем гиперборейских земель и морей на краю Ойкумены. Он  покрыл от 7 до 7,5 тысяч миль, почти как Колумб в свое первое путешествие, и поделился с миром своими открытиями.
Пифей рассказал, что там, на Крайнем Севере есть жизнь.  Вначале мир не поверил ему. Но время – честный человек. И мы верим Пифею, потому что знаем - Гиперборея обитаема, необыкновенно красива и величава.


Рецензии
Отличная статья. Детальная, обстоятельная о малоизвестном у нас великом древнегреческом мореплавателе

Владимир Дмитриевич Соколов   01.03.2024 09:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Дмитриевич, за теплый отзыв!

Наталья Богачева   02.03.2024 16:33   Заявить о нарушении