Пифагор - учитель северных шаманов

Наталья Богачева
 
Пифагор – учитель северных шаманов
 
 

Что мы знаем о Пифагоре? Математик, изобретатель геометрии. Оказывается, это не самое главное в великом греке, которого даже римляне в свое время удостоили памятника. Он был магом, волшебником, да что там, одной из ипостасей бога Аполлона. Пифагором написаны три сочинения – "О воспитании", "О государстве" и "О природе".
Жизнь человеческую он разделял так: "Двадцать лет мальчик, двадцать – юнец, двадцать – юноша, двадцать старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик – весна, юнец – лето, юноша – осень, старец – зима".
 
Массу интересных фактов о жизни и учении Пифагора мы находим в книге философа-неоплатоника Ямвлиха «О Пифагоровой жизни», написанной им в третьем веке нашей эры.
Ямвлих рассказывает такие интересные вещи и приводит такие умопрачительные факты, что возникает ощущение, будто Пифагор перенесся в наше время, живет среди нас и учит нас, духовно обнищавших, как обрести себя в безбрежном мире бездуховности.
Особый интерес вызвал у нас Пифагор тем, что не только бывал в стране северного ветра Гиперборее, был тесно связан с ней и с ее обитателями.
Итак.
 
                Рождение сына Пифии
 
Слово  Пифагор буквально означает – тот, о ком объявила Пифия, сын пифии (дословно с греческого). Само рождение этого мудреца, мага, философа и ученого было загадочным.
 «… некий самосский поэт утверждал, что Пифагор был сыном Аполлона, в таких словах:
 
«Фебу, Зевесову сыну, рожден Пифагор Пифаидой,
Той, что в самосской земле всех затмевала красой».
(Ямвлих «О Пифагоровой жизни»)
 
Другие современники Пифагора считали его сыном Аполлона, а некоторые полагали, что Пифагор – одно из воплощений лучезарного Аполлона. Когда будущий отец Пифагора Мнемарх вместе с красавицей женой поехал в Дельфы и вопросил оракул, будет ли удачной его предстоящая поездка по торговым делам в Сирию, Пифия ответила, что в этой поездке жена его родит сына, который затмит всех своей красотой и мудростью и принесет огромную пользу человечеству.
Отец понял, что будущий ребенок – избранник богов и тут же поменял имя своей жены на Пифаиду, а родившегося вскоре сына  назвал Пифагором.
Ямвлих пишет, что никто и не сомневался в том, что «душа Пифагора была послана людям по воле Аполлона». 
 По возвращении из Сирии на Самос разбогатевший отец Пифагора возвел святилище в честь Аполлона и назвал его Пифийским. Сына родитель начал обучать разным наукам. Мальчик рос очень красивым и, как пишет Ямвлих, «подобным богу». Старшие уважали его. Он располагал к себе людей при беседе, всем казался удивительным,  и «многие … утвердились во мнении, что он – сын бога».
Пифагор уехал из Эллады познавать мир. 32 года он жил вдали от родины: в Сирии, Египте и Вавилоне, встречался с магами и жрецами, сегодня мы упомянули бы между ними шаманов. Он изучал их опыт, накопленный тысячелетиями,  получая ценные советы, например,  уметь дорожить временем. Он стал воздерживаться от употребления вина, мяса и переедания.
Когда он отправился на корабле в Египет, матросы сразу почувствовали в нем божественную силу. Не судне он занял скромное место, чтобы не мешать морякам, и все время плавания сидел в одной и той же позе. Он не ел, не пил и не спал три дня и три ночи А «корабль двигался словно на нем был некий бог».
Когда судно причалило к берегам Египта, моряки очень почтительно отнеслись к Пифагору: посадили его на песок, соорудили перед ним алтарь, принеся в жертву богу плоды.
22 года Пифагор изучал святыни Египта, естественные науки и магию. Он находился несколько лет в плену в Вавилоне, но и там умудрялся общаться с магами, изучать  священные обряды. От магов он научился почитать числа и музыку.  На Самос  мудрец вернулся, когда ему было около 60 лет.
Когда Пифагор начал стареть, он решил передать «некоторые знания, приобретенные им у варваров еще в молодости, а теперь утрачиваемые из-за старости и забывчивости», достойнейшему из учеников. Он начал искать преемника, но не среди  богатых и обеспеченных, а среди нуждающихся. К своему счастью, а мы добавим: к счастью человечества, он нашел преемника, который изучил его опыт, сохранил и передал потомкам.
«Пифагор побывал на Делосе у так называемого «бескровного» алтаря Аполлона-Родителя (там приносили богам только растительные жертвы, поэтому алтарь и назывался бескровным - Н.Б.). Подобные алтари до сих пор сохранились у северных народов. К примеру, ительмены Камчатки кормят своего Неведомого бога – идола, которого они устанавливают в безлюдных местах в тундре – ягодами, орехами и рыбой – таков их обряд жертвоприношения, как мы теперь понимаем, очень и очень древний.
Древнегреческий философ, жившей в конце третьего века до нашей эры, Порфирий в своем трактате «О воздержании от животной пищи» утверждает, что такой способ жертвоприношения наиболее древний и что именно ему следовали пифагорейцы, которые были против убийства животных и не употребляли их в пищу. 
Изучив места, где пророчествовали Пифии и их пророчества, Пифагор вернулся домой на Самос, соорудил помещение для бесед - «Пифагоров полукруг», а  за городом создал себе условия для уединения в пещере. Здесь он мог предаваться философии, изучать числа и небесные явления. Благодарные ученики передавали его учение из уст в уста, и даже самые известные своей мудростью люди приезжали к Пифагору учиться.
Вскоре он уехал в Италию, чтобы распространять свое учение и там. Те, кто пошел за ним, образовали свое счастливое сообщество. К Пифагору они относились как к богу и «человеколюбивому демону». Одни считали его Пифийцем, другие – Аполлоном из страны гиперборейцев, третьи – Пеаном (врачеватель богов, позднее отождествлялся с Асклепием – врачевателем людей).  Кстати, в древности считалось, что болезни тела неотделимы от болезней души, (Пифагора кроме всего прочего считали врачевателем человеческих душ – Н.Б.) Четвертые считали Пифагора « одним из демонов, населяющих Луну, пятые – одним из Олимпийских богов…», считалось также, что блага даруются человеку богами через Пифагора.
Этот Маг, волшебник и ученый почитался у древних греков как первооткрыватель науки о числах – математики, геометрии, творец своего направления в философии. Он пытался понять причины явлений и событий, думал о том, как построить миролюбивое общество, как воспитывать детей, как быть благоразумным и добродетельным – все то, без чего немыслима и сегодня наша жизнь.  Сам же он называл себя философом, а не мудрецом, потому что считал, что человек не может быть мудрее бога.
Своим образом жизни и учением Пифагор так воздействовал на общество, что исчезали конфликты и разногласия между людьми. Его последователи не уставали повторять: «Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество, от города – смуту, от дома – раздор, от всего в целом – неумеренность».
Порой он пророчествовал, но пророчества были как средство воспитания общества. Однажды он встретился с рыбаками и предсказал им, сколько рыбин они выловят, но условием было то, что они отпустят рыбин на волю. Рыбаки так и сделали, а он заплатил им за упущенную прибыль.
Пифагор учил  почитать старших, показывая, что «вызывает большее почтение то, что предшествует по времени: восход почитают больше, чем закат, утро – больше, чем вечер, начало – больше, чем конец, рождение – больше, чем смерть, и точно так же исконные жители предпочтительнее пришельцев» (Ямвлих). Последняя фраза очень важна для понимания мировоззрения, традиций и правил (в науке есть такой термин – «обычное право» – свод законов) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Важно это еще и для понимания того, что этим исконным жителям территорий, где они проживают тысячелетиями,  должно быть отдано предпочтение при решении любых вопросов социального, политического, экономического характера.
Пифагор также считал, что «родители предшествуют рождению своего потомства добрыми делами, и предки являются причиной всех хороших дел своих потомков, и нельзя грешить против богов, признавая, что потомки в благих делах не обязаны никому…». Эти правила и сегодня сохранились в обычном праве коренных малочисленных народов Севера.
Пифагор учил беречь друзей, а врагов обращать в друзей. Надо заботиться о своем теле, но более надо печься о своей душе и заниматься самообразованием, потому что образование «подобно прекрасным и благородным людям, остается нам верным до нашей смерти, а некоторых одаривает бессмертной славой после смерти…  Именно образованием отличаются люди от животных, эллины – от варваров, свободнорожденные – от рабов, философы – от простых людей». (Ямвлих).
  Пифагор учил правильным взаимоотношениям в семье.  «…Как договоры с другими людьми бывают записаны или высечены на камне, так договоры с женщинами состоят в детях. Женщинам же не следует противиться мужьям а, уступая, считать себя победившей.
Ту же философию мы находим у северных народов, где незримо царит матриархат, где женщина никогда не противится мужу, но, уступая ему, властвует тайно.
Пифагор высказал мысль, ставшую в древние времена широко известной, но, думаю, оставшуюся актуальной для нас -  неязычников и сегодня : «После законного мужа не будет богопротивным посещение храма в тот же день, а после сожителя этого никогда не следует делать».
Следует стараться,  считал Пифагор, - чтобы дети любили нас не из-за родства, за которое они не ответственны, а по собственной воле…, кроме того, он сказал, что дети более всего любезны богам», именно поэтому «наиболее человеколюбивых богов, Аполлона и Эрота, все художники и скульпторы изображают в облике детей, и даже некоторые состязания за победные венки установили в честь детей: (Пифийские игры – после того, как Пифон был побежден ребенком Аполлоном – Н.Б).
В политике Пифагор учил не высказывать свое недовольство противниками, а выслушать его и извлечь пользу.Вообще люди должны «привыкнуть слушать, чтобы научиться говорить, а еще « устремиться сразу на ту дорогу, по которой они собираются идти до старости, … и не перечить старшим, ибо тогда они не будут встречать неповиновение со стороны младших.
Как философ Пифагор учил, что приход людей в жизнь подобен толпе на празднике: там суетятся разные люди, пришедшие каждый со своей целью (один стремится продать товар подороже, другой – показать телесную силу и добиться славы; но есть и третий, причем самый свободный, род людей, которые собираются ради зрелищ, прекрасных предметов, замечательных слов и деяний… Так и в жизни всевозможные люди собираются в одном месте, движимые различными интересами: одних обуревает жажда денег и роскоши, других привлекает власть, лидерство, соперничество и честолюбие. Но самый чистый образ жизни у того, кто занимается созерцанием прекрасного, и такой образ жизни называется философским.
Узнавая от Пифагора все эти мудрости, современники перестали называть его по имени, а стали звать «божественным».
 Знаток магии Пифагор мог находить общий язык с птицами и животными. Так, подойдя к быку,  он что-то шептал ему долгое время на ухо, и бык отказался от употребления бобов, и потом не ел бобов и жил очень долго, состарившись в Таренте при храме Геры, где все называли его священным быком Пифагора. Философ заставил опуститься на землю парившего в небе орла, когда рассказывал своим ученикам на Олимпийских играх о гадании по полету птиц, о символах и небесных знамениях. Погладив орла, он отпустил его. Он, как и Орфей мог повелевать дикими зверями, укрощать их силой своей речи.
Гадание по полету птиц очень распространено у северных народов, так это делают на священном празднике Сэвэкен  в Эвенкии. Повелевать или находить общий язык со зверями может почти любой северянин. Леонид Сысоев из Коврана рассказывал, как однажды столкнулся нос к носу с медведем, начал с ним говорить на ительменском тихо, спокойно: «Уходи, мол, брат, своей дорогой, а я своей пойду». Косолапый развернулся и тихо пошел в другую сторону.
Пифагор «очень живо и ясно помнил многих людей, встречавшихся с ним в прежней жизни, которую прожила когда-то давно его душа».
Пифагор считал, что воздействие на людей сначала оказывают чувства. Человек может излечиться с помощью прекрасных ритмов и песен. Благодаря им в человеке все душевные силы приходят в гармонию. Он придумал средства исцелять болезни души и тела.
Но если мы обратимся в современность, то узнаем, что подобные практики существуют у всех северных народов и особенно распространены среди шаманов. Вот, что рассказывал народный артист России Иосиф Жуков с Камчатки. Старшая сестра его отца лечила людей. Однажды, когда Жукову было около пяти лет, он опрокинул на себя медный чайник с кипятком. Мальчик весь обварился. Тетя начала лечить его своими народными методами, заваривала травы, порошки из кореньев, но, главное, она лечила его мелодией. Взяла бубен и запела их родовые песни. Ожег у мальчика растворился, не оставив и следа.
Пифагор оставил много знаний о музыке, о ее воздействии на человека. Мудрец «упорядочил и привел в систему … настройки и аранжировки, с божественным искусством придумав сочетания диатонических, хроматических и энгармонических созвучий. С их помощью он легко изменял и приводил в противоположное состояние страсти души, если они только что беспорядочно возникли и усилились (печаль, гнев, жалость, глупую зависть, страх, различные влечения, приступы ярости, желания, чувство превосходства, приступы лени, горячность). Он направлял каждую из этих страстей к добродетели с помощью соответствующих мелодий, словно с помощью правильно подобранных лекарств.  Когда его ученики вечером засыпали, он освобождал их от дневных волнений и впечатлений, очищал смятенный ум, и они спали спокойно и хорошо, их сны становились вещими. Когда они просыпались, он освобождал их от сонного оцепенения, расслабленности и вялости особыми напевами и простыми мелодиями, исполняемыми на лире, либо сопровождая игру на лире пением. Но для самого себя он не предназначал и не устраивал такой процедуры с помощью инструментов или голоса, но, используя некую невыразимую и трудно постижимую божественную способность, напрягал слух и вперял ум в высшие созвучия космоса…Он один, по его словам, слышал и понимал всеобщую гармонию и созвучие сфер и движущихся по ним светил, которые издают пение более насыщенное и полнозвучное, чем любые смертные, происходящее от движения и обращения светил, мелодичного и прекрасного в своем разнообразии, и это движение слагается из их неодинаковых и разнообразных шумов, скоростей, величин и констелляций, которые расставлены в некой исключительно музыкальной пропорции. Вдохновляясь этим движением, утвердившись в своих принципах и, если так можно выразиться, укрепив свое тело, он задумал открыть ученикам, насколько возможно, подобия этих звуков, воспроизводя их инструментами или одним пением (Ямвлих).
 
Считалось, что существовало два вида пифагорейской философии. Сторонники одной назывались акусматиками, другие – математиками.
(«Акусматики» — от греческого слова «слушать» «слушатели», «математики» — «занимающиеся науками» -  Н.Б.).
Акусмы (устные предписания, символы, иносказательные изречения) делятся на три вида: одни отвечают на вопрос «Что это такое?» («Что такое острова блаженных?» – «Солнце и луна», «Что такое Дельфийский оракул?» – «Четверица, и этот оракул есть гармония, в которой заключены сирены» - Дельфийский оракул принадлежал богу гармонии Аполлону. Четверица (Тетрактида) — священное число,  символ справедливости и божественного равновесия у пифагорейцев, основа всего существующего и деления на четыре ступени мудрости (арифметика, музыка, геометрия, астрономия), четыре стихии, четыре времени года, четыре страны света и т. д.
Попытаемся разобраться в этих «акусмах». Почему Острова блаженных - это Солнце и Луна. Мы знаем, что Острова блаженных некоторые ученые и исследователи помещали в области Гипербореи, то есть на сегодняшнем Крайнем Севере. Солнце и Луна – эти два светила – начало начал для северного человека, а как мы знаем, Солнце – это олицетворение Аполлона – гиперборейского бога, Луна или Селена – олицетворение его сестры Артемиды -  охотницы, которую всегда сопровождала лань или – олень. Солнце и Луна – это два северных бога. Теперь попытаемся расшифровать другую часть акусмы Пифагора: четверица, по-гречески тетрактида, а по нашему – четыре – это - священное число. В нем зашифрована космогоническая идея. Четырежды четыре – двенадцать месяцев в году, планета Земля имеет двенадцать часовых поясов, сутки складываются из дня и ночи , каждое их этих времен суток длится 12 часов. Таким образом - четыре и двенадцать – магические числа и связаны они с формированием нашей планеты, ее формой, ее движением вокруг собственной оси и в нашей галактике.
 
Пифагоровы акусмы-символы второго рода отвечают на вопрос: что является «самым-самым» в данной категории, к примеру: самое трудное – познать себя самого, самое легкое – следовать обычаю. Эти иносказания пришли от семи мудрецов, которые жили намного раньше Пифагора.
Интересно метафорическое высказывание пифагорийцев: «не приносить в жертву белого петуха, так как он – проситель и посвящен Луне ( а значит, - Артемиде – Н.Б.), поэтому петухи указывают часы» - вот откуда наше отношение к петуху как к природному будильнику.
Пифагор искал разные способы обучения учеников и делился с ними  своей мудростью настолько, насколько те могли ее воспринять. К примеру, увидев в Абарисе удивительные природные способности и знания, Пифагор обучил его совсем в короткие сроки.
 
Абарис
Этот персонаж интересен нам тем, что он связан с Гиперборей и известен как легендарный гиперборейский жрец и чудотворец. О нем писали Пиндар (Пифийская ода,), Геродот, Гекатей Абдерский, Платон, Диодор Сицилийский, Гераклид Понтийский (диалог «Абарид, или О душе»), Гимерий, Нонн Панополитанский.
Ямвлих, ничуть не раздумывая, называет Абариса скифом, который пришел из страны гиперборейцев. Возможно, этот герой был родом из той части Гипербореи, которая находилась и на скифских землях. Вспомним, что именно знания Абариса о народах, живущих на границе со скифскими землями, записал Геродот, и именно от него мы узнали о существовании гипербореев – Н.Б.). Когда Абарис встретился с Пифогором, он был уже человеком преклонного возраста, но с эллинским образованием знаком не был. Он имел другие знания, именно поэтому Пифагор обучал его по иной методике, нежели своих учеников. Пифагор сразу подготовил Абариса к слушанию основных положений своего учения, а не испытывал его пятилетним молчанием, слушанием лекций и прочим. Мудрец в кратчайший срок разъяснил скифу свои сочинения «О природе» и «О богах». Почему же так доверял Пифагор «вездешествующему» Абарису ( Ямвлих называет его Абарид)? Да потому что «Абарид прибыл из страны гиперборейцев, где он был жрецом Аполлона, старшим по возрасту и самым опытным в богослужении, и он направлялся из Эллады в свою страну, чтобы собранное золото положить для бога в гиперборейский храм». Далее мы узнаем еще более интересный факт. Абарис, увидев Пифагора, сразу понял его божественное предназначение. Вот что пишет Ямвлих: «Проезжая через Италию и увидев Пифагора, он (Абарис- Н.Б.) тщательно сопоставил его с богом, которому служил, и убедился, что перед ним не человек, похожий на Аполлона, а действительно не кто иной как сам Аполлон. Поскольку он видел его величие и, имея жреческий опыт, еще раньше обнаружил приметы».
Абарис отдал Пифагору свою знаменитую стрелу, с которой отправился в путь из храма: ведь ему предстояло преодолеть очень долгий и трудный путь на Север – в Гиперборею. Стрела помогала ему переправляться через реки, озера, болота, горы. непроходимые чащи. Причем, пролетая на своей стреле мимо этих мест, Абарис очищал их от эпидемий, разгонял ветра. Стрела, как известно, — символ и атрибут Аполлона. Но это могут быть и солнечные лучи, разгоняющие тьму, исцеляющие, залечивающие раны, дающие жизнь всему живому. Например, в мифе о борьбе Аполлона с Пифоном солнечный бог убивает Пифона стрелой. По мнению А.Ф. Лосева солнечная стрела – это лучи солнечного света. Одна из ипостасей Аполлона — бог-врачеватель (Пеан), а Абарис как жрец Аполлона с помощью стрелы солнечного бога очищает и исцеляет. О стреле Абарида сообщают Геродот, Пиндар.  Платон в «Хармиде» прямо называет Абарида «заклинателем от болезней».
Если говорить о стреле Абариса, обратившись в наши дни, мы можем передать эти функции современной авиации. А если вспомним «крылатые предметы» - поворотные гарпуны древних морзверобоев Чукотки, то проведем  прямую линию между стрелой Абариса - поворотными гарпунами, форма которых напоминает современные турбогенераторы авиалайнеров и сами авиалийнеры, то мы найдем в них много родственных черт. А, может быть, стрела Абариса и была мини-самолетом? Как пишет Ямвлих, Пифагор приняв стрелу, не удивился и не спросил, почему он подарил ее. Он по-дружески отвел Абарида в сторону и показал свое золотое бедро, более того, он перечислил жрецу Феба все, что хранится в храме Аполлона у гиперборейцев.
Выходит, Пифагор бывал в этих краях и не раз. Видимо, это и есть сам Аполлон. Пифагор добавил, что пришел для служения людям на их благо, и поэтому принял человеческий облик, чтобы не смутить их. Мудрец велел Абарису остаться и помогать ему исправлять души учеников, золото же, которое тот собрал, приобщить к имуществу его учеников. Абарид послушался учителя, остался и еще многому научился у Пифагора.
К примеру, «вместо искусства наблюдения за внутренностями жертвенных животных он научил его предвидению с помощью науки чисел, полагая, что она более чистая, божественная и более родственная небесным числам богов».
 
Пифагор и ученики
Пифагор  учил своих учеников накапливать духовные силы, К примеру, он считал, что утренние прогулки надо совершать в одиночестве и в таких местах, где подходящие спокойствие и тишина, где есть храмы, священные рощи или что-то другое, приятное душе. По учению Пифагора считалось, что не стоит встречаться с кем-либо, прежде чем не приведешь в порядок собственную душу и не настроишь гармонично разум. Это может быть прекрасным правилом для современных бизнесменов при ведении переговоров. А если ты, едва встав с постели, идешь толкаться среди шумной толпы, ничего хорошего не жди. К сожалению, это испытывают многие наши современники.
Очищению души, избавлению от болезней помогает музыка, это Пифагор доказывал на собственном примере и этот вид очищения называл «лечением музыкой». Он использовал мелодии, сочиненные для разных душевных состояний. Одни - против уныния, другие - против раздражения, гнева. Часто в лечении  вместе с пением использовались пляски. Такую методику исцеления мы до сих пор можем наблюдать на национальных праздниках северных народов, когда в безудержном ритме танца под удары бубнов в пляс идут не только молодые парни и девушки, но и немощные старики.
Душу исцеляли в древности стихи Гомера и Гесиода. Но до сих пор ученые спорят о том, кто такой был Гомер, сам ли он сочинил свои бессмертные «Илиаду»и «Одиссею» или же он собрал воедино все, что из уст в уста передавалось в устном народном творчестве древних греков. Если мы обратимся к легендам и мифам народов Севера, то найдем очень много перекликающихся космогонических мотивов, но это – отдельная тема.
Пифагор установил некоторые закономерности в музыке. К примеру: струна, к которой прикреплен самый большой груз, и струна, к которой прикреплен наименьший груз, образуют октаву.
Пифагор часто давал прорицания, в один и тот же день в разных очень далеко отстоящих друг от друга местах. Именно поэтому многие считали его самим Аполлоном.
Но как она перемещался? Не с помощью ли стрелы-самолета?  Современники рассказывали о нем самые удивительные истории. Он мог предсказывать землетрясения, исцеление от эпидемий, мог останавливать шквальные ветра и ливни, усмирять морские и речные волны.
Этими способностями обладал и его самый взрослый ученик Абарис Гиперборейский, которого так и звали – «Ступающий по воздуху».
Одна из акусм пифагорейцев звучит так: «Кто ты, Пифагор?» И тут же даетася ответ: говорят, что Пифагор – это Гиперборейский Аполлон.
Пифагорейцы говорили, что есть люди двуногие, птицы и еще что-то  третье.
 Под третьим подразумевался Пифагор, а точнее – сам бог.
 Пифагор почитал богов подобно Орфею, воздвигая их в медных изваяниях… он соединил божественную философию с религией, а кое-что заимствовав у … у кельтов и иберов, - пишет Ямвлих. Выходит, мудрец не раз бывал в их землях, а земли кельтов распространялись очень далеко и доходили до самой Гипербореи.
Он говорил, что нужно трижды совершать возлияние богам, и что Аполлон прорицает с треножника из-за того, что тройка – первое по природе число». Это божественное число имеет свою  особую силу в наши дни – все православные христиане поклоняются троице.
Пифагор предписывал что, «если в храме нечаянно прольется кровь, нужно очистить храм или золотом, или морской водой, потому что вода возникла первой, а золото – самая прекрасная вещь, и по ним измеряется ценность всех вещей». Это предписание актуально и до сегодняшнего дня.
Он говорит: «Почитай богов кедром, лавром, кипарисом, дубом и миртом, не чисти ими ни тело, ни зубы, считая, что это первое порождение влажной природы, питавшее первую нерасчлененную материю». Наши современники почитают эти деревья как целебные.
Ямвлих пишет, что Пифагор «возвещал предельно короткими изречениями в символической форме своим ученикам грандиозные и разветвленные рассуждения, подобно тому, как Аполлон и сама природа. Первый – добрыми словами, вторая – при помощи малых по величине семян, являют нескончаемое и труднопостижимое обилие мыслей и сотворенных вещей»  Всем известно изречение Пифагора: «Начало – половина всего».
Из наук, почитаемых пифагорейцами, на первом месте были музыка, врачевание и ведовство. … Из медицины они более всего принимали то, что касается образа жизни: перво-наперво старались найти определения правильного соотношения питья, еды и отдыха.
Пифагореец не вставал с постели до тех пор, пока не вспоминал все случившееся накануне. Более всего они старались развивать память, так как ничто так не содействует приобретению знаний, опыта и рассудительности, как память.
Пифагор ставил людей в один ряд с родственными им животными, призывал считать их сородичами и друзьями, ни в чем не чинить им обиды, не убивать и не употреблять их в пищу. Подобное отношение к животным как к братьям  и как к родственникам мы находим в менталитете северных народов, которые забирают у природы  ровно столько,  сколько им нужно, чтобы выжить. И хотя они употребляют мясо в пищу, при убиении животных проводятся специальные ритуалы.
Пифагора « обвиняли в том, что он утверждал, будто он – Аполлон. … Когда кто-то хотел знать и спросил, почему это так происходит, он ответил вопросом: «Подобает ли Аполлону, когда он дает оракул, объяснять его?» 
Пифагор считал правильным повиновение властителям и послушание учителям. Пифагорейцы считали, что нельзя в гневе что-то делать. Прежде надо восстановить свое душевное спокойствие, все взвесить. Этого они достигали молчанием.  Такую манеру поведения мы можем часто наблюдать у северных народов. Там редко можно услышать разговор на повышенных тонах, жена почти никогда не будет ругаться с мужем, мать не будет ругать сына. Молчанием можно усмирить любой гнев. Молчание – самый ценный из подарков, так считают на Севере. По этому случаю вспоминается одна сказка, рассказанная мне гренландским артистом Марио Ольсеном: Однажды внук спросил бабушку, что подарить своему другу. И бабушка ответила: «Подари ему молчание».
Пифагор знал многое о жизни и смерти, о связи всех явлений с небом , о том, что у души есть свобода выбора. А что очень важно в наши дни, всякие преимущества, приобретенные благодаря случаю, несправедливость и корыстолюбие - все это ничего не стоит. «Самое замечательное то, - пишет Ямвлих, - что он показал, что боги невиновны в зле и что все болезни и все проблемы физического состояния есть результат распущенности. …Он провел различие между тем, что делается по воле судьбы, и тем, что делается согласно уму.
…Пифагор считал, что не нужно ничего ни говорить, ни записывать, чтобы мысли были понятны любому обычному человеку, но первое, чему он, как говорят, учил своих слушателей, так это умению, избавившись от всякого рода невоздержанности, хранить в тайне все то, что они слышали.
 
Аристей – преемник Пифагора
 
Древние авторы утверждают, что Пифагор прожил сто лет, а руководство своей школой передал преемнику – Аристею, жившему примерно за семь поколений до Платона, как самому старшему из учеников.
Мы знаем Аристея Проконесского  по описанию Геродота и помним, что на него все время ссылается отец истории, перечисляя древние племена, изначально населявшие обитаемую землю.
Пифагор оставил для грядущих поколений много заповедей. Некоторые из них имеют свою силу у северных народов и сейчас: огонь ножом не разгребать; постель держать свернутой; горшком на золе следа не оставлять; против солнца не мочиться; по неторным тропам не ходить; руку без разбора не подавать; ласточек под крышей не держать; на обрезки ногтей и волос не наступать; переходя границу, не оборачиваться.
В заключение остается сделать вывод: если Пифагор был учителем Абарида Гиперборейского, то его можно именовать и учителем первых северных шаманов.
 
 
 
 


Рецензии