Греческий логос о северных племенах

Наталья Богачева
Греческий логос о северных племенах
 
Давно это было. Даже вершины древних скифских курганов не припомнят,  когда. Пять тысяч лет  минуло с тех пор, быть может,  больше.  На берегу скифской реки Борисфен, где в одну сторону раскинулся речной лиман, уходящий вдаль голубыми водами, а в  другую - степь,  поросшая ковылем, полынью, душистыми травами, где цепи холмов ограничивают горизонт, владыка богов и людей Зевс увидел девушку – дочь реки Борисфен. Не смог громовержец оторвать взгляда от волоокой Борисфениды. По его воле златокудрый Амур пустил  легкокрылую стрелу в самое  сердце красавицы. Так появился на свет первый скиф. И нарекли его Таргитаем, и был он сыном бога.
У Таргитая было трое сыновей. По рассказам скифов, народ их моложе других. Как-то решил всемогущий Зевс порадовать первых жителей  дикой холодной и необитаемой Скифии.
Небесный свод погружался во тьму, сквозь нее,  как сквозь черный шелк, одна за другой начали высвечиваться звезды. Небо медленно приближалось к земле, и звезды становились все ярче. Сначала стало видимым созвездие Большой Медведицы,  затем  и Малой. Ярче всех сверкала Полярная звезда. Один луч ее упал на землю. И был он подобен золотой колонне древнего храма Зевса. Внутри этой прозрачной колонны кружились вихрем золотые предметы – дары богов. Постепенно начали проявляться их очертания: плуг, чаша, копье, стрела.
Четыре скифских всадника направили бег лошадей в сторону реки. У самого берега они пришпорили коней и устремили головы ввысь, в небо.
Золотая «колонна» коснулась земли, и дары богов упали на нее. Вода в реке закипела, полыхающее кольцо огня окружило  золото. Пламя бушевало так сильно, что языки его опаляли одежды скифов, их волосы, морды лошадей.
Кони оглушительно заржали. Три всадника с силой натянули вожжи. Сами они еле удерживались в седлах. Кто эти всадники? Старший с лицом, окаймленным рыжей бородой и излучавшим мудрость, – Таргитай – первый житель еще необитаемой Скифии и три его сына – Липоксай, Арпоксай и Калаксай.
Отец, показав рукой на золотые предметы, сверкающие в лучах Солнца,   строго посмотрел на сыновей и молвил так:
- Боги повелели вам, дети мои, испытать судьбу. Кто сможет взять в руки священные дары, тот получит царство скифское в наследство.
Липоксй спешился и направился в сторону огненного кольца. Едва он приблизился, золото запылало огнем, осветив лицо юноши оранжево-красным светом и полоснув по нему горячим языком. Липоксай резко отпрянул в сторону и, опустив голову, исподлобья посмотрел на отца. Взгляд Таргитая ранил сердце юноши больнее огня.
Второй брат Арпоксай попытался приблизиться к золоту, но безуспешно, огонь обжег и его лицо.
Младший брат Калаксай уверенным шагом направился к золоту. Во взгляде его не было ни тени страха. Чем ближе юноша подходил к золоту, тем тише становилось пламя. Языки его лениво выползали наружу и тут же прятались в лоне огня. Когда Калаксай оказался почти у его кромки, огонь и вовсе стих.
Калаксай взял в руки чашу, копье, стрелу, бережно положил дары богов на золотой плуг и,  сдвинув его с места, направился в сторону отца и братьев.
Видно,  сами боги дали младшему брату имя -  Калаксай. От слов Добро и Благо истоки его.
Отважный Калаксай стал наследником священных даров, а вместе с ними и царства скифского, раскинувшегося от берегов Боспора Киммерийского (Керченский пролив) до самых Рипейских (Уральских) гор. Боги завещали  Калаксаю бережно хранить золото скифов, с благоговением почитать его, каждый год воздавать Небу богатые жертвы за это богатство. А братья согласились не претендовать на царство и отдать его младшему. Так Калаксай стал родоначальником царских скифов
(Древний скифский миф, записанный Геродотом в изложении автора)
 
Это, конечно, миф, но его скифы самолично рассказали древнегреческому историку и путешественнику Геродоту, отцу истории, как справедливо назвал его Цицерон. Мы же попытались художественно осмыслить этот миф. Геродот не совсем верил в божественное происхождение первого скифа, но легенду про скифов со свойственной историку тщательностью записал. Кроме того, он попытался описать места, где происходило рождение скифского племени. Борисфен (Днепр), как пишет Геродот, – самая большая из скифских рек после Истра (Дуная). «С севера течение Борисфена известно на расстоянии сорока дней плавания от моря до земли Гера, - констатирует Герадот и добавляет, что никто не знает, «через земли каких племен течет эта река дальше на север», что до страны скифов-земледельцев она протекает по пустынной местности,  и что скифы живут по берегам реки на десять дней плавания. 
Но вернемся к Таргитаю и его наследникам. Почему же имена его сыновей - греческие, и что они означают?   Возможно,  сам  Геродот записал их на греческий лад и  фонетически они могли  быть образованы от слов:  «не хватать» (в смысле – скучать по кому-либо), «сгореть» и «благо». И,  если припомнить сюжет мифа, то станет понятным смысл этих имен, особенно имени младшего брата – Калаксай - Добрый, Благий. Не здесь ли истоки имени русского богатыря Добрыни Никитича? И вообще, не эта ли легенда легла в основу русской былины о  трех богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче?
Как бы там ни было, но три брата стали прародителями разных скифских племен. Все вместе племена эти назывались сколотами, эллины же звали их скифами (возможно, от греческого слова скифос - «полумрак», ведь они неслись на противника темной тучей, сметая все на своем пути) хотя некоторые историки пишут, что слово Скиф образовано от слова – кочевник.
Какие просторы отвоевывали скифы у соседних племен! Неслись тучей на своих лошадях по великой степи, оставляя за собой клубы пыли, от Черного моря и чуть ли не до Белого. Всей Азией владели!
Нам же интересны скифы как соседи самого северного загадочного племени -  гипербореев, в которых, впрочем, Геродот не верил, но все же услышанное о них у ольвийских греков и самих скифов записал.
 
Как же Геродот попал к скифам? В 30-е годы пятого века до нашей эры он участвовал в Понтийской экспедиции правителя  Афин  Перикла на Боспор. «Отца истории» интересовали соседи эллинов Боспора – степные кочевники. Геродот знал историю Аристея – жреца Аполлона из Проконнеса, который задолго до Геродота побывал в Скифии и ее окрестностях вплоть до Рифеев (предполагается, что это Уральские горы – Н.Б.) и описал племена, живущие там.
«Скифский логос» Геродота  из его всемирно известной «Истории»– очень подробная и важная информация от первого лица, касающаяся, как сейчас модно говорить, менталитета, а также нравов, быта, духовных практик кочевых племен степи и, как это ни странно звучит, - тундры, огромной территории от Крыма до Крайнего Севера.
Гипербореи и их ближайшие соседи – скифы, аримаспы, иссидоны, андрофаги и прочие племена – предмет дискуссий ученых многих веков вплоть до наших дней.
По записанным Геродотом со слов скифов преданиям «со времен первого царя Таргитая» до вторжения в землю скифов царя Дария (VI в. до н.э.) прошло около  тысячи лет.
Что же собой представляли в те времена места обитания скифов? Сначала о реках, поскольку именно на берегу реки был рожден первый скиф Таргитай.
.Первая и величайшая река Скифии – Истр (Дунай) – сегодня вторая  по величине река Европы после Волги начинается на севере в земле кельтов и впадает в Черное море. Почему Истр так многоводен? Да потому что, как пишет Геродот, в «тех странах, мимо которых он течет, зимой только изредка выпадают дожди, но зато постоянно идет снег. Летом же глубокий снег, выпавший зимой, тает и отовсюду попадает в Истр».
За Истром по величине следует река Тирас (Днестр). По Геродоту начинается эта река «на севере и вытекает из большого озера на границе Скифии и земли невров. Третья по величине скифская река река – Гипанис ( так называли в древности Южный Буг и Кубань). Река эта «начало свое берет в Скифии, вытекая из большого озера», которое зовут матерью Гипаниса и «у которого пасутся дикие белые кони». Четвертая скифская река – уже описанный Геродотом Борисфен.
Пятая река называлась Пантикап. «Течет она, как пишет Геродот, - с севера и из озера. Пантикап протекает через землю Гилею, а затем, минуя ее, сливается с Борисфеном.
Алтайская Гилея
Нас интересует, что же это за земля – Гилея? Мы неоднократно встретим это древнее географическое название, рассказывая о богах и героях, так или иначе связанных с северными землями. Современное понятие этого слова мы находим в словаре географических терминов. В широком понимании «гилей» - экваториальные леса Южной Америки, Центральной Африки и островов Океании. Но в переводе с греческого это слово означает – лесной.
Итак, эта  земля богата лесами и по Геродоту находится где-то в Скифии. Понятно, что не на Крайнем Севере и не на степном юге. Из древнегреческой мифологии мы знаем, что именно в этой земле Геракл встретил змееподобную женщину, которая родила от него сына по имени Скиф. К этому рассказу мы еще вернемся и попытаемся доказать, что земля Гилея – это непроходимая тайга, более того – Алтайская тайга или Колыванский Алтай. Земли у скифов было много, и царь Калаксаий, которому, как мы уже знаем, досталось золото, упавшее с неба, разделил свое царство на три. Самым большим стало то, где хранилось священное  золото. Его скифы надежно оберегали, воздавая каждый год богам жертвы. Что же окружало это царство?
Геродот приводит очень важные для нас сведения. К Северу от земли скифов была область, где «нельзя ничего видеть и куда невозможно проникнуть из-за летающих перьев… Земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению». («Летающие перья» - это ни что иное, как снег, который греки видели в Скифии впервые в жизни – Н.Б.)
Немного по-другому рассказывают об этих местах греки, живущие вокруг Эвксинского Понта (Гостеприимного моря - от греческого     «понтос» - замкнутое, маленькое море, ныне – Черное море). Понтийские греки рассказали Геродоту другую  легенду о происхождении скифов. Связана она с Гераклом. Гоня быков Гериона, богатырь прибыл в эту (тогда еще необитаемую) страну, (позже ее стали называть Скифия –Н.Б.).
В земле скифов Геракла застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони чудесным образом исчезли.
Геракл обошел всю Скифию в поисках своих коней и прибыл в землю Гилея ( вспомним, что это лесистая земля, а мы осмелились предположить, что это – Алтай. Там в пещере он увидел полудеву-полузмею. Она владела этой землей. Он спросил ее о пропавших конях. Она начала шантажировать Геракла, сказав, что кони у нее, но она отдаст их только после того, как он разделит с ней ложе. Ему ничего не оставалось, как согласиться. Но полудева не спешила отдавать коней, она насильно удерживала Геракла у себя. Выкупом за коней стали три сына, которых полузмея родила от Геракла. Она спросила, как быть с сыновьями. Геракл оставил ей свой лук и пояс, на конце которого висела золотая чаша, и дал наказ: тот из сыновей, который натянет тетиву лука, опоясавшись поясом Геракла, останется в этой стране. Задачу выполнил младший брат, которого звали СКИФ. От этого Скифа - сына Геракла – произошли все скифские цари.
С тех пор  в память о золотой чаше скифы носили чаши на поясе.
Если мы примем за Гилею алтайскую тайгу, то найдем очень интересные факты. В этих местах начали добывать золото еще в I-II тысячелетии до нашей эры. А Змеиногорск получил свое название из-за несметного количества змей на горе Змеиной. Существует даже древняя алтайская легенда о том, как в одном стойбище жили только одни мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел женщин. Но жизнь брала свое, и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних селений и хотели на них жениться. Вождь не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей, а потому ставил перед ними условие: юноша может жениться на девушке, только если сумеет подняться с невестой на руках на вершину высокой горы. Но если жених не мог донести любимую до вершины и опускал ее на землю, то она превращалась в змею. Так на этой горе появилось несметное количество змей.
Но еще более интересные факты мы находи в книге геолога и исследователя Алтая М. Розена «Топонимика Алтая, связанная с горным делом». Автор пишет о происхождении некоторых  геологических названий Например  Змеиногорский рудник. «Он был открыт , - пишет автор,  - на Змеиной (или Змеевой) горе, на которой по преданию водилось множество змей. По названию горы получил свое имя расположившийся здесь город Змеиногорск (старожилы называют его - Змеево), а протекающая под горой речка названа Змеевкой. Это видно из рассуждений И. А. Шлаттера. В своем труде, опубликованном в 1760 г. (15, с. 22), он … отмечает, что … « множество змей, находящихся там, на горе, золотою и серебряною рудами изобилующей, от которых и оная гора Змеиной горой названа, есть явное свидетельство, что такие гады больше водятся в тех местах, где золотые и серебряные руды находятся».
Розен пишет еще об одном названии, связанном со Змеиногорским рудником. «Этот рудник долго считался самым богатым и, видимо, поэтому всю территорию Западного и Юго-Западного Алтая, где сосредоточено наибольшее число рудных месторождений, в XVIII и XIX вв., часто называли Змеиногорским краем. Называли эту территорию и Колыванским Алтаем».
«Любопытным является, - пишет Розен, - происхождение названия Золотушинского рудника. В 1751 г. штейгером Десятовым по старым чудским разработкам было открыто рудное месторождение, получившее название Золотушинского. История происхождения этого названия следующая. В начале XVIII в. всхолмленное пространство между р. Алеем и нижним течением р. Убы называли Золотарными горами по располагавшимся здесь курганам (древним могильникам), названным Золоторями. Сведения об этих курганах вошли в «Географический словарь Российского государства» (М. 1804, сост. Щекотов, ч. 2, с. 639-643). Вот, что о них сообщается: «Знатнейший из сих курганов имеет в окружности своей в основании 44 саж., а вверх 5 саж. и состоит из одних издалека привозимых каменных кругляков... К западу стоит рядом 15 маленьких курганов, с северной стороны 5, с полудня 4... Некоторые престарелые, на Алее ( очень напоминает слово Гилей – Н.Б.) живущие и уже 100 лет доживающие крестьяне, рассказывали, что о выше помянутом кургане долгое время советовались; после чего некоторое общество собралось и, покопав его, нашли 10 фунтов золота в разных весьма грубых и безобразных кусках, кои, вероятно, на коней повешивались. После чего собралось другое общество, сей холм исследовали и, сказывают, еще 50 фунтов нашли золота, которое состояло в узорах, имеющихся в уборе коней, и из других кусков, кои определить нельзя было. Сказывают, что многие после того холм сей исследовали, песок промывали и все еще золото находили, при коем случае холмам дано имя Золоторей от золота. Сие имя получила потом речка Золотуха, вытекающая из сей высоты, так и горные работы, лежащие недалеко от сего холма ... и прозванные Золотушинскими копями».
Вообще, Колыванский Алтай известен издревле и места эти связаны с загадочными явлениями, которые позже назвали «чудские копи». Именно в этих местах в 18 веке были построены Демидовские заводы.
Как не вспомнить теперь легенду о Геракле, от которого родила змея СКИФа, и именно этому Скифу Геракл отдал все самое ценное – золотую чашу. Такие чаши носили потом все скифские цари. Теперь надо полагать, что от Гераклова СКИФа пошли царские скифы, а, значит, именно здесь нужно было искать священное скифское золото, что и подтвердили раскопки древних курганов.

Ко времени, когда  одержимый Фебом Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, (именно на него ссылается Геродот, рассказывая о племенах, соседствующих со скифами), прибыл к исседонам, последние вытеснили скифов с их земель. До этого скифы граничили с аримаспами, а те, в свою очередь, с гипербореями. Геродот в своем рассказе ссылается на эпическую поэму Аристея «Эпос об аримаспах» (возможно, название этого племени идет от греческого слова, означающего «пучок, связка». Аримаспы обитают за исседонами. Скифы говорили, что эти люди – одноглазые, за аримаспами обитают стерегущие золото грифы, а еще выше за ними на границе с морем – гипербореи.
Подумаем, где могли бы обитать аримаспы и грифы. Предположим – это Колыванский Алтай (С.И. Руденко «Культура населения Горного Алтая в скифское время М-Л., 1953). Именно здесь находились восточные окраины скифских земель и здесь начинаются Рипейские  (возможно, Алтайские) горы.
Казалось бы – все сходится. Аримаспами могли быть, как ни парадоксально, и племена северных кочевников ханты и манси, которые могли в те далекие времена перекочевать с берегов Черного моря и от склонов Кавказских гор на Северный Урал и Приполярье. Контакты  древних греков с  предками нынешних ханты и манси могли происходить на территории от Поволжья до Зауралья, точнее, до юга Тюменской области. «На этой территории обнаружено около тысячи археологических памятников – поселений, городищ, курганов.
В древнегреческих источниках можно найти цитаты из  Аристея. Вот что он говорит об аримаспах. «Эти люди живут в соседстве с Бореем
(северным ветром), доблестные воины, богатые конями. Каждый из них имеет один глаз на прекрасном челе; у них косматые волосы, и они самые могучие из всех мужей». ( Аркадий Кузнецов. Газета «Тюменская область сегодня» 20 августа 2004 г.)
В.Г. Иванченко статье «Алтайская традиция. Криптологические размышления о мифологическом образе Алтая»  пишет, что в пузырыкских курганах, распространенных по верхнему бассейну Катуни на Алтае.
Эти курганы еще называли «чудскими могилами».
Одно из первых упоминаний Алтая у русских приводит профессор Д.Н. Анучин в статье, опубликованной в 1890 году. В древнем русском сказании «О человечех, незнаемых в восточной стране» говорится: «Вверх тояж рекы великия Оби есть люди, ходят попод землею иною рекою день да нощь с огни». Люди те выходят из-под земли на озеро, и на том озере свет пречуден и град белый, посаду в котором нет. На подъезде ко граду слышен шум великий, а как войдешь – ни людей, ни шума. Профессор Анучин связывает этих людей с чудью (они в горах добывали золото и там же в горах прятали свои сокровища)».
(Анучин Д.И. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. – Древности Тр. Моск. Археолог. Об-ва. М., 1890, т. 14)
«В русской традиции такие племена зовутся Гогом и Магогом, либо «людьми дивьями», которые были до поры «заклепаны» в скалах Александром Македонским. Родственна им и чудь…Чудские копи располагались на богатейших месторождениях, но были неглубоки. Древние рудокопы словно бы бросали их в спешке, оставляя и руду, и орудия….
И в историческое время рудники на Алтае бросались невыработанными. Это мотивировалось «усилившимся притоком воды». Оставлено Змеиногроское, Лазурское месторождения. На дне Новочагырского рудника-пещеры в 1844 году брошены тысячи пудов подготовленной, но не вынутой руды. Ее пытались поднять уже в советское время, причем воды не обнаружили. В настоящее время подавляющая часть месторождений Алтая не разрабатывается, словно какая сила препятствует проникновению в здешние недра».
(Иванченко В.Г. Алтайская традиция)
 
Соседи гипербореев
Но вернемся к соседям скифов – гипербореям, которые по Геродоту обитали на границе с морем. Каким морем? Понятно, что это не Черное море. Отдаленные слухи о каком-то другом море донеслись до греков. Может быть, их отважный предок осуществил беспрецедентное путешествие с юга на север Атлантики. Предположим, что это – Северное море, а точнее одно из морей, окаймляющих Северный Ледовитый океан. Скорее всего – Балтика, или Норвежское, или Баренцево море.
Далее мы узнаем у Геродота, что народы, обитающие в необъятной Скифии, постоянно воюют с соседями. Первыми начали войну одноглазые аримаспы. Они изгнали исседонов из их страны, те – скифов, а эти – киммерийцев. Под напором воинственных аримаспов народы постоянно откочевывали с Севера на Юг, вплоть до Южного моря. ( это замечание очень важно для нас, поскольку мы придерживаемся учения о северном происхождении цивилизации на планете Земля).
Только одни гипербореи ни с кем не воевали. Все это поведал Аристей, на которого ссылается Геродот. А мы добавим: раз гипербореи ни с кем не воевали, им не надо было никого изгонять из своих земель,  и не надо было откочевывать на юг. Они вместе с возникновением человеческой цивилизации со времен «золотого века» так и остались хранителями северных земель, и даже после Всемирного потопа уцелевшая пара вернулась на землю обетованную, чтобы возродиться новыми племенами, которых сегодня мы называем коренными народами Севера.
 
Аристей
Кто же такой Аристей, из трудов которого Геродот почерпнул очень ценную информацию о древних племенах?
В Проконнесе, откуда он - один из самых знатных горожан в Кизике - был родом, Геродот навел справки об этом загадочном греке. Легенды ходили такие: Аристей несколько раз странным образом исчезал и  появлялся. Первый раз он исчез, когда умер в суконовальной мастерской, а родные не нашли его тела. Через семь лет он появился в родном городе, сочинил свою знаменитую поэму и вновь исчез.
Через 240 лет он появился в Метапонтии (от греческого – «лежащей между двумя маленькими морями» - современной Италии) и повелел воздвигнуть памятник богу Аполлону, а рядом установил свою собственную статую. Объяснил он это яко бы тем, что Аполлон из всех италиотов пришел только к ним одним. В то пришествие в свите бога был сам Аристей. А до этого он сопровождал Аполлона в образе Ворона. Сказав это, Аристей вновь исчез.
Метапонтийцы вопросили Пифию в Дельфах об этом странном явлении и получили оракул прислушаться к словам этого призрака. Так в Метапонтии на рыночной площади возле кумира храма Аполлона появилась статуя Аристея. И когда Геродот был там, он своими глазами видел эту статую, что и засвидетельствовал.
Аристей не заходил дальше страны исседонов, о землях более северных он писал по слухам, почерпнутым у исседонов.
(Земной круг «Современник» Москва, 1976 г. Сергей Марков «Скифское время. Путь Аристея»).
Около шестого века до нашей эры некто Аристей сумел перебраться через Урал и проникнуть в Западную Сибирь…
Немецкий исследователь Рихард Хеннинг утверждает, что эту страну надо искать на берегах Исети – притоке Тобола. Черное море - устье Дона - перешеек между Доном и Волгой-Кама - Уральские горы - Исеть…Таков был путь Аристея – «стихотворца, бывшего во время Креза, короля лидийского, и Кира Великого Персидского», как называет этого древнего странника Василий Татищев.
Историк В.Татищев очень тщательно изучал Геродота, Птолемея, Плиния, делал свои пометки и замечания на полях, исправлял древних историков и пытался определить, что за страны и народы фигурируют у Геродота.  Ведь именно Василий Татищев поселил «гиперборейских скифов» Геродота и Плиния на берегах Тобола, Иртыша и Оби…Этот вывод для нас очень интересен. Именно здесь сегодня обитают северные народы – ханты, манси и ненцы.
А об исседонах, от которых Аристей узнал о северных странах, и их обитателях, писал еще около 670 года до нашей эры древний лирик Алкман, бывший спартанский раб. Откуда у поэта эти знания, ведь и «Аристея» еще не была написана, не было еще древнегреческой колонии Ольвия при устье Буга, не говоря уже о Пантикапее. Греки еще вряд ли слышали о бескрайних просторах Скифии. Значит, из уст в уста ходили рассказы о длинноволосых исседонах. Эти рассказы  записал для истории Алкман.
Об исседонах писал один из первых логографов -  историков Эллады, современнк греко-персидских войн, великий географ древности, происходивший от богов в шестнадцатом колене, многостранствовавший муж Гекатей Милетский… Результатом его странствий было сочинение «Обозрение земли», к которому была приложена одна из первых географических карт. Об такой карте сообщает Геродот. Она была вырезана на медной доске, и на ней было «изображение всей земли, моря все и реки все…». Так вот, Гекатей мог знать о  поэме «Аримаспея», потому что жил с Аристеем почти в одно время.
Об аримаспах, соседях исседонов, писал Эсхил, создатель «Прикованного Прометея» (около 475 года до нашей эры). Предположим, что на Эсхила повлияла поэма Аристея. Прометей у Эсхила указывал путь Ио бегства от разъяренной Геры. Ио бежала через те земли, где грифы стерегли золото и одноглазые аримаспы проносились на бешеных конях по диким просторам. Ио переплывала Боспор Киммерийский, видела скифов у Меотийского озера (Азовского моря), амазонок (может быть, по берегам реки Ра (Волги – Н.Б.)
Как мы уже сообщили, Геродот сам побывал на берегах Понта - Черного моря. В Ольвии ему стала известна одна старинная периэгеса с описанием дороги «из Причерноморья в Закаспийские страны». Историк Л.А. Ельницкий в книге «Знания древних о северных странах» (1961) пишет, что эта периэгеса …успела повлиять на поэму «Аримаспея» Аристея… «чудесного скитальца, волшебника и поэта».
По мнению Л. Ельницкого, периэгеса дала Геродоту знания о племенах, живущих к северу от Каспийского моря. Из нее отец истории узнал об иирках (впоследствии в них видели угров, упомянутых в «Начальной летописи» первой истории Руси). Уже после  знакомства с периэгесой Геродот побывал в Скифии, узнал поэму о гипербореях и исседонах. Это он впервые упомянул об Аристее и его поэме и дал в своей «Истории» выдержки из нее. Ученые, жившие после него, упоминая об Аристее, ссылались только на Геродота.
Вслед за Геродотом о дальних странах на востоке писал Дамаст Сигейский «…Выше скифов живут исседоны, еще выше этих – аримаспы, за аримаспами находятся Рипейские горы, с которых дует Борэй и никогда не сходит снег, а за этими горами живут Гипербореи до другого моря…»…Дамаст Сигейский сообщил поистине ошеломляющую  вещь: существует другое море, граничащее с местом обитания гипербореев. На что указывает исследователь? Возможно, он говорит о восточной части Ледовитого океана или имеет в виду Тихий океан?
Приблизительно в 150 году до нашей эры было написано знаменитое «Географическое руководство» Клавдия Птолемея. В нем исседоны Аристея и Геродота неожиданно переместились из Западной Сибири в теперешний Восточный Туркестан…Птолемеевы исседоны не имеют ничего общего с исседонами Геродота…Птолемей поселил их не за Уральским хребтом,  а за Алтаем и Небесными горами!
Вслед за Птолемеем мы можем упомянуть и Кая Плиния Секунда, автора «Естественной истории». В Книге седьмой читаем: «Недалеко от места возникновения Аквилона (северный ветер – Н.Б.) и так называемой его пещеры Гекмитрон (то есть «земная дверь» или «земной запор») обитают уже упомянутые аримаспы, отличающиеся одним глазом посредине лба; они будто бы постоянно воюют из-за рудников с  грифами, которых предание представляет в виде крылатых зверей, выкапывающих в подземных шахтах золото, причем и звери с удивительной алчностью берегут золото, и аримаспы похищают».
Но вернемся к северным областям. Геродот утверждает, что о северных областях «никто ничего определенного не знает»: «И я не видел ни одного человека, который сказал бы, что земли эти он знает как очевидец».
М. Немиров из Тюмени приводит в Интернете достаточно интересную мысль о том, что Аристей был первым «из людей, причастных к западной цивилизации, который бывал в тех местах, где нынче находится Тюмень и ее область…Это было примерно в середине VII-го века до нашей эры. ..Геродот пишет, что Аристей был в земле исседонов, а  земля исседонов, это нынешняя Тюмень и есть».
Геродот записал о северных  странах то, что ему удалось узнать понаслышке: «Об упомянутых перьях, которыми, по словам скифов, наполнен воздух и оттого, дескать, нельзя ни видеть вдаль, ни пройти, я держусь такого мнения. К северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой. Таким образом, всякий, кто видел подобные хлопья снега, поймет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой зимы северные области этой части света необитаемы. Итак, я полагаю, что скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями. Вот сведения, которые у нас есть о самых отдаленных странах» (Геродот).
 
Соседи скифов
И вновь мы возвращаемся к скифам. У Геродота мелькают понятия: «припонтийская земля скифов» (побережье Черного моря) – здесь обитали эллинские скифы (каллиподы –  то ли от греч. «красивые ноги», то ли «красивые дети», за ними ализоны (тоже скифское племя). Они сеют хлеб, лук, чеснок, чечевицу и просо на пропитание и продажу. Севернее живут невры, а еще севернее – безлюдная пустыня. Это племена по реке  Гиппанис (Кубань) к западу от Борисфена (Днепр). За Борисфеном со стороны моря находится страна Гилея (вспомним, что сюда прибыл Геракл и здесь жила полузмея-полудева, которая родила от Геракла сына Скифа, но мы поместили эту лесистую землю на Алтае).
Севернее этой страны Гилеи живут скифы-земледельцы (эллины их называют борисфениты (потомки первого скифа Таргиная – сына Зевса и Борисфениды – Н.Б.). Они занимают земли на 11 дней плавания по Борисфену вверх. А дальше – пустыня. За ней живут андрофаги (от греч. – людоеды - Н.Б).
Это – особое племя, не имеющее отношения к скифам. Но мы все же коснемся его.
Думается, андрофаги и аримаспы –не людоеды, а самоеды. Вот что пишет Яков Рейтенфельс в «Сказаниях святейшему Герцогу Госканскому Козьме третьему о Московии: «Самоеды живут на обширной территории,  от человеческого мяса они, однако, всегда отказываются, хотя некоторые, введенные в заблуждение значением слова «самоед» несправедливо приписывали им это звериное обжорство, ибо слово это, скорее, финское нежели русское, и должно произноситься «соумайетти», то есть остатки финнов, ибо финны самих себя называют на своем языке суомалайзетами». Они часто пьют, по примеру гренландцев ягодь, то есть расплавленный рыбий жир, как ради наслаждения, так и ради врачевания. Ростом они так малы, что полагают, что пигмеи…были совершенно схожи с ними. Носа у них почти нет совсем или он уж так мал и приплюснут… Когда же они двигаются, запутанные с ног до головы в меха, то, глядя на них издали, их примешь не за людей, а за зверей.
Иногда они совершенно закрывают лицо и всю голову кожами диких зверей…так что одноглазые циклопы в настоящее время могут быть приравнены им по справедливости, а никому другому …Из сего уже ясно можно видеть, что мосхи владеют областями, примыкающими к самому полюсу и крайним пределам земли».
Возможно, греки ошибочно назвали андрофагами представителей одного из кочевых северных оленеводческих племен (саами или ненцев). В традициях самоедов и до сих пор принято употреблять в пищу свежую горячую оленью кровь, есть сырое оленье мясо.
А еще севернее, как пишет по слухам Геродот, «простирается настоящая пустыня, где больше нет никаких людей». Это не что иное, как тундра, уходящая далеко за горизонт, к побережью Северного Ледовитого океана. Однообразная равнина, похожая на пустыню. Пустыни вдоль и поперек исходили воины Александра Македонского, завоевывая Египет, а тундра  своим равнинным ландшафтом похожа на пустыню. Именно поэтому Геродот употребляет слово «пустыня». Другое понятие ему просто не было знакомо.
Во всей земле скифов нет деревьев, кроме Гилеи (Калыванский Алтай - Н.Б. ).
К Востоку кочевники-скифы занимают земли на 10 дней пути до реки Гера. За этой рекой – царские владения скифов. Эти царские скифы считают все остальные племена скифов подвластными им. Их владения граничат с рекой Танаис (Дон). Севернее живут меланхлены – не скифское племя. А еще севернее «простирается болотистая страна». За Танаисом к северу – савроматы. От самого Меотийского озера (Азовского моря) на 15 дней пути. Там нет никаких деревьев (степь? – Н.Б.). Выше их – будины. Их земля покрыта густыми лесами, потом к северу опять пустыня на 7 дней пути. ( Мы можем предположить, что это - тундра – Н.Б.)
Далее на восток живут фиссагеты ( возможно, название этого племени пошло от греческого слова, имеющего значение «дуть»), рядом с ними – иирки – тоже охотники.
Без сомнения, эти места близки к Уралу.
Е.А. Круглов - кандидат исторических наук, доцент Башкирского Государственного университета в статье «Аристей, Геродот и автохонты Урала: этно-генетический аспект» пишет, что «иирки жили восточнее тиссагетов, в которых исследователи допускают видеть носителей Городецкой культуры Среднего Поволжья и отчасти, ананьинцев VIII-III вв. до н.э. Волго-Вятского междуречья, Камы и низовьев Белой… Тисагеты могли бы предшествовать этнографически вотякам (удмуртам), коми, и мари-черемисам, а располагавшихся восточнее иирков локализуют в бассейнах Камы, Нижней Белой и Чусовой как прямых носителей ананьинской культуры. Соответственно, в них видят предтеч хантов и манси, которые у коми-зырян вплоть до ХХ в. именовались «йогра» (Угра). Ряд исследователей возводят геродотовых иирки к страбоновым ourgoi, а последних пытаются сопоставить с гидронимом Урга как приток Суры на Нижней Волге. В таком случае иирки предстают в качестве угорского этноса, который В.В. Латышев прямо полагал видеть предками мадьяр-протовенгров на севере Урала.
Младший современник Старбона Плиний видел в иирках уже какой-то неясный микс (с исседонами? с плешивыми аргиппеями?)…Вопрос о плешивых аргиппеях требует отдельного рассмотрения и сопоставления «плешивости» геродотовых аргиппевев с этнонимом «тазлар» - плешивые у древних башкир, а самих аргиппеев и иирков полагать предтечами башкир по тюркской линии. Иирков в качестве предков башкир рассматривали и А.П. Смирнов и С.И. Руденко, но уже по угорской линии «тиссагеты-иирки». Но видимо столь полярные подходы археологов говорят, скорее, о гетерогенности данного этноса из «Истории» Геродота и возможном миксе его языка, как это подтвердил в ХХ в. анализ ряда языков, в частности, венгров, чувашей и мари-черемисов. (финно-угорская группа – Н.Б.)».
«…ирки покидают прежние районы обитания и мигрируют на юг, в сторону Прикамья и Южного Урала, оставив память о своем этнониме в эпосе коми герое-охотнике Йиркапе (даже имя это созвучно названию племени «иирки» –Н.Б.) Вкупе с данными археологии (шестиугольные полуземлянки на Печоре и верхней Вычегде) имя Йиркапа свидетельствует в пользу пребывания иирков на Вычегде в эпоху бронзы. У Страбона через 400 лет после «отца истории» сохранилось их наименование «урги». ..Тиссагеты и иирки, которых воочию мог видеть Аристей, но описал Геродот, представляли автохтонную субуральскую расу».
Как же иирков описывал Геродот? У них – кони, охотничьи собаки, луки. Над ними к востоку – опять скифы. Здесь земля твердая, как камень, неровная. После долгого перехода по этой стране приедешь к горам, у подножия которых обитают люди «лысые от рождения, плосконосые с широкими подбородками. Скота у них немного, пастбища плохие. Каждый живет под деревом, на зиму дерево покрывают  плотным белым войлоком. Их никто не обижает, почитают их священными (у них даже нет боевого оружия). Они же, в свою очередь, примиряют соседей, у них находят пристанище изгнанники. Называют этот народ аргипеи ( может быть, от греческого слова «серебро» - Н.Б.). Питаются они древесными плодами.
Что, если это шорцы или кеты?
К ним иногда приходят скифы. Язык у этих людей не похож ни на чей. Скифы говорят с ними при помощи семи толмачей, на семи языках. О них знают понтийские эллины.
К.Ф. Смирнов в гл. 9 книги «Современное состояние изучения истории и культуры савроматов» - «Отношения со Скифией и скифский торговый путь в землю савроматов» пишет, что «накануне похода Дария в VI в до н.э. скифы и савроматы вступили в тесные экономические отношения. Уже тогда скифы проложили сухопутный тоговый путь на восток через земли савроматов в далекую страну плешивых (аргиппеев), ибо во  время войны с Дарием (514 г до н.э…. союз со скифами заключили те племена, по территории которых проходил этот торговый путь.. Этот путь шел от Ольвии на северо-восток через скифские, будинские и савроматские земли. О нем был информирован Геродот от ольвийских греков и самих скифов… Основной целью скифских купцов, вероятно, было получение меди, золота и пушнины в далеких странах – восточных областях савроматов где-то на Урале …».
Геродот констатирует, что никто не может знать, что находится выше этих земель. «За ними возвышаются недоступные непроходимые горы (Уральские или алтайские– Н.Б.). По словам «лысых» за этими горами «живут люди, которые спят шесть месяцев в году… К Востоку от «лысых» живут исседоны…Но о землях к Северу от исседонов и лысых мы ничего не знаем…».
Геродот говорит, что исседонов также считают праведным народом, хотя описывают весьма жуткий обычай рубить тело покойного отца  на куски, перемешивать их вместе с кусками мяса заколотого скота и пиршествовать. А из черепа покойного делают кумир, покрывают позолотой и каждый год приносят ему жертвы. Здесь женщины равноправны с мужчинами. Места обитания упомянутых народов, а это – территория Скифии,  отличаются суровой зимой – восемь месяцев стужа и другие четыре месяца также не тепло. Летом – сильные дожди. Грозы зимой вызывают изумление, землетрясения -  тоже диковина.
Поскольку сведения эти записаны Геродотом «понаслышке», мы узнаем от него вещи почти фантастические. К примеру, о том, что море здесь и весь Боспор Киммерийский замерзают, так что «скифы выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов.
Очевидно, это - отдаленные слухи о походах скифов в северные земли, к замерзающим северным морям или замерзающим сибирским рекам, озерам. А еще Геродот говорит, что у здешней породы быков вообще не бывает рогов. Может быть, речь идет об упряжных оленях ненцев, саами, эвенков, у которых, действительно, отрезают рога? Геродот ошибается, утверждая, что «при сильных холодах у скота или вообще не бывает рогов или только маленькие». Напротив, у северных животных – оленя, лося, горного барана – мощные, красивые рога.
Еще одно загадочное явление – перья, которыми наполнен воздух в землях выше Скифии. По этому поводу Геродот дает точное разъяснение. «К Северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой, снежные хлопья похожи на перья… из-за столь суровой зимы северные области  этой части света необитаемы». Но отец истории ошибался. Именно здесь, в необитаемых, по его мнению, землях,  и обитают гипербореи. Просто о людях, живущих за северным ветром, ничего не рассказали Геродоту те скифы, с которыми ему удалось повстречаться и чьи сказы записать. Они ссылались на исседонов, но и в их знаниях сомневается Геродот, хотя припоминает, что и у Гесиода есть известия о гипербореях, о них же упоминает и Гомер в поэме «Эпигоны».
 
Гипербореи в Элладе
Но, как оказывается, о гипербореях больше других знают греки, точнее, жители острова Делос. Они рассказывали Геродоту, что из страны гипербореев, через земли описанных выше народов  впервые  вместе с самими божествами Аполлоном и Артемидой «прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии (Артемиде – Н.Б.) священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Сестру Аполлона почитали как помощницу рожениц, ведь она и матери своей Лето помогла в родах, когда на свет появился Аполлон.
Арга и Опис не вернулись в Гиперборею. Их судьба неизвестна, но известно лишь, что они были похоронены на Делосе. А древние греки – жители острова Делос тогда начали воздавать почести первым гипербореянкам, в их честь делосские женщины собирали дары, а в гимне, сочиненном Оленом, призывали посланниц далекого северного края поименно. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, делоссцы рассыпали на могиле Опис и Арги. «Могила же их, как пишет Геродот, - находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев». От делосцев, кстати, переняли обычай почитать первых гипербореянок жители других островов и ионяне: они также пели гимн, призывая Опис и Аргу, и собирали в честь них священные дары.
Мифический  поэт Олен, пришедший на Делос из Ликии, сочинил и другие древние гимны, которые поются на Делосе.
Другими гиперборейскими посланцами на священный остров Делос стали еще две девушки – Гипероха и Лаодика. Об этом тоже делосцы рассказывали Геродоту. А все происходило вот как: «гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двух девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан.
Первые посланцы страны северного ветра так и не вернулись на северную родину. Возможно, они обзавелись на древнегреческой земле  семьями, и появилась новая этническая общность: перфереи (преподносящие дары Апполону, служители Апполона – Н.Б), которых очень почитают на Делосе. Но когда эти посланцы не вернулись домой, гипербореи очень испугались отправляться в такой дальний и опасный путь и «стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой, отослать их другим народам» Так священные дары богам Апполону и Артемиде доходили до их родины - острова Делос.
Но оказывается, такая традиция была и у других народов, поклонявшихся культу Артемиды. «Так, - пишет Геродот, - фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары, завернутыми в пшеничную солому(…).
В честь гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.
У Геродота появляется имя еще одного гиперборея - Абариса.  Он
«странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался».
Геродот привел много устных свидетельств о Гиперборее и гипербореях, а в заключение высказался так: «в существование гипербореев я вообще не верю».
Но нам хочется верить, что такой сказочный и счастливый народ жил на Земле, поэтому мы будем дальше и дальше вести наши исследования, делать открытия и  пытаться познать непознанное.


Рецензии