Гиперборейцы в оленьих шкурах

 
 
Наталья Богачева
 Гиперборейцы в оленьих шкурах
Страна, хранимая Аполлоном
Загадочное слово  "Гиперборея" нам знакомо из мифов и легенд Древней Греции. Известно, что эта таинственная страна находилась по ту сторону северного ветра Борея, что дует из пещер северных гор.
Гиперборея связана Богом Солнца Аполлоном, отсюда родом была его мать Лето, сюда, на «историческую родину», на берега тенистого Истра (река Обь с истоком Иртыша) время от времени прилетал на колеснице, запряженной лебедями,  и он сам -  прекраснейший из богов Аполлон Гиперборейский.
В Гиперборее и ее окраинах вольно или невольно побывали многие античные боги и герои. Здесь, «на краю земли»,  «в безлюдной пустыне диких скифов» по приказу Зевса был прикован к скале Прометей, вопреки воле богов,  подаривший людям огонь. В Гиперборее совершил «свой» подвиг Геркал, отрубив голову Медузе Горгоне, он же достиг пределов Гипербореи в погоне за златорогой Киринейской ланью (оленем). Во времена царствования бога Крона в Гиперборее начали проводить большие спортивные национальные игры
(задолго до появления греческих Олимпийских игр). Их проводили у истоков рек Пур и Толька (восточнее устья Енисея). Именно гиперборейцы предложили грекам награждать победителей Олимпийских игр ветвью оливы вместо яблоневой и передали им священное оливковое дерево.
Вот как поэтично писал один из самых уважаемых ученых античности Плиний Старший о древнем народе гиперборейцах, живших у Полярного круга и генетически связанных с эллинами через культ Аполлона: «За этими (Рипейскими – читай – Уральскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце […] . Там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью […] .  Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Загадочная страна Гипреборея, где солнце ходит по кругу и не скрывается за горизонт -  "родная сестра" Атлантиды. У обеих похожая участь – гибель в пучине океана из-за глобальной катастрофы, связанной с потопом, а затем и резким похолоданием в северных широтах.  Арктический материк исчез с лица земли, а окраинные земли Гипербореи – север современной Евразии, Америки и Канады, множество островов, включая самый большой – Гренландию – остались. 
Можно предположить, что живущие здесь, вокруг Полярного круга,  народы – прямые наследники  гиперборейской цивилизации.

Гиперборея – это Крайний Север
Крайний Север в классическом понимании –  отдаленные труднодоступные необжитые районы с суровым климатом. Географы говорят – это обширные пространства циркумполярного региона. Только в  России - более 11 миллионов квадратных километров, занимающие две трети ее территории.  Этнографы утверждают  что это - территории расселения почти 40 малочисленных народов Севера (малочисленные – означает менее 50 тысяч человек). Здесь живут саами, ненцы, долганы, эвенки, эвены, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены...
Геологи и промышленники утверждают, что Север – нефть, газ,  запасы никеля, платины,  золота, алмазов, а кроме того - пушнина, рыба и лес. Роль арктического региона как мировой сырьевой базы неоспорима. Арктика – центр нефтегазодобывающей промышленности и металлургии. При этом арктические пространства тысячелетиями обживали «настоящие люди»,  представители почти 40 коренных малочисленных народов Севера, возможно,  потомки мифических древних гиперборейцев.
               
Потомки гиперборейцев
В прошлом их именовали "сибирские инородцы" или туземцы, племена северных окраин или окраинные народности.  Известный ученый-этнограф В. Г. Богораз-Тан писал: "Согласно различию их происхождения и образа жизни есть между ними финны, тюрки, монголы и палеоазиаты, кочевые и бродячие люди, морские звероловы, сухопутные охотники, речные и морские рыболовы и тундренные оленеводы".
Немало очевидцев того времени записали, как “инородцев”  пытались приобщить к светской культуре и к религии.
"Чайная голодовка считается у них самой тяжелой после недохода рыбы – писал в 1923 году В.К. Арсеньев, - на третьем месте стоит хлеб". Но табак быстро обошел бодрящий напиток чай. Табак сыграл заметную роль в покорении и присоединении к Российской империи храбрых и независимых чукчей, "немирных инородцев", которых всего-то было пять-десять тысяч человек и которые никогда не собирали более чем трехтысячное войско.
Вначале ХХ века инородцев в северных странах уравняли в статусе с другими народами, но и до наших времен они сохраняют свои духовные ценности, культуру, нормы поведения. Соблюдая светские законы, они живут по своим, свод которых ученые называют “обычным правом”. Они верят, что все живое и неживое имеет души.  Их главная религия – шаманизм, а шаманы – посредники между людьми и духами.
Мы много знаем о древних греках и их богах, а что мы можем сказать, например, о древних эскимосах, чьи поселения на Чукотке археологи называют Арктической Троей? Они изобрели поворотный гарпун.  Крылатые предметы, составляющие главную часть этого древнего оружия, по конструкции и аэродинамическим возможностям можно сравнить с турбогенератором авиалайнера. А может быть эти крылатые предметы  - мини-копии летательных аппаратов, на которых передвигались гиперборейцы. Так, прибывший из Гипербореи Абарис,  на подаренной ему полутораметровой металлической «стреле аполлона Гиперборейского», с особым устройством в ее оперении, переправлялся через реки, моря, непроходимые места.
Каждая бытовая вещица имела у эскимосов свой сакральный смысл, будь то игольница, с виду напоминающая женскую фигурку, или ручка ковша, представляющая собой образ северной Венеры.
Уэленские косторезы, знаменитые на весь мир, рассказывают на резных клыках целые сказки. В них, как правило, отсутствует вымысел, нет социального конфликта, но проблемы можно решить при помощи волшебства. Эскимосы называют свои сказки - "унипаган", что означает – истинный рассказ, повествование, в которое верят,  и которое реально может произойти или  происходило.
Археологи обнаруживают в местах их захоронений или в окрестностях когда-то брошенных селений уникальные эскимосские вещи, возраст которых перевалил за три-четыре тысячелетия.
По поверьям эскимосов, они не должны менять свой образ жизни. Они крепко связаны с природой и счастливы на своей земле – земле юпик или инуитов – настоящих людей. Они считают, что земля их слышит и силы ее действуют на них. Эскимосы никогда не считали года. Говорят, что дух и так знает, сколько человек прожил, и сколько ему осталось. Если эскимос не нарушает законы, соблюдает запреты, добр к Природе, он живет долго. Самое важное – запомнить событие, при котором ты родился. Если оно необычное, ты наречен быть необыкновенным человеком.
Не дай бог для эскимоса потерять шапку ребенка – ведь на макушке спрятан центр жизни человека. И когда ребенок пугается или болеет, эскимосы обязательно гладят его по макушке.
В древности эскимосы не уважали людей, которые пьянели, принимая растения одурманивания, потому что человек может отправиться в потусторонний мир. Это позволено только шаманам. Эскимосская писательница Зоя Немлюмкина пишет: "Да, эскимосы забыли, где найти проклятое растение одурманивания, но теперь оно выросло в бутылках в магазине".
Расселение эсимосов началось с наших дальневосточных территорий. Через Берингов пролив они пришли на Аляску, дошли до Канады и, наконец, добрались до большого острова, который только в X веке "откроет" исландец норвежского происхождения Эрик Рыжий, опишет и назовет Гренландией, что в переводе означает “зеленая земля”. Кстати, не сюда ли прилетал Аполлон зимой, в античные времена, когда эти края были действительно вечнозелеными и вечноцветущими?
У большинства северных народов – саами, ненцев, нганасан и других – их самоназвание в переводе означает "настоящий человек". Мансийский поэт Юван Шесталов придерживается версии, что в английском и немецком языках слово "человек” –"men", "man" произошло от  "манси", что также означает – «настоящий человек». Есть еще одна теория, уже из области эзотерики: коренные народы являются истинными землянами, мы же – посланцы из космоса, эксперимент внеземных цивилизаций.
Иногда кажется, что эта теория оправдана…
 
Мы и они
Мы изобрели массу запретов, посягнув на привычный образ жизни потомственных рыбаков, охотников, морских зверобоев и оленеводов. Хотя северянам-старикам, их детям и внукам никогда и в голову не придет заниматься браконьерством. «Настоящие люди» всегда заготавливали столько, сколько нужно было, чтобы прожить до следующего “урожая”. Ни одной лишней рыбешки, птицы или ягоды…
Мы навязывали им свои порядки, свой образ жизни, а в это время грабили их, пользуясь изобретенным нами оружием и снастями, моторными лодками, вертолетами и самолетами. Люди, наделенные силой, не соблюдая никаких законов, охотились и рыбачили, где хотели и когда хотели.
Кто такие оленеводы? Мы привыкли всех их "причесывать под одну гребенку" - чукчи, мол, они и есть чукчи. Однако оленеводством в мире занято около 20 народов. Это - саами, ненцы, коми, нагнансаны, чукчи, коряки и другие.
Оленевод - это не профессия, а образ жизни, со всеми присущими ему духовными ценностями. Когда на Таймыре в селе Волочанка впервые открыли видеосалон, его решили посетить оленеводы-нганасаны. Они пришли в своих оленьих парках, красочных костюмах, бисерных унтах и выглядели очень экзотично. Показывали эротическое кино,  где мелькала масса обнаженных женских тел. Пастухи опускали головы, прикрывали лица рукавицами. В общем, среди них началось волнение, но не от увиденного. Не вытерпев, они, ругаясь, вышли из видеосалона. Им вслед полетела реплика: "Эх, тундра…". Однако тот, кто выкрикнул эти слова, вряд ли знал, что для нганасан видеть обнаженное женское тело – великий грех.
Инуитская легенда рассказывает, как внук пришел к старой слепой бабушке и спросил: "Чем самым дорогим в жизни можно поделиться?" – "Поделись молчанием", – ответила она.
"Я родился с оленем, с ним  умру, - сказал мне чукотский оленевод Николай Итегин…
Считается, что на Севере все поголовно пьют и очень быстро спиваются. Это так, к несчастью. Организм коренных северян не имеет защиты против алкоголя. Молодые парни выпивают еще и оттого,  что девушек в тундре нет. Целое поколение молодых ребят – холостяки".
Не каждого жениха прежде могли принять в семью. Сын оленевода должен был изготовить нарты, выковать лезвие ножа. При встрече с медведем-шатуном или подранком не растеряться, свалить его. Он должен уметь управлять упряжкой и лодкой. Если сын растет рядом с отцом, изо дня в день он учится на примере отца. Мальчишка в тундре стреляет на вскидку без промаха; на лодке и на нартах чувствует себя привычно и уверенно. Но самое главное умение у детей северян – почитать старших.
Северный свод законов не записан на бумаге, но веками передавался от рода к роду. Почтение к родителям или  старшим братьям – один из законов. Уже в чуме каждый имеет свое место: чум нганасанина, например, (они живут на полуострове Таймыр), делится очагом на две половины. На одной располагаются хозяева, на второй – дети и гости. У других северных народов есть четкое разделение на мужскую и женскую половины, переступать черту запрещено…
В 1997 году оленеводы впервые в мировой истории объединились в свой профессиональный союз - Ассоциацию "Оленеводы мира". Страны циркумполярного региона объединились  этом  союзе. В Финляндии около 200 тысяч оленей, в России - около двух миллионов, четверть из них пасутся на полуострове Ямал.
Ненцы - самый многочисленный из всех малочисленных народов Севера.  Две с половиной тысячи ненецких семей кочуют по ямальской тундре, веря в своих богов, не отрицая Верховного - Неведомого Б-га, сохраняя свои обычаи и традиции, несмотря на смены времен года, общественного строя и правительств.
Старшие женщины передают младшим обряды, которые затем перейдут к внучкам и правнучкам.  Вместе с обрядами по наследству передают и женских духов, которые покровительствуют роду. В три года девочке шьют первую женскую одежду – ягушку. Тем самым признается, что она уже взрослая.
У ненецкой женщины много запретов. Нельзя, например, заходить за очаг – священное место, где дозволено бывать только мужчине. Нельзя появляться там, где стоит священная нарта, нельзя пересекать условную линию, протянутую от центра чума к закату солнца, за которой мужчины общаются с духами. Женщине запрещено наступать на тынзян (аркан) или хорей (палку для погонки оленей), осквернять главные инструменты мужского быта. Но, несмотря на все это, женщина – хранительница очага и пользуется она большой властью в семьях коренных северян. Ее влияние на жизнь рода столь велико, что позволяет говорить о существовании особого арктического матриархата. Женщины Севера незаметны, молчаливы, всегда улыбаются, но в семье все подчинено ритму их деятельности. Они властвуют тихо, почти тайно. И оттого, как хранит женщина свой очаг, зависит удача или неудача мужчины.
В быту кочевников нет места лишним предметам. Каждая вещь имеет свою значимость и душу – в ее облике, конструкции, деталях декоративного оформления закодированы представления о Природе, Мире, Вселенной.
Дети познают этот мир с пеленок и в тундре они такие же взрослые, как и все остальные члены семьи. Меня удивило, как в чуме годовалый малыш, облаченный в меховые “рейтузы” с прорезью на попке, который еще и ходить не научился,  подполз к горящей печке, открыл кочергой дверцу и пытался втиснуть в ее чрево полешко, по размерам не уступавшее ему самому. Никто его не останавливал, никто не боялся, что он обожжется или поранится.
У некоторых народов, ханты, к примеру, "родильные дома" – отдельные чумы или срубы, находятся в отдалении от общего поселения. Первые месяцы после родов мать с младенцем живет там. Они отгорожены от мира, так как считаются нечистыми и находятся во власти духов Земли. Помощница в родах ( сегодня это модная профессия – доула) дает ребенку имя, определив, душа кого из предков должна вселиться в новорожденного. Для ребенка изготавливают специальную люльку из бересты. До появления зубов его  нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него проникнут злые духи. От них его защищает люлька-дом.
 
                Тени незабытых предков
У каждого оленного человека есть духи-покровители. К ним обращаются лишь в особых случаях. Тогда звенит колокольчик. Его звон доносится до потустороннего мира и приглашает на беседу с людьми. Когда мужчина общается с духами, посторонним нет доступа в чум. Нельзя мешать исполнению священных обрядов -  это может повредить роду. Место, куда приходят боги, считается святым. Его берегут и украшают, привозят сюда самое ценное. Люди бывают здесь крайне редко. Посещение святилища без дела карается смертью.
У каждого северного народа есть священные места. С горечью рассказывает хантыйский поэт и философ Леонтий Тарагупта, как "пришлые" осквернили их землю, даже не подозревая, что разрушили веками создававшиеся духовные сферы.
На ямальской земле есть мыс, о котором сложена легенда: когда-то здесь присел великан и стал охранять эти места. В наше время там построили аэропорт, завезли бочки с горючим, вырубили деревья, вытоптали траву. Теперь былое почтение к священному месту осталось только в душе народов ханты и ненцы.
На Кольском полуострове, в Лапландии есть священное Сейд-озеро. Возможно, оно находится на окраине Гипербореи. Не каждому позволено к нему ходить: хранитель Сейд может рассердиться, и тогда поглотит озеро в своей пучине незадачливого путешественника.
Отсюда ничего нельзя брать, ни единого камешка, да и воду черпать надо не металлической кружкой, а деревянным ковшом  (их саамы режут из березового капа). Знают ли об этом туристы, бороздящие чудо-озеро на своих моторных лодках?
Подобные священные места есть у всех народов. Ительмены Камчатки, к примеру, поклоняются богу Дустехтичу и, как писал С. Крашенинников,   они "почитают его, как афиняне почитали Неведомого бога". В этих местах не собирают ни грибы, ни ягоды. Посещая, оставляют кусочки пищи, нерпичьего жира, рыбы. Брать отсюда ничего нельзя. Есть у ительменов священная сопка Эльвель - более 600 метров над уровнем моря. Поднялись мы туда однажды, приветствовали идола, стоящего на вершине, и прихватили каждый по камешку. Один из нас потерялся сразу же при спуске, другой - чуть позже, а мы, рассчитывая вернуться в село через три часа, блуждали еще по тундре двое суток.
Священный обряд многих народов – заклание жертвенного оленя. Как правило, это происходит в дни особых ритуальных праздников или по приезду почетных гостей. Обряд я наблюдала в Надыме, где проходил  Международный Учредительный Конгресс Союза оленеводческих народов мира.
Принятие свежей оленьей крови – священный ритуал для коре6ннх северян, это - самое ценное угощение в тундре. Если турист попадет туда и  откажется поучаствовать в трапезе, отказ будет означать,  что  вы пренебрегли правилами гостеприимства.
Мало кто знает, что оленье мясо – ценный источник витаминов. Оно хорошо усваивается и калорийно. 100 граммов сырой оленины дают тундровому человеку суточную дозу витаминов. Оно помогает при авитаминозах, нарушении обмена веществ и полезно для профилактики разных заболеваний. В нем есть все незаменимые аминокислоты и микроэлементы. Это – ценный лечебный продукт – экологически чистый, поскольку олень питается преимущественно мхом ягелем и грибами .
В Европе это давно оценили. К примеру, в Норвегии оленеводство сейчас - высокодоходная, престижная отрасль, важная сфера бизнеса. В Швеции, Финляндии, Канаде действуют законы, регулирующие оленеводство. В России подобного закона до сих пор нет. Хантыйский писатель Еремей Айпин говорит: «…Размышляя об олене,  мы решаем судьбу всех народов Севера».
Оленьи пастбища - четверть суши на планете
Ученые считают, что ненцы и коряки, ханты и долганы, саами и нганасаны российского севера сумели сохранить уникальные древние традиции, то, что в Скандинавии давно и безнадежно утрачено. У финнов, к примеру, арканы сделаны из синтетической лески, а у ненцев – из оленьей кожи, то же можно сказать и об одежде. Вся одежда оленевода с древних времен и до наших дней шьется вручную только из натуральных материалов - меха оленя, нерпы, украшают ее мехом собаки, соболя, песца, лисы.
Одежда северянина так же, как и весь его образ жизни, формировалась тысячелетиями и неизменна до сих пор.
Мы  многое переняли у северных народов, сами не подозревая того. Прообраз куртки-"аляски" – северная парка с заниженной талией и капюшоном, сапоги-дутыши – это тоже северный дизайн, точнее - эскимосский…
Меховая одежда позволяет кочевниками месяцами не мыться и сохранять тело в чистоте: олений ворс полый внутри, и оттого очень гигроскопичен – соприкасаясь с телом, очищает поры. По мере необходимости одежду выворачивают мехом наружу, выносят на мороз, вытряхивают, и она становится как новая.
Современные дизайнеры сообщают, что открыли новый перспективный материал – рыбью кожу. При этом ительмены, нанайцы, нивхи, орочи, ороки испокон веку шили халаты из рыбьей кожи, украшая их замысловатыми орнаментами, и сейчас шьют, не подозревая, что обогнали моду навечно.
Юлия Самар из Хабаровска всю жизнь проработала врачом, но, выйдя на пенсию, стала, сама того не подозревая, модным модельером-дизайнером. Она возрождала старинные нанайские орнаменты, крой. Праздничные и свадебные наряды, халаты для молодой и пожилой хозяйки – каждое такое изделие имеет тайный язык: в орнаменте “зашифровано” пожелание тому, кто носит эту одежду.
Три уровня орнамента олицетворяют мироздание. Нижняя сфера – подземная, здесь, по преданиям, обитают ящерицы, лягушки, змеи. Средняя – земля с древом жизни на ней,  уходящим корнями в нижнюю сферу – место обитания людей, полезных зверей, птиц и напекомых.  Верхняя – небо, куда устремлена крона древа жизни, где живут в виде птиц души не рожденных детей, там же живут духи или души предков, там же – Верховный Б-г
Не всем и не всегда могли рассказать об этом старые мастерицы - многие секреты ушли в небытие вместе с ними. Но есть генетическая память: Юлия Самар видела во сне орнаменты. Она вставала среди ночи, чтобы запечатлеть их.
Ительменские женщины на Камчатке были большими модницами. Одежду шили из соболей, лисиц, евражек, собачьих шкур с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону и рукавам.  Больше всего их отличала прическа – они носили большие роскошные парики. Особо почиталась та женщина, у которой парик массивнее. Но чаще тяжелые черные, как воронье крыло волосы девушки заплетали во множество косичек. Для большего шика покрывали шевелюру волосяными накладками, сплетенными в виде шапочки. Ительмены и сейчас трепетно относятся к волосам. Почти у всех женщин они длинные - ниже пояса. И молодые мужчины предпочитают носить длинные волосы, перехватив их сзади в хвост. В волосах, считают ительмены, живет большая сила.
 
                Воспитывать, не поучая
Мне рассказывал коряк Владимир Колегов, что его дед – Гавриил Никифоров (Кетуту) “перевоспитывал” его, заставлял на бату (долбленой из ствола тополя лодки) грести по шесть километров против течения реи на рыбалку. При гостях дед учил ловить каждый жест, каждое слово гостя, а после устраивал экзамен, что за человек был: добрый или злой, хитрый или простодушный. Учил играть в бубен и петь родовые песни.
Занятия взрослых, семейные взаимоотношения четко копируются в детских играх сеаерян. У ненцев, например, игрушки, сделанные из утиных носов, очень напоминают близких родственников. Из носа селезня делают папу или дедушку, из носа уточки – бабушку или маму, из носиков утят – детишек. Их одевают в одежду, сшитую из кусочков яркого сукна. Лица им не обозначают, поскольку считается, что такая кукла может одухотвориться, и тогда беды не оберешься. Струганные щепные олени – одна из распространенных игрушек хантов и ненцев. Олень - для игр мальчиков,  делают они игрушку сами. Через игру материализуется идея “нарождения” оленьего стада, его будущего хозяина, мастера. Для девочек мастерят игрушки  из клювов водоплавающей птицы. Их делают весной, с прилетом птиц, в сезон охоты. Образ птицы ассоциируется с представлениями о душе человека, связанной с Верхним, Небесным миром. Водоплавающая птица связана и с представлениями о душах предков, через водную стихию – с Нижним миром, и в целом – с идеей вечного обновления жизни.
Новорожденные  дети – это предки,  вернувшиеся из мира умерших. Спустя некоторое время после рождения ребенка, в него переходит одна из душ. Связующим звеном здесь выступает утка. Чтобы проводить душу покойного, сжигается такая птица, прилетевшая весной.
Когда родители собираются в гости, дети тоже снаряжают свою игрушечную упряжку, одевают кукол в праздничные одежды, погружают   на нарты подарки куклам родственников. Украшая наряды своих кукол, девочки учатся шить северную одежду и узнают, что каждая деталь, шов имеют особый смысл.
Есть у северян другие куклы, сделанные еще в прошлые века (одни – по мужской линии, другие – по женской). Считается, в них переселились души умерших родственников. Такие родовые куклы достают в особо торжественные дни, чтобы совершить священную трапезу или обновить их одежду. В селе Бахта на берегу Енисея, живет народ кето. Мы попытались войти в дом одной семьи, но хозяйка не очень была рада напрошенным гостям. Этнограф Евгения Алексеенко что-то сказала ей на кетском языке. Двери тут же распахнулись для нас. Паролем были слова: "Старухи дома?" "Старухами" оказались родовые куклы.
 Иногда куклы изображают шаманов, иногда духов-служителей. Их прячут в тундре или тайге, подальше от людских глаз; их назначение – охранять священные места. Кукол-духов раньше угощали кровью и салом, нынче в их “трапезе” появилась водка…
Мы считали аборигенов Севера меньшими братьями, а они оказались намного старше нас. Они молчали, а мы принимали их молчание за знак согласия.
Но если они и станут говорить, мы вряд ли  их  услышим, слишком тихим будет их голос среди рева турбогенераторов, скрежета металла, грохота гидроэлектростанций. Заслуженный  артист России коряк Иосиф Жуков, объездивший с гастролями ансамбля "Мэнго" половину земного шара и известный далеко за пределами Камчатки, рассказывал, как в школе детей ставили в угол лишь за то, что они говорили по-корякски. Их забирали в школы-интернаты, отрывая от родителей и увозя за сотни километров от дома. Они, родившиеся и выросшие в тундре, не знали ни русского языка, ни русских обычаев. Им силой навязывали чужой язык и чуждый образ жизни.
Теперь большинство этих детей не знают  языка предков. Заставляя их забыть родной язык, мы отрывали их от привычной среды, ведь основа культуры любого народа – язык. Воспитанные в интернатах без родителей, они оказались между небом и землей – одной ногой в лодке, другой – на берегу, не приспособленными ни к жизни в городе,  ни к жизни в тундре.  Их записывали в слаборазвитые и переводили во вспомогательные классы. Но кто пытался заглянуть в души этих детей, признать их неоспоримый поэтический дар и художественные способности, кроме их земляков -  тех учителей, которые росли в таких же условиях?
Воспитание на Севере начинается с пеленок, в прямом смысле слова, поскольку вместо памперсов и прочих подгузников для поддержания гигиены грудных младенцев здесь используют мягкий мох или тонкую стружку. Самое вкусное лакомство для ребят – оленьи мозги или горячая оленья кровь. Вместо мороженого дети с удовольствием облизывают панты, содержащие массу витаминов. Именно поэтому прежде они не знали зубной боли и других недугов, что так прилипчивы к нам – урбанизированным и цивилизованным.
При рождении северянам дают два имени: одно – светское - для всех, другое – родное, тайное; им могут называть только в кругу семьи, среди самых близких людей. Имя это дают не сразу, а лишь когда выявляются какие-то особые черты характера ребенка, тайное имя отражает самую яркую из них. Оно, как и оберег, что изготавливают ребенку при рождении, спасает от сглаза и злых духов. Открыть его чужим людям можно, но только тогда, когда человек уходит в мир иной.
 
Особенности психики
Психическая уязвимость -  специфическая особенность менталитета народов Севера. Об этом сообщали еще исследователи прошлых лет. Например, В. Иохельсон писал, что в характере юкагиров поражают особые формы вежливого обращения друг с другом и какая-то податливость к духовным потрясениям, приводящим иногда даже к смерти, например, от “внезапного стыда”.
Коренные северяне пережили многое – и эпидемии, и мор, и войны, и сталинские чистки, когда шаманов выбрасывали из вертолетов на погибель и съедение волкам, а каюров-почтальонов, развозивших почту в самые дальние уголки Севера, арестовывали и ссылали в лагеря как врагов народов. Сейчас для коренных северян новое испытание. Идет интенсивное промышленное освоение Севера и Сибири…  Надо адаптироваться, надо выжить, не растерять по пути свои культурные ценности.
В XIX веке оленеводы-коми имели до 30 "замшевых" заводов. Магазины с их продукцией были открыты в Париже. Они сохранили свои древние традиции, но в наши дни перед ними стоит задача: вписаться в  новую действительность, не потеряв при этом себя. Это, как показывает современность, удается ненцам. Они смогли “договориться” с нефтяниками и газовиками, растут их семьи и увеличиваются стада оленей.
Какая судьба ждет другие народы Крайнего Севера?
В одной из газет я прочла, что в зоопарке бомж убил и съел редкую птицу - японского журавля. Стоимость птицы - семь тысяч долларов. А сколько стоит, к примеру, жизнь одного ительмена, которых всего-то на свете чуть больше полутора тысяч человек - почти столько же, сколько учеников в обычной московской школе?
Если принять версию, что северная цивилизация берет свое начало в Гиперборее, которую воспели древние греки, то жизнь каждого "чукчи" бесценна. А если и не принимать эту красивую версию, то все равно жизнь каждого «настоящего человека» не имеет цены.


Рецензии