Коварство и любовь девушек-мухоморок

Наталья Богачева
 
Коварство и любовь девушек-мухоморов
 
«Главный шаман» Михай Копол считает, что колыбель мирового  шаманизма – Сибирь. Об этом он - Президент Международного общества шамановедов мира сказал однажды при встрече в Салехарде и добавил: «Модель шаманизма сформировалась в России. Настоящие его формы встречаются только среди сибирских, а точнее, северных шаманов. И хотя очень многие были уничтожены, репрессированы, осуждены, отправлены в ГУЛАГ, шаманство смогло пережить все это, и сейчас  в Сибири и в мире происходит возрождение древней традиции. Очень сильное общество шаманов в Тыве, есть Ассоциация в Бурятии, шаманизм развит  в Хакассии. Сегодня есть понятие – «новый шаманизм». В США, к примеру,  создано общество городских шаманов. Что-то подобное существует  и в Москве».
У малочисленных народов Севера шаманы были всегда,  и их  традиция не разрушалась, более того, она беспрерывна,  поскольку эти народы не столь близко соприкасаются с нашей цивилизацией, находятся далеко от мегаполисов. Сохранился там шаманизм еще и потому, что сталинским «тройкам» и вообще КГБ трудно было добраться до кочующих северных стойбищ.
К слову сказать, и описаны были впервые шаманы именно в России. Очень подробно писали о них первые исследователи аборигенного Севера - В. Тан-Богораз, С. Крашенинников.
 
Пять шаманских ролей
 
Что же такое шаманизм?
Это - сознание языческого народа, его мировоззрение, система накопленных  знаний и все, производное от этого.
Шаманизм по-своему видит и познает Вселенную: она населена духами и людьми,  состоит из трех миров и располагается по вертикали. Она населена духами и людьми. В Верхнем мире – небесном – обитают боги и духи-хозяева стихий: Солнца, Луны, Грома, Ветра, Моря, звезд. Мифы эвенков говорят, что Млечный путь - это  следы космического охотника и его собак, догоняющих лося.
На Венере обитают души нерожденных детей. Аборигены Севера изображают их на древе жизни, на шаманских лечебных рисунках, если  мечтают о ребенке. Нанайцы обозначают их в виде птиц на спинках свадебных костюмов из рыбьей кожи.
Средний мир – это земля-вода. Многие мифы говорят, что это плоский диск, плавающий в мировом океане. Начинающий ительменский шаман Леонид Сысоев говорил мне, что Средний мир – это воздух, плоть и проникновенная душа Земли.
В  Нижнем – подземном мире обитают  духи зла, болезней и смерти. Из людей только шаману дано путешествовать по всем трем мирам, но не каждому из них разрешено подниматься на Небо или опускаться в Подземелье. В Нижний мир можно попасть только через водовороты и расщелины в горах.
Все вертикальные сферы соединяет мировой столп. Его символы – священная мировая гора или  священное мировое дерево.
Их часто изображают на шаманских костюмах, священных предметах. Попасть в Верхний и Нижний миры шаман может через Полярную звезду или ритуальный очаг. Чукчи говорят, что до неба можно добраться и пешком, если идти по радуге или по солнечному лучу. У коряков к Полярной звезде можно попасть на огромном орле или громовой птице.
Шаманы способны видеть в двух измерениях – обыденном и сакральном. Двойник шамана нередко изображается двухцветным – правая половина – светлая, левая – черная.  Контрастные цвета присутствуют на бубне и всех атрибутах шамана. Правая половина шамана после смерти уходит на небо, левая – в землю.
Шаман – главный участник обряда жертвоприношения духам и богам. Эти обряды есть у всех северных народов. Эскимосы, к примеру, кормят духов сушеным мясом и жиром оленя, которые они считают священными. Остатки разрешают доедать  только старикам,  но молодым -  ни в кое случае: им нельзя даже прикасаться к священной пище.
Коряки-нымыланы во время проводов охотников за нерпой. тюленем, белухой проводят ритуал кормления или дарения, делятся с морем, угощают его «толкушей» – национальным блюдом аборигенов Камчатки из вареной рыбы, ягоды и нерпичьего жира. Немного толкуши духам – это пожелание удачного плавания и благополучного возвращения на берег.
В празднике Ололо, который проходит в селе Лесная на Севере Камчатки, обязательно участвует шаман. Чаще эту роль исполняет женщина. Она использует во время камлания амулеты, траву «лаутэн», бусы, различные фигурки, мухоморы. Шаманка опускает ремень, украшенный мухоморами, через дымовое отверстие внутрь юрты и,  держась за него,  начинает двигаться по часовой стрелке все быстрее и быстрее, наступая при этом на горящие угли: это обряд очищения души, изгнания злых духов, болезней.
Саамские шаманы - нойды  в прежние времена считали свое призвание «тяжким крестом». Нойд должен помогать людям своего рода. У него должны быть здоровые крепкие зубы, хорошая дикция, чтобы четко и быстро произнести наговор или просьбу духам и богам.
В 1584 году  лапландских нойдов-волхвов пригласил к себе Иван Грозный для объяснения небесного знамения – кометы. Тогда же ему нойда предсказала близкую смерть.
Шаманизм на Крайнем Севере помогает выживать в  суровых, практически нечеловеческих условиях. Поэтому его невозможно отменить или запретить. Он будет жить столько, сколько живет народ. И эта жизнь не всегда  видна постороннему глазу.
Шаман Семен Уяганский из  чукотского села Ламутское,  услышав в 1961 году про полет человека в Космос,  удивился не факту полета в Космос, а тому, что это для кого-то оказалось новостью. Насколько он знал, шаманы давно уже побывали на космических орбитах, посетили все планеты и небесные светила мироздания.
Во времена советской власти к шаманам причисляли всех без исключения поющих и играющих на бубне. Их уничтожали как врагов народа. Если в прошлые времена народ сам мог уничтожить шамана, который совершил проступок против людей, то советская власть обезглавила национальные поселения, лишив их вместе с шаманами очень многих составных их жизни.
На Таймыре несколько лет назад умер последний шаман Тубяку Костеркин. Его род лечил людей от многих считающихся неизлечимыми болезней: туберкулеза, малокровия. Тубяку говорил, что после его смерти у нганасан больше шамана не будет, он свернет своих духов в клубок и все исчезнет, останется только «советский закон». Тубяку отсидел за свое шаманство дважды.
Но в начале перестройки он камлал даже в Москве. Помню, как во время Первого международного фольклорного фестиваля в Измайловском парке был установлен чум, покрытый оленьими шкурами, а в нем совершал таинственный обряд Тубяку, облаченный в свой шаманский костюм, перешедший к нему по родственной - шаманской линии . 
Сейчас многие старики считают, что таких сильных шаманов как раньше уже нет. Люди стали слабее, менее могущественными стали и их шаманы. Главная их функция  теперь, как правило, – целить, врачевать, лечить больных.
 
Пять ролей шамана
Врачи на Севере и в наши дни – проблема, а болезни существовали во веки веков, менялись только их формы,  поэтому шаманская практика целительства не исчезала никогда. Кто-то должен был  заниматься лечением соплеменников, заботиться о сохранении генофонда. Эта важная миссия предназначалась шаману.
Русских врачей они называли «живыми духами», и даже рады были появлению таких помощников на их суровой северной земле. Поэтому в начале прошлого столетия   именно шаманы, а точнее, белые шаманы пропагандировали христианское учение и обычаи.
При лечении они обращаются к Венере,  называя ее глазом Вселенной. Эта планета помогает от женских болезней и способствует деторождению.
Шаманы считают, что причина болезни – временный уход из тела человека его души, или вселение в него злого духа. Диагноз  устанавливается  во время  камлания. В этом содействуют духи-помощники, которых шаман призывает. Когда эвенкийский шаман Василий Савельев проводил сеанс камлания в Туре, он с большим трудом вызвал духов,  и также с большим трудом они оставили его. Все ответы на свои вопросы он получил на Втором небе. А всего их – двенадцать.
Шаман должен знать потребности соплеменников. Чтобы воздействовать на душу, он использует бубен и пение. Это – его главные атрибуты. В дополнение идут снадобья, травы, настойки. На Таймыре для снятия головной боли окуривают жилище дымом сжигаемого ягеля, тесемочкой перевязывают  голову на лбу и поят настоем  из листьев брусники; снимают боль, повязывая на голову ленту, на которой подвешено медное кольцо, снятое на время лечения с идола – хранителя очага. При плохих снах, для изгнания злого духа окуривают помещение осиновой и пихтовой корой.
Об исцеляющей роли шамана говорил известный художник-авангардист А. Кандинский. 
Ительменский шаман Борис Жирков с полуострова Камчатка прекрасно знает акупунктуру человеческого тела. Внешне не происходит ничего загадочного. Он просто нажимает на ведомые ему точки. В селе Ковран, где он живет, большую часть года нет врача. Но есть Борис, к нему и обращаются земляки, если нужна помощь целителя. Официально Жирков – художественный руководитель ансамбля «Эльвель». Во время гастролей по Франции за ним некоторые страждущие ездили из города в город: слава о шамане с Камчатки разнеслась быстро по маленькой европейской стране.
В Конфалане к нему подошел индейский вождь по имени Бизон, его европейское имя – Мишель. Он предложил пройти обряд очищения в священном вигваме, в который заносили раскаленные докрасна камни и  поливали жидкостью, настоянной на целебных травах. Когда Трубка мира, наполненная ритуальными травами, пошла по кругу, присутствующие молодые европейцы не выдержали, покинули вигвам. Борис чувствовал себя как дома.
По окончании этой процедуры Бизон отметил, что не сомневается в шаманских способностях Бориса и в том, что у него недюжинная медвежья сила, несмотря на небольшой рост и внешнюю хрупкость.
Если человек суждено быть шаманом, он станет им, несмотря ни на что.
 
Вторая роль шамана – предсказание, гадание, пророчество, ясновидение. Это важно для оленеводов и  охотников,  для морзверобоев и  других обитателей северных окраин, особенно там,  где нет средств массовой информации. К примеру, когда нужно дать правильный прогноз погоды шаман это делает безошибочно. На ритуальном празднике «Алхалалалай» в ительменском селе Ковран тот же Борис Жирков не только предсказывает погоду, но и «регулирует» ее. Все события праздника проходят в сентябре на улице – на Балаганной площади. В это время здесь уже начинается сезон дождей. Разогнав в начале праздника злых духов, шаман на несколько дней «устанавливает» сухую, солнечную и безветреную погоду. Дождевые тучи сомкнутым кольцом висят в небе над селом. То же самое он сделал во время фольклорного праздника в Конфалане. Прослышав о способностях Бориса, президент французского фестиваля самолично попросил его «наладить» погоду.
Узнать о будущем также важно для  малочисленных этносов. Многие их них в третьем тысячелетии оказались на грани исчезновения. Ольга Запороцкая,  (ее считают здесь прозорливой),  из села Усть-Хайрюзово на Камчатке говорит, что ее народ – ительмены, численность которых чуть больше полутора тысяч человек,  не исчезнет, а будет возрождаться и приумножаться. Доказательство тому – повышение рождаемости. Если до 1997 года здесь на 18 умерших появлялся один новорожденный, сейчас пропорции сравнялись.
Шаман должен уметь разгадывать сны. Обычно именно во сне даются особые знания и умение, например, лечить людей, петь, играть на музыкальных инструментах. Считается, что эти умения нельзя приобрести лишь усилием воли и трудом. Ими духи наделяют только тех, кого сами выбирают. Про таких людей говорят, что они обучены сновидением. Будущему шаману его духи-помощники являются во сне, тогда же происходит обучение, становление. Если такой избранник духов отказывается исполнять возложенную на него роль, он может заболеть и даже умереть: это будет наказанием  со стороны оскорбленных духов.
Третья роль шамана – жрец. Среди народа должен быть  человек, обладающий знаниями и имеющий право передать эти знания другим, причем какие-то – всем,  определенные – только избранным, своим последователям.
Шаман должен уметь правильно организовать ритуал.
Четвертая роль шамана – проводник – человек, который отправляет душу после смерти в другой мир.
Посланники духов путешествуют по мирам и по кругам ада и рая, как Данте путешествовал вместе с Вергилием в  «Божественной комедии».
В иное пространство им помогает перейти вихрь или смерч, призываемый в ритуальных песнопениях. Поэтому вихреобразный знак изображается на шаманских костюмах, бубнах, украшениях.
Это - те же вихри, которые создают энергетический поток и помогают шаману совершить путешествие в иной мир.
Ительмен Леонид Сысоев несколько месяцев жил в Москве. Очень часто он блуждал по городу в поисках ветра и не находил его. Это начинающего шамана очень огорчало. Его землячка сильная шаманка по имени Кутеунеут на стойбище среди хребтов могла устроить пургу. В хорошую погоду среди ясного дня снег начинал вдруг ветерком стелиться по земле.
Шаманы знают дороги Вселенной. С научной точки зрения это – подключение к информационному полю Земли.
Самая последняя роль шамана – поэт, актер, танцор. Он создает картину Вселенной в мифах и легендах.
Наиболее впечатляющий обряд – ритуальные танцы, во время которых в транс впадает целая группа людей. Проще говоря,  это - состояние массового гипноза.
Шаман может запоминать очень длинные тексты, которые передаются столетиями из уст в уста, поскольку у северян не было письменности. Он знает много заклинаний, мифов, легенд, песнопениями  вызывает духов. Он должен знать легенды и о том, как появился первый шаман на земле. Он –  ученый, ходячая библиотека, память веков и народов.
Шаманы могут сыграть определенную роль в судьбе человека другой цивилизации. Когда главный шамановед мира Михай Копол снимал фильм в Бурятии, на берегу Байкала,  одна шаманка подошла к ассистентке Кополы и сказала, что девушку эту мучает какая-то проблема. Женщина испугалась. Шаманка в ответ промолвила: «Если хотите, я могу помочь». Наутро шаманка, проведя свой таинственный обряд очищения,  поменяла в сознании европейской женщины систему ценностей.  Прежде ее заботили только деньги, после этого «сеанса» она с головой окунулась в науку, стала антропологом.
 
Мухоморы
Корякская легенда о сотворении мира гласит, что Творец жизни на Земле  Ворон Куйкинняку самым последним на земле Куйкинняку создал мухомор, чтобы людям было жить веселее. Оленные коряки  употребляют этот гриб при тяжелой работе, длительном кочевье, долгой верховой езде на лошади.
Оленеводы рассказывают, что раньше было много «мухоморщиков», сейчас тоже встречаются любители грибного погружения, не знающие меры: «Зарядят с августа и до поздней осени все ходят, ищут мухомор, никак не остановятся. Для них мухомор, как для алкоголика водка. Бывает и так: съест мухомор, помочится, выпьет мочу и снова пьяный. Проспится, помочится, выпьет и по новой».
Обычно мухомор варят вместе с пьянящей ягодой голубикой. Процеживают, настаивают и пьют. Иногда перемешают голубику с мухомором и съедают. Сушат мухомор и на зиму, а когда гости приезжают, угощают их сухим грибом, потом наступает веселье. «Погрузившись»,  начинают плясать, петь песни, танцевать. «Как последний мухомор съедают, так плачут»,  – говорят оленеводы.
Ительменская сказка «Челькутх и девушки-мухоморы» говорит о том, что некогда благонравный муж был соблазнен красотой девушек-мухоморов и променял на них  семью:  жену и любимого сына. И лишь когда он слегка «протрезвел» от чар мухоморов, то почувствовал сильный голод и вспомнил о брошенных жене и сыне. Борис Жирков восстановил древний  ритуальный ительменский танец «Кузелькинга», напоминающий по сюжету сказку о девушках-мухоморах, но заканчивающийся трагически для героя. Девушки-мухоморы до смерти затанцовывают молодого охотника. Говоря современным языком, парень во время «мухоморного погружения» получил передозировку.
Девушки-мухоморы – мифические лесные красавицы- аманатки, заманивающие своими чарами охотников в лесные дебри. Этот миф восходит к древнему обычаю на  Камчатке и Чукотке употреблять мухоморы как одурманивающее, опьяняющее средство.
Во времена исследователя Камчатки Степана Крашенинникова ительмены пили только сырую воду, а для веселья – настоянный в воде мухомор. Приготавливали и пьянящий напиток из сладкой травы. Казаки быстро научились гнать из травы борщевика брагу или водку. Она была  такой крепкой, что, по свидетельству Георга Штеллера «водкой этой можно пользоваться для травления железа и гравирования на нем». После этого изобретения ительмены начали собирать борщевик  для продажи казакам. Пуд борщевика стоил 250 лет назад четыре рубля, столько же - меховая камлейка (одежда ительмена).
Коряки охотно покупали у ительменов мухоморы. А последние могли приготавливать и яд из лютика. Они  пропитывали им стрелы и гарпуны. Яд был так силен, что крупнейшие киты, морские львы и другие обитатели моря семейства млекопитающих были не в силах больше оставаться в воде и вылезали на берег со страшным ревом».   
В Америке индейцы употребляют «святые грибы», но не делают этого каждый день, а лишь во время особых ритуалов. При разумном употреблении они не становятся вредными наркотиками, порождают не бред, а образную фантазию и способности ясновидения.
В прежние времена эти грибы были предметом обмена между северными народами и приезжими ясачными людьми и купцами. Ценили их очень дорого и выменивали на ножи, чай и соль. Но не менее дорого ценили купцы и привезенную ими водку, выменивая ее у доверчивых северян на дорогие ценные меха.
В 1970-68 годах археолог Николай Диков исследовал на Чукотке петроглифы, изображающие людей с огромными грибами на головах: это – люди-мухоморы или духи-мухоморы,  уводящие людей в фантастический мир.
Мухомор может быть способом опьянения и смертельным ядом. Люди, попробовавшие его, либо погибают,  либо обретают невероятную силу. Последнее в основном удается шаману. В такие моменты он начинает пророчествовать,  его пророчества быстро разлетаются по тундре. И звучат они примерно так: «Чукчи стали много учиться, что будет, одни бумаги, а оленей не будет» (записал профессор А. Головнев).
Чукчи говорят, если мухомор легко проглотится – увиденное запомнится. Если плохо – все забудешь.
Многие северяне боятся употреблять мухомор, считая это делом избранных. Те, кто случайно пробует его, могут  погибнуть.Как рассказывает профессор А. Головнев, изучавший это явление на Чукотке, «мухоморное» погружение – опасное путешествие в мир духов и умерших, порой это - ритуальная смерть. Если чукча видит много мухоморов, он должен взять только столько, сколько надо, а другие обойти стороной и сказать им : «Простите, я вас не видел».
Коренные северяне могут «ходить под мухомором» по двенадцать дней подряд, глотая каждый день по грибу. Многие петроглифы на скалах Чукотки как раз изображают сверхсостояния, мухоморные видения. На скалах изображены более трех десятков людей-грибов, среди них полуобнаженные и обнаженные женщины, изображения мужчин с рельефно выраженными детородными органами. Облик людей с огромными шляпами-мухоморами над головами напоминает рассказы о мухоморном погружении: «Когда проглотишь мухомор, чувствуешь себя крепко, ноги идут, но голова другая – на тебе голова мухомора. Об этом говорил еще Тан- Богораз, когда один пьяный мухомором ходил кругом со втянутой шеей и уверял, что у него нет головы.
Прежде северные народы вообще не знали, что такое спиртное, у них были свои надежные и веками испытанные средства. Мухомор - только одно из них. С приходом казаков, покорителей Сибири,  появилась «огненная вода»,  которую легко меняли на драгоценные и ценящиеся в столицах меха.
При этом, аборигены Севера совсем не уважали людей, которые без повода и причины употребляли в чрезмерном количестве одурманивающие средства, будь то травы, мухомор или «огненная вода».
Они презирали  их.  Таких людей были единицы,  их имена передавались из поколения в поколение, в назидание молодым. С годами люди забыли о существовании многих одурманивающих  растений. Остались лишь рассказы стариков о том, что нельзя заглядывать в потусторонний мир, пока живешь.


Рецензии