И дал Творец человеку Оленя

… И дал Творец человеку Оленя
 
 
Олен(ь) – так звали мифического гиперборейца, пришельца из страны северного ветра,  первого жреца, пророка и прорицателя, строителя одного из главных святилищ Древней Греции -  храма Аполлона в Дельфах.
Олень или лань – был священным животным сестры Аполлона – Богини охоты – Артемиды.
Чтобы совершить очередной подвиг – добыть златорогую Киринейскую лань (оленя), мифический герой Геракл достиг северной страны Гипербореи.
Олень -  культовое животное в культурах всех северных народов.
Хантыйский писатель Еремей Айпин говорит, что «олень и северянин неразрывно связаны воедино… вечным арканом, называемым жизнью. И если погибнет олень, тогда не станет северянина. И наоборот, если северянин уйдет в небытие, вместе с ним покинет землю и олень».
 
Более 20 народов – чукчи и коряки, саами и ненцы, энцы и долганы, эвенки и ханты… тысячелетиями создавали уникальную и очень хрупкую, как сама северная Природа, оленеводческую цивилизацию. Веками они оберегают безбрежное пространство Арктики,  покидая его лишь на время. Суровой зимой они откочевывают чуть южнее только для того, чтобы оленям было легче под толстым слоем снега и льда найти корм – нежный мох - ягель.
В нашей стране их называют коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Заметьте - России, а не Америки или Канады. Если будут исчезать эти народы, то исчезнет и постоянное присутствие в нашей Арктике человека. Они – тихие хранители северных окраин российской земли, те же пограничники, только невооруженные.
Союз кочевых народов
Оленьи пастбища занимают одну четвертую часть суши на планете Земля. Долгое время не было возможности всем оленеводам встретиться вместе. И только в самом конце второго тысячелетия встреча состоялась.
1997 год. Россия. Мировой центр добычи газа – Надым. Сюда съехались лучшие представители оленеводческой профессии из многих стран и создали свою профессиональную организацию «Оленеводы мира». В нее вошли оленеводы России, Норвегии, Финляндии, Швеции, Монголии, Гренландии, Канады и других стран. Кстати, Великобритании тоже, поскольку английская королева – владелица самого крупного в мире частного оленьего стада.
«Российские оленеводы, – сказал избранный Президентом Ассоциации «Оленеводы мира» норвежец Йохан Матис Тури, – сумели сохранить уникальные древние традиции – то, что в Европе уже давно и безнадежно утрачено», и добавил, что российские олени красивее, больше размером, и  в отличие от скандинавских делятся на несколько разновидностей.
Когда западные гости посетили стан ямальских оленеводов, в подарок они привезли яркие синтетические арканы. Тут же выстроилась очередь из желающих их побросать: ненцы видели такие тынзяны впервые. Норвежцы удивленно рассматривали ненецкие арканы, сделанные из оленьей кожи и смазанные жиром налима. Норвежки примеряли ненецкие одежды из шкур, искусно орнаментированные разноцветными кусочками меха: каждая ягушка (зимняя одежда ненецкой женщины) имеет свой орнамент, свойственный только одному роду. Норвежки были одеты очень красиво, ярко, но наряды их были фабричного изготовления. У наших мастериц все было сшито вручную долгими полярными ночами при тусклом свете жирника. Но больше всего поражали головные уборы из меха оленя, украшенные сзади свисающими металлическими подвесками: чем тяжелее эти украшения, тем более гордая осанка у хозяйки.
Ненцы – по древним традициям – в честь приезда почетных гостей забили жертвенных оленей и тут же начали пить горячую оленью кровь, закусывая теплой печенкой. Зарубежные оленеводы удивленно смотрели на них, почти недоумевая: на западе уже давно забивают оленя механизированным способом, а подобный ритуал вообще отсутствует. Оленеводы России говорят: «Кто брезгует неостывшей оленьей кровью, тот может замерзнуть в тундре». Испить оленьей крови – это  набраться витаминов,  утолить голод, а главное, по-язычески причаститься  и побрататься.
 
Ямал – край Земли
В мире всего 6,5 миллиона голов оленей. Третья часть их кочует по российским просторам от Кольского полуострова до Чукотки. В России самый богатый оленный край – Ямал. Здесь на «краю земли»,  (так переводится слово «Я-мал» с ненецкого), живут две с половиной тысячи семей оленеводов, выпасая более 530 тысяч оленей. Финляндия, для сравнения, имеет всего 200 тысяч голов. По Ямальской земле кочует каждый второй российский олень.
Житель Ямала, еще недавно директор самого богатого в России оленеводческого совхоза, а сегодня Президент Союза оленеводов России Дмитрий Хороля сказал на Втором съезде оленеводов России, что в последние десять лет в большинстве российских регионов «кризис в оленеводстве приобрел обвальный характер. До столь низкой величины, как сегодня, поголовье оленей не падало с 1906 года». При этом продукция российского оленеводства во многом превосходит западную, даже скандинавы замечают, что наше мясо намного вкуснее. В Скандинавии же очень ограниченные пространства пастбищ, не хватает кормов, там используют разные сублимированные подкормки для повышения веса оленя. У нас, к счастью,  до сих пор большие просторы для выпаса животных и в достатке естественных кормов.
 
И профессия, и Образ жизни
На мгновение показалось, что это кинопленка, прокрученная дважды с перерывом в пять лет: в разных городах – Надыме в 1997 году и в Салехарде в 2002 году пришлось наблюдать похожую картину: здоровый детина в униформе выставлял за двери зала заседаний съезда оленеводов женщину с маленькими детьми, одетую в национальную одежду: «Пустите, – говорила она, я хочу послушать, о чем там говорят». «Не положено», – отвечал парень. Она не была делегатом съезда, но вместе со своей семьей прикочевала почти с берегов Ледовитого океана. Почему бы ей было не разрешить присутствовать на съезде людей своей профессии и своего образа жизни?
В зале почти не было истинных оленеводов – людей из тундры всегда можно отличить по загорелым обветренным лицам. Были ученые, общественные деятели, представители разных профессий, так или иначе связанных с оленеводством.
Довольно солидная делегация представляла Министерство сельского хозяйства России, в чьем ведении находится оленеводство.
Докладывал замминистра. Очень много говорил о количестве выведенных курами яиц, о килограммах надоенного от коров молока, а об оленеводстве почти ничего не сказал, лишь упомянул, что на Ямале положение значительно лучше, чем на других территориях, да сказал, что есть проблемы, которые надо решать. Невольно задумаешься, а бывал ли кто-либо из чиновников этого ведомства хоть раз у настоящих оленеводов, мерз ли в 50–60- градусные морозы в чуме, когда нет даже дров, чтобы растопить очаг. Вряд ли кто из них ходил круглое лето в резиновых сапогах, а потом мучился от ревматизма, вряд ли кто месяцами ждал вертолета с врачом на борту.
Одна из сотрудниц Минсельхоза, которая курировала оленеводство, на вопрос, как в ее ведомстве относятся к тому, что речь идет не только и не столько об отрасли сельского хозяйства, сколько об образе жизни, имеющем многовековую историю, быстро ответила заученной фразой: «Социалкой мы не занимаемся».
С глаз долой, из сердца вон. Все, что связано с оленем – поголовье, выход молодняка, килограммы полученного мяса – это Минсельхоз. Все, что связано с человеком: жилье, медобслуживание, обучение и прочее – это другому ведомству принадлежит, вернее, принадлежало когда-то Госкомсеверу. Потом его расформировали: уже не в первый раз. Потом народы Севера «были переданы» Миннацу, потом Минэкономразвития.
Работая круглогодично в экстремальных условиях, многие оленеводы гибнут, становятся калеками, а их семьи остаются без средств к существованию. У большинства единственный дом – чум. Но для этого дома надо выделать до 180 шкур оленей, причем для летнего чума – одни, для зимнего – другие. Надо иметь доски, чтобы выстелить пол суровой зимой, причем эти шкуры и эти доски надо все время возить за собой при многокилометровых кочевьях с Юга на Север и с Севера на Юг. Нужен очаг для приготовления пищи, хорошо бы – печь-буржуйку, в тундре она - большой дефицит. Нужны рации для связи с большим миром, хорошо бы сотовую связь здесь иметь. И это не прихоть,  не дань моде. Для оленеводов это – насущная необходимость. Думаю, они не отказались бы и от биотуалетов.
Много раз приходилось бывать за последние десять лет на съездах и конференциях, посвященных оленеводству. Все эти годы говорят практически об одном и том же: нужен брезент для покрытия чумов летом, нужны патроны, ружья для отстрела хищников, батарейки для приемников, снегоходы «Бураны». Разве это много и разве этим трудно сполна обеспечить оленных людей. Они же не требуют оплаты путевок на Кипр и никогда не потребуют! Хотя о Кипре тоже мечтают.
Исполнительный директор Союза оленеводов России Александр Комаров больше половины жизни прожил на Чукотке и проработал ветврачом. Он – русский, но хорошо  знает секреты жизни оленеводов. Выступая во время проведения осенью 2002 года дней Совета Федерации в Якутске, напомнил, что, охраняя и обживая северные границы государства Российского, оленеводы ничего не просят у этого государства. Ни квартирных компенсаций, которые положены им, как и всем другим северянам, если захотят покинуть Север и уехать на материк. Ни компенсаций за то, что не пользуются детскими садами и яслями, не получают питание для грудных детей на молочной кухне. Ни дотаций за отсутствие гарантированного Конституцией медицинского обслуживания. Они не пользуются службой быта, услугами учреждений культуры, торговли. Женщины не получают зарплату как швеи или портнихи за то, что полностью обшивают своих мужей и детей, причем без помощи швейных машин – вручную. Одежда нашей цивилизации оленеводам не подходит. Именно поэтому российскому оленеводству нужна государственная поддержка (не подачка, а законная поддержка) в размере не менее 450 миллионов рублей ежегодно.
 
 
 
Олени есть,  закона - нет
В России и за ее пределами многие наслышаны про панты. Препараты из них оказывают общеукрепляющее и оздоравливающее действие, лечат заболевания пищевого тракта и кожные.
Но мало кто знает про оленье мясо. Пожалуй, лишь единицы пробовали его. Борис Ельцин стал одним из таких счастливчиков, пробовал и хвалил блюдо из оленьего мяса, когда встречался в Хельсинки с Клинтоном в 1997 году.
Оленье мясо – лечебный экологически чистый продукт. Питается олень исключительно  мхом – ягелем, грибами и листьями кустарников. Мало кто знает, что из биологически активных веществ оленя можно получить семь препаратов, стимулирующих иммунную систему, пять – регулирующих эндокринную, семь – сердечно-сосудистую. Из оленьих костей делают клей, который используют в автомобильной промышленности и даже авиации.
К сожалению, в России, самой богатой оленями стране мира, до сих пор не налажено  производство качественной оленепродукции.
В Скандинавии северное оленеводство ценится исключительно высоко как отрасль. В Канаде, Швеции, Финляндии, Норвегии давно действуют законы, которые не мешают, а помогают жить оленеводам и владельцам оленьих стад, защищают их права. В Норвегии, к примеру, оленеводство патронируется Королем. В шведской Лапландии на территориях традиционного природопользования для коренных жителей выделяются фермерские наделы оленьих пастбищ, лесных и промысловых угодий, молодым саамам дают льготные кредиты на строительство усадьбы и хозяйственных построек.
Российские оленеводы в большинстве своем – пастухи, наемные работники акционированных колхозов и совхозов. Да, они имеют в них свой пай, но вряд ли знают об этом.
Наши оленеводы практически не защищены. Государственная Дума третьего созыва усилиями немногочисленных депутатов-северян разработала законопроект «О северном оленеводстве». Его принял Совет Федерации, а Президент не подписал.
Напишут ли новый закон? Это уже к вопросу об уровне цивилизованности нашего государства.
 
Новые технологии
Лет 20 назад в Скандинавии начали появляться мини-заводы по переработке оленепродукции. К нам на Север эти новые технологии приходят только сейчас. Первый в России мини-завод поставили в 1996 году недалеко от Усинска в Республике Коми при участии финской фирмы «Кометос». Подобный установили и в Мурманской области, на Ямале. Я присутствовала при открытии первого завода в Верхне-Колвинске под Усинском.
Олени шли на убой. Их глаза блестели фосфорическим цветом, то ли от предчувствия смерти, то ли от испуга. Они лезли друг на друга, начинали идти по кругу против часовой стрелки (все в тундре устроено так, что движется по солнцу), а тут олени шли против солнца, – на смерть. Коми-оленеводы стояли в стороне и смахивали слезы. Один тихо сказал: «Вон того белого, с колокольчиком, не отдам, лучше сам пойду. Это же мой вожак, я его 13 лет растил. Он должен умереть своей смертью».
Вот так. Вроде бы благое дело задумано – заводик открыть новый, технологиями новыми овладеть. Даже президент Республики Коми Ю. Спиридонов прилетел к открытию. Он очень хорошо знал проблемы оленеводов и всегда был доброжелателен к ним, сам когда–то застрял на месяц в чуме, тогда и узнал все премудрости оленного быта.
Но почему бы в тот день или накануне у оленеводов не спросить, как правильно организовать этот механизированный забой, почему не прислушаться к их тихим пожеланиям?!
 
Вековая мудрость
Считается, что, коряки – оленеводы от Бога. Корякское оленеводство всегда слыло самым развитым в мире. Прежде они не были ограничены территорией. Кочевали по всему Камчатскому полуострову, заходили и в Магаданскую область и на Чукотку, уводили свои стада в горы на ягельники и обязательно выходили к побережью обеих морей – Охотского и Берингова.
Коряки любили устраивать оленьи гонки. Со всех стойбищ в одно место собирались люди в местечке Калаваям (на мысе Усть-Хайрюзово). По обычаю ничего не ели, пока не приедут упряжки. Победителей премировали самыми ценными подарками – ремнями и подошвами из шкур нерпы для зимних сапог – торбасов.
Очень важны для жизни оленевода приметы. Если в стае черных ворон летит белая – жди большой беды. Так, однажды к стойбищу подлетела белая ворона. Шел 1941 год, вскоре объявили о начале Великой Отечественной.
Перед началом перестройки в стойбище, говорят, также залетела черная ворона с белым воротником. Тогда начали рушиться советские устои, была развязана война в Чечне.
Оленеводы считают, что каждый человек имеет свою птицу, и она ему рассказывает обо всех грядущих событиях, приносит новости, предупреждает. В древние времена, когда коряки воевали с чукчами, о приходе врага предупреждали куропатки.
У оленных коряков раньше не было разводов, более того, если парень не находил себе подругу жизни, а девушка – друга, их называли – «пэтатыльын» (гнилушка, состарившийся).
Как рассказывал житель Камчатки К. Тке, родители задолго до свадьбы обдумывали судьбы своих детей, сговаривались, когда потенциальные муж и жена были еще в пеленках из пыжика. Главное, чтобы они не были близкими родственниками: хотя бы - в третьем или четвертом поколении. Бывало и так, что сын сам искал себе подругу. Он отправлялся на оленях в соседнее стойбище на соревнования. Приехав туда, первым делом шел в лес за дровами, намекая на то,  что он приехал свататься. Слегка перекусив, уходил на дежурство в табун – помогать этой семье пасти оленей. Он так мог работать несколько месяцев, порой даже не ночуя в яранге. Если жених стоящий – его отправляли домой с молодой женой и приданным в виде десятка, а то и сотни оленей. Жених мог и не понравиться, тогда он отправлялся восвояси  ни с чем. Потом он ехал в другое,  третье стойбище, и так,  пока не найдет невесту. Не было у коряков вдов и вдовцов, не было и детей-сирот. Место мужа занимал брат или иной родственник, а если жена умирала, ее место занимала ее сестра. Так продолжался род.
 
Оленей не разводят, с ними живут рядом
Внешне оленеводы никогда не покажут, интересен им или нет ваш приезд. Встретят очень гостеприимно, обязательно тут же напоят горячим чаем. Потом все будут заниматься своим привычным делом. Здесь, кажется, ни одна минута не проходит впустую.
…Недалеко от Надыма раскинулось стойбище. Мужчины после долго кочевья чинили нарты, делали из тонких лиственниц хореи – палки для погонки оленей. Женщины были заняты привычной работой – сбивали снег с поверхности чума, рубили дрова, разрубали на куски оленье мясо, дети маленькими деревянными лопатками расчищали проход к чуму. Жизнь шла своим чередом.
В одном из чумов я познакомилась с семьей Вануйто. Где-то далеко, на берегу Ледовитого океана отец Хопка вместе с мамой многие годы пас нежных и ласковых оленей. Многих сын Слава помнил по именам, потому что вырос с ними вместе. Поскитавшись по свету, он вернулся, когда состарился и ослаб отец. Такой закон в тундре. Если ты бросишь престарелых родителей – ты не Ненэй Ненэць - не настоящий человек. 
В Ненецком автономном округе есть загадочное племя оленеводов, которые не приняли советскую власть, не сдались во время раскулачивания, кочуют себе без всякой «помощи» нашего родного государства, пасут своих оленей и счастливы, потому что у них все есть, и от нас им ничего не нужно. Летом женщины носят красивые сатиновые сарафаны покроя прошлого века, дети бегают загорелыми и розовощекими. Нет у них никаких паспортов и прописок, имена – старинные, а род ведется по материнской линии.
…Папа Римский Иоанн Павел II в одном из своих посланий сказал, что некоторые народы, особенно те, которые называются аборигенами, всегда находились в зависимости от своей земли, что связано с чувством их самосознания, с их племенными, культурными и религиозными традициями. Когда аборигенов лишают их земель, они теряют жизненно важный элемент своего существования, и перед ними встает опасность исчезновения как отдельного народа.
После 1917 и вплоть до 1993 года северные этносы рассматривались как «элемент северной действительности». Их никто не спрашивал, как они хотят жить. За них все решало государство. Конституция 1993 года признала ценность их образа жизни. Появились законы, защищающие их права. Им очень хотелось бы, чтобы с частой сменой наших правительств не менялся бы путь в отношении северных этносов, выбранный Россией 10-летие назад.
Послесловие
Олени были посланы богом. Тем, кто ушел с ними в тундру, сегодня лучше, чем оставшимся в поселках, насильно согнанным сюда в советское время. Многие из них сгинули от болезней и водки. Когда живут в тундре рядом с оленями, не пьют вовсе.
Современные кочевники, чудом устоявшие под натиском индустриальной цивилизации, сохранили свой многовековой образ жизни, полны достоинства, дружелюбны, не производят впечатление вымирающих народов.
Они рядом с оленем, значит, они живы. Потому что олень – это и есть их жизнь, их одежда, их транспорт, их врач, а главное – их Душа.
 
2
 


Рецензии